Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального общего образования согласно Основной образовательной программе Начального общего образования МБОУ СОШ №39 на основе авторской программы «Литературное чтение» программа 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №39 программа рассчитана на 34 рабочие недели, соответственно на предмет «Литературное чтение» - 102 часа. По календарно - тематическому планированию 102 часа, в том числе на проведение:
№ 24 и 25 Разнообразие произведений М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня» и Восточная сказка. М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»;
№ 92 и 93 Темы очерков. Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы и Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь»;
№ 95 и 96 Сказки зарубежных писателей. Н. Вагнер «Берёза». и Книги Н.П. Вагнера. Н. Вагнер «Сказка».
Программа предусматривает проведение традиционных уроков. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются устный опрос; тестовые задания; самостоятельные работы.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Контроль за уровнем обученности учащихся осуществляется через проведение контрольных и комплексной работы.
№ п/п | Раздел | Тема урока | Деятельность учащихся | Стр. уч-ка | План. | Факт. |
1 | Произведения фольклора. Сказки, героические песни, легенды, былины. | Произведения фольклора. Малые формы фольклора. | Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Рассматривать книги с произведениями малых фольклорных жанров. | хр.с.3-7; т.с.4-8 | 2.09 | |
2 | | Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Рассматривать книги с произведениями малых фольклорных жанров. | уч.с.4-18; | 4.09 | |
3 | | Произведения фольклора. Особенности русской сказки. Русская народная сказка «Марья Моревна» | Слушать сказку, сравнивать ее с былиной. Отвечать на вопросы, выполнять задания в рабочей тетради. Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. | хр.11-22; т.с.8-9 | 7.09 | |
4 | | Былины. Былина «Волх Всеславович». | Повторять изученные былины. Различать былины как жанр фольклора. Называть и кратко характеризовать особенности былин. Описывать внешность былинных героев, их поступки, миссию – служение Родине. Анализировать содержание. Составлять план. Рассказывать былину по плану. Подробно пересказывать отдельные эпизоды. | уч.с.18-23; т.с.10 | 9.09 | |
5 | | Выделение особенностей былин. Былины «Святогор», «Вольга Святославович». | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | хр.с.23-32; т.с.11-12 | 11.09 | |
6 | | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Слушать библейские предания. Выполнять задания в тетради. | уч.с.21-26; т.с.12-14 | 14.09 | |
7 | | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Песня – слава «Русская земля». | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. | хр.с.8-10; уч.с.30-32; т.с.15-16 | 16.09 | |
8 | | Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. | Р.т.с.16 – 17 Уч.с.34-37 | 18.09 | |
9 | Басни. Русские баснописцы. | Произведения русских баснописцев. И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи». | Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | уч.с.38-44; т.с.17-19 | 21.09 | |
10 | | Произведения русских баснописцев. И.Хемницер «Друзья», И.Крылов «Крестьянин в беде». | Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | уч.с.45-46 хр.с.112-114 т.с.20-21 | 23.09 | |
11 | | Произведения русских баснописцев. А. Измайлов «Кукушка», «Лестница». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | уч.с.47-48; хр.с.112 т.с.21-22 | 25.09 | |
12 | | Закрепление понятий "олицетворение" и "сравнение". И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет», «Осел и Соловей» Входная контрольная работа. | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | уч.с.49-52 хр.с.114 т.с.23-25 | 28.09 | |
13 | | Басни И.И.Дмитриева. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | уч.с.53-56 хр.с.109-111; Т.с.26-27 Т.с.28-29 | 30.09 | |
14 | Произведения В. А. Жуковского | Стихотворения Жуковского. В.Жуковский. «Песня», «Ночь», «Загадки», «Вечер». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | уч.с.57-60 хр.с.72-74 т.с.30-33 | 2.10 | |
15 | | Волшебные сказки в стихах. В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | уч.с.60-73 т.с.33-35 | 5.10 | |
16 | | Особенности авторской сказки. В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Сравнивать «Сказку о царе Берендее…» В. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…» А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль). | хр.с.76-100; т.с.35-36 | 7.10 | |
17 | | Произведения Жуковского Урок «Проверьте себя». Отслеживание предметных результатов (умения работать с текстом) | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. | хр.с.100-108; т.с.36-37 | 9.10 | |
18 | Произведения А. С. Пушкина | Повторение изученных произведений А.С. Пушкина. «Осень» (отрывки). Г.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (очерк). | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | уч.с.74-76; хр.с.222(ч.2); т.с.38-40 | 12.10 | |
19 | | Стихи А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «И.И Пущину», «Зимняя дорога». И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Р.т.с.40 –43 Уч.с.76-81 | 14.10 | |
20 | | Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И. Даля. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Р.т.с.43 - 44 хр.с.121 - 129 | 16.10 | |
21 | | Произведения А.С.Пушкина. Доп. чт. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». «Вещий Олег» (отрывок из «Повести временных лет»). | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | Р.т.с.44-45 Хр.с.115-19; с.66-69 | 19.10 | |
22 | Произведения М. Ю. Лермонтова | Стихи М.Ю.Лермонтова. М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус». | Относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. | уч.с.82-85 т.с.45-46 | 21.10 | |
23 | | Стихи М.Ю.Лермонтова о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | уч.с.85-86 т.с.47-48 | 23.10 | |
24 | | Разнообразие произведений М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня». | Работать с книгами- справочниками, выразительно читать произведения. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | хр.с.129-133 т.с.49-50 | 2.11 | |
25 | | Восточная сказка. М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб». | Работать с книгами- справочниками, выразительно читать произведения. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | хр.с.133-146 т.с.49 | 2.11 | |
26 | Произведения П. П. Ершова | Литературные (авторские) сказки. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | Р.т.с.50-53 Уч.с.88-92 | 6.11 | |
27 | | Характеры главных героев в сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | Р.т.с.50-53 Уч.с.93-98 | 9.11 | |
28 | | Стихи П.П. Ершова. П. Ершов «Кто он?». Урок «Проверьте себя». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | Р.т.с.54-55 Уч.с.99-101 | 11.11 | |
29 | Произведения В. М. Гаршина | Сказки В.М.Гаршина. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | Р.т.с.55-56 Уч.с.102-110 | 13.11 | |
30 | | Авторские сказки. В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». «Сказание о гордом Аггее». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т.с.56-57 Хр.с.146-170 | 16.11 | |
31 | | Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. В.М. Гаршин «Пленница», «Принцесса Аталия» | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. | хр.с.170-182 т.с.57-59 | 18.11 | |
32 | Произведения русских писателей о детях | Произведения о детях. Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | Р.т.с.59-62 Уч.с.111-121 | 20.11 | |
33 | | Произведения о детях. К. Станюкович «Максимка». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). | Р.т.с.62-63 Хр.с.183-209 | 23.11 | |
34 | | Произведения русских писателей о детях. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел». | Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. | Р.т.с.64-65 Хр.(2) с.64-87 | 25.11 | |
35 | | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя». Проверка навыка чтения молча. | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. | Р.т.с.64-65 Уч.с.122-123 | 27.11 | |
36 | Произведения зарубежных писателей о детях | Произведения о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Р.т.с.65-67 Уч.с.124-133 | 30.11 | |
37 | | Произведения о детях. Определение позиции автора В.Гюго в произведении «Козетта» | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Р.т.с.65-67 Уч.с.133-142 | 2.12 | |
38 | | Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | Р.т.с.68-69 Уч.с.143-154 | 4.12 | |
39 | | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Р.т.с.69-70 Хр.(1) с. 241-252 | 7.12 | |
40 | | Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т.с.70-74 Уч.с.155-163 | 9.12 | |
41 | | Особенность авторской сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора. Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди» (5-7 часть) | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Р.т.с.70-74 Уч.с.163-173 | 11.12 | |
42 | | Знакомство с новым жанром произведений Х.-К. Андерсена. Стихотворение «Дети года», сказка «Самое невероятное». | Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения. | Р.т.с.74-76 Хр.с 213-219,ч.1 | 14.12 | |
43 | | Великий сказочник. К. Паустовский «Великий сказочник». Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками». | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Р.т.с.77 Хр.с. 231 -235,ч.2; Х.с.219-225 | 16.12 | |
44 | | Обобщение изученного. «Книги зарубежных писателей». Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. | Р.т.с.78-80 | 18.12 | |
45 | В мире книг | Книга книг – Библия. Детская Библия. Библейские предания «Блудный сын», «Суд Соломона». | Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением. | Р.т.с.81-84 Уч.с.178-179 Хр.с.33-41 ч.1 | 21.12 | |
46 | | Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития). | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему. | Р.т.с.85-86, Уч.с.179-181 | 23.12 | |
47 | | «Первая славянская азбука». Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке». | Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). | Р.т.с.86-87. Уч.с.182-183 Хр.с.63-65,с.69-72 -ч.1 | 25.12 | |
48 | | Мифы Древней Греции. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Р.т.с.87-89 Хр.с.58-61,ч.1 | 11.01 | |
49 | | Мифы народов мира. Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение», «Создание ночи». | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. | Р.т.с.90-93. Хр.с.63 ч.1 | 13.01 | |
50 | | Мифы народов мира. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т.с.93-94. Хр.с.53-63, ч.1 | 15.01 | |
51 | | Жанры древнерусской литературы. Урок «Проверьте себя». | Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением. Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т.с.94-95. | 18.01 | |
52 | Произведения Л.Н. Толстого | Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого. «Воспоминания Л.Н. Толстого». Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула». | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. | Р.т.с.4-6, ч.2 Хр.с.241-243, ч.2 Уч.с.4-7,ч.2 | 20.01 | |
53 | | Авторские сказки. Л.Н. Толстой «Два брата». Басни Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной». | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Р.т.с.6 -9. Уч.с.8-14 | 22.01 | |
54 | | Научно-популярные рассказы. Л.Н. Толстой. «Черепаха». Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой. «Русак». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением. | Р.т.с.9 -12. Уч.с.15-20 | 25.01 | |
55 | | Былины Л.Н. Толстого. Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь». Народная былина «Святогор». Проверка навыка чтения молча. | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, вести беседу о прослушанном, слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения. | Р.т.с.12 -16. Уч.с.21-23 Хр.с.29-33, ч.1 | 27.01 | |
56 | | Книги Л.Н. Толстого для детей. Обобщение. «Проверьте себя» | Выполняет задания по изученным произведениям Л.Н. Толстого. | Р.т. с.17 Уч.с.24-25 | 29.01 | |
57 | Стихи А.А. Блока | Стихи о Родине. А. Блок «Россия». Поэзия как особое переживание мира. «Рождество». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Р.т. с.18 -19; 20-21 Уч.с.26- 30 | 1.02 | |
58 | | Стихи русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом». | Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). | Р.т. с.21 -22 Хр.с.99- 101. | 3.02 | |
59 | Стихи К. Д. Бальмонта | Стихи о Родине и о природе. К. Бальмонт «Россия», «К зиме». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Р.т. с.23 -25 Уч.с.31- 34 | 5.02 | |
60 | | Стихи о природе. К. Бальмонт «Снежинка», «Камыши». | Называть особенности стихотворной формы записи текста. Находить в текстах произведений средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении. | Р.т. с.25 -27 Уч.с.34- 37 | 8.02 | |
61 | | Сказочные стихи. К. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи» | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета). | Р.т. с.27 -29 Уч.с.37- 39 | 10.02 | |
62 | | Стихи русских поэтов. К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». | Работать с книгами стихов русских поэтов. Слушать стихотворение К.Д. Бальмонта «Русский язык». Повторять произведения, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельно читать стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка». | Р.т. с.29 -32 Хр.с.117- 121 ч.2 | 12.02 | |
63 | Произведения А.И. Куприна | Рассказы о животных. А. Куприн «Скворцы». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т. с.32 -34 Уч.с.41 - 47 | 15.02 | |
64 | | Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний в рассказе А. Куприна «Скворцы». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т. с.32 -34 Уч.с.47 - 54 | 17.02 | |
65 | | Сказки и легенды русских писателей. А. Куприн «Четверо нищих». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Р.т. с.34 -36 Хр.с.101- 107. | 19.02 | |
66 | | Произведения о животных. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк». В.Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». | Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. | Хр.с.121-139, с.244-250, Р.т.с.37-38. | 22.02 | |
67 | | Очерки и воспоминания. А. Куприн «Сказки Пушкина» А. Куприн «Воспоминание об А.П.Чехове». Обобщение. «Проверьте себя». | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. | Р.т.38-40 Хр.с.235-239 Р.т.с.36 Уч.с.55-56 | 24.02 | |
68 | Стихи И.А. Бунина | Стихи о природе. И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Р.т.40-42 Уч.с.57-61 | 26.02 | |
69 | | Стихи о природе. И.А. Бунин «Листопад». Отслеживание предметных результатов (уровня начитанности) | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). | Р.т.43-44 Уч.с.61-64 | 29.02 | |
70 | | Стихи русских поэтов. К. Чуковский «Н. Некрасов». Обобщение. «Проверьте себя». | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Хр.с.227- 231 ч.2 Р.т.с.45-48 | 2.03 | |
71 | Произведения С.Я. Маршака | Жанры произведений С.Я.Маршака (загадки, стихи, сказки). С.Я. Маршак. «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т.48-49 Уч.с.66-67 Хр.с.139-141, Р.т.с.49-50. | 4.03 | |
72 | | Пьесы-сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные картины). | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). | Р.т.50-52 Уч.с.67-85 | 7.03 | |
73 | | Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста. Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях. | Р.т.50-52 Уч.с.86-102 | 9.03 | |
74 | | Пьесы-сказки С.Я. Маршака. С. Маршак «Сказка про козла». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). | Р.т.52-53 Хр.с.152- 163 | 11.03 | |
75 | | С. Маршак — переводчик. Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака). | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Р.т.53-54 Уч.с.102-103 | 14.03 | |
76 | | Книги С. Маршака. С. Маршак. «Ледяной остров» (повесть в стихах). | Составлять кластер «По страницам книг С.Я. Маршака». Слушать повесть в стихах «Ледяной остров». Выполнять задания в тетради. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Р.т.54-55 Хр.с.141- 152 | 16.03 | |
77 | Стихи Н.А. Заболоцкого | Стихи для детей. Н. Заболоцкий «Детство». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Работать с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. | Р.т.56-57 Уч.с.104-105 | 18.03 | |
78 | | Стихи Н.А. Заболоцкого. Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу». Проверка сформированности учебной и читательской деятельности | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. | Р.т.57-60 Уч.с.106-107 Хр.с.193-195 | 21.03 | |
79 | Произведения о детях войны | Произведения о детях войны. В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы). | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия и рассуждать о них. | Р.т.60-62 Хр.с.195- 203 | 23.03 | |
80 | | Герой произведения – ребенок. В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Р.т.60-62 Хр.с.203-210 | 4.04 | |
81 | | Книги о детях войны. Детские журналы и книги. К.М. Симонов «Сын артиллериста». | Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов. Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др. Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях. | Р.т.63-64 Хр.с.163- 171 | 6.04 | |
82 | | Жизнь детей в годы войны. К.М. Симонов «Сын артиллериста» | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Р.т.63-64 Хр.с.163- 171 | 8.04 | |
83 | Стихи Н.М. Рубцова | Стихи о родной природе. Н. Рубцов «Берёзы». | Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. | Р.т.64-65 Уч.с.108-109 | 11.04 | |
84 | | Стихи о Родине. Н. Рубцов «Тихая моя родина», «Ласточка». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Выразительно читать наизусть стихотворение. | Р.т.66-68 Хр.с.211. Уч.с.109-111 | 13.04 | |
85 | | Произведения о Родине. А. Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». | Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. | Р.т.68-69 Хр.с.171- 187 Уч.с.112 Р.т.с.69-71 | 15.04 | |
86 | Произведения С.В. Михалкова | Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Познакомиться с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения). | Р.т.71-75 Хр.с.216- 218 Уч.с.113-118 | 18.04 | |
87 | | Басни С.В. Михалкова. С. Михалков «Зеркало», «Любитель книг», «Чужая беда». | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | Р.т.76-79 Хр.с.214- 216 Уч.с.119-121 | 20.04 | |
88 | Юмористические произведения | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Носов «Федина задача». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалоги. | Р.т.79-80 Уч.с.122-127 | 22.04 | |
89 | | Юмористические стихи. И. Гамазкова. «Страдания». В. Драгунский «Тайное становится явным». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). | Р.т.80-82 Хр.с.218- 222 Уч.с.127-128 | 25.04 | |
90 | Очерки | Очерки о Родине. И. Соколов-Микитов «Родина». М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна». | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Р.т.84-86 Хр.с.252- 253 Уч.с.129-130 | 27.04 | |
91 | | Очерки о людях. А.И. Куприн «Сказки Пушкина», Н.С. Шер «Картины – сказки». М. Горький «О сказках». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения. | Р.т.86-91 Уч.с.130-140 | 29.04 | |
92 | | Темы очерков. Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы. | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения. | Р.т.92-93 Хр.с.250- 252 | 4.05 | |
93 | | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. | Р.т.93-96 Хр.с.253- 254 | 4.05 | |
94 | Приключения. Путешествия. Фантастика. | В мире фантастики. Н. Вагнер «Фея Фантаста». | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Называть жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев. | Р.т 97- 98 Уч.с.141-146 | 6.05 | |
95 | | Сказки зарубежных писателей. Н. Вагнер «Берёза». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально. | Р.т 99- 101 Уч.с.146-155 | 11.05 | |
96 | | Книги Н.П. Вагнера. Н. Вагнер «Сказка». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Р.т.101-102 Хр.с.37- 54 ч.2 | 11.05 | |
97 | | Н. Вагнер «Руф и Руфина». Сравнение сказки Н.Вагнера и Ц.Топелиуса. | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Р.т.102-103 Хр.с.55- 63 ч.2 | 13.05 | |
98 | | Приключенческая литература. Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (1-6 глава) | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Р.т 103- 106 Уч.с.156-168 | 16.05 | |
99 | | Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».(20-22 глава). | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Р.т 103- 106 Уч.с.168-179 | 18.05 | |
100 | | Комплексная контрольная работа | Контролировать последовательность действий при выполнении задания. Оценивать правильность выполнения заданий. Уметь принимать установленные правила в планировании и контроле способов решения учебной задачи. | | 20.05 | |
101 | | Очерки и воспоминания. В. Рыбаков. О книге Дж. Свифта, Н.П. Найденов «Мой друг». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально. | Т.с.106-107 Уч. с. 182 Хр.с.239 | 23.05 | |
102 | | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» Итоговая контрольная работа | Работать по рубрике «Проверьте себя» или выполнять итоговую контрольную работу. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. | Р.т.с.108-110 | 25.05 | |