Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (индивидуальное обучение) УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (индивидуальное обучение) УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для первого класса (индивидуальное обучение) составлена в соответствии с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требовапиями Примерной основной программы ОУ, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (индивидуальное обучение) УМК "Школа России" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4 г. Данкова
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом № ___
МК начальных классов МБОУ лицей № 4
____августа 2014 г. г.Данкова Липецкой области
Протокол №_____ ______августа 2014 года
.
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
(индивидуальное обучение)
составлена на 2014-2015 учебный год
(УМК « Школа России»)
Учитель начальных классов
Кузьменко Лариса Павловна
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой. Комплект учебников состоит из: Азбука, 1 класс: учебн. для общеобр. учрежд. в 2 ч./ В.Г.Горецкий и др. – М.:Просвещение, 2011; Литературное чтение, 1 класс: учебн. для общеобраз. учрежд. в 2 ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2011г.
Цели и задачи данной программы
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
формирование способности воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово);
формирование способности понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
формирование умений воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события;
формирование навыков самоконтроля;
формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства;
формирование умений воспроизводить текст (уметь рассказывать его).
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование:
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Рабочая программа рассчитана на индивидуальное обучение. В программу внесены изменения. На изучение литературного обучения отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог. Форма организации образовательного процесса – классно - урочная. Для реализации рабочей программы на уроках русского языка использую: фронтальную беседу, устную дискуссию, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваю различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряю новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряю различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяю разнообразные средства обучения: тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: практическая деятельность, работа в группах, парах, индивидуальная работа, обобщающие беседы по изученному материалу. Педагогические технологии:
- технологии совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- технологии рефлексивного обучения;
- технологии проблемного обучения;
- технологии информационно-коммуникационного обучения;
- технологии проектной деятельности
Содержание тем учебного курса
Добукварный период 9 ч – направлен на создание мотивации к учебной деятельности - ознакомление со словом, его значением, осмысление его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, различение в слове его значения;
- формирование первоначальных представлений о предложении;
- развитие фонематического слуха и умения определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры, осуществление звукового анализа слов с использованием схем-моделей, деления слова на слоги, нахождения в слове ударного слога, «чтения» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука;
-формирование представлений о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, изучение первых пяти гласных звуков и обозначающих их букв;
Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке. Речь письменная и устная.
Предложение и слово. Предложение, слово и слог. Слог, ударение , ударные и безударные слоги. Слово. Предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире. Звуки в речи. Звуки речи: гласные и согласные Образование слога. Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании Гласный звук [а], буквы А, а Гласный звук [а], буквы А, а. Закрепление. Звук [о], буквы О, о Звук [о], буквы О, о. Закрепление. Звук [и], буквы И, и Звук [и], буквы И, и. Закрепление. Гласная буква ы, звук [ы] Гласная буква ы, звук [ы]. Повторение. Звук [у], буквы У, у Звук [у], буквы У, у. Повторение пройденного.
Букварный период 15 ч
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов- «слияний».
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.
Звуки [н], [н]. Буква Н,н. Звуки [н], [н]. Буква Н,н. Закрепление. Звуки [с], [с]. Буква С,с. Звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление) Звуки [к], [к’], буквы К, к Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление) Звуки [т], [т’], буквы Т, т Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление) Закрепление пройденного материала Звуки [л], [л’], буквы Л, л. Звуки [л], [л’], буквы Л, л. Закрепление.
Повторение и закрепление изученного материала Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р Закрепление Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в Согласные звуки [в], [в’], буквы В, Закрепление Гласные буквы Е, е Буква Е – показатель мягкости согласных Чтение слов с буквой Е (повторение и закрепление) Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М Закрепление пройденного материала. Согласные звуки [з], [з’], буквы З,з
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б
Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) Закрепление пройденного материала. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т.
Чтение слов с буквой д.
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] Буква я – показатель мягкости согласного
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч Буква ь – показатель мягкости согласных .
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч, буквосочетания ча, чу (закрепление) Буква ь – показатель мягкости согласных . Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного Звук [ш], буквы Ш, ш Звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)
Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов с жи –ши. Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]
Буква Ё, ё – показатель мягкости Звук [й’]. Буквы Й, й. Чтение слов с буквой й (закрепление). Звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение слов с буквой х (закрепление) Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю. Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) Гласный звук[э]. Буквы Э, э. Чтение слов с буквами Э, э(закрепление) Звук [щ’], буквы Щ, щ. Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Разделительный твердый знак.
Послебукварный период 5 ч – повторительно-обобщающий этап, в ходе которого происходит осмысление полученных знаний.Совершенствование навыка чтения.
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина.
К. Д. Ушинский. Наше Отечество В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь
Творчество А. С. Пушкина – сказки, Л.Н.Толстой о детяхК. Д. Ушинский – великий педагог и писатель.К. Д. Ушинский о детях.
Творчество К. И. Чуковского В. В. Бианки. Первая охота. Творчество С. Я. Маршака
Творчество М. М. Пришвина. Творчество А. Л. Барто.
Творчество С. Михалкова Б. В. Заходер. Два и три Творчество В. Берестова.
Прощание с Азбукой. Проверим свои знания Основной период чтения (20 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
Жили-были буквы (3 ч)
В. Данько «Загадочные буквы»
И. Ток макова «Аля, Кляксич и буква А»
С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин» Почему А поется, а Б-нет»
Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит»
С.Маршак «Автобус номер 26»
Из старинных книг.Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»
Сказки, загадки, небылицы (3 ч)
Е.Чарушин «Теремок»
Русская народная сказка «Рукавичка»
Загадки, песенки
Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
А.С.Пушкин
Русская народная сказка «петух и собака»
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Апрель, апрель! Звенит капель (3 ч)
А. Майков «Ласточка примчалась», «Весна», А.Плещеев «Сельская песенка»
Т.Белозеров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»
Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…»
И в шутку и всерьез (4 ч)
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки»Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «РРРЫ!»
М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу»
Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»
О братьях наших меньших (3 ч)
С. Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак»
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку»
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет»
Д. Хармс «Храбрый еж», , Н. Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо»
Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»
Резервные часы – 2 ч
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Количество часов
Контрольные мероприятия
1.
Добукварный период
9 ч
2.
Букварный период
15 ч
3.
Послебукварный период
5 ч
4.
Основной период чтения
20 ч
5.
Жили-были буквы
3 ч
6.
Сказки, загадки, небылицы
3 ч
Тест
7.
Апрель, апрель! Звенит капель
3 ч
Тест
8.
И в шутку и всерьез
4 ч
Тест
9.
Я и мои друзья
4 ч
Тест
10.
О братьях наших меньших
3 ч
Тест
11
Резервные уроки
2 ч
Календарно-тематический план (1 «в» класс)
№ п/п
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Количество часов
Дата
Планируемая
Фактическая
Добукварный период
9
1
Знакомство с учебником. Речь письменная и устная. Предложение и слово
Научатся: пользоваться учебником, соблюдать гигиенические требования посадки при чтении, понимать различия между устной и письменной речью; оставлять рассказ по картинке; понимать различия между предложением и словом, классифицировать слова, обозначающие названия школьных и нешкольных предметов.
1
2
Предложение, слово и слог. Слог, ударение , ударные и безударные слоги.
Научатся: делить слова на слоги, определять количество слогов в словах, ставить ударение, составлять предложения на заданную тему.
1
3
Слово. Предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире. Звуки в речи.
Научатся: правильно ставить ударение, различать интонационную окраску предложения; различать и произносить звуки в окружающем мире.
1
4
Звуки речи: гласные и согласные. Образование слога.
Научатся: различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву; выделять в словах слог-слияние
1
5
Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании. Гласный звук [а], буквы А, а
Научатся: определять количество звуков в слове, их последовательность, различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие; озвучивать буквы, проводить слого-звуковой анализ слова, приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова
1
6
Звук [о], буквы О, о
Научатся: выделять звук [о] из речи в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу, находить слова с буквами О, о; четко и правильно выражать свои мысли, читать предложение с восклицательной интонацией (О-о-о!)
1
7
Звук [и], буквы И, и
Научатся: выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, проводить грамотно слого-звуковой анализ слов; находить слова с буквами И, и в текстах на страницах Азбуки
1
8
Гласная буква ы, звук [ы]
Научатся: выделять из речи гласный звук [ы], наблюдать за позиционной сменой согласных звуков (твердые и мягкие согласные), делить слова на слоги
1
9
Звук [у], буквы У, у. Повторение пройденного.
Познакомятся с бук-вой у как с целым словом.
Научатся: выделять звук [у] из речи; составлять схемы предложений.
Узнают назначение заглавных букв при составлении схем предложений, имен людей и кличек животных
1
Букварный период
30
10
Звуки [н],[н]. Буква Н, н.
Научатся: давать характеристику новым звукам; распространять основу предложения.
1
11
Звуки [с],[с]. Буква С, с.
Научатся: выделять новые звуки в речи, отмечать особенности их произнесения; давать характеристику звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
1
12
Звуки [к], [к’], буквы К, к
Научатся: давать характеристику звукам [н], [н’] как твердым, мягким, звонким, составлять предложения к предложенным схемам, озвучивать печатные буквы вслух.
1
13
Звуки [т], [т’], буквы Т, т
Научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать их по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами, текст, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст и картинки; читать слова с изученными буквами.
1
14
Звуки [л], [л’], буквы Л, л
Научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать их по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами; составлять несколько связанных между собой предложений; читать на диапазоне всех изученных букв; группировать, систематизировать звуки и буквы, их обозначающие.
1
15
Повторение и закрепление изученного материала
Научатся: читать на диапазоне всех изученных букв, группировать, систематизировать звуки и буквы, их обозначающие, интонационно правильно читать предложения, обобщать понятия
1
16
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
Научатся: вычленять в речи согласные звуки [р], [р’], обозначать их в письменной речи; проводить фонетический анализ слов; распространять предложения; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; гласные и согласные звуки, строчные и заглавные буквы
1
17
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
Узнают буквы В, в.
Научатся: вычленять в речи согласные звуки [в], [в,], обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке; читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию, определять основную мысль текста
1
18
Гласные буквы Е, е. Буква Е – показатель мягкости согласных. Чтение слов с буквой Е.
Узнают, что буква е в начале слова и после гласной обозначает два звука; что буква е после мягких согласных обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного; при письме обозначать буквами Е, е звуки [й’э] и [э], читать слоги и слова с изученными буквами; составлять по картинкам 2–3 связных предложения.
Научатся: при письме обозначать звуки [й’э] буквами Е, е;
1
19
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
Научатся: вычленять в речи согласные звуки [п], [п’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, соотносить изученные буквы со звуками; составлять сюжетный рассказ по картинке
1
20
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М
Научатся: выделять в речи согласные звуки [м], [м’], обозначать буквой, читать слоги, слова и предложения с изученной буквой; составлять сюжетный рассказ по картинке, строить самостоятельные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом; отвечать на вопросы по иллюстрации; определять цель учебного задания.
1
21
Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М. Закрепление пройденного материала.
Научатся: читать слоги и слова с изученными буквами; проводить фонетический анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке, строить самостоятельные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом; соотносить изученные буквы со звуками, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
1
22
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).
Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию; Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление)
1
23
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление)
Узнают различие между формой слова и родственными словами.
Научатся: вычленять в речи согласные звуки [б], [б’], обозначать их в письменной речи, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; различать звуки [б] и [п], [б’] и [п’], читать слоги и слова с изученными буквами
1
24
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т. Чтение слов с буквой д
Научатся: выделять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; выделять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их буквами, различать звуки [д] и [т], [д’] и [т’], читать слоги и слова с изученными буквами; читать слова и предложения с буквой д
1
25
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. Буква я – показатель мягкости согласного
Узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука.
Научатся: обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я
1
26
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г
Научатся: вычленять в речи согласные звуки [г], [г’], обозначать их в письменной речи, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами, подбирать однокоренные слова
1
27
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч, буквосочетания ча, чу.
Научатся: выделять в речи согласный звук [ч’], читать слоги и слова с изученными буквами; использовать при письме правила написания ча и чу
1
28
Буква ь – показатель мягкости согласных. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.
Узнают особенности буквы ь.
Научатся: различать мягкие и твердые согласные звуки, читать слоги, слова с изученными буквами, обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слова; делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.
1
29
Звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Узнают: буквы ш, Ш.
Научатся: выделять согласный звук ш, читать слоги и слова с изученными буквами, устанавливать на основе наблюдений, что звук ш всегда твёрдый и глухой.
1
30
Звук [ж], буквы Ж, ж
Узнают: буквы Ж, ж, правило правописания сочетаний жи – ши.
Научатся: выделять согласный звук [ж], читать слоги и слова с этим звуком, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твердый; составлять рассказ по сюжетной картине.
1
31
Чтение слов с жи -ши
Научатся: читать слова с сочетаниями жи –ши, объяснять написание буквы и в сочетаниях
32
Буквы Ё, ё, обозначающая два
звука [й’о]
Буква Ё, ё – показатель мягкости
Узнают, что буква ё в начале слова и после гласной обозначает два звука, что буква ё после согласного обозначает гласный звук [о] и мягкость согласного звука.
Научатся: вычленять в словах звук [о], обозначать этот звук буквами Ё, ё, определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, производить звуковой анализ слов; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами
1
33
Звук [й’]. Буквы Й, й. Чтение слов с буквой й.
Узнают, что звук [й’] всегда мягкий, звонкий согласный звук.
Научатся: вычленять в словах звук [й’], обозначать этот звук буквами Й, й; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами, обнаруживать и исправлять ошибки
1
34
Звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение слов с буквой х.
Узнают буквы Х, х.
Научатся: выделять в словах звуки [х], [х’], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова, предложения и не-большой текст с изученными буквами внятно, безошибочно, выразительно; сопоставлять звуки [г] – [г’], [к] – [к’], [х] – [х’], выявлять их сходство и различие в их произнесении
1
35
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю.
Узнают, что буква ю в начале слова и после гласной обозначает два звука, [й’у], а после согласного – гласный звук [у], мягкость согласного звука.
Научатся: производить звукобуквенный анализ слов, давать характеристику изученным звукам, читать слоги, слова, предложения и небольшой текст с изученными буквами
1
36
Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слов с буквами Ц, ц.
Научатся: вычленять в словах звук [ц], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, производить звукобуквенный анализ слов
1
37
Гласный звук [э]. Буквы Э, э. Чтение слов с буквами Э, э.
Научатся: вычленять в словах звук [э], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами
1
38
Звук [щ’], буквы Щ, щ. Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ.
Узнают, что звук [щ’] всегда мягкий.
Научатся:вычленять в словах звук [щ’], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами
Получат представление о правописании сочетаний ща, щу.
1
39
Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Разделительный твердый знак.
Узнают: новую букву ъ, не обозначающую звука, научатся читать слова с новой буквой Научатся: вычленять в словах звуки [ф], [ф’], производить звукобуквенный анализ слов, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами.
1
Послебукварный период
5
40
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина. К. Д. Ушинский. Наше Отечество В. Крупин. Первоучители словенские Первый букварь.
Научатся: определять содержание текста на основе названия, сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием, разыгрывать фрагмент текста по ролям.
Получат представления о России, Родине.
1
41
Творчество А. С. Пушкина – сказки, Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский о детях
Научатся: рассказывать наизусть отрывок из стихотворения, определять название сказки на основе иллюстрации, познакомятся с рассказами Л.Толстого, правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, пересказывать прочитанное, объяснять смысл названия рассказов, соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа.
1
42
Творчество С. Я. Маршака, К. И. Чуковского. В. В. Бианки. Первая охота
Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать стихи и небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов, декламировать стихотворение С. Маршака (читать наизусть)
43
Творчество М. М. Пришвина, А. Л. Барто.
Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему; определять тему выставки на основе предложенных вариантов, рассказывать о герое произведения с помощью опорных слов, воспроизводить диалог героев, декламировать стихотворение А. Л. Барто (читать наизусть)
44
Творчество В. Берестова, С. Михалкова, Б. В. Заходера «Два и три»
Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие стихотворения, рассуждать на заданную тему, декламировать стихотворение С. Михалкова, определять нравственный смысл стихотворений, разыгрывать диалог.
Основной период чтения
20
Жили-были буквы
3
45
Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»
Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения, делить текст на части, составлять картинный план.
1
46
C. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?»
Знания: научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории.
Умения: читать по ролям, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выразительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, проверять и оценивать свои достижения (с помощью учителя)
1
47
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»
Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи, интонационно оформлять конец предложения.
Умения: анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя», упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, определять главную мысль и соотносить ее с содержанием произведения, находить в стихах слова с созвучными окончаниями, развивать навыки правильного осознанного чтения текста.
1
Сказки, загадки, небылицы
3
48
Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки, потешки.
Знания: научатся отличать народные сказки от авторских.
Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать, понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их придумывать; совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа
1
49
Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»
Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров; познакомятся с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина
Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
1
50
Русская народная сказка «Петух и собака». Из старинных книг. Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы».
Знания: познакомятся со сказкой, научатся определять её главную мысль, выразительно читать произведение устного народного творчества
Умения: определять характер героев сказки, оценивать поступки героев сказки, чтение по ролям, пересказ сказки на основе картинного плана, различать народную и литературную сказки; сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия
1
Апрель, апрель. Звенит капель!..
3
51
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель»
Знания: наизусть стихотворение (по выбору).
Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение.
1
52
И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!»
Знания: познакомятся с произведениями И.Токмаковой, Е. Трутневой, некоторыми традициями и обычаями нашего народа. Уяснят ритм и мелодию стихотворной речи, научатся более пристально углубляться в содержание стихотворения и видеть красоту родной природы.
Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение
1
53
Урок-обобщение «Апрель, апрель!
Звенит капель…»
Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному
1
И в шутку и всерьёз
4
54
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г.Кружков «Р-р-ры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
Знания: познакомятся с особенностями юмористических произведений.
Умения: находить в тексте слова, которые характеризуют героев, читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному
1
55
К. Чуковский «Федотка».
О. Дриз «Привет», Григорьев «Стук».
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»
Знания: научатся оценивать поведение героев.
Умения: наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительное, осознанное чтение целыми словами, читать по ролям, анализировать прочитанное
1
56
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»
К. И. Чуковский «Телефон»
Знания: познакомятся с произведением К. И. Чуковского, научатся читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться изведение, делать выводы; упражняться в темповом чтении скороговорок, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом вместе с ним и т. д.
Умения: читать по ролям, анализировать прочитанное
1
57
М. Пляцковский. «Помощник»
Из старинных книг.
К. Ушинский. Ворон и сорока. Что хорошо и что дурно?
Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
Знания: научатся выразительно читать юмористические произведения, находить слова, отражающие характер героя, сравнивать произведения разных авторов
Умения: находить конкретные черты юмористического текста; делить текст на части, находить общее в прочитанных произведениях, выразительно и осознанно читать целыми словами
1
Я и мои друзья
4
58
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» В. Орлов «Кто первый?».
С. Михалков «Бараны»
Знания: познакомятся с произведениями Ю. Ермолаевой, Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, с разными способами выхода из конфликтной ситуации; научатся читать прозаические тексты.
Умения: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами
1
59
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» И. Пивоварова «Вежливый ослик»
Знания: познакомятся с новыми авторами и их произведениями о дружбе, сформулируют правила сохранения дружеских отношений.
Умения: читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами; осуществлять вежливые взаимоотношения с окружающими
1
60
Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу»
Знания: познакомятся с произведениями Я. Акима, С. Маршака, М. Пляцковского и Ю. Энтина, научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими
1
61
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»
Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья»
Знания: научатся выделять особенности произведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение, различать противоположные качества людей.
Умения: определять тему и главную мысль текста, делить текст на части; читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений; выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов
О братьях наших меньших
3
62
С. Михалков «Трезор».
Р. Сеф «Кто любит собак…» В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку»
Знания: познакомятся с произведениями С. Михалкова и Р. Сефа, В. Осеевой; научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; научатся анализировать события текста, их последовательность.
Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения, делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану.
1
63
М. Пляцковский «Цап Царапыч».
Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата»
В. Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет»
Знания: познакомятся с произведениями М. Пляцковского, Г. Сапгира В. Берестова и В. Лунина, научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения.
Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников; различать в практическом плане рассказ, стихотворение, декламировать наизусть стихотворение; выразительно, осознанно читать целыми словами
1
64
Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» С.Аксаков «Гнездо»
Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьяхнаших меньших»
Знания: познакомятся с произведениями Д. Хармса, Н. Сладкова, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром.
Умения: делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по рисунку, выразительно и осознанно читать целыми словами
1
65
Резервный урок
1
66
Резервный урок
1
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны:
осознанно читать произведения доступного объёма, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (индивидуальный темп чтения), постепенно увеличивать темп чтения (до 40 слов в минуту к концу учебного года);
соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
понимать вопросы к тексту и уметь правильно отвечать на них;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;
заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);
отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещённые в учебнике;
уметь отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?» Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
6)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
7) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
2) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды контрольно-измерительных материалов:
Формы контроля :
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текс та, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан ров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Список литературы:
Государственный стандарт начального общего образования 2009 г.
Концепция и программы начальных классов «Школа России» М., Просвещение, 2007 программа «Литературное чтение.» авторы: Климанова Л.Ф, В. Г.Горецкий М 2010г.
«Литературное чтение.» 1 класс: учебник для общеообразовательных учреждений: в 2 ч. ( сост.Л.Ф.Климанова.- М. : Просвещение, 2011 г.
«Азбука» 1 класс: учебн. Для общеобраз. учрежд. в 2 ч./ В.Г.Горецкий и др. – М.: «Просвещение» , 2011 г.
О.Е.Жиренко «Уроки литературного чтения. Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс,» - М.Вако, 2012г.
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс» М. Вако 2012