Приложение 3 Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | Дидактическая единица содержания | Методические материалы | УДД | Оборудование, демонстрации |
План | Факт | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Введение (1ч) |
1 | | | Писатели – создатели, хранители и любители книг. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. | | Иметь «стартовую» мотивацию к обучению | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Уметь пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения | Роды литературы |
Устное народное творчество (4ч) |
2 | | | Обрядовый фольклор | Малые жанры фольклора. | | Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи | Фольклор |
3 | | | Р.Р. Пословицы и поговорки | Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Уметь толковать прямой и переносный смысл пословиц, поговорок | Фольклор |
4 | | | Загадки | Загадка как метафора, вид словесной игры/ | | Сформировать этические чувства, доброжелатености и эмоционально-нравственной отзывчивости | Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Уметь составлять план устного высказывания | Олицетворение |
5 | | | К.Р. Контрольная работа 1 по теме «Устное народное творчество» | Контрольная работа. | | Сформировать ценностное отношения к наследию устного народного творчества | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Из древнерусской литературы (2ч) |
6 | | | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). | | Сформировать внутреннюю позицию школьника на основе поступков положительного героя | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, уметь с пересказывать эпизоды. | Древнерусская литература |
7 | | | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях | Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). | | Сформировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию. | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, уметь с пересказывать эпизоды, выделят мораль сказки | Летопись |
Из русской литературы XVIII века (1ч) |
8 | | | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». | Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия | | Сформировать навыки исследовательской деятельности. | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | Олицетворение, аллегория |
Из русской литературы XIX века (54ч) |
ИванАндреевичКрылов (3ч) |
9 | | | Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик» | Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова | | Сформировать навык самоанализа и самоконтроля, способности вести диалог с другими людьми | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Уметь понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Сказка |
10 | | | Р.Р. И.А. Крылов. Басня «Осел и соловей». | Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | Уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям. | Аллегория |
11 | | | К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня» | Контрольная работа. | | Сформировать ценностное отношения к басням. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Александр Сергеевич Пушкин (18ч) |
12 | | | «Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта. | Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.. Вдохновение как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. | | Сформировать навык самоанализа и самоконтроля, способности вести диалог с другими людьми | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Уметь анализировать текст стихотворения | Лирика |
13 | | | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». | Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | | Сформировать навык самоанализа и самоконтроля, способности вести диалог с другими людьми | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь правильно и четко давать отвнты на поставленные вопросы | Лирический герой |
14 | | | А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» | И. И. Пущину». Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь аргументировать свою точку зрения | Лирический герой |
15 | | | Р.Р. Лирика А.С. Пушкина | Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. | | Сформировать навык самоанализа и самоконтроля | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь аргументировать свою точку зрения | Лирика как род литературы |
16 | | | А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка» | Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь извлекать необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | Уметь определять особенности повествования | Рассказ |
17 | | | Р.Р. «Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя | Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. | | Сформировать навык исследовательской и творческой деятельности | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь определять особенности повествования | Эпический герой |
18 | | | К.Р. Контрольная работа № 3 по повести Пушкина «Барышня-крестьянка» | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
19 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | | | Сформировать навык самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. | Уметь выявлять характерные художественные приемы повествования | |
20 | | | История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I) | История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь анализировать эпизод | Повесть, сюжет |
21 | | | Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | Сравнительная характеристика героев |
22 | | | Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V) | Нравственная проблематика произведения. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | Эпический герой |
23 | | | Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII) | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь аргументировать свою точку зрения | Литературный образ |
24 | | | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь характеризовать героя повести | Характеристика героя |
25 | | | Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | | Сформировать навык самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Уметь понимать смысл произведения и видеть главное | Идея |
26 | | | Р.Р. Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы | Образ |
27 | | | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | Средства выражения авторского отношения к героям романа. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выявлять авторское отношение к героям повести | Идея |
28 | | | К.Р. Контрольная работа № 4 по повести Пушкина «Дубровский» | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
29 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | | | Сформировать навык самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. | Уметь выявлять характерные художественные приемы повествования | |
Михаил Юрьевич Лермонтов (4ч) |
30 | | | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи» | Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь анализировать текст стихотворения | Лирика |
31 | | | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь извлекать необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | Уметь анализировать текст стихотворения | Пейзаж |
32 | | | Р.Р. Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес». | Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. | | Сформировать способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта | Лирический герой |
33 | | | К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Иван Сергеевич Тургенев (5ч) |
34 | | | И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. | | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь строить сообщение исследовательского характера вустной форме | Уметь составлять литературный портрет писателя по алгоритму выполнения задания | |
35 | | | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | Рассказ «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь составлять характеристику героев | Рассказ |
36 | | | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» | Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | Эпический герой |
37 | | | Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | Роль картин природы в рассказе. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь определять роль изображения природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | Пейзаж |
38 | | | Проект. Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | Проект. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь выполнять индивидуальное задание в проектной коллективной деятельности | Портрет литературного героя |
Федор Иванович Тютчев (3ч) |
39 | | | Ф.И. Тютчев. Литературный портрет поэта | Философская проблематика стихотворений Тютчева. . | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Уметь составлять литературный портрет поэта по алгоритму выполнения задания | Биография |
40 | | | Р.Р. Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева. | Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь анализировать поэтический текст | Анализ стихотворения |
41 | | | Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева. | «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии | Пейзаж |
Афанасий Афанасьевич Фет (2ч) |
42 | | | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Учись у них - у дуба, у берещы...» | Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь определять черты пейзажной лирики | Лирический герой |
43 | | | Р.Р. Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета | Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь определять особенности звукового строя стихотворения | Пейзаж |
Николай Алексеевич Некрасов (6ч) |
44 | | | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда | Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь анализировать текст. | «Крестьянские дети» |
45 | | | Композиция стихотворения «Железная дорога». | Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь анализировать поэтический текст. | Анализ стихотворения |
46 | | | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» | Сочетание реальных и фантастических картин. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь определять тему и идею стихотворения | Идея |
47 | | | Р.р. Чтение наизусть отрывков стихотворения. | Р.р. Чтение наизусть отрывков стихотворения. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Уметь определять языковые и композиционные особенности стихотворения | Композиция |
48 | | | Р.Р. Трёхсложные размеры стиха | | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении. | Фантастика |
49 | | | К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям писателей 19в. | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Николай Семенович Лесков (6ч) |
50 | | | Н. С. Лесков. Литературный портрет писателя. | Н. С. Лесков. Литературный портрет писателя. | | Сформировать навык взаимодествия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Уметь составлять литературный портрет писателя по алгоритму выполнения задания | Биография |
51 | | | Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша» | «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Уметь аргументировать свой ответ | Сказ |
52 | | | Характеристика персонажей сказа | Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь определять особенности языка сказа | Сказ |
53 | | | Р.Р. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». | Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь определять приемы создания комического в сказе Н.С. Лескова | Образ повествователя |
54 | | | Р.Р. Сказовая форма повествования. Проект | Проект. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Уметь выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы | Стиль |
55 | | | К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Антон Павлович Чехов (3ч) |
56 | | | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь составлять литературный портрет писателя по алгоритму выполнения задания | Биография |
57 | | | Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Юмор |
58 | | | Р.Р. Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали | Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Чехова | Художественная деталь |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4ч) |
59 | | | Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь применять алгоритм проведения анализа поэтического текста | Лирика |
60 | | | Р.Р. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольется...». Особенности пейзажной лирики | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Уметь определять особенности пейзажной лирики. | Пейзаж |
61 | | | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Проект | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы | Лирический герой |
62 | | | К.Р. Контрольная работа № 8 по стихотворениям поэтоd 19 века | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Из русской литературы XX века (28ч) |
Александр Иванович Куприн (3ч) |
63 | | | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | Реальная основа и содержание рассказа.. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Уметь выявлять характерные особенности содержания рассказа | Рассказ |
64 | | | Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | Образ главного героя. Тема служения людям | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь составлять устную и письменную характеристику героя | Эпический герой |
65 | | | Р.Р. Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | Образ главного героя. Тема служения людям | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Уметь определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Тема |
Андрей Платонович Платонов (3ч) |
66 | | | А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. | А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Уметь составлять литературный портрет писателя по алгоритму выполнения задания | Биография |
67 | | | «Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас. | Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь определять идейное своеобразие рассказа. | Сказка |
68 | | | Р.Р. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | Философская символика образа цветка. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь выявлять способы выражения авторской позиции в рассказе. | Характеристика героя |
Александр Степанович Грин (3ч) |
69 | | | А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» | Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь определять жанрово-композиционные особенности рассказа. | Повесть |
70 | | | Главные герои повести А.С. Грина «Алые паруса» | История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать текст | Композиция |
71 | | | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выразительно читать текст по ролям, владеть навыками проектной деятельности | Идея |
Произведения о Великой Отечественной войне (8ч) |
72 | | | Р.Р. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Солдатские будни в стихотворениях о войне. | Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Лирика |
73 | | | Д.С. Самойлов. «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний | Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь систематизировать и обобщать теоретический материал | Лирика |
Виктор Петрович Астафьев (3ч) |
74 | | | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Уметь определять идейно-художественное своеобразие прозаического текста | Рассказ |
75 | | | Нравственные проблемы рассказа. | Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. | | Сформировать навык аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Уметь анализировать эпизод по алгоритму выполнения задачи | Эпизод |
76 | | | К.Р. Контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Валентин Григорьевич Распутин (3 ч) |
77 | | | В.Г.Распутин «Уроки французского» | Изображение трудностей послевоенного времени. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь анализировать прозаический текст. | Нравственная проблематика |
78 | | | Нравственные проблемы рассказа. | События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Нравственная проблематика произведения | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Уметь пересказывать текст с диалоговыми включениями. | Образ героя |
79 | | | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы | Тема, идея |
Родная природа в русской поэзии 20 века (4ч) |
80 | | | А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине | Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выразительно читать стихотворный текст. | Лирика |
81 | | | Р.Р. С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» | Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием | Уметь выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств. | Пейзаж |
82 | | | Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова | Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Уметь выразительно читать стихи | Лирический герой |
83 | | | К.Р. Контрольная работа № 10 по стихотворениям о природе поэтов 20 века. | Контрольная работа. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
Писатели улыбаются (5ч) |
В.М. Шукшин (2ч) |
84 | | | В. М. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Критики» | Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Уметь характеризовать литературного героя | Литературный герой |
85 | | | Образ «странного» героя в рассказах Шукшина. | Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя. | | Сформировать навык аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задания | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Уметь анализировать прозаический текст. | Литературный герой |
Фазиль Искандер (3ч) |
86 | | | Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | Влияние учителя на формирование детского характера. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Знать способы аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками | Рассказ |
87 | | | Смысл названия рассказа. | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь сопоставлять мифологические образы в классической и современной литературе | Юмор |
88 | | | Герой-повествователь в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Влияние учителя на формирование детского характера. | | Сформировать навык взаимодествия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Уметь давать характеристику герою-повествователю | Герой-повествователь |
Из литературы народов России (2ч) |
89 | | | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». | Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда». | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Научиться уважать литературное наследие многонационального государства. | Лирика |
90 | | | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | Основные поэтические образы, символи-зирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Лирический герой |
Из зарубежной литературы (12ч) |
Мифы Древней Греции (2ч) |
91 | | | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия» | Подвиги Геракла. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Уметь определять жанрово-композиционные особенности мифа. | Миф |
92 | | | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид» | Подвиги Геракла. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Уметь давать характеристику мифологическому герою | Миф |
Геродот (2ч) |
93 | | | Геродот. «Легенда об Арионе» | Геродот. «Легенда об Арионе» | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Уметь определять особенности повествования в легенде. | Легенда |
94 | | | Р.Р. Геродот. «Легенда об Арионе» | Геродот. «Легенда об Арионе» | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Уметь инсценировано читать мифы. | Легенда |
Гомер (2ч) |
95 | | | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы | Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь инсценировано читать эпизоды героического эпоса. | Поэма |
96 | | | Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея». | Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | Поэма |
Мигель де Сервантес Сааведра (2ч) |
97 | | | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Уметь определять композиционные и жанровые особенности рыцарского романа. | Роман |
98 | | | Мастерство Сервантеса-романиста. «Дон Кихот» | Авторская позиция и способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности. | | Сформировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь анализировать эпизод | Образ |
Фридрих Шиллер (1ч) |
99 | | | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка» | Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. | | Сформировать навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи учителя | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь определять жанрово-композиционные особенности баллады. | Баллада |
Проспер Мериме (1ч) |
100 | | | Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» | Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | | Сформировать навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Уметь понимать смысл произведения и видеть его идейно-содержательные особенности. | Нравственная проблематика |
Антуан де Сент-Экзюпери (2ч) |
101 102 | | | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | Чистота восприятия мира как величайшая ценность. | | Сформировать мотивацию к самосовершенствованию | Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | Уметь понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читать по ролям. | Сказка, притча |
Подведение итогов за год (3ч) |
103 | | | К.Р. Итоговый тест | Итоговый тест. | | Сформировать навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи. | Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Уметь планировать алгоритм ответа. | Уметь проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
104 105 | | | Повторение. Рекомендации по летнему чтению | | | Ориентирова-ться в системе художественных произведений | Строить речевое высказывание на основе прочитанного | Уметь высказывать мнение о прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ | |