kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса ( автор В.Я. Коровина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса ( автор В.Я. Коровина) »









Рабочая программа учебного курса

по литературе

для 7 класса




Учитель русского языка и литературы

Филипповой В.М.


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по литературе для основного общего образования на базовом уровне, составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы:

Авторы программы по литература для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2008 год.

Программа по литературе для 5-9 классов реализована в учебниках-хрестоматиях:

«Литература». Ч.1,2. 5 класс, авторы Коровина В.Я.и др.;

«Литература». Ч.1,2. 6 класс, автор Полухина В.П.;

«Литература». Ч.1,2. 7 класс, автор Коровина В.Я.;

«Литература». Ч.1,2. 8 класс, авторы Коровина В.Я. и др.;

«Литература». 9 класс, авторы Коровина В.Я. и др.;

Программа по литературе для 10-11 классов реализована в учебниках «Русская литература ХIХ в.». Ч. 1,2. 10 класс, автор Лебедев Ю.В.;

«Русская литература XIX века». Ч.1,2. 10 класс, под ред. Коровина В.И.;

«Русская литература ХХ в.». 11 класс. Ч. 1,2, под ред. Журавлева В.П.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Специфика предмета.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения линейного курса на историко-литературной основе. Программа 10 - 11 классов структурирована следующим образом:

  1. класс - литература XIX века

  2. класс - литература XX века.

Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсе 10–11 класса. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа – вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.


Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС VII КЛАССА

К концу VII класса

I. Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных произведений.

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).

  • Жанры всех трёх родов литературы.

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.

  • Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

  • Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

  • Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.


II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические, драматические и лирические произведения.

  • Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  • Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.

  • Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.

  • Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

  • Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  • Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

СТРУКТУРА КУРСА

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения линейного курса на историко-литературной основе. Программа 10 - 11 классов структурирована следующим образом:

  1. класс - литература XIX века

  2. класс - литература XX века.

Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсе 10–11класса. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).


Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности

«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).


Из русской литературы XVIII века

М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Теория литературы. Ода (начальные представления).


Из русской литературы XIX века

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра

Теория литературы. Стихотворения в прозе

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА»

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальное представление).

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..

СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА»

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)

Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»

Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века

М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др

Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

Теория литературы. Литературные традиции

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века

Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.












Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Программа


Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа обще-образовательных

учреждений

5 - 11 классы (базовый уровень)

Под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ

2004

Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просве-щение, 2007

1) Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы.

2) Миронова Н.А. Тематическое и поурочное плани-рование по литературе: 7 кл.: К учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 7 кл.»

3) Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»

4) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 кл.: Урок за уроком.

5) Литература. 7 кл.: Поурочные планы. (по учебнику В.Я.Коровиной)/ Сост. Скоркина Н.М.

6) Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литкратуре. 7 кл..

1) Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл./ Автор-составитель В.Я.Коровина.









Учебно-тематический план курса.7 класс.(2 часа в неделю, всего 68 часов)


Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Формы

контроля

Конечные результаты деятельности учащихся

Корректировка

Введение. (1 час)

1. Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестомати-ей.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Проверка читательских дневников

Знать: образную природу словесного искусства

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного

Владение моноло-гической и диало-гической речью


УНТ. (5 часов)

Предания (1 час)

2. Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник».

Лекция, беседа, работа с книгой.

Контроль учителя

Знать: предание как жанр УНТ

Уметь: пересказы-вать текст предания

Владение моноло-гической и диало-гической речью


Былины (3 часа)

3. Художественный мир былины. Были-на «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Чтение наизусть отрывка из былины

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать поэтику бы-лин; самостоятельно проводить иссле-дование художе-ственного своеоб-разия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами


4. «Илья Муромец и Соловей- разбой-ник».Черты характера Ильи Муромца.

Урок внекл. чтения

Тест.


5. Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский ми-фологический эпос «Калевала».

Урок внекл. чтения

Контроль учителя

Знать: своеобразие карело-финского ми-фологического эпоса

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать поэтику герои-ческого эпоса наро-да;

самостоятельно проводить иссле-дование художес-твенного своеобра-зия героического эпоса

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами


Пословицы и поговорки. (1 час)

6. Пословицы и поговорки.

Слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языка пословиц

Контроль учителя

Знать: пословицы на выбор наизусть; тематическое много-образие пословиц и поговорок

Уметь: отличать пословицу от поговорки



ДРЛ. (2 часа)

7. «Повесть временных лет». Из похва-лы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.

Лекция, беседа, работа с текстами древнерусских произведений

Контроль учителя

Знать: основы христианской морали,

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

Свободная работа с

текстами; владение

монологической и

диалогической

речью.



8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Слово учителя, чтение, беседа

Тест.

Знать: структуру повести, образы

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать древнерусский текст

Владение

монологической и

диалогической

речью


Произведения русских писателей XVIII века. (2 часа)

9. М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мыс-ли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Работа с учебником, чтение, беседа

Отрывок из «Оды…» наизусть

Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей»

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать тексты произ-ведений XVIII века; выразительно чи-тать

Владение

монологической и

диалогической

речью


10. Г.Р.Державин. Философские раз-мышления о смысле жизни и свободе творчества.

Лекция, чтение и анализ стихотворе-ний

Тест.

Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью


Произведения русских писателей XIX века

11. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Инте-рес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

Работа с учебником, чтение, беседа

По желанию – сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полта-ва». Тест.

Знать: понятие о поэме, о лите-ратурном герое, конфликте, эле-ментах сюжета

Уметь: анализиро-вать текст, сравни-вать героев, выяв-лять авторскую по-зицию



12. А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Сообщения учеников, беседа, анализ

Отрывок из поэмы наизусть

Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Уметь: анализиро-вать поэтическое произведение



13. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Сравнительный анализ, беседа

Отрывок наизусть

Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Уметь: анализиро-вать поэтическое произведение, вы-делять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев

Уметь участвовать в диалоге по про-читанному произ-ведению


14. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Анализ эпизода

Отрывок наизусть

Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина

Уметь: анализировать поэтическое произведение

Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы


15. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Лекция, беседа, проблемные вопросы и задания

Тест.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содер-жание понятия «образ».

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы


16. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Анализ эпизода

+

(по желанию – сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом»)

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию

17. Контрольная работа «Ломоносов – Пушкин».

Урок проверки ЗУН, к/р

Тест.

Знать: содержание и жанры изученных худ. произведений, их авторов, особенности творчества

Уметь: анализиро-вать художественный текст по заданным параметрам

Свободная работа с текстами; владение

монологической речью


18. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Лекция, беседа, чтение

Контроль учителя



Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы


19. Нравственный поединок Калашни-кова с Кирибеевичем и Иваном Гроз-ным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Беседа, чтение

Наизусть отрывок из песни


20. М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»…

Лекция, беседа, выразитель-ное чтение

Наизусть одно из стихотворе-ний

Знать: мастерство в создании художественных образов

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст


21. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Та-рас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести.

Лекция, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: содержание повести;

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопостав-лять эпизоды и сравнивать героев, выявлять автор-скую позицию, осо-бенности изобра-жения человека и природы в повести

Уметь: самостоя-тельно делать вы-воды, строить рас-суждение на нрав-ственно-этичес-кие темы


22. Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев.

Урок – сравни-тельный анализ

Контроль учителя




Знать: нравст-венную пробле-матику повести, средства раскрытия характеров героев


23. Нравственный облик Тараса Буль-бы и его товарищей-запорожцев: геро-изм, самоотверженность, верность бое-вому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Урок-семинар

Контроль учителя


24. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Урок развития речи

Сочинение

Знать: содержание повести; строение письменного выска-зывания

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Свободная работа с текстами, с до-полнительной ли-тературой, самос-тоятельный поиск информации на заданную тему


25. И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправ-ных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Лекция, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: содержание понятия «пейзаж»



Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию


26. Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Лекция, беседа, работа с книгой

«Русский язык» (наизусть)

Знать: своеобразие стихотворений в прозе

Уметь: анализировать поэтику стихотворений в прозе

Уметь: самостоя-тельно проводить исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья


27. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. По-эма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа по-эмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Беседа, чтение, анализ

Отрывок наизусть

Знать: сюжет и композицию поэмы

Уметь: анализировать эпизод художественного произведения



28. «Размышления у парадного подъезда»

Лекция, беседа, проблемные задания

Тест.

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах


29. А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Цели: дать уч-ся представление о поэте; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллад, цельность хар-ра главного героя, образ Ивана Грозного

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад

Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию

Уметь: участввать в диалоге по про-читанному произ-ведению


30. М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о пи-сателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосход-ство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Лекция, беседа, проблемные задания

Тест.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллего-рия», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера


31. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: что такое «автобиографическая повесть»




32. Главный герой повести. Его чувс-тва, поступки и духовный мир.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Тест.

Знать: что такое самоанализ и самооценка героя




33. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Ха-мелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей


Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему



34. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Тест.


35. Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышленник».

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Контроль учителя


36. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

Анализ, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: тему, ос-новную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного про-изведения



«Край ты мой, родимый край…»

37. Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

Урок-концерт

Наизусть одно стихотворение на выбор

Знать: особенности поэтического текста

Уметь: анализиро-вать поэтический текст



Произведения русских писателей XX века

38. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопони- мания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Анализ, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: что называют психологическим рассказом

Уметь: выявить ав-торское отношение



39. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Контроль учителя

Знать: содержание понятия «деталь художественного произведения»

Уметь: выделять смысловые части ху-дожественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина


40. М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и ха-рактеров.

Лекция, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: автоби-ографический характер повести, содержание повести; нравственную проб-лематику

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции


41. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Анализ, беседа, работа с книгой

Тест.

Знать: причины поступков героев

Уметь: давать ха-рактеристику лите-ратурному герою



42. «Легенда о Данков» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Анализ, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив

Уметь: найти черты романтического в легенде



43. Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Анализ, беседа, работа с книгой

Контроль учителя

Знать: форми-рование отношения к событиям и героям рассказа


Сострадание и бессердечие как критерии нравст-венности челове-ка.


44. В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Наизусть стихотворение. Тест.

Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения


Уметь: восприни-мать художествен-ное новаторство поэзии Маяковско-го, понимать гума-нистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразитель-ное чтение выяв-лять авторскую позицию, характе-ризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.


45. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тон-кость внутреннего мира лирического героя.

Слово учителя, комментированное чтение

Наизусть стихотворение

Знать: содержание стихотворения



46. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного ге-роя. Его непохожесть на окружающих людей.

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение

Тест.

Знать: изображение мира и человека в рассказе

Уметь: анализиро-вать поступки и характер главного героя

Внешняя и внут-ренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.


47. Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Слово учителя, выразительное чтение, анализ

Контроль учителя

Знать: способы создания поэти-ческих образов.






Уметь: читать и анализировать поэтический текст




48. А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Слово учителя, выразительное чтение, анализ

«Снега потемнеют синие…» (наи-зусть)

Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы – мотивы перемен, об-новления и на-дежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос



Час мужества.

49. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

Слово учителя, выразительное чтение

Наизусть 1-2 стихотворения на выбор

Знать о реализации военной тематики в РЛ




50. Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Слово учителя, комментирован-ное чтение

Тест.

Знать: понятия «рассказ» и «антитеза»

Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Эстетические и нравственно-эко-логические проб-лемы рассказа.


51. Е.И.Носов. Слово о писателе. «Ку-кла». Нравственные проблемы рассказа.

Слово учителя, комментирован-ное чтение

Контроль учителя

Знать творчество Носова, особенности его рассказов

Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа




52. «Живое пламя». Обучение целост-ному анализу эпического произведения.

Урок-анализ

Анализ произведения


Уметь: анализиро-вать эпическое произведение



53. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их пос-тупки.

Слово учителя, комментирован-ное чтение, беседа


Знать: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив

Уметь: анализиро-вать поступки героев

Взаимовыручка как мерило нравственности человека.


54. Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

Контроль учителя

Знать: публи-цистику, публи-цистические произведения





Писатели улыбаются (1 час)

55. М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа


Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов

Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко



«Тихая моя Родина…» (1 час)

56. Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Соло-губ «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

Урок-концерт

Наизусть одно стихотворение на выбор

Знать: особенности лирики как рода литературы; литера-турные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение

Уметь: анализиро-вать тропы

Единство человека и природы.


Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)

57. И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

Чтение, анализ, сообщение


Знать содержание изучаемых произведений


Лирические раз-мышления о жиз-ни, времени и веч-ности.


Из литературы народов России (1 час)

58. Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмисти-шия». Размышления поэта об истоках и основах жизни..

Сообщение, чтение, анализ,

Контроль учителя

Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта

Уметь: анализиро-вать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства




Зарубежная литература (5 часов)

59. Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Сообщение, чтение, анализ,

Контроль учителя

Знать: образ-настроение, образ-представление

Уметь: вырази-тельно читать поэтический текст



60. Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

Чтение, анализ, беседа

Контроль учителя

Знать: вольно-любивая поэзия


Прославление подвига во имя свободы Родины.


61. Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

Чтение, анализ, беседа

Контроль учителя

Знать: жанры японской поэзии




62. О.Генри. «Дары волхвов». Нравст-венные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

Рассказ учителя, беседа, само-стоятельная творческая работа

Письменный ответ на вопрос «Как про-является ду-шевная красота героев?»

Знать: содержание рассказа








Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать компо-зицию рассказа, выделять проб-лемы



63. Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - фан-тастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Рассказ учителя, беседа

Контроль учителя

Знать: содержание рассказа



64. Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом.

С/р


Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение

Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившим-ся произведени-ям


Резерв

65-68.











Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку).

  2. Тест.

  3. Устное монологическое высказывание на заданную тему.

  4. Выразительное чтение текста (в том числе наизусть).

  5. Читательский дневник.

  6. Письменный анализ лирического произведения.

  7. Письменный анализ эпизода.

  8. Проверка техники чтения.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

Контрольно – измерительные материалы по литературе в 6 классе

Контрольно-измерительные материалы по литературе в 6 классе представлены следующими видами работ: сочинение по изученному произведению, отзыв о прочитанном произведении, развёрнутый (письменный) ответ на вопрос, доклад по теме, проверочное и контрольное тестирование по пройденному материалу, самостоятельные творческие работы.

Цели:

  • научить учащихся осваивать тексты художественных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении с целью проверки уровня восприятия учащимися данного произведения;

  • писать сочинения по изученному произведению о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • развивать связную монологическую (письменную) речь учащихся на предложенном литературном материале на заданную тему;

  • вырабатывать умения учащихся создавать сочинения различных жанров на литературную тему.

Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений.

Критерии оценивания.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Сочинение проверяется не позднее недельного и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В 6 классе оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка сочинения

Объем сочинения шестиклассника составляет 1,5-2 стр. Указанный объем сочинений является примерным пото­му, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся. их общего развития и почерка. Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требова­ниям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языко­вых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим кри­териям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывает­ся: разнообразие словаря и грамматического строя речи; сти­левое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оцени­вается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Отметка "4"

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Отметка "3"

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Отметка "2"

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла ученичес­кого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочине­ние на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соот­ношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставле­нии отметки "5" превышение объема сочинения не прини­мается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче­ником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и на­выков учащихся по русскому языку).


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. ученик дал верное объяснение содержания фрагмента, ошибок в интерпретации нет, а также привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2.Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.


Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. ученик дал вцелом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации, а также привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 2.Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1.ученик допустил су­щественные отклонения от темы;

2.допущены отдельные нарушения последовательнос­ти изложения; беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

3.стиль работы не отличается единст­вом, речь недостаточно выразительна.

4.В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. ученик дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе школьника отсутствует, а также не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или учащийся привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или ученик привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

2.Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.


Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.


Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка



Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса ( автор В.Я. Коровина)

Автор: Филиппова Вера Михайловна

Дата: 20.08.2015

Номер свидетельства: 226059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "РП по литературе 8 класс "
    ["seo_title"] => string(26) "rp-po-litieraturie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "227940"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441023697"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» (базовый уровень) 2014-2015 учебный год 9 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-po-priedmietu-litieratura-bazovyi-urovien-2014-2015-uchiebnyi-ghod-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "127262"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415286555"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литература» для 7 класса основной школы на основе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_literatura_dlia_7_klassa_osnovnoi_shkoly_na_osnove_fgo"
    ["file_id"] => string(6) "512663"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1559109501"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Коровиной В.Я. "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-8-klassa-k-uchiebniku-korovinoi-v-ia"
    ["file_id"] => string(6) "113946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411148733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по литературе 5 класс (к учебнику В.Я. Коровиной)"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "258526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448521840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства