Программа учебного предмета "Литературное чтение" 2 класс, с использованием учебно-методического комплекса "Гармония".
Программа учебного предмета "Литературное чтение" 2 класс, с использованием учебно-методического комплекса "Гармония".
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Гармония".Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО), Программы формирования универсальных учебных действий, требований Основной образовательной программы ОУ и авторской программы О.В. Кубасовой (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методический комплекс «Гармония»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета "Литературное чтение" 2 класс, с использованием учебно-методического комплекса "Гармония". »
«Рассмотрено»
Руководитель Ш МО___________ Петрова Л.С.
Протокол № ___ от «____»__________ 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ Сахаптинская СОШ___________ Медведева Е.В..
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ « Сахаптинская
СОШ»________________ Симон ЛА..
«___»____________ 2014 г.
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « Литературное чтение»
2 класс
Разработала программу
учитель начальных классов
Настенко Ирина Александровна
С. Сахапта
2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО), Программы формирования универсальных учебных действий, требований Основной образовательной программы ОУ и авторской программы О.В. Кубасовой (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методический комплекс «Гармония»).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» 1 класс.
Виды работ
Повышенный уровень знаний
Достигли базового уровня
Не достигли базового уровня
Работа с текстом художественного произведения
12%
56%
32%
За курс 1 класса освоение предметных результатов показало, что повышенного и базового уровня знаний достигло большая половина учащихся класса. Часть учащихся класса не достигли базового уровня знаний. С группой детей, не достигших базового уровня знаний по предмету « Литературное чтение », требуется работа по разделам: Работа с разными видами текстов, Творческая деятельность.
Уровень сформированности УУД
1 класс
Сформированы
На стадии формирования
Не сформированы
Личностные
58%
30%
20%
Познавательные
58%
42%
10%
Регулятивные
50%
42%
10%
Коммуникативные
75%
12%
10%
Чтение и работа с текстом
-
62%
38%
Формирование ИКТ компетентности
-
46%
54%
В рамках учебного предмета « Литературное чтение» необходимо особое внимание обратить на формирование, личностных УУД, т.к сформированность личностных УУД влияет на положительное отношение к учению, вызывает интерес и желание узнавать новое, приобретать знания, осознавать удачи и неудачи в процессе обучения, стремится к преодолению трудностей и ликвидации пробелов в знаниях, а все это в последствии повлияет на развитие и формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Планируется работа по устранению дефицитов и организуется через использование:
-индивидуализацию процесса обучения;
- вариативности и уровня сложности заданий;
- ИКТ технологий;
Системно-деятельностного подхода;
- разнообразных приемов работы.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование: всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого, формирование «талантливого читателя» т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учитывая специфику класса, изучение учебного предмета « Литературное чтение » направлено на достижение следующих целей и задач:
- обеспечение предметной подготовки учащихся 2 класса по учебному предмету « Литературное чтение»;
- формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования;
- формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности.)
- совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности (техническая основа процесса чтения.)
- формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
- усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
- овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
В Примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Содержание курса «Литературное чтение», которая состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению».
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
композиционные особенности
построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение
автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня.
по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине,
4
Формирование умений читательской деятельности
Работа с разными видами текстов
Виды текста:
художественный, учебный, научно-популярный; тема, идея текста, структура текста, композиция, аннотация, тема текста, главная мысль, картинный, вербальный план,
Работа с текстом художественного произведения
Заглавие, содержание текста, тема, идея, пейзаж, портрет, персонаж, автор, писатель, поэт, герой, структура текста, композиция, жанр, сказка, басня, рассказ, стихотворение, пословица, поговорка, план, народное, авторское произведение, деление текста на части, пересказ ( частичный, подробный, творческий); иллюстрация, ситуация, эмоциональная окраска, составление плана, Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Тема, главная мысль, заглавие,
микротема, схема, модель текста, ключевые слова, частичный, подробный, выборочный,
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная,
элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации, Виды информации в книге: научная, художественная информация,
Ознакомительное чтение, выборочное чтение, осмысление цели чтения, чтение «по догадке», логическое ударение, пауза, мелодика, темпоритм, эмоциональный характер произведения;
Говорение (культура речевого общения)
Монолог, диалог,
Письмо
-
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Способы организации работы:
Индивидуальная.
Парная.
Групповая.
Фронтальная.
Специфические особенности реализации УМК «Гармония» по учебному предмету « Литературное чтение».
Концептуальные положения курса «Литературное чтение»
1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческого потенциала учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию).
3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию и усваивать не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро).
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, для этого в учебниках предусмотрены специальные задания (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношений к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствуют активизация мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя и его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем, – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстом разных жанров, ориентироваться в книге и мире книг.
Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч: во 2 классе -136 ч, из расчета 4 ч в неделю, в 1 четверти – 36ч; во 2 четверти - 28ч, в 3 четверти – 40 ч, в 4 четверти – 32 ч.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо).
Потребность начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания.
Читательская компетентность младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
Готовность обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
В основу изучения предмета «Литературное чтение» положены:
системно-деятельностный подход,
технологии развития критического мышления,
ИКТ.
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии.
Используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические;
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
- рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;
б) репродуктивный:
- воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход:
познавательная мотивация;
учебная задача, способы её решения;
самоконтроль;
самооценка;
Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются "творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера: - продолжи рассказ, начатый товарищем; - составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ. Приемы организации работа по предмету:
Чтение всего текста (по задания учителя).
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение и пересказ после чтения.
Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить). Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Самостоятельное чтение в полголоса.
Чтение, поиск отрывка по рисунку.
Чтение, ответы на вопросы. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль.
Чтение по ролям.
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительноIстрого, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой радостно,, весело, печально и т.д.
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
Поиск и чтение слов с логическим ударением.
Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко,
тихо, быстро, медленно.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на
паузах.
Чтение, пометка непонятных слов.
Чтение слабо читающими учениками слов с предварительной
разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
Чтение слов, к которым даны сноски.
Комбинированное чтение (учитель — хором ученики).
Формы организации учебной деятельности:
урок-игра;
урок-сказка;
урок-путешествие;
урок-творчество;
урок-защита знаний;
урок-соревнование;
урок- защита идей;
урок- экскурсия;
Виды контроля:
Чтение наизусть.
Творческие работы.
Работы по развитию речи.
Проверка навыков чтения.
Связь УУД с содержанием программ по предмету:
В процессе изучения предмета « Литературное чтение » у учащихся 2 класса формируются следующие результаты : предметные, личностные и метапредметные УУД: (познавательные, коммуникативные и регулятивные, работа с информацией, ИКТ).
Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение», включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает
формирование следующих универсальных учебных действий:
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) — основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Учебный курс «Литературное чтение» закладывает основы всех регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание при этом уделяется развитию способности к прогнозированию, способность к контролю, самоконтролю и к коррекции.
Значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении раздела «План и пересказ» во 2 классе .
Особое внимание в курсе «Литературное чтение» уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного); умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных.
Методический аппарат учебников по чтению содержит разнообразные задания, выполнение которых способствует формированию коммуникативных УУД, в том числе обучает планированию учебного сотрудничества, согласованию действий с партнёром. Формированию способности к управлению поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра) способствует совместная деятельность учащихся, а также специальные задания учебника, направленные на взаимный анализ учащимися результатов учебных действий.
Учебный предмет « Литературное чтение » взаимосвязан с внеурочной деятельностью:
Пополнение и структуризация классной библиотечки(уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей (Х.К. Андерсен, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Н.Н. Носов и др.).
Создание рисунков к прочитанным произведениям.
Участие в конкурсах чтецов.
Создание сборника любимых стихотворений русских поэтов.
Сочинение собственных произведений в жанре эссе, очерка, сказки.
Создание книжных выставок книг по темам: «Былины», «Мифы Древней Греции», «Русские народные волшебные сказки», «Книги Х. К. Андерсена», «Сказки А.С. Пушкина» и др.
Материально-техническое оборудование.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методический комплекс для учащихся:
Кубасова, О. В. Литературное чтение : учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений : в 3 ч. / О. В. Кубасова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
Кубасова, О. В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Любимые страницы» для 2 класса общеобразоват. учреждений / О. В. Кубасова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
Кубасова, О. В. Литературное чтение: 2 класс : тестовые задания / О. В. Кубасова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
Учебно-методический комплекс для учителя:
1.Кубасова, О. В. Литературное чтение : метод, рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразоват. учреждений : пособие для учителя / О. В. Кубасова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
Использование оборудования в рамках тем, разделов по предмету
« Литературное чтение».
№ п/п
Специальное оборудование
количество
Раздел
1.
интерактивный комплекс
1
Во всех разделах
2.
классная магнитная доска
1
Во всех разделах
3.
принтер лазерный
1
Во всех разделах
4.
Обучающая программа «Перволого» (CD).
д
Во всех разделах
5.
Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе»(CD).
д
Во всех разделах
6.
Обучающая программа « Уроки Кирилла и Мифодия. Нач. школа.(CD).
д
Во всех разделах
7.
Электронные приложения к учебникам и тетрадям . Материалы для учителя (Footnotes)
д
Во всех разделах
8.
Наборы сюжетных картинок с тематикой
д
Во всех разделах
9.
Словари по литературному чтению (толковый словарь)
д\к
10.
Репродукции картин художников, художественные фотографии
д
Во всех разделах
11.
Портреты писателей и поэтов
д
12.
Детские книги разных типов и жанров
д\к
13.
Таблицы по внеклассному чтению
1к
14.
Аудиозаписи в художественном исполнении изученных произведений
Содержание и планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
2 класс
РАЗДЕЛ
Содержание предмета
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ
УУД, ЧТЕНИЕ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ, ИКТ КОМПЕТЕННОСТИ
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Сравнивает между собой объекты по существенным признакам.
6.Находит в тексте один-два примера, доказывающих приведѐнное утверждение;
7.Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
Использует информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
8.Классифицирует текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, жанр;
Находит выразительные средства текста (звукопись, повтор слов, звукоподражание, рифма, сравнение)
9. Применяет ознакомительный и поисковый вид чтения;
10. Использует толковые и орфографические словари, расположенные в учебнике;
11. Использует формальные элементы текста (сноски, подзаголовки), для поиска нужной информации.
Работает с несколькими источниками информации;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Пересказывает текст подробно, сжато, устно;
Соотносит факты с общей идеей текста. Устанавливает простые связи, не показанные в тексте напрямую;
Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте, находит аргументы,
составляет на основании текста небольшие монологические высказывания, отвечая на поставленный вопрос;
делает из прочитанных текстов с помощью учителя;
составляет небольшие отзывы о прочитанном;
Работа с текстом: оценка информации.
Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
Оценивает содержание, языковые особенности и структуру текста: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте с помощью учителя;
На основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергает сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений с помощью учителя;
Участвует в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста;
Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения;
Выявляет достоверную информацию;
Работа с ИКТ
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
1.Использует приемы работы с компьютером и другие средства ИКТ, соблюдая правила СанПин;
Выполняет компенсирующие физические упражнения (минизарядку) под руководством учителя;
2. Сохраняет информацию в папке на компьютере и на электронных носителях (флеш-карта)
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Набирает текст на русском языке; сохраняет полученную информацию;
рисует изображения ; сканирует рисунки и тексты с помощью учителя;
Обработка и поиск информации
Редактирует печатный текст
Планирование деятельности, управление и организация
1.Определяет последовательность выполнения действий при работе с компьютером;
Чтение
Чтение вслух
Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке».
Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом.
75
-Планомерно переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами.
-Устанавливает нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
-Формирует способ чтения «по догадке».
-Воспроизводит написанное без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
- Выразительно читает с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передает эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом
Чтение «про себя»
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.
- Осознает при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысливает цели чтения.
- Определяет вид чтения (ознакомительное, выборочное).
- Находит в тексте и в книге необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Развитие способности к антиципации.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с разными видами текста
- Имеет общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение.
- Определяет цели создания этих видов текста.
- проявляет способности к антиципации.
-самостоятельно определяет темы текста, главную мысль; делит текст на смысловые части, их озаглавливает.
Работа с картинным и вербальным планом.
- Участвует в коллективном обсуждении: отвечает на вопросы, выступает по теме, слушает выступления товарищей, дополняет ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.
Определение, от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении.
Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей.
Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.
Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
- Понимает заглавия произведения, адекватно соотносит заглавия с содержанием текста.
- Определяет темы и идеи произведения.
- Определяет, от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способен представлять образ автора на основе его произведения.
- Выявляет роль авторского присутствия в произведении.
- Осознает роль пейзажа и портрета в художественном произведении.
- Характеризует героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста.
- Находит в тексте слова и выражения, характеризующие героя и событие.
- Анализирует (с помощью учителя) причины поступка персонажа.
- Сопоставляет поступки героев по аналогии и по контрасту.
- Выявляет авторское отношение к герою.
– Определяет собственное отношение к поступкам персонажей.
- Выявляет особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.
- Выделяет опорные (ключевые) слова.
- Делит текста на части, озаглавливает, составляет картинный и вербальный план.
- Воспроизводит текст с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.
- Вычленяет и сопоставляет эпизоды из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.
- Понимает заглавие произведения; адекватно соотносит его с содержанием.
- Определяет особенностей научно-познавательного текста (передача информации).
- Определяет тему и главную мысль текста.
- Делит текст на части.
- Определяет микротемы.
- Находит опорные (ключевые) слова.
- Выделяет главное в содержании текста.
- Строит схемы, модели текста с помощью учителя.
- Воспроизводит текст с опорой на план, ключевые слова, схему.
- применяет подробный, частичный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
- Различает книги : учебная, художественная, справочная.
- Осознает книгу, как особый вид искусства и источник знаний.
- Ориентируется в элементах книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.
- Определяет виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
- ориентируется в типах книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
- Составляет представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста);
- ориентируется в одной книге и в группе книг (5–6 книг).
- Выбирает книги на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Говорение
(культура речевого общения)
Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Построение плана собственного высказывания с помощью учителя.
Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
37
Осознает диалог как вид речи;
осваивает диалог как вида речи.
-осознает особенности диалогического общения:
отвечает и самостоятельно задает вопросы; выслушивает, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывает свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
- Использует нормы речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
- Строит планы собственного высказывания с помощью учителя.
- Отбирает изобразительно-выразительные средства языка ;
Использует изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
- Отражает основную мысль текста в высказывании.
- Передает впечатления (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).
- Строит устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
«Круг чтения
Читая-думаем ( 29ч
Читаем правильно ( 10ч)
Читаем быстро (8ч)
Читаем выразительно (20ч)
Автор и его герои (21ч)
Слова, слова, слова… (9 ч )
План и пересказ (19ч)
В мире книг (20ч)
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик :
выявляет в тексте слова и выражения, значение которых непонятно,
осознает потребность в выяснении их смысла;
пользуется сносками и школьным толковым словарем;
отвечает на вопросы по содержанию словами текста;
определяет эмоциональный характер текста;
выделяет опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опирается на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определяет мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных; .
прогнозирует содержание читаемого;
осознает авторское и собственное отношение к персонажам;
формулирует тему небольшого текста;
-работает с заголовками: выбирает наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливает текст или рисунок, прогнозирует содержание по заголовку и составляет высказывания по заданному заголовку;
выявляет смысловой и эмоциональный подтекст;
определяет идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находит главную мысль, сформулированную в тексте;
определяет характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик :
повышает и понижает голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдает паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;
выбирает темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользуется силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста. При работе с текстом и книгой
-выявляет роль авторского начала в произведении; по произведению представляет образ автора;
определяет речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
- выявляет авторское отношение к персонажам;
определяет, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
выделяет эпизод из текста;
озаглавливает иллюстрации и эпизоды;
восстанавливает деформированный картинный план;
подбирает к иллюстрациям эпизоды из текста;
составляет картинный план;
пересказывает с опорой на картинный план;
последовательно перечисляет картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
составляет подробный и творческий пересказ по измененному плану;
заучивает стихотворения наизусть и выразительно их читать;
правильно называет книгу (автор, заглавие);
составляет представление о книге по обложке: прогнозирует тему, жанр, характер текста, ориентируется в книге;
работает с содержанием (оглавлением);
ориентируется в группе книг (5-6 книг).
расширяет базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
осознает условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
воспринимает точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
получает элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
«Литературоведческая пропедевтика
Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений.
Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего, в силу внимания к личности автора).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение автора к герою.
Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений, олицетворений.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Литературоведческая пропедевтика
– расширяет базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
– осознает условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
– воспринимает точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
– получает элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
осознает нравственные и этические ценности произведения;
выражает, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
пользуется фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности.
«Творческая деятельность учащихся
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.
Развитие творческих способностей
– говорит с разной интонацией (повышает и понижает голос, делает логические ударения, паузы, соблюдает темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
– читает по ролям;
– инсценирует прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
– графически иллюстрирует прочитанное;
– составляет словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
– готовит творческий пересказ в форме дополнения текста.
Делает иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрирует словесно отдельные эпизоды произведений;
выполняет проекты индивидуально и в группе по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценирует произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В. Ю. Драгунского, А.Л. Барто, В.А. Осеевой.
Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.
Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)».
Создание сборника произведений о родине.
Создание сборника произведений о зайцах.
Создание сборника любимых стихотворений.
Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.
Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается родина?» (после чтения стихотворений о родине), «Улица сказочных домиков» (по мотивам сказки Г.А. Цыферова «Как Цыпленок впервые сочинил сказку»).
Участие в читательской конференции по теме «С чего начинается родина?» (Образ родины в произведениях писателей и в картинах художников).
Подбирает литературу для уголка внеклассного чтения;
Участвует в подготовке и проведении викторин по творчеству писателей и поэтов; конкурсе рисунков, конкурсе чтецов;
Приготавливает поделки и рисунки по прочитанным книгам;
Создает сборник произведений о родине;
Создает сборник произведений о зайцах;
Создает сборник произведений любимых стихотворений;
Демонстрирует умения сочинения собственных произведений в жанре рассказа, сказки;
Культура письменной речи
-
-
Содержание программного материала
Количество часов
1
Читая - думаем
29
2
Читаем правильно
10
3
Читаем быстро
8
4
Читаем выразительно
20
5
Автор и его герои
21
6
Слова, слова, слова...
9
7
План и пересказ
19
8
В мире книг
20
Итого
136
приложение
приложение
календарно-тематическое планирование.
№п/п
тема урока
дата
тип урока
вид контроля
оборудование на урок
1 четверть(36ч)
Читая - думаем (29ч)
1-1
Знакомство с учебником.
М. Бородицкая. «Первое сентября». В.
Берестов. «Читалочка».
Урок-путешествие
Изучение нового материала
2-2
К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное».
комбинированный
Пересказ прочитанного
3-3
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»;
П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка»
Изучение нового материала
Чтение наизусть фронтальный опрос
4-4
Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф
«Считалка»; М. Юдалевич «Три плюс
пять»
комбинированный
Чтение наизусть
5-5
В. Левин «Чудеса в авоське»; С.Иванов
«Какой сегодня весёлый снег...»,
«Зимой Ваня сделал кормушку...»
Комбинированный
Урок-конкурс
Чтение наизусть
6-6
А. Шибаев «Кто слово найдёт?»
комбинированный
Чтение наизусть
7-7
В. Берестов «Если хочешь пить…», «Гололедица»
комбинированный
Индивидуальный опрос
8-8
«Как Волк песни пел»
Б Заходер
Урок сказка
комбинированный
Выразительное чтение
9-9
«Как Волк песни пел» Б. Заходер
комбинированный
Выразительное чтение
10-10
С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»
Комбинированный
Урок-сказка
Выразительное чтение
Индивидуальный опрос
11-11
В. Зотов «За двумя зайцами»
комбинированный
Выразительное чтение
12-12
Э. Шим «Жук на ниточке»
комбинированный
Фронтальный опрос. Пересказ прочитанного
13-13
Э. Шим «Очень вредная крапива»
комбинированный
Фронтальный опрос. Пересказ прочитанного
14-14
Л. Н. Толстой «Косточка»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
15-15
С. Прокофьева «Когда можно плакать?»
комбинированный
Составление плана. Фронтальный опрос
16-16
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
Урок-игра
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
17-17
В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»
комбинированный
Индивидуальный опрос
18-18
С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож»
комбинированный
Индивидуальный опрос
пересказ
19-19
В. Осеева «Кто наказал его?»;
А. Барто «Рыцари»
Комбинированный
Урок-игра
Чтение наизусть
20-20
В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс
«Удивительная кошка»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
21-21
. Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
22-22
Индийская сказка «Ссора птиц»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
23-23
В. Берестов«Посадили игрушку на
полку...»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...»
комбинированный
Фронтальная беседа
24-24
Русская народная сказка «Самое
дорогое»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
25-25
С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»
Комбинированный
Чтение по ролям
26-26
Русская народная сказка «Два Мороза»
Урок сказка
Комбинированный
инценировка
27-27
Русская народная сказка «Два Мороза»
комбинированный
Выразительное чтение
28-28
Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»
комбинированный
Выразительное чтение
29-29
Братья Гримм «Звёздные талеры»
Урок сказка
комбинированный
Выразительное чтение
Учимся читать: Читаем правильно (10 ч)
30-30
В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев
«Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот»
Изучение нового материала
Урок-конкурс
фронтальный опрос
31-31
Д. Биссет «Орёл и овечка»
комбинированный
Индивидуальный опрос
пересказ
32-32
В. Драгунский «Заколдованная буква»
Комбинированный
Чтение по ролям
33-33
В. Драгунский «Заколдованная буква»
Комбинированный
Чтение по ролям
34-34
В. Драгунский «Когда я был маленький»
комбинированный
Индивидуальный опрос
пересказ
35-35
В. Драгунский «Не пиф, не паф!»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
36-36
В. Драгунский «Не пиф, не паф!»
Комбинированный
Урок-защита знаний
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
2 четверть-(28ч)
37-1
Н. Носов «Находчивость»
комбинированный
Фронтальный опрос.
38-2
Дж. Родари «Машинка для
приготовления уроков»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
39-3
Б. Заходер «Муравей» ; Ю. Мориц
«Трудолюбивая старушка»
Урок-творчество
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
40-4
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»
Изучение нового материала
Выразительное чтение.
41-5
Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-
мяучело»
комбинированный
Выразительное чтение.
42-6
Р. Сеф «Бесконечные стихи»;
Э. Мошковская «Болельщик»
комбинированный
Выразительное чтение.
43-7
Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»
комбинированный
Выразительное чтение.
44-8
В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»
комбинированный
Выразительное чтение.
45-9
Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Изучение нового материала
Выразительное чтение.
46-10
Г. Балл «Москвичок, который не знал
правил уличного движения»
Изучение нового материала
Урок-творчество
Выразительное чтение.
Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч).
47-11
Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»
Изучение нового материала
Чтение наизусть
48-12
С. Воронин «Храбрый клоун»
Урок-сказка
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
49-13
С. Воронин «Храбрый клоун»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
50-14
С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
51-15
В. Осеева «Три товарища»;
Н. Матвеева «Девочка и пластилин»
комбинированный
Фронтальный опрос.
52-16
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
53-17
Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»
комбинированный
Фронтальный опрос.
54-18
Е. Благинина «Посидим в тишине»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
55-19
И. Дик «Красные яблоки»;
Применение знаний и умений
Составление плана. пересказ
56-20
И. Дик «Красные яблоки»;
Комплексная работа
Урок-игра
Применение знаний и умений
Составление плана. пересказ
57-21
А. Барто «Перед сном»
Применение знаний и умений
Составление плана. пересказ
58-22
В. Орлов «Светлячок-маячок»
Применение знаний и умений
Выразительное чтение
59-23
С. Козлов «Заяц и Медвежонок»;
И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»
Урок сказка
комбинированный
Фронтальный опрос.
60-24
К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
61-25
Н. Юсупов «Серый волк»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
62-26
Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
63-27
Э. Мошковская «Говорящая кошка»;
А. Фройденберг «Великан и мышь»
Применение знаний и умений
Фронтальный опрос
64-28
Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки,
у которого исчезли полоски»
Урок сказка
Применение знаний и умений
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
3 четверть-40ч
65-1
Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки,
у которого исчезли полоски»
Применение знаний и умений
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
66-2
К. Ушинский «Спор деревьев»
Изучение нового материала
Чтение по ролям
67-3
Обобщающий урок
Урок-защита знаний
Проверка и коррекция знаний и умений
тест
Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21ч)
68-4
B. Голявкин «Про весёлую книжку»;
C. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
69-5
Л. Пантелеев «Карусели»
комбинированный
Фронтальный опрос.
70-6
Л. Пантелеев «Карусели»
комбинированный
Фронтальный опрос.
71-7
Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»
комбинированный
Творческий пересказ с продолжением
72-8
В. Голявкин «В шкафу»
комбинированный
Составление картинного плана
73-9
В. Голявкин «В шкафу»
комбинированный
Составление картинного плана
74-10
А. Гайдар «Совесть»
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
75-11
Б. Юнгер «Белая роза»
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
76-12
Г. Цыферов «Град»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
77-13
Г. Горбовский «Розовый слон»
комбинированный
Сочинение истории о слонике
78-14
Ф. Кривин «Родная коробка»
комбинированный
Фронтальный опрос.
79-15
В. Чаплина «Мушка»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
80-16
В. Чаплина «Мушка»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
81-17
Л. Пантелеев «Две лягушки»
комбинированный
Творческий пересказ от лица автора
82-18
Е. Пермяк «Волшебные краски»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Фронтальный опрос
83-19
Е. Пермяк «Волшебные краски»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Фронтальный опрос
84-20
С. Михалков «Аисты и лягушки»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
85-21
С. Козлов «Вольный осенний ветер»
комбинированный
Фронтальный опрос.
86-22
Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
87-23
Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Применение знаний и умений
Фронтальный опрос. Чтение по ролям.
88-24
Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: Автор и его герои»
Урок творчество
Проверка и коррекция знаний и умений
тест
Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9ч)
89-25
Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»;шотландская песенка
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
90-26
Б. Шергин «Рифмы»
Изучение нового материала
. Фронтальный опрос
91-27
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»;
В. Даль «Кузовок» (игра); А. Барто «Игра в слова»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
92-28
И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов
«Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»
(из Яна Бжехвы)
Применение знаний и умений.
Чтение по ролям
93-29
А. Шибаев«Переполох»,«Прислушайся
к слову
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
94-30
Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»;Г. Цыферов «Что такое звёз-
ды?»
комбинированный
Фронтальный опрос.
95-31
И. Пивоварова «Картинки на земле»;
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»
комбинированный
Фронтальный опрос.
96-32
А. К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черёмуха»; М. Исаковский «Ветер»
Применение знаний и умений.
Фронтальный опрос.
97-33
В.Рахманов«Одуванчики»;
обобщающий урок
Урок-викторина
Контроль и коррекция знаний и умений
тест
Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч)
98-34
Н. Сладков «Медведь и Солнце»
Урок-сказкаИзучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
99-35
В. Осеева «Добрая хозяюшка
комбинированный
Фронтальный опрос. Пересказ.
100-36
Б. Житков «Храбрый утёнок»
комбинированный
Фронтальный опрос. Пересказ.
101-37
Э. Мошковская «Жадина»
комбинированный
Фронтальный опрос.
102-38
Русская народная сказка «Мена»
комбинированный
пересказ
103-39
Русская народная сказка «Мена»
комбинированный
пересказ
104-40
В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю.Ермолаев «Проговорился»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
4 четверть-(32ч)
105-1
Н. Носов «На горке»
комбинированный
Составление картинного плана
106-2
Н. Носов «На горке»
Урок-конкурс
комбинированный
Составление картинного плана
Пересказ.
107-3
В. Осеева «Хорошее»
Применение знаний и умений
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
108-4
Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»
Применение знаний и умений
Пересказ от лица главного героя
109-5
Гаршин «Лягушка-путешественница
Применение знаний и умений
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос Пересказ от лица главного героя
110-6
Гаршин «Лягушка-путешественница
Применение знаний и умений
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос Пересказ от лица главного героя
111-7
С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский
«Два козлика»
Применение знаний и умений
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
112-8
С. Козлов «Чёрный Омут»
Урок-игра
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
Пересказ по картинному плану
113-9
С. Козлов «Чёрный Омут»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос Пересказ по картинному плану
114-10
М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял»
комбинированный
Фронтальный опрос. Составление картинного плана
115-11
Е. Карганова «Как Цыплёнок голос искал»
Применение знаний и умений
Составление картинного плана. Пересказ.
116-12
Обобщающий урок
Урок-конкурс
Контроль и коррекция знаний и умений
тест
В мире книг (20 ч)
117-13
К. Ушинский «Два плуга»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
118-14
Л. Н. Толстой «Филипок»
Изучение нового материала
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
119-15
В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
120-16
Русская народная сказка «Лисичка со
скалочкой»
комбинированный
Фронтальный опрос.
121-17
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»
комбинированный
Фронтальный опрос.
122-18
Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке»
комбинированный
Составление картинного плана. Пересказ.
123-19
М. Пришвин «Ёж»
комбинированный
Словесное рисование
124-20
Б. Заходер «Птичья школа»
комбинированный
Фронтальный опрос.
125-21
Н. Носов «Затейники»
комбинированный
Фронтальный опрос. Чтение по ролям
126-22
Н. Носов «Живая шляпа»
комбинированный
пересказ
127-23
Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»
комбинированный
Фронтальный опрос.
128-24
Н. Носов «Фантазёры»
комбинированный
Урок-конкурс
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
129-25
Н. Носов «Фантазёры»
комбинированный
инсценировка
130-26
Б. Емельянов «Зелёная букашина»
комбинированный
Выразительное чтение. Индивидуальный опрос
131-27
Книги о детях
Применение знаний и умений
Работа с книгой
132-28
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1)
комбинированный
Выразительное чтение
133-29
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1)
комбинированный
Выразительное чтение
134-30
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1)
комбинированный
Выразительное чтение
135-31
Обобщающе-установочный урок
Урок-конкурс
Применение знаний и умений
тест
136-32
Обобщение за год. Проверочная работа.
Урок творчество
Применение знаний и умений
Комплексная работа
НАЧАЛО ГОДА
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Тест 1.
Играющие собаки
Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
-Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень бла-го-склбн-но.
-Видишь ли,- сказал Володе отец. - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
(80 слов)
(К. Ушинский)
1. Впиши нужную цифру. В этом произведении __персонажа.
2. Кто какой? Соедини стрелками.
добрый
большой
ПОЛКАН глупый МОПС
терпеливый
маленький
3. Объясни значение слова «угрюмый». Отметь правильный ответ (или ответы) знаком «+».
больной
большой
мрачный
в плохом настроении
4. Подчеркни в тексте его главную мысль.
Оценивание результатов
Беглость чтения
Количество слов в минуту
Оценка
25 и более
5
20-24
4
15-19
3
Менее 15
2
Понимание прочитанного
Номер задания
Ответы
Баллы
1
В рассказе 4 персонажа
2
2
Полкан – добрый, большой, терпеливый.
Мопс – глупый, маленький.
2
3
Угрюмый – мрачный, находящийся в плохом настроении.
2
4
«…большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых».
1
ИТОГО
8
Количество баллов
Оценка
7-8
5
5-6
4
3-4
3
Менее 3
2
РАБОТА С ТЕКСТОМ
И КНИГОЙ
ТЕСТ 3
* * *
Жил на свете Ванечка,
И должно ж случиться,
Начал этот Ванечка
Чваниться, кичиться.
Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня, товарищи,
В дневнике пятёрочки!
Ванечка, Ванечка,
Перестал бы чваниться!
Нечего кичиться,
Все должны учиться!
(А. Барто)
1. Подчеркни в этом стихотворении слова, значения которых тебе не понятны.
2. По смыслу стихотворения догадайся о значении этих слов, запиши своё пред-по-ло-жё-ни-е.
Чваниться, кичиться
3. Найди и отметь в тексте слова Ванечки.
4. Как говорит о себе Ванечка? Отметь правильный ответ знаком «+».
скромно
стыдливо
хвастливо
5. Как относится к Ванечке автор? Отметь правильный ответ знаком «+».
уважает
осуждает
хвалит
1. Где здесь скороговорка, а где загадка? Поставь со-от-вёт-ству-ю-щий номер.
1.ЗАГАДКА 2 СКОРОГОВОРКА
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
(М. Бородицкая)
Лежит молчит,
Подойдёшь заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
2. Выбери правильный ответ, отметь его знаком «+».
Эта загадка...
народная
авторская
3. Выбери правильный ответ, отметь его знаком «+».
Эта скороговорка...
народная
авторская
1. Что это? Выбери правильный ответ и поставь со-от-вёт-ству-ю-щий номер.
СЧИТАЛКА
ЗАГАДКА
СКОРОГОВОРКА
Лёгкий вздох иль ветерок
Пух летит за горсткой горстка,
И останется кружок
Наподобие напёрстка.
(В. Берестов)
2. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение...
народное
авторское
3. Что загадано в этом произведении? Напиши отгадку.
Оценивание результатов
Номер задания
Ответы
Баллы
1
Чваниться, кичиться
1
2
Зазнаваться, задаваться, чрезмерно гордиться, считать себя лучше других
2
3
«Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня, товарищи,
В дневнике пятёрочки!»
2
4
Хвастливо
1
5
Осуждает
1
1
1-скороговорка, 2-загадка
1
2
Это загадка народная
1
3
Это скороговорка авторская
1
1
Загадка
2
2
Это авторское произведение
1
3
Одуванчик
2
ИТОГО
15
Количество баллов
Оценка
14-15
5
11-13
4
6-10
3
Менее 6
2
СЕРЕДИНА ГОДА
НАВЫК ЧТЕНИЯ
ТЕСТ 7
Капустная бабочка
Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принёс к отцу.
-Это превредная бабочка, -сказал отец, -если их разведётся много, ,то и пропадёт наша капуста.
-Неужели эта бабочка такая жадная? - спросил мальчик.
-Не сама бабочка, а её гусеница, отвечал отец. - Бабочка эта нанесёт крохотных яичек, и из яичек выползут червячки: их-то и зовут гусеницами. Гусеница очень обжорлива она только и делает, что ест да растёт. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьёт, лежит без движения, а потом вылетит из неё бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку; а бабочка нанесёт яичек и замрёт где-нибудь на листе. (87 слов)
(К. Ушинский)
1. О какой куколке идёт речь? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
2. Что сначала, а что потом? Поставь цифры по порядку.
куколка
бабочка
гусеница
яичко бабочки
3. Кто из них наносит вред? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
куколка
бабочка
гусеница
яичко бабочки
Оценивание результатов
Беглость чтения
Количество слов в минуту
Оценка
35 и более
5
25-34
4
19 -24
3
Менее 19
2
Понимание прочитанного
Номер задания
Ответы
Баллы
1
Второй рисунок
1
2
№ 4, 3, 1, 2,; возможно: № 2, 4, 3, 1.
2
3
Гусеница
1
ИТОГО
4
Количество баллов
Оценка
3-4
5
2-3
4
1
3
0
2
РАБОТА С ТЕКСТОМ
И КНИГОЙ
ТЕСТ 9
-Филя, есть хочешь?
-Да нет, батюшка, я перекусил.
-А чем перекусил?
-Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.
БЕЛКА И МЕДВЕДЬ
-Ау, Медведь! Ты чего ночами лаешь?
-Я-то? Да ем.
-А днём?
-И днём ем.
-А утром?
-Тоже ем.
-Ну, а вечером?
-И вечером ем.
-Когда же ты не ешь?
-Да когда сыт бываю.
-А когда же ты сыт бываешь?
-А никогда.
(Н. Сладков)
1. Чем похожи эти произведения? Отметь правильный ответ знаком «+».
Оба небылицы.
Оба смешные.
Оба на одну тему.
Оба - побасёнки.
2. Что можно узнать о медведе из произведения Н. Сладкова? Напиши.
Кораблик
По реке плывет кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Д. Хармс)
1. Кто эти моряки? Запиши.
2. Подчеркни слова, которые помогают «увидеть» этих персонажей.
3. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение похоже на...
побасёнку
скороговорку
загадку
Оценивание результатов
Номер задания
Ответы
Баллы
1
На одну тему; смешные; побасенки
3
2
Медведь любит поесть.
1
1
Мыши.
2
2
«Ушки на макушке; длинные хвосты; страшны им кошки да коты».
2
3
Произведение похоже на загадку.
1
ИТОГО
9
Количество баллов
Оценка
8-9
5
6-7
4
3-5
3
Менее 3
2
КОНЕЦ ГОДА
НАВЫК ЧТЕНИЯ
ТЕСТ 15
Цыплята и воробьята
Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу же начали искать: что бы поесть? Цыплята только-только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей... Мама-курица не кормит их цыплята сами умеют есть...
А под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, маленьких бабочек. А воробьятам всё мало очень уж они прожорливые.
Удивлялись цыплята: еды на земле сколько угодно, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись: как это они, только появились на свет, уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы разные...
(99 слов)
(Ю. Дмитриев)
1. Кто сам умеет есть? Отметь правильный ответ знаком «+».
Цыплята
воробьята
2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Тому, что птицы сами ищут еду.
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
4. Чему удивляются воробьята? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Тому, что птицы сами ищут еду.
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
5. Подчеркни в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.
Оценивание результатов
Беглость чтения
Количество слов в минуту
Оценка
Более 45
5
35-44
4
30-34
3
Менее 30
2
Понимание прочитанного
Номер задания
Ответы
Баллы
1
Цыплята.
1
2
«желтые пушистые шарики»
1
3
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
2
4
Тому, что птицы сами ищут еду.
1
5
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…»
1
ИТОГО
5
Количество баллов
Оценка
4-5
5
3
4
2
3
1
2
РАБОТА С ТЕКСТОМ
И КНИГОЙ
ТЕСТ 17
Югославская сказка
Шли два ленивца. Проголодались. Видят, растёт яблоня. А на ней яблоко зреет. Заспорили ленивцы, кому за яблоком лезть. Один ленивец и говорит другому:
-Давай, друг, ляжем под яблоню. Подождём, пока яблоко само не упадёт. Тут и съедим его.
Легли они под яблоней. День лежат. Два. Неделю. Наконец созрело яблоко и упало. Прямо на голову одному из ленивцев. Огромную шишку набило.
-Повезло тебе, - позавидовал другой ленивец, яблоко само упало. Теперь наешься.
А тот вздохнул тяжело и говорит:
-Да за ним ещё тянуться надо! Вот кабы оно прямо в рот влетело!
Так и остались оба ленивца голодными.
1. Выбери правильный ответ меть его знаком «+».
Это произведение...
авторское
народное
2. Что высмеивается в этом произведении? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
глупость
лень
жадность
3. Выбери наиболее точное название для этого произведения и отметь знаком «+». Запиши его перед текстом.
Двое голодных
Яблоко
Два ленивца
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
(Е. Серова)
1. Придумай и напиши сочетания слов, в которых слово «золотой» используется в прямом значении (сделанный из золота).
2. Выбери и отметь знаком «+» правильное суждение.
Слова «золотой, золотые» в этом произведении употреблены...
в прямом значении
в переносном значении
3. Придумай и напиши сочетания слов, в которых слово «золотой» используется в переносном значении.