kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7  класс по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс.»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Красномаякская средняя общеобразовательная школа»

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ________________литературе_______________

учебный предмет

______________2016 – 2017 уч. год______________

учебный год

____________7 класс (2 часа в неделю)_____________

класс, количество часов в неделю











Составил:

Учитель__русского языка и литературы___

________Мироненко Светлана Николаевна____


















п. Маякское

1.1. Пояснительная записка

Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы

Рабочая программа составлена на основе:

  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».



 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

4. Учебный план МОБУ «Красномаякская СОШ»  на 2016 – 2017 учебный год

5. Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008

6. Учебник-хрестоматия В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 7 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2006


1.2 Цели обучения:

Ведущие целевые установки в предмете (описание ценностных установок, формирование которых возможно осуществлять в рамках конкретного предмета)

Главная цель обучения литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение литературных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели обучения с учетом специфики предмета литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


1.3 Задачи обучения по предмету:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;

  • коммуникативных: совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

  • 1.4 Общая характеристика учебного предмета:


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


1.5 Общая характеристика учебного процесса:


Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.


Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

1.6 Описание места учебного предмета в учебном плане:

Предмет литература относится к образовательной области «Филология».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования предмет «Литература» изучается с 5 по 9 класс и с10 по 11 класс.

На изучение литературы в 7 классе в основной школе отводится 2 часа в неделю: 2 часа из базисного учебного плана, всего 68 часов в год.

1.7 Результаты освоения конкретного учебного предмета:

Личностные результаты:

*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

*формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим и людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

*освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

*развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

*формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

*формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

*осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

*развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

*умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

*умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

*умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*смысловое чтение;

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

*формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

•понимание ключевых проблем изученных произведений

•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

* приобщение к духовно нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно нравственными ценностями других народов;

•формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. Содержание учебного предмета.

Введение (1 ч.)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое­образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества (6 ч.)

Предания

Предания как поэтическая биография народа. Исторические события в преданиях

Былины

«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Пословицы и поговорки

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Свое­образие поэтического языка народных пословиц.

Теория литературы: пословицы и поговорки

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (6 ч.)

Из «Повести временных лет» («О пользе книг»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо­вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элемен­тами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па­мятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века (3ч.)

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О, вы, ко­торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «К статуе Петра Великого». Мысли о просвещении, руссом языке; вера в творческие спо­собности народа, рассуждения о значении поэтического тру­да. Тематика поэтиче­ских произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной лите­ратуры.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш­ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. Державин

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Отражение в назва­нии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие сти­хотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра­зие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Из литературы первой половины XIX века (36 ч.)

А.С. Пушкин (9ч.)

Поэма «Полтава» (в сокращении), «Медный всадник»: образ Петра и тема России в поэмах. Гражданский пафос поэм. Изображение «массы» и персоналий в поэмах. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летопис­ном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предска­зание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный об­раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по­слание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи­зусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. Лермонтов (9ч.)

«Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и ос­новные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, вер­ность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характери­стики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художе­ственное богатство «Песни...».

«Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире­ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве­дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в истори­ко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В.Гоголь (3 ч. + 2 ч. р/р)

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.

Теория литературы: повесть.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха­рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите­ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. Тургенев (2 ч. + 2 ч. р/р)

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Бирюк» (как произведение о бесправных и обездоленных). Стихотворение в прозе «Русский язык»: тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. Некрасов (3 ч.)

Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Размышления у парадного подъез­да», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произве­дений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; вер­ность, преданность, независимость, стойкость, чванство, рав­нодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи­ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си­бирскими дорогами декабристок».

А.К. Толстой (1 ч.)

Краткие сведения о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Конфликт «рыцарства» и самовластья

Теория литературы:баллада.

М.Е. Салтыков-Щедрин (5 ч.)

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокор­мил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Свое­образие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справед­ливость; приемы создания образа помещика. Позиция

писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази­тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле­пашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые карти­ны...» и др.

Из литературы второй половины XIX века (11 ч.)

Л.Н. Толстой (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Детство» (Автобиографический характер повести)

Теория литературы: повесть.

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассужде­ние.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

И.А. Бунин (3 ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказы: «Цифры» (Сложность взаимопонимания детей и взрослых); «Лапти».(Нравственный смысл рассказа)

Теория литературы: психологический рассказ

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази­тельное чтение, различные виды пересказа.

А.П. Чехов (3 ч.)

Рассказы: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска» и «Размазня». Разоблачение бесприн­ципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Произведения русских поэтов Х1Х века о России (2 ч.)

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

А. К. Толстой.

И.А Бунин «Родина»

В.А. Жуковский

М.Горький (6 ч.)

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и об­стоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, за­висть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жа­лость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобио­графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

Из литературы XX века

В.В. Маяковский (3 ч.)

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Мая­ковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художе­ственное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в ли­рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

Л.Н. Андреев (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Кусака» (Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека)

А.П. Платонов «Юшка» (4 ч.)

Краткие сведения о писателе. «Юшка» (Призыв к состраданию и уважению человека); «В прекрасном и яростном мире» (Труд как основа нравственности)

Б.Л. Пастернак (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. Стихотворения «Июль», «Никого не будет дома»

Ф. Абрамов (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. «О чём плачут лошади»

Теория литературы: литературные традиции

Е.И. Носов (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Живое пламя» (Нравственные проблемы рассказа)

Ю.П. Казаков (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Тихое утро» (Взаимовыручка как мерило нравственности человека)

А.Т. Твардовский (2 ч.)

Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворе­ния, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные типы чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне по­этов XX века»:

А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи­ны… »;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...»

и др.

Русские поэты XX века о России

А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»

М. И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою…»

Я.В. Смеляков. «История»;

А. И. Фатьянов. «Давно мы дома не были…»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»;

А. А. Вознесенский. «Муромский сруб»;

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из по­этических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

Р. Бёрнс

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы сти­хотворений: чувство долга, воинская честь, народное предста­вление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллего­рия.

Дж. Г. Байрон (1 ч.)

Краткие сведения о писателе. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (1 ч.)

Мацуо Басё

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

О. Генри

Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов» (Преданность и жертвенность во имя любви)


3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования



П.п.

Темы сочинений

1.

Классное сочинение «Поучительный характер древнерусской литературы»

2.

Подготовка к классному сочинению по творчествуА..С.. Пушкина. Написание классного сочинения по творчеству А.С. Пушкина

3.

Подготовка кдомашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева

4.

Подготовка к классному сочинениюпо творчеству М.Горького. Написание классного сочинения по творчеству М. Горького

5.

Классное сочинение по повести К.Г.Паустовского «Мещерская сторона»


- Чтение наизусть.

- Составление простого, сложного и цитатного плана к тексту.

- Пересказ текста.

- Сочинение по прочитанному произведению.

- Составление собственного текста.

- Анализ текста (прозаического, стихотворного)

- Тестирование.

- Составление сравнительных характеристик героев.

- Письменный ответ на вопрос.

Для проведения уроков по развитию речи используется учебно-методическое пособие Ф. Е. Соловьёва. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие.- М.: Русское слово,2010.

Для организации текущих проверочных работ – «Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 7 класс» Т. С. Петрова – М.: Московский лицей , 2001.; Ф. Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс»: в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2011.

4.Учебно-методическое обеспечение

Меркин Г. С., С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  1. Меркин Г. С. Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

  2. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 7класс.– М.: Московский лицей, 2001

  3. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие.- М.: Русское слово,2010.

  4. Соловьёва Ф. Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс»: в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2011.

Электронно-цифровые ресурсы:

  1. Библиотека школьника. ЗАО «АСУ-Импульс», 2002-2003.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7-8 классы.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.


Оборудование

- Портреты писателей и поэтов.

- Раздаточный иллюстративный материал по литературе для 7 класса.

- Справочный материал.

- Папка «Анализ текста»


5. Планируемые результаты изучения предмета

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.
















Приложение 2.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Нормы оценок сочинений:

Оценка «5»

Содержание и речь:

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь:

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначи­тельные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 ор­фографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грам­матические ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструк­ции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 ор­фографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грам­матические ошибки.

Оценка «2»

Содержание и речь:

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсут­ствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными пред­ложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи не­правильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

  6. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 ор­фографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических оши­бок.

  1. Нормы оценок устных ответов:

«5»

  1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме про­граммы.

  2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

  3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

  4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

  5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

  6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«4»

  1. Раскрыто основное содержание материала.

  2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

  3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

  6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на-
    рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«3»

  1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

  2. Не дано определение понятий.

  3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из на­блюдений и опытов.

  1. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

  2. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминоло­гии и определении понятий.

  3. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.

«2»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

  2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

  3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %



  1. Приложения к рабочей программе № 1.

  2. Календарно-тематическое планирование по литературе.7 класс.

    1. Дата по факту

    1. Дата по плану

    1. Тема урока

    1. Материал учебника

    1. Вид урока. Основные виды деятельности

    1. Домашнее

    2. задание

    1. 1

    1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

    1. Стр. 3-6

    1. Беседа.

    1. Сообщения, читать предания

    1. Устное народное творчество

    1. 2

    1. Предания как поэтическая биография народа. Исторические события в преданиях.

    1. Стр. 7-10

    1. Лекция. Эвристическая беседа.

    1. Стр. 7-10 чтение, пересказ.

    1. 3

    1. Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.

    2. Прославление мирного труда.

    1. Стр. 11-23

    1. Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выразительное чтение.

    1. Прочитать былину «Садко».

    1. 4

    1. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

    1. Стр. 24-35

    1. Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету

    1. Подготовить по 4 пословицы и поговорки.

    1. 5

    1. Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

    1. Рассказ учителя. Беседа.

    1. Повторить стр.7-23

    1. Древнерусская литература

    1. 6

    1. Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

    1. Стр. 53-54

    1. Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

    1. Выучить

    2. определение

    3. поучения. Отрывок наизусть.

    1. 7

    1. Отрывок из «Повести временных лет» («О пользе книг»).

    1. Стр. 50-52

    1. Работа над выразительным чтением.

    1. прочитать стр. 54-63

    1. 8

    1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

    1. Стр. 54-63

    1. Комментированное чтение

    2. Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.

    1. Подготовиться к пересказу эпизодов

    2. Рассказ о Февронии

    1. 9

    1. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

    1. Стр. 54-63

    1. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

    1. Подготовиться

    2. отвечать на

    3. контрольные

    4. вопросы стр. 63

    1. 10К

    2. Р

    1. Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

    1. Урок контроля

    1. Сообщения о Ломоносове и Державине

    1. Русская литература 18 века (3 часа)

    1. 11

    1. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

    1. Стр. 64-66

    1. Лекция. Практикум анализа стихотворения.

    1. Отзыв на

    2. стихотворение

    1. 12

    1. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» (отрывок). Понятие о жанре оды.

    1. Стр. 67-68

    1. Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

    1. Выучить отрывок из оды наизусть

    1. 13

    1. Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

    1. Стр. 68-71

    1. Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.

    1. Прочитать поэму Пушкина «Полтава»

    1. Творчество А. С. Пушкина

    1. 14

    1. А. С. Пушкин. Слово о поэте. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

    1. Стр. 72-76

    1. Лекция

    1. Выучить лекцию

    1. 15

    1. А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.

    1. Анализ изобразительных средств.

    1. Выучить отрывок наизусть

    1. 16

    1. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.

    1. Стр. 77-80

    1. Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

    1. 17

    2. Р/Р

    1. А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

    1. Стр. 80-87

    1. Урок развития речи

    1. Выучить отрывок из стихотворения.

    2. Выучить

    3. определение и особенности

    4. баллады.

    1. 18

    1. А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

    1. Стр. 87-97

    1. Эвристическая беседа.

    1. Стр. 96-97 (вопросы)

    1. 19.

    1. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

    2. Творчество М. Ю. Лермонтова

    1. Эвристическая беседа

    1. ответы на вопросы

    1. 20

    1. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта VI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

    1. Стр. 114-136

    1. Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу. Практикум

    1. Рассказ «Пир Ивана Грозного»

    1. 21-22

    1. . Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

    1. Стр. 114-136

    1. Эвристическая беседа. Практикум

    1. Рассказ «Кулачный

    2. бой на

    3. Москва - реке»

    1. 23

    1. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

    1. Стр. 138 -139

    1. Практикум анализа стихотворения.

    1. 24

    1. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

    1. Ответы на контрольные вопросы, тестирование

    1. Гоголь

    2. «Тарас Бульба» (прочитать)

    1. Творчество Н. В. Гоголя

    1. 25

    1. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

    2. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

    1. Стр. 141 - 175

    1. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

    1. Рассказ «Жизнь на Сечи»

    1. 26

    1. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

    1. Стр. 175 - 185

    1. Обучение устному рассказу

    1. Рассказ об Остапе и Андрии

    1. 27

    1. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

    1. Стр. 175 - 185

    1. Обучение устному рассказу

    1. Составить сопоставительную характеристику

    1. 28

    2. Р/Р

    1. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)».

    1. Урок развития речи

    1. Написать сочинение

    1. Творчество И. С. Тургенева

    1. 29

    1. И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

    2. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказов.

    1. Стр. 185-210

    1. Рассказ учителя.

    1. Читать рассказы И.С. Тургенева.

    1. 30Р/Р

    1. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

    1. Стр. 210-211

    1. Обучение выразительному чтению

    1. Выучить

    2. стихотворение «Русский язык»

    1. Творчество Н. А. Некрасова

    1. 31

    1. Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

    1. Стр. 227-245

    1. Рассказ учителя. Практикум анализа эпизода

    1. Стр. 244-245

    2. (вопросы)

    1. 32

    1. Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

    1. Стр. 227-245

    1. Рассказ учителя. Практикум анализа эпизода

    1. Стр. 244-245

    2. (вопросы)

    3. Устный рассказ о героине

    4. с цитированием

    1. 33

    1. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

    1. Стр. 245-250

    1. Эвристическая беседа. Составление плана.

    1. стр. 261-274

    2. (прочитать)

    1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

    1. 34

    1. М. Е. Салтыков-Щедрин . Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

    1. Стр. 261-276

    1. Эвристическая беседа

    1. Художественный пересказ эпизодов

    1. 35

    1. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

    1. Стр. 261-276

    1. Эвристическая беседа

    1. Художественный пересказ эпизодов

    1. 36

    1. Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина

    1. Урок контроля

    1. Стр. 276-295 (прочитать)

    1. Творчество писателей 2-ой половины 19 века

    1. 37

    1. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

    1. Стр. 276-295

    1. Эвристическая беседа.

    1. Устный рассказ

    2. о героях

    1. 38

    1. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

    1. Стр. 276-295

    1. Беседа, обучение устному рассказу.

    1. Бунин «Цифры»

    1. 39

    1. Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

    1. Стр. 312-316

    1. Горький «Детство»

    1. 40

    1. А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

    1. Стр. 297-304

    1. Эвристическая беседа

    1. Горький «Детство» (прочитать)

    1. 41

    1. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

    1. Беседа

    1. Инсценировка

    2. рассказов

    1. 42

    1. И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

    1. Эвристическая беседа

    1. Бунин «Лапти»

    1. 43

    1. И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

    1. Эвристическая беседа

    1. Стр. 297-304

    2. (прочитать, вопросы) Дом. соч

    3. по рассказу

    4. «Лапти»

    1. Творчество А. М. Горького

    1. 44

    1. М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

    1. Стр. 19-83

    1. Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики

    1. Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»

    1. 45-46

    1. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

    1. Стр. 19-83

    1. Беседа с элементами пересказа

    1. Подготовиться к художественному пересказу

    1. 47

    1. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

    1. Стр. 84-88

    1. Урок внеклассного чтения.

    1. Выучить отрывок

    1. Творчество писателей первой половины 20 века

    1. 48

    1. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

    1. Стр. 100-109

    1. Анализ художественной формы стихотворения.

    1. Выучить отрывок из стихотворения

    1. 49

    1. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

    1. Стр. 110-111

    1. Эвристическая беседа.

    1. Отзыв на

    2. стихотворение

    1. 50-51

    1. Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

    1. Стр. 89-99

    1. Эвристическая беседа

    1. Платонов «Юшка» (прочитать)

    1. 52-53

    1. А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на других людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

    1. Стр. 113-123

    1. Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.

    1. Платонов «В прекрасном и

    2. яростном мире»

    1. 54

    1. А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

    1. Стр. 123-138

    1. Урок внеклассного чтения.

    1. Подготовиться к сочинению

    1. 55

    1. Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( по произведениям писателей XX века)

    1. Урок развития речи

    1. 56

    1. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

    1. Стр. 144-149

    1. Практикум анализа лирического произведения

    1. Выучить

    2. стихотворение

    1. 57

    1. Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

    1. Стр. 159-167

    1. Эвристическая беседа

    1. Ответы

    2. на проблемные

    3. вопросы

    1. 58-59

    1. Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

    1. Стр. 168-176

    1. Эвристическая беседа

    1. Сочинение –

    2. отзыв по рассказу «Живое пламя»

    1. 60

    1. Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

    1. Урок внеклассного чтения

    1. 61

    1. Дмитрий Сергеевич Лихачев

    1. Стр.204-205.

    1. прочитать

    1. 62

    1. «Тихая моя родина…». Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий)

    1. Стр. 212-220

    1. Выучить

    2. стихотворение

    1. Зарубежная литература (9 часов)

    1. 63

    1. Р. Бернс «Честная бедность».

    1. Стр. 228-232

    1. Эвристическая беседа. Слово учителя.

    1. Миниатюра

    2. «Каким я себе представляю поэта»

    1. 64

    1. Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

    1. Стр. 233-234

    1. Анализ поэтических интонаций.

    1. Сообщения; иллюстрации

    1. 65

    1. Японские хокку. Особенности жанра.

    1. Стр. 235-240

    1. Анализ хокку.

    1. О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

    1. 66

    1. О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

    1. Стр. 241-248

    1. Семинар

    1. Луиджи Пиранделло «Черепаха» (прочитать)

    1. 67

    1. Луиджи Пиранделло «Черепаха»

    1. Стр. 249-262

    1. Урок внеклассного чтения

    1. 68

    1. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Подведение итогов. Рекомендации на лето.

    1. Беседа. Тестирование.

    1. Список для летнего чтения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе 7 класс.

Автор: Мироненко Светлана Николаевна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 409041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства