Рабочая программа по предмету "Литературное чтение. 3 класс"
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение. 3 класс"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.. Учебный предмет - «Литературное чтение», класс – 3, УМК «Школа России», авторы учебника - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. На изучение литературного чтения в начальной школе отводится 4 ч в неделю: в 3 классе - 136 ч (34 учебные недели). Программа составлена с учётом основных требований к уровню знаний и умений обучающихся в 3 классе. Цель данной работы - помочь учителю начальных классов в составлении планирования работы по предмету «Литературное чтение. 3 класс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение. 3 класс" »
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО учителей с зам.по УВР директором школы____________
________________________ ____________________ от _____________ приказ № ____
Протокол № ____ от _______ от __________________
Руководитель _____________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Молькинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
составлена в 2015г. (сроком на 2 года, в связи с кадровыми перестановками)
по предмету Литературное чтение
класс _3_
учитель _Подкорытова Алла Александровна _
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.( УМК «Школа России»)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Общая характеристика курса.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение» в классах начальной школы отводится 4 ч в неделю — 136 ч (34 учебные недели)..
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка чтения целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста. Темп чтения незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту.
Библиографическая культура. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах. Практическое различие художественных и научно- популярных текстов. Наблюдение над стилистическими особенностями текстов. Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением
Умение говорить (культура речевого общения). Внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.
Круг детского чтения. В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, С. Я. Маршака,с творчеством русских писателей Л.Н. Толстого, Н.Н. Носова и других.
Литературоведческая пропедевтика. Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре и наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Содержание программы 3 класс (136 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (8ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8ч)
«Храбрый Персей».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Содержание тем учебного курса4 класс (136 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Вводный урок. (1 ч.)
Былины. Летописи. Жития. (12 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики. (21 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (12 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки. (16 ч)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время – потехе час (9 ч)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (8 ч)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (8 ч)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Проект «Они защищали Родину».
Страна «Фантазия» (8 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Количество часов по программе _136_, по учебному плану _135_:
В соответствии с планом-графиком работы школы на 2013 – 2014 уч. год
Запланировано всего __136
в 1 четверти – 31 час
во 2 четверти – 32 часа
в 3 четверти – 40 часов
в 4 четверти – 33 часа
в неделю _4_ часа;
Внеклассное чтение - 8 ч.
Тематический план:
№
Тема раздела
Общее количество часов
1
Введение. Знакомство с учебником
1
2
Самое великое чудо на свете
4
3
Устное народное творчество
14
4
Поэтическая тетрадь №1
11
5
Великие русские писатели
24
6
Поэтическая тетрадь №2
6
7
Литературные сказки
8
8
Были и небылицы
10
9
Поэтическая тетрадь №1
6
10
Люби живое
16
11
Поэтическая тетрадь №2
8
12
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
12
13
По страницам детских журналов
8
14
Зарубежная литература
8
Итого:
136
Учебно-тематический план
№ урока
Тема раздела (главы)
Тема урока
Количество часов по программе
Количество часов по плану
Запланированная дата проведения урока
Фактическая дата проведения урока
Примечание
1
Введение. Знакомство с учебником.
1
1
02.09.15
2
Самое великое чудо на свете. (4 часа)
Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете»
1
1
04.09
3
Рукописные книги Древней Руси
1
1
05.09
4
Первопечатник Иван Федоров
1
1
07.09
5
Урок-путешествие в прошлое.
1
1
09.09
6
Устное народное творчество(14 часов)
Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество».
1
1
11.09
7
Устное народное творчество. Русские народные песни.
1
1
12.09
8
Докучные сказки. Небылицы.
1
1
14.09
9
Произведения прикладного искусства
1
1
16.09
10
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2
1
18.09
11
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1
19.09
12
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
3
1
21.09
13
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
1
23.09
14
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
1
25.09
15
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
2
1
26.09
16
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
1
28.09
17
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин
1
1
30.10
18
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Вн. чт. Русские народные сказки.
1
1
02.10
ВЧ
19
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
1
1
03.10
П
20
Поэтическая тетрадь №1 (11 часов)
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь №1».
1
1
05.10
21
Проект «Как научиться читать стихи».
1
1
07.10
22
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
1
1
09.10
23
Ф. И.Тютчев «Листья». Сочинение- миниатюра «О чем расскажут листья»
1
1
10.10
24
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»
1
1
12.10
25
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»,
1
1
14.10
26
И. С. Никитин «Встреча зимы»
1
1
16.10
27
И. З. Суриков «Детство»
1
1
17.10
28
И. З. Суриков «Зима» Сравнение.
1
1
19.10
29
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».
1
1
21.10
30
Вн. чт. Весёлые стихи Б. Заходера
1
1
23.10
ВЧ
31
Великие русские писатели (24 часа)
Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели ».
1
1
24.10
32
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»
1
1
02.11
33
А. С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»
1
1
06.11
34
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
1
1
07.11
35
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
1
1
09.11
36
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
4
1
11.11
37
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
13.11
38
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
14.11
39
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
16.11
40
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
1
1
18.11
41
Подготовка сообщения о И.А. Крылове.
1
1
20.11
42
И. А. Крылов Басня «Мартышка и очки»
1
1
21.11
43
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
1
1
23.11
44
И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
1
1
25.11
45
Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове.
1
1
27.11
46
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
1
1
28.11
47
М. Ю. Лермонтов. «Утес» ,«Осень»
1
1
30.11
48
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
1
1
02.12
49
Л. Н. Толстой «Акула».
1
1
04.12
50
Л. Н. Толстой «Прыжок»
1
1
05.12
51
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
1
1
07.12
52
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
1
1
09.12
53
Обобщение по разделу «Великие русские писатели»
1
1
11.12
54
Вн. чт. О братьях наших меньших (Б. Житков)
1
1
12.12
ВЧ
55
Поэтическая тетрадь №2 (6 часов)
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь №2».
1
1
14.12
56
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
1
1
16.12
57
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
1
1
18.12
58
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»
1
1
19.12
59
И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…»
1
1
21.12
60
Обобщение по разделу. Вн. чт. Рассказы-загадки про зверей и птиц В.В. Бианки.
1
1
23.12
ВЧ
61
Литературные сказки (8 часов)
Знакомство с названием раздела «Литературные сказки».
1
1
25.12
62
Д. Мамин-Сибиряк. « «Аленушкины сказки»(присказка)
1
1
26.12
63
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
1
1
28.12
64
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
2
1
13.01.16
65
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
1
15.01
66
Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
2
1
16.01
67
Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
1
18.01
68
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа.
1
1
20.01
КР
69
Были и небылицы (10 часов)
Знакомство с названием раздела «Были и небылицы».
1
1
22.01
70
М.Горький. «Случай с Евсейкой»
2
1
23.01
71
М.Горький. «Случай с Евсейкой»
1
25.01
72
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
3
1
27.01
73
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
1
29.01
74
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
1
30.01
75
А. Куприн. «Слон»
3
1
01.02
76
А. Куприн. «Слон»
1
03.02
77
А. Куприн. «Слон»
1
05.02
78
Обобщение по разделу. Вн.чт. Литературные сказки А.Н. Толстого.
1
1
06.02
ВЧ
79
Поэтическая тетрадь №1 (6 часов)
Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»
1
1
08.02
80
Саша Черный «Воробей», «Слон»
1
1
10.02
81
А. А. Блок «Ветхая избушка»
1
1
12.02
82
А. А. Блок «Сны», «Ворона»
1
1
13.02
83
С. А. Есенин. «Черемуха»
1
1
15.02
84
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».
1
1
17.02
85
Люби живое (16 часов)
Знакомство с названием раздела «Люби живое».
1
1
19.02
86
М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)
1
1
20.02
87
И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»
2
1
22.02
88
И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»
1
24.02
89
В. И. Белов. «Малька провинилась»
1
1
26.02
90
В. И. Белов. «Еще раз про Мальку»
1
1
27.02
91
В. Бианки. «Мышонок Пик»
2
1
29.02
92
В. Бианки. «Мышонок Пик»
1
02.03
93
Б. С. Житков «Про обезьянку»
3
1
04.03
94
Б. С. Житков «Про обезьянку»
1
05.03
95
Б. С. Житков «Про обезьянку»
1
07.03
96
В. Л. Дуров «Наша Жучка»
1
1
09.03
97
В. П. Астафьев «Капалуха»
1
1
11.03
98
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
1
1
12.03
99
Обобщение по разделу «Люби живое».
1
1
14.03
100
Вн.чт. Рассказы и повести Л.Воронковой.
1
1
16.03
ВЧ
101
Поэтическая тетрадь №2 (8 часов)
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь №2».
1
1
18.03
102
С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
1
1
19.03
103
А. Барто «Разлука»
1
1
21.03
104
А. Барто «В театре»
1
1
01.04
105
С. В. Михалков «Если», «Рисунок»
1
1
02.04
106
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
1
1
04.04
107
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».
1
1
06.04
108
Вн.чт. Стихи А.Барто.
1
1
08.04
ВЧ
109
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 часов)
Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».
1
1
09.04
110
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
1
1
11.04
111
А. П. Платонов «Цветок на земле»
2
1
13.04
112
А. П. Платонов «Цветок на земле»
1
15.04
113
А. П. Платонов «Еще мама»
2
1
16.04
114
А. П. Платонов «Еще мама»
1
18.04
115
М. Зощенко «Золотые слова»
1
1
20.04
116
М. Зощенко «Великие путешественники»
1
1
22.04
117
Н. Носов «Федина задача»
1
1
23.04
118
Н. Носов «Телефон»
1
1
25.04
119
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
2
1
27.04
120
Обобщение по разделу. Вн.чт. Рассказы М. Пришвина.
1
29.04
ВЧ
121
По страницам детских журналов (8 часов)
Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов».
1
1
30.04
122
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
1
1
04.05
123
Ю. Ермолаев «Проговорился»
1
1
06.05
124
Ю. Ермолаев «Воспитатели»
1
1
07.05
125
Г. Остер «Вредные советы»
1
1
11.05
126
Г. Остер «Как получаются легенды»
1
1
13.05
127
Р. Сеф «Веселые стихи»
1
1
14.05
128
Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Экскурсия в библиотеку
1
1
16.05
129
Зарубежная литература (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции
1
1
18.05
130
Мифы Древней Греции
2
1
20.05
131
Мифы Древней Греции
1
21.05
132
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
3
1
23.05
133
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
1
25.05
134
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
1
27.05
135
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
1
1
28.05
136
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
30.05
Литература:
Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская).М.: Просвещение,2013
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская) М.: Просвещение,2013
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: Просвещение,2012
Кутявина.С.В.. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 3 класс МР3, издательство «Просвещение», 2013
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценок.
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделит основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общепринятым.
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.