Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс.»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Красномаякская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________литературе_______________
учебный предмет
______________2016 – 2017 уч. год______________
учебный год
____________7 класс (2 часа в неделю)_____________
класс, количество часов в неделю
Составил:
Учитель__русского языка и литературы___
________Мироненко Светлана Николаевна____
п. Маякское
1.1. Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
4. Учебный план МОБУ «Красномаякская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год
5. Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008
6. Учебник-хрестоматия В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 7 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2006
1.2 Цели обучения:
Ведущие целевые установки в предмете (описание ценностных установок, формирование которых возможно осуществлять в рамках конкретного предмета)
Главная цель обучения литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение литературных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели обучения с учетом специфики предмета литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
1.3 Задачи обучения по предмету:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
коммуникативных: совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
1.4 Общая характеристика учебного предмета:
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
1.5 Общая характеристика учебного процесса:
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
1.6 Описание места учебного предмета в учебном плане:
Предмет литература относится к образовательной области «Филология».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования предмет «Литература» изучается с 5 по 9 класс и с10 по 11 класс.
На изучение литературы в 7 классе в основной школе отводится 2 часа в неделю: 2 часа из базисного учебного плана, всего 68 часов в год.
1.7 Результаты освоения конкретного учебного предмета:
Личностные результаты:
*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
*формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
*освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
*развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
*формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
*осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
*развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
*умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
*умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
*умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
*умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
*смысловое чтение;
*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
*формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
•понимание ключевых проблем изученных произведений
•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
* приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;
•формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч.)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества (6 ч.)
Предания
Предания как поэтическая биография народа. Исторические события в преданиях
Былины
«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Пословицы и поговорки
Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Своеобразие поэтического языка народных пословиц.
Теория литературы: пословицы и поговорки
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы (6 ч.)
Из «Повести временных лет» («О пользе книг»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (3ч.)
М.В. Ломоносов
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О, вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «К статуе Петра Великого». Мысли о просвещении, руссом языке; вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. Державин
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Из литературы первой половины XIX века (36 ч.)
А.С. Пушкин (9ч.)
Поэма «Полтава» (в сокращении), «Медный всадник»: образ Петра и тема России в поэмах. Гражданский пафос поэм. Изображение «массы» и персоналий в поэмах. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. Лермонтов (9ч.)
«Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
«Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В.Гоголь (3 ч. + 2 ч. р/р)
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.
Теория литературы: повесть.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. Тургенев (2 ч. + 2 ч. р/р)
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Бирюк» (как произведение о бесправных и обездоленных). Стихотворение в прозе «Русский язык»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. Некрасов (3 ч.)
Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
А.К. Толстой (1 ч.)
Краткие сведения о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Конфликт «рыцарства» и самовластья
Теория литературы:баллада.
М.Е. Салтыков-Щедрин (5 ч.)
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция
писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Из литературы второй половины XIX века (11 ч.)
Л.Н. Толстой (2 ч.)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Детство» (Автобиографический характер повести)
Теория литературы: повесть.
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
И.А. Бунин (3 ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказы: «Цифры» (Сложность взаимопонимания детей и взрослых); «Лапти».(Нравственный смысл рассказа)
Теория литературы: психологический рассказ
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.П. Чехов (3 ч.)
Рассказы: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска» и «Размазня». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Произведения русских поэтов Х1Х века о России (2 ч.)
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».
А. К. Толстой.
И.А Бунин «Родина»
В.А. Жуковский
М.Горький (6 ч.)
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
Из литературы XX века
В.В. Маяковский (3 ч.)
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
Л.Н. Андреев (2 ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Кусака» (Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека)
А.П. Платонов «Юшка» (4 ч.)
Краткие сведения о писателе. «Юшка» (Призыв к состраданию и уважению человека); «В прекрасном и яростном мире» (Труд как основа нравственности)
Б.Л. Пастернак (2 ч.)
Краткие сведения о писателе. Стихотворения «Июль», «Никого не будет дома»
Ф. Абрамов (2 ч.)
Краткие сведения о писателе. «О чём плачут лошади»
Теория литературы: литературные традиции
Е.И. Носов (2 ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Живое пламя» (Нравственные проблемы рассказа)
Ю.П. Казаков (2 ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Тихое утро» (Взаимовыручка как мерило нравственности человека)
А.Т. Твардовский (2 ч.)
Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные типы чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… »;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...»
и др.
Русские поэты XX века о России
А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»
М. И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою…»
Я.В. Смеляков. «История»;
А. И. Фатьянов. «Давно мы дома не были…»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»;
А. А. Вознесенский. «Муромский сруб»;
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
Р. Бёрнс
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Дж. Г. Байрон (1 ч.)
Краткие сведения о писателе. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (1 ч.)
Мацуо Басё
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
О. Генри
Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов» (Преданность и жертвенность во имя любви)
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования
№
П.п.
Темы сочинений
1.
Классное сочинение «Поучительный характер древнерусской литературы»
2.
Подготовка к классному сочинению по творчествуА..С.. Пушкина. Написание классного сочинения по творчеству А.С. Пушкина
3.
Подготовка кдомашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
4.
Подготовка к классному сочинениюпо творчеству М.Горького. Написание классного сочинения по творчеству М. Горького
5.
Классное сочинение по повести К.Г.Паустовского «Мещерская сторона»
- Чтение наизусть.
- Составление простого, сложного и цитатного плана к тексту.
- Пересказ текста.
- Сочинение по прочитанному произведению.
- Составление собственного текста.
- Анализ текста (прозаического, стихотворного)
- Тестирование.
- Составление сравнительных характеристик героев.
- Письменный ответ на вопрос.
Для проведения уроков по развитию речи используется учебно-методическое пособие Ф. Е. Соловьёва. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие.- М.: Русское слово,2010.
Для организации текущих проверочных работ – «Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 7 класс» Т. С. Петрова – М.: Московский лицей , 2001.; Ф. Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс»: в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2011.
4.Учебно-методическое обеспечение
Меркин Г. С., С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Меркин Г. С. Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 7класс.– М.: Московский лицей, 2001
Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие.- М.: Русское слово,2010.
Соловьёва Ф. Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс»: в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2011.
Электронно-цифровые ресурсы:
Библиотека школьника. ЗАО «АСУ-Импульс», 2002-2003.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7-8 классы.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
Оборудование
- Портреты писателей и поэтов.
- Раздаточный иллюстративный материал по литературе для 7 класса.
- Справочный материал.
- Папка «Анализ текста»
5. Планируемые результаты изучения предмета
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Приложение 2.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Нормы оценок сочинений:
Оценка «5»
Содержание и речь:
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Содержание и речь:
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Нормы оценок устных ответов:
«5»
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
Раскрыто основное содержание материала.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
Ответ самостоятельный.
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на- рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«3»
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
Не дано определение понятий.
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %
Приложения к рабочей программе № 1.
Календарно-тематическое планирование по литературе.7 класс.
№
Дата по факту
Дата по плану
Тема урока
Материал учебника
Вид урока. Основные виды деятельности
Домашнее
задание
1
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Стр. 3-6
Беседа.
Сообщения, читать предания
Устное народное творчество
2
Предания как поэтическая биография народа. Исторические события в преданиях.
Стр. 7-10
Лекция. Эвристическая беседа.
Стр. 7-10 чтение, пересказ.
3
Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.
Прославление мирного труда.
Стр. 11-23
Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выразительное чтение.
Прочитать былину «Садко».
4
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.
Стр. 24-35
Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету
Подготовить по 4 пословицы и поговорки.
5
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
Рассказ учителя. Беседа.
Повторить стр.7-23
Древнерусская литература
6
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.
Стр. 53-54
Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
Выучить
определение
поучения. Отрывок наизусть.
7
Отрывок из «Повести временных лет» («О пользе книг»).
Стр. 50-52
Работа над выразительным чтением.
прочитать стр. 54-63
8
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Стр. 54-63
Комментированное чтение
Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.
Подготовиться к пересказу эпизодов
Рассказ о Февронии
9
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
Стр. 54-63
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики
Подготовиться
отвечать на
контрольные
вопросы стр. 63
10К
Р
Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»
Урок контроля
Сообщения о Ломоносове и Державине
Русская литература 18 века (3 часа)
11
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».
Стр. 64-66
Лекция. Практикум анализа стихотворения.
Отзыв на
стихотворение
12
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» (отрывок). Понятие о жанре оды.
Стр. 67-68
Обучение устному рассказу и выразительному чтению.
Выучить отрывок из оды наизусть
13
Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
Стр. 68-71
Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.
Прочитать поэму Пушкина «Полтава»
Творчество А. С. Пушкина
14
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.
Стр. 72-76
Лекция
Выучить лекцию
15
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.
Анализ изобразительных средств.
Выучить отрывок наизусть
16
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.
Стр. 77-80
Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
17
Р/Р
А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
Стр. 80-87
Урок развития речи
Выучить отрывок из стихотворения.
Выучить
определение и особенности
баллады.
18
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.
Стр. 87-97
Эвристическая беседа.
Стр. 96-97 (вопросы)
19.
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.
Творчество М. Ю. Лермонтова
Эвристическая беседа
ответы на вопросы
20
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта VI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы
Стр. 114-136
Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу. Практикум
Рассказ «Пир Ивана Грозного»
21-22
. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.
Стр. 114-136
Эвристическая беседа. Практикум
Рассказ «Кулачный
бой на
Москва - реке»
23
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.
Стр. 138 -139
Практикум анализа стихотворения.
24
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Ответы на контрольные вопросы, тестирование
Гоголь
«Тарас Бульба» (прочитать)
Творчество Н. В. Гоголя
25
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Стр. 141 - 175
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики
Рассказ «Жизнь на Сечи»
26
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.
Стр. 175 - 185
Обучение устному рассказу
Рассказ об Остапе и Андрии
27
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.
Стр. 175 - 185
Обучение устному рассказу
Составить сопоставительную характеристику
28
Р/Р
Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)».
Урок развития речи
Написать сочинение
Творчество И. С. Тургенева
29
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказов.
Стр. 185-210
Рассказ учителя.
Читать рассказы И.С. Тургенева.
30Р/Р
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Стр. 210-211
Обучение выразительному чтению
Выучить
стихотворение «Русский язык»
Творчество Н. А. Некрасова
31
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
Стр. 227-245
Рассказ учителя. Практикум анализа эпизода
Стр. 244-245
(вопросы)
32
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
Стр. 227-245
Рассказ учителя. Практикум анализа эпизода
Стр. 244-245
(вопросы)
Устный рассказ о героине
с цитированием
33
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Стр. 245-250
Эвристическая беседа. Составление плана.
стр. 261-274
(прочитать)
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
34
М. Е. Салтыков-Щедрин . Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
Стр. 261-276
Эвристическая беседа
Художественный пересказ эпизодов
35
Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.
Стр. 261-276
Эвристическая беседа
Художественный пересказ эпизодов
36
Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина
Урок контроля
Стр. 276-295 (прочитать)
Творчество писателей 2-ой половины 19 века
37
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести
Стр. 276-295
Эвристическая беседа.
Устный рассказ
о героях
38
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.
Стр. 276-295
Беседа, обучение устному рассказу.
Бунин «Цифры»
39
Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе
Стр. 312-316
Горький «Детство»
40
А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Стр. 297-304
Эвристическая беседа
Горький «Детство» (прочитать)
41
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»
Беседа
Инсценировка
рассказов
42
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Эвристическая беседа
Бунин «Лапти»
43
И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.
Эвристическая беседа
Стр. 297-304
(прочитать, вопросы) Дом. соч
по рассказу
«Лапти»
Творчество А. М. Горького
44
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
Стр. 19-83
Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики
Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»
45-46
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
Стр. 19-83
Беседа с элементами пересказа
Подготовиться к художественному пересказу
47
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
Стр. 84-88
Урок внеклассного чтения.
Выучить отрывок
Творчество писателей первой половины 20 века
48
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Стр. 100-109
Анализ художественной формы стихотворения.
Выучить отрывок из стихотворения
49
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Стр. 110-111
Эвристическая беседа.
Отзыв на
стихотворение
50-51
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Стр. 89-99
Эвристическая беседа
Платонов «Юшка» (прочитать)
52-53
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на других людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Стр. 113-123
Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.
Платонов «В прекрасном и
яростном мире»
54
А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.
Стр. 123-138
Урок внеклассного чтения.
Подготовиться к сочинению
55
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( по произведениям писателей XX века)
Урок развития речи
56
Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.
Стр. 144-149
Практикум анализа лирического произведения
Выучить
стихотворение
57
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.
Стр. 159-167
Эвристическая беседа
Ответы
на проблемные
вопросы
58-59
Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.
Стр. 168-176
Эвристическая беседа
Сочинение –
отзыв по рассказу «Живое пламя»
60
Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.
Урок внеклассного чтения
61
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Стр.204-205.
прочитать
62
«Тихая моя родина…». Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий)
Стр. 212-220
Выучить
стихотворение
Зарубежная литература (9 часов)
63
Р. Бернс «Честная бедность».
Стр. 228-232
Эвристическая беседа. Слово учителя.
Миниатюра
«Каким я себе представляю поэта»
64
Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Стр. 233-234
Анализ поэтических интонаций.
Сообщения; иллюстрации
65
Японские хокку. Особенности жанра.
Стр. 235-240
Анализ хокку.
О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)
66
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.
Стр. 241-248
Семинар
Луиджи Пиранделло «Черепаха» (прочитать)
67
Луиджи Пиранделло «Черепаха»
Стр. 249-262
Урок внеклассного чтения
68
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Подведение итогов. Рекомендации на лето.