Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу- ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан-ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицирвать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).
№ | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | | п л а н | ф а к т |
1 | Литература и история | Урок отработки умений и рефлексии | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом. Решение тестов | Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? | | |
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) | Урок-изучение нового материала | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Восприятие текста народных песен, частушек, преданий и их выразительное чтение (исполнение). | Научиться определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической | Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков | Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях | | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной песни . Р.к. Песни, собранные в Ульяновской области. | Урок-изучение нового материала | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев | Научиться определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою монологической контекстной речью | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского | | |
4 | «Житие Александра Невского»: (фрагменты) | Урок- исследование | Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Выявление характерных для произведений литературы XVII века тем, образов и приёмов изображения человека. Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «воинская повесть», «сатирическая повесть»
| Научиться определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 . | | |
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 в. Тема коррупции «Когда всё в твоих руках» | Урок- изучение нового материала | Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII века. Формулирование вопросов по тексту произведений. Характеристика героев литературы XVII века и их нравственная оценка. Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов | Научиться определять жанровые признаки сатирической повести | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков взаимо-действия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | подготовить развёрнутый ответ | | |
6 | Д.И. Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. | Урок- изучение нового материала | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов комедии. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | Научиться определять идейно-этическую направленность комедии | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Перечитать комедию, выразительное чтение понравившегося эпизода. | | |
7 | Д.И. Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Урок-лекция с элементами беседы | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Письменный анализ эпизода комедии. Составление плана и создание письменного ответа на проблемный вопрос. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом | Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения отрывков комедии | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Учить определение классицизма | | |
8 | Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу. | Урок развития речи | Составление плана и создание письменного ответа на проблемный вопрос. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной монологической речью | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию. выразительные средства | Написать сочинение | | |
9 | И. А. Крылов. «Обоз» -басня о войне 1812 года. | Урок- изучение нового материала | Устный рассказ о писателе и истории создания произведения на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение басен Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Формулирование вопросов по тексту басни. Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Научиться понимать смысл произведения И.А. Крылова | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях | | |
10 | К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. | Урок- изучение нового материала | Устный рассказ о писателе и истории создания произведения на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Подбор примеров, иллюстрирующих особенности поэзии русского романтизма (на уровне содержания, языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «дума». | Научиться участвовать в коллективном диалоге | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике | Формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака» | | |
11 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «История Пугачёва». | Урок- лекция | Составление лексических и историко-культурных комментариев.Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Научиться аргументировать свою точку зрения | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Индивид. сообщения | | |
12 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. | Урок-анализ художественного текста | Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. | | | | Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».1-2 гл. (пересказ) | | |
13 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. | Урок-анализ художествен ного текста | Анализ ключевых эпизодов романа: «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым», «Гибель капитана Миронова», | Научиться понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста | Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | 3- 4 гл. ( пересказ) | | |
14 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. | Урок-анализ Художествен ного текста | Формулирование вопросов по тексту произведений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. | Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | 5-8 главы, пересказ | | |
15 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | Урок-анализ художествен ного текста | Анализ ключевых эпизодов романа: «Объяснение в императорском саду» и др. | Научиться анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля | Закончить работу в тетради | | |
16 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: ОБРАЗ ПРЕДВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ. | Урок-анализ художествен ного текста | Анализ различных форм выражения авторской позиции | Научиться определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи повести | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Прочитать гл. 8-12, собрать материал о Пугачёве, сравните образ героя в каждой гл. | | |
17 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ. | Урок-анализ художествен ного текста | Сопоставление фрагментов романа с традициями фольклора, с «Историей пугачёвского бунта». Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «историзм», «реализм», «роман». | Научиться аргументировать свою точку зрения | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» | | |
18 | Р. Р. . Подготовка к письменному ответу НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. | Урок Развития речи | Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Индивид. сообщения, стр.91-96, пересказ | | |
19 | А.С.Пушкин «Туча», « 19 ОКТЯБРЯ». | Урок-анализ стихотвор ного текста | Выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. | Научиться анализировать текст стихотворения | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Выучить наизусть (на выбор) | | |
20 | Вн. чт. А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» и др .(тема любви и творчества) | Урок-анализ стихотворного текста | Выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Выучить наизусть (на выбор) | | |
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | Урок контроля | Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Вспомнить факты из биографии М. Ю.Лермонтова | | |
22 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. | Урок-анализ лирического текста | Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Ответить на вопросы учебника | | |
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя. | Урок- анализ лирического текста | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана характеристики героя. | Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | Выучить наизусть отрывок «Бой с барсом» | | |
24 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы. | Урок- анализ лирического текста | . Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Научиться анализировать эпизод | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Подготовка к письменному ответу | | |
25 | Р.р. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Подготовка к письменному ответу НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. | Урок Развития речи | Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Закончить работу, начатую в классе | | |
26 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально - историческая комедия. | Урок- лекция | Устный рассказ о писателе и истории создания комедии на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов комедии, повести. | Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя Стр. 245-250 пересказ | | |
27 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Коррупция со времён Гоголя до наших дней-явление неискоренимое | Урок - анализ худо- жественного произведения | Выделение этапов развития сюжета комедии. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии | | |
28 | Н.В.Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Анализ ключевых эпизодов повести и комедии: «Первая встреча Хлестакова и городничего», «Сцена вранья», | Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | Стр.342 №4 В тетрадь ответ. | | |
29 | Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Выделение этапов развития сюжета комедии. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Научиться анализировать эпизод | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестаков | | |
30 | Р. р. Н.В.Гоголь. «Ревизор» . Подготовка к письменному ответу НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя, устный и письменный рассказ о герое по плану. | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Пересказ, характеристика «маленького человека» | | |
31 | Н.В.Гоголь. «Шинель»: как своеобразие реализации темы «маленького человека» | Урок - анализ худо- жественного произведения | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. | Научиться выявлять художественные особенности поэмы | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Пересказ, вопросы в тетради | | |
32 | Н.В.Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст» | Урок - анализ худо- жественного произведения | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | характеристика маленького человека | | |
33 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н. В. Гоголя. | Урок контроля | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Подготовка к вн. чтению | | |
34 | Вн. чт. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. | Научиться составлять характеристику героя (-ев) | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Вопросы в тетради | | |
35 | М. Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города: сюжет и герои. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагмента романа. | Научиться определять сатирические способы художественного изображения действительности | Познавательные: уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Индивидуальные сообщения, стр.3-14, пересказ | | |
36 | М. Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города: средство создания комического. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Характеристика тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания фрагмента романа. | Научиться определять признаки литературной пародии в художественном тексте | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Прочитать «Старый гений» Лескова. | | |
37 | Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Коррупция - порождение зла. | Урок - анализ худо- жественного произведения | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа. | Научиться аргументировать свои ответы | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Индивидуальные сообщения, стр.3-14, пересказ | | |
38 | Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика. | Урок анализ худо- жественного произведения | Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Нравственная оценка проблем и. героев. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Научиться аргументировать свои ответы | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Прочитать рассказ «После бала» | | |
39 | Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои. | Урок- лекция | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение рассказа. | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Стр.16-40 пересказ | | |
40 | Л.Н.Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа | Урок - анализ худо- жественного произведения | Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа. | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Подготовка к контрольной работе | | |
41 | Контрольная работа по творчеству М. Е. Салтыков – Щедрина, Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого. | Урок контроля | Тестирование (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. | Научиться составлять портрет героя | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Подобрать стихи о природе. | | |
42 | Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. | Урок-анализ лирического текста | Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Составление плана анализа стихотворения, его письменный анализ по плану. | Научиться анализи- ровать поэтический текст | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Наизусть по выбору | | |
43 | А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии) | Урок анализ худо- жественного произведения | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Стр.45-47 Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов | | |
44 | Вн. чт. А. П. Чехов «Человек в футляре» | Урок анализ худо- жественного произведения | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейноэмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Научиться определять особенности повествования А.П. Чехова | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Повторить тетмины по тетради | | |
45 | И. А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. | Урок анализ худо- жественного произведения | Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказов. | Научиться анализировать текст | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Прочитать «Куст сирени» | | |
46 | А. И. Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви. | Урок анализ худо- жественного произведения | Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. | Научиться анализировать текст рассказа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Стр.61-64 пересказ Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа | | |
47 | Р.р. Поговорим о превратностях любви. | Урок - диспут | Подготовка докладов и рефератов по русской литературе XX века. | Научиться анализировать текст рассказа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Подготовиться к контролю | | |
48 | Контрольная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | Урок контроля | Тестирование (по творчеству А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна) | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Повторить термины | | |
49 | А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. | Урок-анализ лирического текста | Подбор цитат на тему «История и современность в стихотворении А. А. Блока «Россия». Выразительное чтение стихотворения, фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. | Научиться определять тему и идею поэтического текста | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной Коммуникативные: строить монологические | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Наизусть Родина По материалам учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Подготовить выразительное чтение цикла | | |
50 | С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. | Урок анализ худо- жественного произведения | Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат из текста по заданной теме. Анализ стихотворения, различных форм выражения авторской позиции. | Научиться определять языковые и композиционные особенности поэмы | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Стр.130 Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. | | |
51 | Р. р. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. | Урок-конферен- ция. | Ответ на проблемный вопрос: В чём общность и различие образа Пугачёва в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина? | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности | Пресказстр.139 | | |
52 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа. | Научиться определять особенности повествования И.С. Шмелева | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Пресказстр. 139 | | |
53 | М.А.Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Выразительное чтение произведения.Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Индивид.сообщения. | | |
54 | Журнал «Сатирикон». « Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Устный рассказ о писателях, их журнале, произведениях, истории их создания на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение произведений | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
55 | ВН. чт. Тэффи «Жизнь и воротник» и другие рассказы. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Выразительное чтение произведений.Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров | Научиться аргументировать свой ответ | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Пересказ стр. 150 | | |
56 | Вн. чт. М. Зощенко «История болезни» и другие рассказы. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно - эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. | Научиться выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение. Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить чужие нравственные принципы со своими. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Пересказ стр. 164 | | |
57 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов поэмы | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | | |
58 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно - эмоционального содержания. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Научиться аргументировать свой ответ | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника | | |
59 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. | Урок анализ худо-жественно- го текста | Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции. | . Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Научиться анализировать эпизод | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора | | |
60 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение, песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Выявление художественно значимых изобразительно- выразительных средств языка писателя | Научиться определять жанровокомпозиционные особенности песен о Великой Отечественной войне | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Наизусть (по выбору) | | |
61 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. Составление сообщения о герое-повествователе. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа В.П. Астафьева | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Индивид. Сообщения, стр.18184, пересказ. | | |
62 | Р.р. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Выразительное чтение фрагментов рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. Составление сообщения о герое-повествователе. | Научиться применять алгоритм проведения анализа текста | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Рассказ о фотографии из семейного альбома | | |
63 | Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). | Урок – лекция | Сравнительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения. Викторина на знание текстов стихотворений и их художественных особенностей | Научиться выявлять характерные особенности лирики о природе | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Наизусть по выбору. | | |
64 | Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений, сопоставительный анализ лирических текстов | Научиться определять жанрово-стилистические черты лирического произведения | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Наизусть по выбору. | | |
65 | Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА. | Урок контроля | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 8 классе. | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания в | Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности | Перечитать «Ромео и Джульетта». | | |
66 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов произведений зарубежной литературы. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира,. | | |
67 | Сонет как форма лирической поэзии. | Урок - анализ худо-жественно- го текста | Сопоставление переводов сонетов, анализ сонета (в том числе с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сонетов. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Наизусть отрывок | | |
68 | Вн. чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отрывков) | Урок - анализ худо-жественно- го текста | . Выявление черт фольклора в комедии «Мещанин во дворянстве». Характеристика сюжета и героев произведения, его идейно-эмоционального содержания. Устный анализ эпизода. | Научиться определять жанрово-стилистические черты пьесы Ж.-Б. Мольера | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Чтение комедии | | |
69 | Вн. чт. В. Скотт. «Айвенго» | Урок - анализ худо-жественно- го текст | Характеристика сюжета и героев произведения, его идейно-эмоционального содержания. Устный анализ эпизода. | Научиться выразительно читать текст, анализировать текст | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Индивид. сообщения | | |
70 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | Урок – рефлексия | Устный рассказ о произведении или герое. Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов. | Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к обучению | Чтение книг по списку на лето. | | |