1 | Писатели – создатели, хранители и любители книг. | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли» | Стихи И. Бунина, С. Щипачева о книгах. компьютер, интерактив ная доска. |
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые Песни. | Урок общеметоди ческой направлен ности | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен | Записи песен Иллюстрация худ. Б.К.Кустодиева «Маслени ца». Компьютер. |
3 | Художественные особенности календарно-обрядовых песен. | Урок общеметоди ческой направлен ности | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка» | Сборник пословиц и поговорок. |
4 | Пословицы и Поговорки. | Урок общеметоди ческой направлен ности | Обобщение и систематизация знаний. | Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций. Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц. Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора? | Кроссворд по загадкам. Компью тер, интерактивная доска. |
5 | Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. | Урок-конкурс | Контроль. | Фронталь ный опрос. | Музыка. Обрядовые песни в исполнении ансамбля «Веретенце» |
6 | «Повесть временных лет». | Урок «открытия» нового знания | Формирова ние разных способов и форм действия оценки. | Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интона ционно величественную простоту речи летописца и чувства, переживае мые участниками событий. Письменно ответить на вопросы(по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание? | Репродукция картины В.В. Васнецова «Нестор-летописец». Презента Ция «Повесть временных лет». |
7 | «Сказание о белгородском киселе». | Урок «открытия» нового знания | Формирова ние разных способов и форм действия оценки. | Выразительное чтение. Ознакомление с новым материалом Составление плана статьи. Пересказ по плану. Обучение чтению. | Репродукция картины В.В. Васнецова «Нестор-летописец». Презентация «Сказание о белгород ском киселе».Компьютер, интерактивная доска. |
8 | Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | Урок «открытия» нового знания | Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. | Выразительное чтение, сообщения учащихся по теме | Портрет И.И. Дмитриева. Презента ция «И. И. Дмитриев» |
9 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей» | Урок общеметодичес кой направленности | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Выразительное чтение | Портрет И.А. Крылова. Презентация «И.А.Кры лов» . Компьютер |
10 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | Урок общеметодичес кой направленности | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Выразительное чтение, чтение наизусть | Портрет И.А. Крылова |
11 | Контрольная работа по теме «Басни». | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание | Контрольная работа | Портрет И.А. Крылова. Раздаточ ный материал (тесты) |
12 | А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину». | Урок «открытия» нового знания | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | Ознакомление с новым материалом Устное описание репродукции Обучение выразительному чтению Анализ текста | Компьютер, интерактивная доска. Литография «Царское Село», репродукция И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» |
13 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». | Урок «открытия» нового знания | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Ознакомление с новым материалом Комментированное чтение Осмысление сюжета Обучение выразительному чтению | Портрет А. Пушкина. Компьютер. |
14 | Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | Урок общеметодической направленности. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | Развитие речи Определение темы и идеи стихотворения. Работа над композицией стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению. Устное рисование Словарная работа | Иллюстрация худ. Б.А. Дехтерева «Зимнее утро» |
15 | История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I). | Урок общеметодической направленности. | Прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста | Обучение выразительному чтению. Нахождение в тексте художественных средств метафор. эпитетов | Портрет А. Пушкина. |
16 | Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III). | Урок общеметодической направленности. | Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. | Осмысление сюжета: составление плана повести Сжатый пересказ эпизодов Подробный пересказ эпизодов | Фильм «Барышня-крестьянка» (фрагменты). Компью тер, интерактивная доска. |
17 | Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V). | Урок общеметодической направленности. | Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский». Образ Владимира Дубровского. | Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы. | Презентация « Образ Владимира Дубровско го». |
18 | Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII). | Урок общеметодической направленности. | Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста. | Комментированное чтение и обсуждение | Компьютер, интерактивная доска. Презентация «Речевая характерис тика героев» |
19 | Учитель (гл. VIII-X). | Урок общеметодической направленности. | | Комментированное чтение и обсуждение | Компьютер, интерактивная доска. Кинофильм «Дубровс кий» (фрагмен ты), репродукция худ. Б. Кустодиева «Дубровский» |
20 | Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI). | Урок-рефлексия. | Выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа. | Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы. | Компьютер, интерактивная доска. Фрагменты из кинофильма. «Дубровс кий». |
21 | Два мальчика (гл. XVII). | Урок общеметодической направленности | Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Комментированное чтение и обсуждение. | Компьютер, интерактивная доска Иллюстрация худ. Б. Шмаринова «На псарне у Троекурова» |
22 | Развязка романа (гл. XVIII-XIX). | Урок общеметодической направленности | Понятие «открытый финал». Обобщение и систематизация знаний. | Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы. | Иллюстрации худ. Е. Лансере, Д. Шмарина, А. Пахомова. Компьютер, интерактивная доска |
23 | Контрольная работа по повести «Дубровский». | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание. Контроль. | Контрольная работа | Фрагменты из кинофильма «Дубровский». Компьютер, интерактивная доска |
24 | Р/р Подготовка к сочинению. | Урок рефлексии | Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос. Контроль. | Подготовка к сочинению | Фрагменты кинофильма «Дубровский». Компьютер, интерактивная доска Презента Ция «Подготовка к сочинению» |
25 | А. С. Пушкин «Повести Белкина». | Урок «открытия» нового знания | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. Вводный урок - постановка учебной задачи | Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.) | Компьютер, интерактивная доска. Презентация А. С. Пушкин «Повести Белкина» |
26 | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». | Урок общеметод. направленности | Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.) | Презентация А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» |
27 | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи». | Урок «открытия» нового знания | Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие; репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки | Обучение чтению. Словарная работа. | Портрет М.Ю.Лермонтова. Компьютер, интерактивная доска |
28 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». | Урок «открытия» нового знания | Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером стихотворения? Групповые задания: проследить, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актера, когда он читает: описание оазиса в аравийской пустыне (1 строфа); роптание пальм (2 строфа); описание движущегося каравана (3 строфа); гарцевание арабского всадника (5 строфа), встречу гостей в оазисе (6 строфа); жестокую сцену гибели пальм (7 строфа); безжизненную картину, возникшую там, где еще недавно красовались пальмы и журчал ручей (9 строфа) | Ил. Художника Н.И. Шишкина «На севере диком». Презента Ция М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». |
29 | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс». | Урок «открытия» нового знания | Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера; репродуктивная: осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ тек ста, сопоставление произведений художественной литературы (черновых вариантов с окончательной редакцией и со стихотворением Ф.И.Тютчева) | Ответить на вопрос: почему мастер художественного слова, читающий стихотворение, делает долгую паузу перед словами «Одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»? Выразительно прочитать стихотворение. Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям | Компьютер, интерактивная доска. Портрет М.Ю.Лермонтова. Презента Ция М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс». |
30 | Контрольная работа по стихотворения м М.Ю.Лермонто Ва. | Урок развивающего контроля | Художественный анализ стихотворения. Контроль. | Контрольная работа | Раздаточ ный материал-контрольная работа. |
31 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Урок общеметод. направленности | Рецептивная прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; поисковая: комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актера? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями? | КомпьютерПрослушивание актерского чтения рассказа |
32 | Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» | Урок общеметод. направленности | Рецептивная: прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование отдельных фрагментов рассказа; исследовательская: анализ текста. | Выборочный пересказ Выразительное чтение Составление плана описания портрета героев | Портрет И.С. Тургенева, иллюстрации худ. А. Пахомова. Презента ция Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». |
33 | Рассказы героев «Бежина луга». | Урок «открытия» нового знания | Рассказы героев как средство изображения их характеров.Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. | Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям? | Компьютер, интерактивная доска. Иллюстрации худ. А. Пахомова. |
34 | Природа и её роль в рассказах Тургенева.. | Урок общеметод. направленности | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Коррекция знаний и способов действий. | Практикум Художественный рассказ о Бежине луге, словесное рисование. | Репродук ция худ. В. Маковского «Ночное» |
35 | Проект «Составление электр.альбома «Словесные и живописные портреты русск крестьян» (по «Запискам охотника»). | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация изученного. Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Выразительное чтение отрывков | Компьютер, интерактивная доска. Презентация проектов. |
36 | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева. | Урок общеметод. направленности | Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения. | Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений. | Компьютер, интерактивная доска. Портрет Ф. Тютчева |
37 | Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева. | Урок «открытия» нового знания | Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения. | Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений. | Компьютер, интерактивная доска. Портрет Ф. Тютчева |
38 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета. | Урок «открытия» нового знания | Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста | Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу («Ель рукавом мне тропинку завесила...»)? Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? | Портрет А. Фета. Презента Ция «А.А.Фет» |
39 | Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета. | Урок рефлексии | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие лирики Тютчева и Фета. | Групповые задания: определить средства художественной выразительности в стихотворениях, объяснить их роль. Подготовить выразительное чтение стихотворений, раскрыв сложную гамму переживаний лирического героя, музыкальность и плавность стиха | Портрет А. Фета |
40 | А. А. Фет . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». | Урок общеметод. направленности | Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста | Определение художественных приемов. Выразительное чтении Словесное рисование Анализ текста | Компьютер, Ф. Шуберт «Аве Мария» |
41 | Контрольная работапо творчеству Тютчева, Фета. | Урок развивающего контроля | Тестирование + творческое задание. Контроль. | Контрольная работа | Раздаточ ный материал, Тест |
42 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | Урок «открытия» нового знания | Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове: какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве? Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Как вы понимаете строки: «Многие -в страшной борьбе,/ К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»? Что изображает толпа мертвецов? Почему Некрасов называет голод «царем»? В чем смысл такого финала? | Портрет Н. А. Некрасова. Презента Ция «Иллюстрация худ. И. Глазунова «Железная дорога». |
43 | Картины подневольного труда в стихотворении. Урок общеметод. направленности | Урок общеметод. направленности | Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет и композиция стихотворения. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Определить элементы фабулы. Ответить на вопросы: какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? В чем суть спора генерала и автора? Почему стихотворение посвящается детям? | Компьютер, интерактивная доска. Иллюстрация худ. К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». |
44 | Композиция стихотворения «Железная дорога». | Урок общеметод. направленности | Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении. Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Ответы на вопросы. | Презентация «Композиция стихотворения «Железная дорога». |
45 | Р/р Трёхсложные размеры стиха. Урок общеметод. направленности | Урок «открытия новых знаний» | Чтение статьи учебника о трехсложных размерах стиха; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сочинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: литературоведческий анализ поэтического текста | Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха» на основании прочитанной статьи учебника. Определить размер стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «На севере диком» | Компьтер,Презентация «Размеры стиха» |
46 | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ «Левша». | Урок «открытия» нового знания | Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике. Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? | Портрет Н. С. Лескова. Компьютер, интерактивная доска. Просмотр мультфильма «Левша» |
47 | Характеристика персонажей сказа. Урок «открытия» нового знания | Урок общеметодической направленности | Ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение сцены «Левша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа: «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу», «Платов у туляков», «Левша у англичан»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во- прос, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ художественного текста | Ответить на вопросы: как Левша держит себя при разговоре с царем; почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить императора Александра с императором Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра: каково авторское отношение к героям? | Иллюстрации худ. Н. Кузьмина и Кукрыников |
48 | «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. | Урок общеметодической направленности | | Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы): стилизация под народную речь. Как проявляется позиция автора в стилизованных словах и оборотах, каламбурных по звучанию (Аболон полведерский кислярка, показывать разные удивления)? Перефразировать каламбурные обороты в соответствии с современной языковой нормой. | Презентация «Судьба левши» |
49 | Особенности языка сказа «Левша». Проект. | Урок общеметодической направленности | Лексическая работа с текстом. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Найти приемы сказочного повествования. Какую роль они играют в произведении? Найти примеры новых слов. Кто и когда их произносит? Какой смысл вкладывает в них рассказчик? | Компьютер, интерактивная доска. Презентация проектов |
50 | Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | Урок развивающего контроля | Сочинение – рассуждение Контроль. | Сочинение | Презентация «Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова» и Н.С.Лескова |
51 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». | Урок общеметодической направленности | Рассказ о писателе на основе презентации. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Ответы на вопросы учебника. | Портрет А. П. Чехова. Компьютер, интерактивная доска. Презента Ция «А.П.Че хов» |
52 | Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий». | Урок рефлексии | Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Ответы на вопросы. | Портрет А. П. Чехова |
53 | В/чт Юмористические рассказы Чехова. | Урок рефлексии | Роль художественной детали. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Ответы на вопросы учебника. | Презентация «Юмористические рассказы Чехова» |
54-55 | Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого. | Урок «открытия» нового знания | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выразительно прочитать стихотворение. | Презентация «Стихотво рения о природе» |
56 | Р/р Анализ стихотворения. | Урок рефлексии | Особенности пейзажной лирики. Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | Выразительно прочитать стихотворения. Анализ стихотворения по вопросам на карточках. | Презентация «Стихотво рения о природе» |
57 | Контрольная работа по литературе XIX века. | Урок развивающего контроля | Художественный анализ стихотворения. Контроль | Контрольная работа | Раздаточ ный материал, контрольная работа. |
58 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | Урок общеметод. направленности | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. Вводный урок - постановка учебной задачи | Выразительное чтение. Анализ эпизодов. | Портрет А. И. Куприна. Презента Ция «А.И.Куп рин» |
59 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор». | Урок общеметод. направленности | Обобщение и систематизация изученного. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выразительное чтение. Анализ эпизодов. | Презентация Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» |
60 | А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои. | Урок общеметод. направленности | ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: сообщение об А. Грине, устное словесное рисование, сочинение по рассказам А.П.Чехова; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Каким вы увидели Эгля в исполнении актера? | Портрет А. С. Грина |
61 | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Урок рефлексии | Победа романтической мечты над реальностью жизни. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном? Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует? | Иллюстрации худ. В. Высоцкого, В. Власова. Компьютер, интерактивная доска |
62 | «Алые паруса» как символ воплощения мечты. | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация изученного. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Анализ эпизодов. Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»? Почему свое повествование А. Грин назвал феерией? | Иллюстрация худ. В. Власова. Компью тер, интерактивная доска. |
63 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.«Неизвестный цветок». | Урок «открытия» нового знания | Знакомство с творчеством писателя. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Ответить на вопросы: чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина? | Портрет А. Платонова |
64 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | Урок общеметод. направленности | художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были; устное словесное рисование; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов и выявление общих и своеобразных черт | Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении | Компьютер, интерактивная доска. Презентация А.П.Платонов. «Неизвест ный цветок» |
65 | В/чт«Ни на кого не похожие» герои А. П.Платонова. | Урок общеметод. направленности | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Выразитель ное чтение. Анализ эпизодов. | Презентация «Герои А. П.Платоно ва» |
66-67 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. | Урок рефлексии | Солдатские будни в стихотворениях о войне. Вводный урок. | Ответить на вопросы: почему актер, читающий стихотворение К.Симонова, с особой эмоциональной силой выделяет повтор «Мы вас подождем...»? Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках (по стихотворению «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)? Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? О ком: о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»? | Портрет К. Симонова. |
68 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». | Урок открытия новых знаний | пересказ эпизодов рассказа; продуктивная, творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...» | Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним? | Иллюстрации художника Т. Мазурина |
69 | Нравственные проблемы рассказа. | Урок «открытия» нового знания | пересказ эпизодов рассказа; продуктивная, творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...» | Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой»? | Портрет В. Астафьева |
70 | Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева. | Урок развивающего контроля | Письменный ответ на вопрос. Контроль | Творческая работа | «Этимологический словарь» Шанского. |
71 | В.Г.Распутин «Уроки французского». | Урок общеметод. направленности | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. Вводный урок. | Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые? Сравнить два описания полянки, на которой ребята играют на деньги («Федька повел меня за огороды...» до «Мы подошли.»; «За мной кинулся было Птаха...» до «...человека несчастнее меня»). Что изменил автор? Почему? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил? | Портрет В. Распутина |
72 | Нравственные проблемы рассказа. | Урок общеметод. направленности | Обобщение и систематизация изученного. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Кто прав в споре «о педагогических принципах»: учительница или директор школы? | Компьютер, интерактивная доска. Кинофильм «Уроки французс кого» (фрагменты). |
73 | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». | Урок общеметод. направленности | ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств | Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл посвящения и предисловия? | Презентация «Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» |
74 | В. М. Шукшин «Критики». | Урок «открытия» нового знания | Слово о писателе. Чтение и анализ произведений.Вводный урок - постановка учебной задачи. | Ответить на вопросы: действительно ли Глеб Капустин «срезал» кандидата? Против кого направлен смех В. Шукшина? | Иллюстрация худ. И. Пчелко |
75 | Образ «странного» героя в рассказе Шукшина. | Урок рефлексии | Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Анализ эпизодов. | Портрет В. Шукшина. |
76 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | Урок «открытия» нового знания | Влияние учителя на формирование детского характера. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»? Можно ли утверждать, что рассказ Ф. Искандера - произведение юмористическое? | Портрет Ф. Искандера |
77 | Смысл названия рассказа. | Урок общеметод. направленности | ответы на вопросы; продуктивная, творческая: импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ отрывка из автобиографического рассказа Ф.Искандера «Начало»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Как вы понимаете фразу писателя: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»? Смысл названия рассказа | Презентация Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». |
78 | Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой. | Урок «открытия» нового знания | чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, прослушивание песни на слова С.Есенина, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о С.А. Есенине, Ахматовой, Блоке, выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопрос: какие художественные средства использует А. Блок, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова? Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер» в заключительной строфе появляется образ человека? | Портрет А. Блока. Презента ция по теме урока |
79 | Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | Урок «открытия» нового знания | чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой» | Портрет Рубцова Н. М. |
80-81 | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева. | Урок рефлексии | Чтение и анализ произведений. Вводный урок. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Словарная работа Обучение чтению | Портрет К. Кулиева. Иллюстрации.Компьютер, интерактивная доска, Кинофильм Портрет Г. Тукая |
82-83 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | Урок «открытия» нового знания | Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе. Вводный урок. | Ответить на вопросы: почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию? Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии? Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла? | Компьютер, интерактивная доска. Мультфильм «Подвиги Геракла». |
84 | «Легенда об Арионе». | Урок общеметодической направленности | чтение легенды; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, художественный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.), обсуждение сочинений о подвигах Геракла; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (легенды об Арионе Геродота и стихотворения А.С.Пушкина «Арион») | Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ? | Компьютер, интерактивная доска, Иллюстрации. Презента ция«Легенда об Арионе» |
85-86-87 | Гомеровский эпос. | Урок общеметодической направленности | Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | Ответить на вопросы: почему на щите героя Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? Гомер назвал Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «богоравным». Как Одиссей оправдывает эти характеристики в эпизоде с циклопом Полифемом? В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда? | Компьютер, интерактивная доска. Иллюстрации Кинофильм «Одиссея» |
88-89 | Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера. | Урок развивающего контроля | | Контрольная работа | Раздаточ ный материал- Тест |
90-91 | В/чтМ. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». | Урок «открытия» нового знания | ответы на вопросы, художественный пересказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «Приключения на постоялом дворе», «В замке герцога», «Возвращение домой»; продуктивная, творческая: сообщение о писателе, рассказ о главных героях романа; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование фрагментов глав, сравнение двух героев: дон Кихота и СанчоПансы; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы друг с другом (глав из романа Сервантеса со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот») и с иллюстрацией художника | Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство? | Компьютер, интерактивная доска, Кинофильм «Дон Кихот» (фрагменты). |
92-93 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | Урок общеметодической направленности | сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского) | Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от награды за свой подвиг? Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения? Сравнить два перевода, сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из переводов легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: баллада, повесть, рассказ. К какому жанру вы склонны отнести это произведение? | Иллюстра ция Б.Дехтерева. |
94-95 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | Урок общеметодической направленности | Знать автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Рецептивная: чтение статьи учебника «Сравним прозаический и стихотворный тексты»; репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного) | Иллюстра ция худ. И. Пчелко. |
96-97 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Урок «открытия» нового знания | сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о героях сказки; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Ответить на вопросы: кому принадлежат эти слова | Компьютер, интерактивная доска. Кинофильм «Маленький принц». |
98-99 | Реализация заданий рубрики «Проект». | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация знаний. | Вопросы и задания литературной викторины | Компьютер, интерактивная доска. Презентация проектов |
100-101 | Итоговая контрольная работа. | Урок развивающего контроля | ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сочинение; поисковая: связный письменный ответ на проблемный вопрос | Контрольная работа | Раздаточный материал-Тест |
102 | Задания для летнего чтения. | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация знаний. | | Список литературы |