kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету литература 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по литературе для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы  по литературе  для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова (М, Дрофа, 2009)

 Программа          детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету литература 7 класс »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65


РАССМОТРЕНО

На заседании МС

Протокол № 1 от 30.08.2014г.

Руководитель МС________

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

___________________

И.Н.Голенкова

« 30 » августа 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №65

_________________

Т.И.Моисеенко

Приказ № 55 от

« 30 » августа 2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД





















Учитель: Бесфамильных Екатерина Юрьевна.


квалификационная категория – нет














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова (М, Дрофа, 2009)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно – эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально – эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко – теоретико – литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой); на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно – историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально – нравственные ориентиры.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в VII классе в объеме – 68 часов, 2 часа в неделю.


Данная рабочая учебная программа разработана с учетом и на основании следующих документов:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (при реализации);

  • Федеральный базисный учебный план, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (при реализации);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

  • Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Устав МБОУ СОШ № 65;

  • Учебный план МБОУ СОШ № 65 на 2014 – 2015 учебный год;

  • Календарный учебный график на 2014 – 2015 учебный год;

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 65;

  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 65;

  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта,

  • Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова(М, Дрофа, 2009).




Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения по данной программе

В 7 классе обучается 13 учащихся. По итогам 6 класса достигли оптимального уровня 8% учащихся, базового уровня – 92%.

8% учащихся, закончивших 6 класс на «4» и «5», нуждаются в дальнейшем совершенствовании мышления, в овладении мыслительными операциями высшего уровня.

8% восьмиклассников, имеющих по итогам 4 класса «3» по 1-2 предметам, нуждаются в укреплении воли, настойчивости в преодолении трудностей.

84% учащихся требуют особого внимания, нуждаются в речевой поддержке (тренировке в пересказе, в овладении терминологией и т.д.).

Данное соотношение определяет возможность использования в классе прежде всего фронтальных и индивидуальных форм деятельности, затруднения в организации работы в классе в микрогруппах, оказания сильными учащимися помощи слабым под управлением учителя. Центральной становится задача речевой поддержки учащихся, необходимость развития учебной мотивации средствами предмета.

Условия реализации программы

Учебно-методический комплекс на 2014-2015 учебный год(в соответствии с ГОС ФК)

Программа

(название, автор, кем рекомендована, где опубликована, издательство, год издания)


Учебник

(автор, название, год издания, кем рекомендован)

Методическое пособие,

методические рекомендации

(автор, название, год издания)

Примерная программа основного общего образования по литературе. В сборнике: Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.


В мире литературы. 5-11 классы: программа по литературе для общеобразоват. учреждений. /А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.; под редакцией А.Г.Кутузова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

Доп-но МО и Н РФ.


В мире литературы. 7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2007

Литература. 5-9 классы: Тематическое планирование (по программе А.Г.Кутузова)/Сост. Л.М.Серёгина-Волгоград: Учитель, 2004.


Формы и методы, технологии обучения

Особенности организации образовательного процесса соответствуют положениям Программы развития школы, Образовательной программы и Устава МБОУ СОШ № 65, определяющим формы, методы и технологии обучения, применяемые на уроках литературы. Взаимосвязь перечисленных структурных компонентов методики преподавания отражена в таблице.



Ведущие методы преподавания

Оптимальные формы организации познания

Используемые технологии обучения

- по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый;

- по источнику получения знаний:

словесно-практический




1. Работа в парах

2. Индивидуальная работа

3. Фронтальная работа


- технология развития критического мышления через чтение и письмо

-технологии традиционного обучения

- технология интерактивного обучения;

- технология учебного диалога




Основной формой организации образовательного процесса является урок (урок – лекция, урок- практикум, урок – тест, урок- презентация, уроки с групповыми формами работы , урок-зачёт)

Кроме того, обучение литературе осуществляется через практические и творческие работы.


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ


Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.


Русский фольклор


Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке).

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Одна былина по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).


Древнерусская литература


"Слово о полку Игореве" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Три произведения разных жанров по выбору.


Русская литература XVIII века


М.В. Ломоносов

Одно стихотворение по выбору.

Д.И. Фонвизин

Комедия "Недоросль".

Г.Р. Державин

Два произведения по выбору.

А.Н. РАДИЩЕВ

"ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ" (ОБЗОР).

Н.М. Карамзин

Повесть "Бедная Лиза".

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

Русская литература XIX века


И.А. Крылов

Четыре басни по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада "Светлана".

Одна баллада по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Два лирических стихотворения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия "Горе от ума" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

А.С. Пушкин

Стихотворения: "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также три стихотворения по выбору.

Одна романтическая поэма по выбору

"Повести Белкина"

ПОВЕСТЬ "ПИКОВАЯ ДАМА" (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).

"МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ" (ОДНА ТРАГЕДИЯ ПО ВЫБОРУ) (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).

Романы: "ДУБРОВСКИЙ", "Капитанская дочка" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении).

Роман в стихах "Евгений Онегин" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с чтением отдельных глав).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Парус", "Смерть Поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Пророк", а также три стихотворения по выбору.

Поэмы: "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Мцыри".

Роман "Герой нашего времени".

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

Е.А. БАРАТЫНСКИЙ, К.Н. БАТЮШКОВ, А.А. ДЕЛЬВИГ, Д.В. ДАВЫДОВ, А.В. КОЛЬЦОВ, Н.М. ЯЗЫКОВ.

СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).

Н.В. Гоголь

Повести: "ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ" (ОДНА ПОВЕСТЬ ПО ВЫБОРУ), "ТАРАС БУЛЬБА", "Шинель" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).

Комедия "Ревизор" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Поэма "Мертвые души" (первый том) (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - отдельные главы).

А.Н. Островский

Одна пьеса по выбору

И.С. Тургенев

"ЗАПИСКИ ОХОТНИКА" (ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ).

"СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" (ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ).

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: "С поляны коршун поднялся...", "Есть в осени первоначальной...", а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: "Вечер", "Учись у них - у дуба, у березы...", а также три стихотворения по выбору.

А.К. ТОЛСТОЙ

ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: "КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ", "Железная дорога", а также два стихотворения по выбору.

ОДНА ПОЭМА ПО ВЫБОРУ.

Н.С. ЛЕСКОВ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Три сказки по выбору.

Ф.М. Достоевский

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Л.Н. Толстой

Одна повесть по выбору.

Один рассказ по выбору.

В.М. ГАРШИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

А.П. Чехов

Рассказы: "Смерть чиновника", "Хамелеон", а также 2 рассказа по выбору.

В.Г. КОРОЛЕНКО

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.


Русская литература XX века


И.А. Бунин

Два рассказа по выбору.

А.И. КУПРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М. ГОРЬКИЙ

ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

А.А. Блок

Три стихотворения по выбору.

В.В. Маяковский

Три стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Три стихотворения по выбору.

А.А. АХМАТОВА

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

М.А. БУЛГАКОВ

ПОВЕСТЬ "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ".

М.М. ЗОЩЕНКО

ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ.

А.П. ПЛАТОНОВ

ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.

А.С. ГРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.

М.М. ПРИШВИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

А.Т. Твардовский

Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).

М.А. Шолохов

Рассказ "Судьба человека".

В.М. Шукшин

Два рассказа по выбору.

А.И. Солженицын

Рассказ "Матренин двор" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Рассказ "Как жаль" (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

Русская проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

Русская поэзия второй половины XX века

И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

Литература народов России


ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ РОССИИ: "ГЭСЭР", "ДЖАНГАР", "КАЛЕВАЛА", "МААДАЙ-КАРА", "МЕГЕ БАЯН-ТООЛАЙ", "НАРТЫ", "ОЛОНХО", "УРАЛ-БАТЫР".

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ ВО ФРАГМЕНТАХ.

Г. АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, С. ДАНИЛОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, Н. ДОМОЖАКОВ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К. КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.


Зарубежная литература


Гомер

"Илиада", "Одиссея" (фрагменты).

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

ДАНТЕ

"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" (ФРАГМЕНТЫ).

М. СЕРВАНТЕС

РОМАН "ДОН КИХОТ" (ФРАГМЕНТЫ).

У. Шекспир

Трагедии: "Ромео и Джульетта", "Гамлет" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе трагедии изучаются в сокращении).

ДВА СОНЕТА ПО ВЫБОРУ.

Ж.Б. Мольер

Одна комедия по выбору.

И.В. Гете

"Фауст" (фрагменты).

Ф. ШИЛЛЕР

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Э.Т.А. ГОФМАН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

ДЖ.Г. БАЙРОН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

П. МЕРИМЕ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Э.А. ПО

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

О. ГЕНРИ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Д. ЛОНДОН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

СКАЗКА "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ".

Х.К. АНДЕРСЕН, Р. БЕРНС, У. БЛЕЙК, Р. БРЭДБЕРИ, Ж. ВЕРН, Ф. ВИЙОН, Г. ГЕЙНЕ, У. ГОЛДИНГ, В. ГЮГО, Д. ДЕФО, А.К. ДОЙЛ, Р. КИПЛИНГ, Л. КЭРРОЛЛ, Ф. КУПЕР, ДЖ. СВИФТ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, В. СКОТТ, Р.Л. СТИВЕНСОН, М. ТВЕН, Э. ХЕМИНГУЭЙ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все большие по объему произведения изучаются во фрагментах.


Основные историко-литературные сведения


Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе.

Русский фольклор


Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.


Древнерусская литература


Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


Русская литература XVIII века


Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы "человек и природа". Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.


Русская литература XIX века


Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ "героя времени". Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А. Гончаров о Грибоедове, В.Г. Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.


Русская литература XX века


Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и . Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.


Литература народов России


Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости.

Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России.


Зарубежная литература


Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.


Основные теоретико-литературные понятия


Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

(* Жирным шрифтом в тексте выделен материал, который изучается непосредственно в рамках программы 7 класса)


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений


Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).



Содержание тем учебного курса для 7 класса


Герой – характер – образ

Введение

Художественный образ и образность в литературе. Образ человека. Понятия характер и герой. Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Эпическое и лирическое начало в повести. Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество, вольность. Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. Авторское начало в повести. Образ автора (рассказчика). Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.

Творческий практикум

Человек в литературе (творческая работа в любом жанре).

Герой древнего эпоса

Былина «Богатырское слово». Образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы её выражения.

Традиционная система образов в русском героическом эпосе.

Сага «Угон быка из Куалге». Кухулин – герой ирландского героического эпоса. Патриотический пафос саги.

Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие.

Творческая мастерская

Характер в фольклоре и литературе

Творческий практикум

Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика)


Духовная литература

«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Герой древнерусской литературы

Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.

Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести.

Творческая мастерская

Изображение человека в фольклоре и древней литературе

Творческий практикум

Рассказ о героях духовной и светской литературы

Советы библиотеки

Герой эпического произведения

Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет») и баллады А.С.Пушкина: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.

А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного. Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.

П.Мериме. «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.

Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения. Начальное понятие о сказе.

Реалистические традиции. Правда и правдоподобие. Художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героя. Начальное представление о психологизме.

И.С.Тургенев. «Бежин луг», «Бирюк». Рассказ и очерк. Сопоставление героев как приём характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.

Л.Н.Толстой. «Детство». (главы по выбору). Автобиографичность и собирательность образа главного героя. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приёмы создания характера сатирического персонажа. Гротеск как художественный прием. Аллегория и фантастика в сказках.

А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.

М.М.Зощенко. «Аристократка», «В бане», «Жертва революции» (по выбору). Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.

О.Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя. Особенности сюжета рождественского рассказа.

Творческая мастерская

Герой эпического произведения как художественный образ. Автор – образ – читатель: как создаёт героя автор и как воспринимает героя читатель.

Творческий практикум

Сопоставление героев.

Советы библиотеки

Лирический герой

Развитие понятий о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения.

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» (Русский язык», «Щи», Два богача»). Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.

А.К.Толстой «Хорошо, братцы, тому на свете жить…», «Правда», «Благовест»

С.А.Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы», «В хате», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек…», «Всё живое особой метой…». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.

Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Русский огонёк», «Тихая моя родина», «Видение на холме». Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.

Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс»; В.С. Высоцкий. «Песня о допетровской Руси». Союз музыки и поэзии. Средства создания лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.

Творческая мастерская

Образ лирического героя и средства его создания.

Автор и герой в лирическом тексте. (Н.С.Гумилёв. «Капитаны»; Ш.Бодлер. «Альбатрос»).

Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.

Творческий практикум

Сочинение в лирическом жанре

Советы библиотеки

Герой драматического произведения

Е.Л.Щварц. «Тень». Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.

Творческая мастерская

Средства создания характера в драме.

Творческий практикум

Устное сочинение «Как бы я сыграл роль…».

Советы библиотеки


С целью знакомства учащихся с лучшими произведениями региональной литературы, приобщения учащихся к духовным ценностям родного края, пробуждения уважение к малой Родине в программу введен блок «Уральская литература» (Созина Е.К.,Литовская М.А., Лейдерман Н.Л. Литература Урала: Учебная программа для основной школы. Екатеринбург: У-Фактория, 2006)

Из литературы XIX века
(фольклор и литература Урала)

Для чтения и изучения:

Петр Михайлович Кудряшев. Песнь башкирца после сра­жения. Прощание башкирца с милой.

Жизнь и творчество оренбургского поэта Петра Кудряшева. Фольклорная и историческая основа его песен. Своеобразие по­этического мира: лирический герой и его чувства, создание в песнях образа слушателя-адресата, отражение предметных реа­лий башкирской жизни, язык.

Для чтения и обсуждения:

Константин Дмитриевич Носилов. Дедушка Вогул и его внуки: Из путешествия по реке Конде.

Жизнь северного народа манси в изображении русского пу­тешественника и писателя К. Д. Носилова. Сюжет рассказа и его герои. Позиция автора-рассказчика, его отношение к во­гулам.

Из литературы XX века

Для чтения и изучения:

Муса Джалиль. Стихи из «Моабитской тетради»: «Лишь была бы волюшка...»; «Случается порой...».

Биография Мусы Джалиля. История создания и обнару­жения «Моабитской тетради». Тема силы человеческого духа. Лирическое и публицистическое начало в поэзии Мусы Джа­лиля.

Для чтения и обсуждения:

Виктор Федорович Потанин. Подари мне сизаря.

Образ детства в рассказе В. Ф. Потанина. Сложность отно­шений детей и взрослых. Роль рассказчика в произведении.


Итоговая читательская конференция

Человек в литературе




Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Отметка «5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Отметка «4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

Отметка «3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Отметка «2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

Отметкой «1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.



Система оценивания работы по литературе в форме ОГЭ


Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объёма (3-5 предложений)


Если при проверке задания указанной группы по первому критерию ставится «0» баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается.



1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,

предложенной в вопросе


Баллы

а) Учащийся понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы;

демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом;

не подменяет рассуждения пересказом текста;

при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия;

фактические ошибки и неточности отсутствуют.







3

б) Учащийся не подменяет рассуждения пересказом текста, понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами;

и (или) допускает отдельные неточности в использовании теоретико – литературных понятий;

и (или) допускает одну фактическую ошибку.





2

в) Учащийся упрощённо понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом;

и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста;

и (или) допускает ошибки в использовании теоретико-литературных понятий при анализе литературного материала;

и (или) допускает две фактические ошибки.





1

г) Учащийся не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе;

и (или) не знает проблематики произведения;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретико – литературные понятия;

и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.






0

2. Следование нормам речи



Допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущено более двух речевых ошибок.

0

Максимальный балл

4









Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),

требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема

с выходом в литературный контекст (5-8 предложений)


Если при проверке задания указанной группы по первому критерию ставится «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.


1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,

предложенной в вопросе


Баллы

Учащийся понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы;

демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом;

не подменяет рассуждения пересказом текста;

при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия;

фактические ошибки и неточности отсутствуют.






3

Учащийся не подменяет рассуждения пересказом текста, понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не

подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами;

и (или) допускает отдельные неточности в использовании теоретико-литературных понятий;

и (или) допускает одну фактическую ошибку.






2

Учащийся упрощённо понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом;

и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста;

и (или) допускает ошибки в использовании теоретико-литературных

понятий при анализе литературного материала;

и (или) допускает две фактические ошибки.






1

Учащийся не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе;

и (или) не знает проблематики произведения;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретико-литературные понятия;

и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с

пониманием содержания художественного текста.





0

2. Следование нормам речи



Допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущено более двух речевых ошибок.

0

Максимальный балл

4







Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),

требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема

с выходом в литературный контекст (5-8 предложений)



1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,

предложенной в вопросе


Баллы

Учащийся понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы;

демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли

текстом;

не подменяет рассуждения пересказом текста;

при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия;

фактические ошибки и неточности отсутствуют.






3

Учащийся не подменяет рассуждения пересказом текста, понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами;

и (или) допускает отдельные неточности в использовании теоретико-

литературных понятий;

и (или) допускает одну фактическую ошибку.





2

Учащийся упрощённо понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом;

и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста;

и (или) допускает ошибки в использовании теоретико-литературных понятий при анализе литературного материала;

и (или) допускает две фактические ошибки.





1

Учащийся не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе;

и (или) не знает проблематики произведения;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретико-литературные понятия;

и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с

пониманием содержания художественного текста.






0

2. Умение сопоставлять художественные произведения



Учащийся умеет: находить важнейшие основания для сравнениях художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, давать сравнительную характеристику литературным явлениям, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы.




2

Учащийся частично выявляет основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, опуская важный(-ые) аспект(-ы) анализа;

и (или) допускает нарушения в построении сравнительной

характеристики литературных явлений;

и (или) его суждения недостаточно аргументированы, выводы не

в полной мере убедительны.



1

Учащийся не выявляет основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику литературных явлений;

и (или) его суждения не аргументированы, выводы не убедительны.



0

3. Следование нормам речи



Допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущено более двух речевых ошибок.

0

Максимальный балл

6




Если про проверке задания указанной группы по первому критерию ставится «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.




Шкала перерасчёта баллов за ответ на проблемный вопрос в отметки:






Отметка

Задание / баллы

1.1.1–1.1.3

1.2.1–1.2.3

1.1.4

1.2.4


1.1.4

1.2.4

«5»

4

6

«4»

3

5 - 4

«3»

2

3

«2»

1 -0

2 - 0





Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развёрнутого ответа на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов)


Среди пяти критериев, по которым оценивается выполненное задание (сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию ставится «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырём критериям не оценивается.

При оценке выполнения заданий следует учитывать объём написанного сочинения. Рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

Учащийся понимает проблему, предложенную в вопросе, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы;

демонстрирует обоснованность суждений;

фактические ошибки и неточности отсутствуют.

3

Учащийся понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки.


2

Учащийся упрощённо понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения;

и (или) допускает 3 – 4 фактические ошибки.

1

Учащийся не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе,

и (или) даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей;

и (или) допускает более четырёх грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.

0

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями


Учащийся показывает знание теоретико-литературных понятий и уместно использует их при самостоятельном анализе литературного материала.

2

демонстрирует умения уместно использовать их при анализе литературного материала, допускает отдельные неточности в их употреблении.

1

Учащийся не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует в работе ни одного термина;

и (или) допускает грубые ошибки в их использовании.

0

3. Обоснованность привлечения текста произведения


Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и логически обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения).

2

Текст привлекается и комментируется, но не всегда обоснованно и вне прямой связи с выдвинутым тезисом.

1

Текст не привлекается и не комментируется, суждения текстом не обосновываются.


4. Последовательность и логичность изложения


Части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности.

2

Части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе.

1

Допущены грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения; отсутствует общая логика высказывания.

0

5. Следование нормам речи


Допустима 1 речевая ошибка.

3

Допущены 2–3 речевые ошибки.

2

Допущены 4 речевые ошибки.

1

Количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок.

0

Максимальное количество баллов

12

.




Шкала перерасчёта баллов в отметки:



Баллы

Отметка

12 - 11

«5»

10 - 8

«4»

7 - 6

«3»

5 - 0

«2»





Система оценивания отдельных заданий работы в форме ОГЭ в целом


Оценивание выполнения заданий производится на основе системы критериев, разработанных для трёх типов заданий, требующих развёрнутого ответа разного объёма. За выполнение каждого из трёх заданий базового уровня сложности (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3) учащийся может получить максимум 4 балла.

За выполнение задания 1.1.4 или 1.2.4 повышенного уровня сложности учащийся может получить максимум 6 баллов. Среди позиций, по которым оцениваются задания базового и повышенного уровня, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке задания из указанной группы по первому критерию ставится «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

За выполнение одного задания второй части (сочинение) учащийся может получить максимум 12 баллов. Среди пяти критериев, по которым оценивается выполнение задания (сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию ставится «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырем критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

При оценке сочинения учитывается также его объём. Учащимся рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.


Шкала пересчета первичного балла за выполнение

работы в отметку по пятибалльной шкале


Отметка

по пятибалльной шкале





«2»



«3»



«4»



«5»

Общий балл

0–9

10–16

17–23


24–30





Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для учителя и может быть снижена, но не ниже чем до 7 баллов.

Результаты работы могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 16 баллам.


Оценка тестовых работ

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

- неверные ответы составляют не более 5 – 10 % ответов от общего числа заданий;

Отметка « 4» ставится,

если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 25% ответов от общего количества заданий).

Отметка «3» ставится, если учащийся

- выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 26% до 50% ответов от общего числа заданий;

- если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Отметка «2» ставится, если

- работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Отметка «1» ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.


Критерии чтения художественных текстов наизусть

Отметка


Критерии

«5»

Чтение выразительное, эмоциональное, проникновенное, артистическое, без ошибок и запинок.

«4»

Произведение прочитано четко, с хорошей дикцией, с соблюдением орфоэпических норм. Есть элементы выразительности.

Допущены 1-2 ошибки в знании текста.

«3»

Рассказывает наизусть, без выражения и понимания , допускает 3-4 запинки.

«2»

Читает наизусть, но с искажением текста, запинками


Защита исследовательских проектов

Критерии

Баллы

I. Структурные


Логика

Достаточное обоснование актуальности темы. Полное соответствие темы исследовательскому аппарату (объекту, предмету, целям, задачам, гипотезе, методам исследования и т.д.).


2

Культура исполнения

Элементы структуры исследовательского проекта представлены в полном объеме (структурирование текста, его изложение в соответствии с выработанным планом, оформление титульного листа, цитат, ссылок, примечаний, библиографии, приложения, иллюстраций, схем, таблиц).



2

II. Теоретические



Целостность

Проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована.

Осведомленность о современном практическом состоянии проблемы исследования; умение извлекать из литературы или периодики исчерпывающую информацию по проблеме исследования, систематизируя и обобщая ее.



4

Коммуникативная компетентность

Представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками (личная позиция автора, самостоятельность, оригинальность, критичность, обоснованность суждений).


3

Информационная

компетентность

На основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части.


7

III. Исследовательские



Соответствие теории и практики

Практическая часть исследовательского проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы.


3

Целесообразность

использования

методов

Целесообразно использованы методы исследования.


5

Результативность исследования

Выводы системны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

(научные, практические, социально значимые результаты работы и их достоверность).

6

Элементы исследовательской

компетентности

Цели и задачи исследовательского проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах

(самооценка собственных действий по достижению цели, определение области затруднений, перспективы дальнейших исследований, предложения по практическому использованию результатов).



6

Выводы комиссии

IV. Особое мнение рецензента


2

Максимальное количество баллов

40





Шкала перерасчёта баллов в отметки за защиту проекта:

Баллы

Отметка

40 - 36

«5»

35 - 30

«4»

29 - 20

«3»

19 - 0

«2»



























Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Подраздел

Тема урока

Количество

часов

Календарные

сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

1

Введение. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Художественный образ и образность в литературе

1

01-06.09

Художественный образ и образность в литературе. Образ человека. Понятия характер и герой. Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой.


З н а т ь, что такое:

литературный образ;

система образов в литературном произведении;

герой литературного произведения;

характер в литературе;

авторская позиция;

художественные детали;

художественные приёмы.

У м е т ь:

объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;

оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”, “характер в литературе” и т.д.

давать характеристику главным героям произведения;

находить в произведении художественные детали;

при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.



2

Повторение.

Художественный мир произведения и его компоненты (форма и содержание литературного произведения)

1



3

Роды и жанры литературы, их отличительные особенности.

1

08-13.09



4

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Историческая и фольклорная основы повести. Историзм в литературе.

1


Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Эпическое и лирическое начало в повести. Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество, вольность. Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. Авторское начало в повести. Образ автора (рассказчика). Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.



5

Проблемы национального самосознания в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

15-20.09



6

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Система художественных образов в повести.

Образ и характер Тараса Бульбы

1



7

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Образы Остапа и Андрия.

1

22-27.09

сочинение

(устное)

8

Образ автора-повествователя в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1



9

Художественное пространство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

29.09-04.10



10

Роль художественных деталей в раскрытии характеров литературных героев.

1



11

Анализ языка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

06-11.10



12,13

Творческий практикум. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

2


13-18.10


Сочинение

14

Герой древнего эпоса.

Былина «Богатырское слово» Образ человека в русском героическом эпосе.

1


Образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы её выражения.

Традиционная система образов в русском героическом эпосе.

Кухулин – герой ирландского героического эпоса. Патриотический пафос саги.

Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие.



З н а т ь, что такое:

былина, былинный герой, сказитель;

эпическая гиперболизация и идеализация;

художественные средства создания богатыря в былине;

система образов в русском героическом эпосе;

ирландская сага.

У м е т ь :

называть богатырей земли Русской;

объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;

сопоставлять средства, с помощью которых создаются художественный образ в ирландской саге

и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.



15

Сага «Угон быка из Куалнге»

Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходства и различия

1

20-25.10



16

Творческая мастерская.

Характер в фольклоре и литературе.

1



17

Творческий практикум.

Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика)

1

27-31.10



Сопоставительная характеристика

18

Духовная литература.

«Житие Сергия Радонежского» Способы создания характера в жанре жития.

1

10-15.11


Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.






З н а т ь:

особенности жанра русского жития;

средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;

в чем заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.



19

«Житие Сергия Радонежского»

Идеальный герой русской литературы.

1


Письменный ответ на вопрос

20

Герой древнерусской литературы.

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

1

17-22.11


Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.

Литературное и сказочное начало в повести.


З н а т ь:

жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);

что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;

способы изображения человека в древнерусской литературе;

как выражается авторское отношение к героям.



21

Человек в древнерусской литературе. Способы изображения человека.

1



22

Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Литературное и сказочное начало в повести.

1

24-29.11



23

Творческая мастерская. Изображение человека в фольклоре

Творческий практикум. Рассказ о героях духовной и светской литературы.

1



Сочинение

24

Герой эпического произведения. Развитие понятия об эпосе как литературном роде. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника и баллады.

1

01-06.12


Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.


З н а т ь:

особенности эпического рода литературы;

эпические жанры;

способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

художественная деталь в эпическом произведении;

что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;

система рассказчиков в эпическом произведении;

общее в создании героя в фольклоре и литературе;

У м е т ь:

перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;

называть главных и второстепенных героев;

описывать характеры главных персонажей;

сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;

находить в тексте детали, с помощью которых создаются образ главного героя;

определять жанр произведения;

находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;

определять авторскую позицию и способы её выявления.




25

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Тема судьбы.

1


Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет») и баллады А.С.Пушкина: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.



26

А.С.Пушкин «Выстрел»

Основы конфликта в повести.

1

08-13.12


Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.



27

А.С.Пушкин «Выстрел» Истинное и ложное понимание чести.

1



28

А.С.Пушкин «Выстрел» Истинное и ложное понимание чести.

1

15-20.12


Сочинение

29

Контрольная работа за 1 полугодие 2014-2015 учебного года.

1



КР

30

Анализ контрольной работы.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»Содержание конфликта главных героев.

1

22-27.12


Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного. Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.


31

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Авторская оценка как средство создания характера в литературе.

1



32

П.Мериме «Маттео Фальконе» Героический характер в литературе.

1

29-30.12


Героический характер в литературе. Герой и читатель.


33

П.Мериме «Маттео Фальконе» Герой и читатель

1

12-17.01


Сопоставление эпизодов

34

Н.С. Лесков «Левша» Понятие о национальном характере в литературе. Формирование представлений о национальной самобытности.

1


Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения. Начальное понятие о сказе.



35

Н.С. Лесков «Левша» Особенности повествования.

1


19-24.01


Составление «толкового словаря» «Левши»

36

Н.С. Лесков «Левша» Речь как предмет художественного изображения.

1



37

Реалистические традиции. Психологизм в литературе.

1

26-31.01


Реалистические традиции. Правда и правдоподобие. Художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героя. Начальное представление о психологизме.


38

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Сопоставление героев как прием характеристики

1


Рассказ и очерк. Сопоставление героев как приём характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.



39

И.С.Тургенев «Бежин луг» Портрет и речь


1

02-07.02



40

И.С.Тургенев «Бежин луг» Человек и природа


1



41

И.С.Тургенев «Бирюк» Рассказ и очерк


1

09-14.02




42

Л.Н.Толстой «Детство» Автобиографичность и собирательность образа главного героя

1


Автобиографичность и собирательность образа главного героя. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.


43

Л.Н.Толстой «Детство» Тема детства в русской литературе и ее воплощение в повести.

1

16-21.02


Письменная работа : ответ на вопрос

44

Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1


Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приёмы создания характера сатирического персонажа. Гротеск как художественный прием. Аллегория и фантастика в сказках.


45

Герой сатирического произведения

М.Е. Салтыков-щедрин «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» Аллегория и фантастика в сказках.

1

24-28.02


Сопоставление сказок

46

А.П. Чехов Юмор и сатира. «Хамелеон»


1


Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.


47

А.П. Чехов Комическая ситуация «Смерть чиновника»

1

02-07.03



48

М.М. Зощенко Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. «Аристократка», «В бане», «Жертва революции»

1


Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.



49

О. Генри «Дары волхвов» Особенности сюжета рождественского рассказа

1

10-14.03


Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя. Особенности сюжета рождественского рассказа.



50

Творческая мастерская. Герой эпического произведения как художественный образ

Творческий практикум. Сопоставление героев.

1



Сопоставление героев

51

Развитие понятия о лирике. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Щи») Своеобразие лирического произведения.

1

16-20.03


Развитие понятий о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения

Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.


З н а т ь:

особенности лирики;

автор лирического произведения и лирический герой;

отличия лирического героя и героя эпического произведения;

изобразительные средства поэтического языка.

У м е т ь:

давать характеристику лирическому герою;

находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.



52

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

«Железная дорога» Тема крестьянской доли в стихотворении

1


30.03-04.04


Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.




53

А.К. Толстой «Хорошо, братцы, тому на свете жить…», «Правда», «Благовест»

Поэт и его лирический герой

1




54

С.А. Есенин «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты», «Запели тесаные дроги», «В хате», «Песнь о собаке», «Ах, как много…» Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина

1

06-11.04

Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.



55

Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Русский огонек», «Тихая моя родина» Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя.

1


Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.



56

Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс», В.С. Высоцкий «Песня о допетровской Руси» Авторская песня как жанр и явление культуры. Литература и другие виды искусства

1

13-18.04


Союз музыки и поэзии. Средства создания лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.



57

Творческая мастерская. Образ лирического героя и средства его создания. (Н.С.Гумилёв. «Капитаны»; Ш.Бодлер. «Альбатрос»).

Творческий практикум. Сочинение в лирическом жанре.

1


Образ лирического героя и средства его создания.

Автор и герой в лирическом тексте.

Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.



Сочинение в лирическом жанре

58

Герой драматического произведения .

Развитие понятия о драме как литературном роде. Е.А. Шварц «Тень »

1

20-25.04


Герой драматического произведения

Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.

З н а т ь:

отличительные особенности драмы;

жанры драмы;

способы создания характера героя драмы;

художественные детали в драме;

авторская позиция в драматическом произведении.

У м е т ь:

определять основной конфликт произведения;

характеризовать героев;

объяснять, как создаётся характер героя;

определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драматическом произведении.



59

Е.А. Шварц «Тень » Герой драматического произведения и средства создания его характера.

1



60

Е.А. Шварц «Тень » Герой драматического произведения и средства создания его характера.

1

27.04-02.05



61

Е.А. Шварц «Тень » Способы выражения авторской позиции в драме.

1


тест

62

Контрольная работа за 2014-2015 учебный год.

1

04-08.05




КР

63

Анализ контрольной работы.

Творческая мастерская. Средства создания характера в драме.

Творческий практикум. Устное сочинение «Как сыграл бы роль…»

1

11-16.05




Сочинение

(устное)

64

Литература Урала. Из литературы XIX (фольклор и литература Урала) Своеобразие поэтического мира П.М.Кудряшева «Песнь башкирца после сражения», «Прощание башкирца с милой»


1


Петр Михайлович Кудряшев. Песнь башкирца после сра­жения. Прощание башкирца с милой.

Жизнь и творчество оренбургского поэта Петра Кудряшева. Фольклорная и историческая основа его песен. Своеобразие по­этического мира: лирический герой и его чувства, создание в песнях образа слушателя-адресата, отражение предметных реа­лий башкирской жизни, язык.

Константин Дмитриевич Носилов. Дедушка Вогул и его внуки: Из путешествия по реке Конде.

Жизнь северного народа манси в изображении русского пу­тешественника и писателя К. Д. Носилова. Сюжет рассказа и его герои. Позиция автора-рассказчика, его отношение к во­гулам.

Муса Джалиль. Стихи из «Моабитской тетради»: «Лишь была бы волюшка...»; «Случается порой...».

Биография Мусы Джалиля. История создания и обнару­жения «Моабитской тетради». Тема силы человеческого духа. Лирическое и публицистическое начало в поэзии Мусы Джа­лиля.

Виктор Федорович Потанин. Подари мне сизаря.

Образ детства в рассказе В. Ф. Потанина. Сложность отно­шений детей и взрослых. Роль рассказчика в произведении.


знать роды и жанры литературы в их конкретной пред­ставленности в литературе региона;

знать понятие сюжета и особенности его развития в про­изведениях эпического рода литературы Урала;

знать своеобразие развития эпического конфликта в про­изведениях писателей Урала;

знать особенности выражения авторской позиции в про­изведениях разных родов и жанров литературы (на при­мере литературы Урала);

знать своеобразие повествовательной структуры произ­ведений уральской литературы (понятие «сказ»);

знать основные понятия, характеризующие структу­ру лирического произведения (лирический герой, об­раз-переживание, лирическая интонация, ритмика и

-т. д.);

знать основные факты биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творческого пути и внут­реннего развития;



65

Жизнь северного народа манси в изображении К.Д. Носилова в рассказе «Дедушка Вогул и его внуки»

1

18-23.05


66

Из литературы ХХ века.

Муса Джалиль. Тема силы человеческого духа в творчестве поэта.

1



67

Образ детства в рассказе В.Ф. Потанина «Подари мне сизаря» Творческая работа Литература родного края в восприятии 7-классников.

1

25-30.05

Творческая работа

68

Итоговая читательская конференция. Человек в литературе.

1






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету литература 7 класс

Автор: Бесфамильных Екатерина Юрьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмет «ЛИТЕРАТУРА» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_priedmiet_litieratura_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351559"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477231008"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа по литературе. Класс  7 "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-klass-7"
    ["file_id"] => string(6) "221703"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435561777"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по литературе (11 класс) "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "218001"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433567237"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по литературе 5 класс (к учебнику В.Я. Коровиной)"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "258526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448521840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства