Рабочая программа по литературе составлена на основе ФГОС, Примерной программы по литературному чтению для 4 класса начальной школы (авт. Л.А. Ефросинина). В 4 классе на курс «Литературное чтение» отведено 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю - 34 учебные недели).
Программа составлена в соответствии с концепцией образовательной модели "Начальная школа ХХI века". Программа рассматривает литературное чтение в качестве средства формирования ребенка как грамотного читателя. Развитие читательских способностей предполагает формирование такой деятельности, когда ребенок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своем воображении прочитанное, воспроизводить текст. Следующее условие - овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. А также освоение культуры речи путем участия детей в разнообразной деятельности - чтение, говорение, письмо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс »
Пояснительная записка к курсу
«Литературное чтение»
Рабочая программа по литературе составлена на основе ФГОС, Примерной программы по литературному чтению для 4 класса начальной школы (авт. Л.А. Ефросинина). В 4 классе на курс «Литературное чтение» отведено 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю - 34 учебные недели).
Программа составлена в соответствии с концепцией образовательной модели "Начальная школа ХХI века". Программа рассматривает литературное чтение в качестве средства формирования ребенка как грамотного читателя. Развитие читательских способностей предполагает формирование такой деятельности, когда ребенок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своем воображении прочитанное, воспроизводить текст. Следующее условие - овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. А также освоение культуры речи путем участия детей в разнообразной деятельности - чтение, говорение, письмо.
Цели и задачи обучения литературному чтению
Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задача курса: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и от дельных произведений.
Межпредметные связи:
с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
с уроками ИЗО: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения , которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
Основная цель(1) курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: дать представление о мире литературы, читательских умениях, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
При обучении чтению знаниядетей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера (цель 2):
2.1 простейшими сведениями об авторе - писателе,
2.2 о теме читаемого произведения,
2.3 о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
2.4 дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Курс литературного чтения нацелен (цель 3) на овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться:
3.1 воспринимать текст произведения
3.2 слушать и слышать художественное слово
3.3 уметь читать вслух и молча
3.4 понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение)
3.5 воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события)
3.6 уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации
Курс направлен на достижение следующих практических целей (цель 4):
4.1 научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
4.2 постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
4.3 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,
4.4 учить работать в парах и группах;
4.5 формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
4.6 расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся,
4.7 создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Содержание программы
Круг чтения Учебный материал для чтения и обсуждения в классе: • произведения устного творчества русского и других народов; • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники. Примерная тематика:
1.Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни 8 часов
2 Басни. Русские баснописцы 5 часов
3. Произведения В.А.Жуковского 4 часа
4. Произведения А.С.Пушкина 5 часов
5. Произведения М.Ю. Лермонтова 4 часа
6. Произведения П.П. Ершова 3 часа
7. Произведения В.М.Гаршина 4 часа
8. Произведения Н.Г. Гарина – Михайловского 4 часа
9. Произведения зарубежных писателей 9 часов
10. Книги Древней Руси 3 часа
11. Произведения Л.Н.Толстого 7 часов
12. Стихи А.А.Блока 2 часа
13. Стихи К.Д.Бальмонта 3 часа
14. Произведения А.И.Куприна 2 часа
14. Стихи И.А.Бунина 2 часа
15. Произведения С.Я.Маршака 6 часов
16. Стихи Н.А. Заболоцкого 3 часа
17. Стихи Н.А.Рубцова 3 часа
18. Произведения С.В.Михалкова 3 часа
19. Юмористические произведения 4 часа
20. Очерки 5 часов
21. Путешествия, приключения, фантастика 13 часов
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях: • литература, фольклор. литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль; • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль; герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа; • средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм. Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Работа с текстом: • осознание последовательности и смысла событий; • вычленение главной мысли текста; • знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка; • деление текста на части и их озаглавливание; • составление плана под руководством учителя; • пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по го- новому плану и самостоятельно; • самостоятельное выполнение заданий к тексту Работа с книгой: • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием • отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности; • знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей). Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми словами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча - не менее 80 слов в минуту. Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений. Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков отчётов.
Формирование УУД и планируемые результаты
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Основные требования к уровню подготовкиучащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
знать наизусть 10-12 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.
Измерители контроля качества образования:
Текущие и итоговые проверочные работы проводятся по пособию Ефросининой Л.А. ,,Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания”.
Планируется провести 8 контрольных мероприятий. Формы контроля обусловлены спецификой изучаемой темы. Они разнообразны, интересны детям и проверяют достижение своей группы целей.
Из них – 3 проверки техники чтения (в начале, середине и конце учебного года). Проверяется достижение целей – 3.1, 3.3, 3.4, 4.2
Литературных диктантов – 2 (в конце 1 и 3 четверти). Проверяется достижение целей – 2.2, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5
Тестов – 2 (в конце 1 и 2 полугодия). Проверяется достижение целей – 2.1, 2.3., 2.4., 4.5
И 1 итоговая контрольная работа в коце учебного года. Проверяется достижение целей – 1, 2.4, 3.5, 3.6, 4.1, 4.3, 4.6, 4.7
Учебно-методическое обеспечение:
Составная часть комплекта учебников "Начальная школа XXI век" /под ред. Н.Ф. Виноградовой:
"Литературное чтение" 4 кл, ч. 1,2. Учебник, авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2014.
"Литературное чтение". Рабочая тетрадь, ч. 1,2, 3, 4 кл., авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению для 4 кл. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Ефросинина Л.А. "Литературное чтение во 4 кл.". Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Серия таблиц «Литературное чтение в 4 классе» (Автор
Л.А.Ефросинина) – М.: Вентана – Граф, 2014.
Ефросинина. Л. А. Методическое пособие. Оценка знаний по литературному чтению в двух частях. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Ефросинина. Л.А. Словарь – справочник по литературному чтению «Книгочей». – М.: Вентана – Граф, 2014.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2014.
.
Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса из расчёта 3 часа в неделю (всего 102 часов)
Дата
№
п\п
Тема раздела, урока
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
- самоопределение смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: поэтический текст посвящёнпроблеме настоящего и ненастоящего богатства.
Познавательные УУД : (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Познавательные УУД (логические):
- подведение под понятие:
формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ данного текста.
Коммуникативные УУД:
-управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям).
1
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
2
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Работа с текстом.
3
Слушание и работа с книгами. Русская народная сказка «Марья Моревна»
4
Былина "Волх Всеславович"
5
Былина "Вольга Святославович"
6
Народные легенды. "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком"
7
Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"
8
Обобщение по разделу "Проверьте себя"
9
И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей";И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи"
10
И.И.Хемницер "Друзья". Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов "Крестьянин в беде"
11
А.Е.Измайлов "Кукушка".И.А.Крылов "Осел и соловей".
12
И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет".
13
Слушание и работа с детскими книгами.
И.И.Дмитриев «Муха». Обобщение по разделу "Проверьте себя»
14
В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание»
15
Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"
16
Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна". Работа с текстом
А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И. Пущин "Записки о Пушкине".
20
А.С.Пушкин "Зимняя дорога"
21
Слушание и работа с книгами. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Из воспоминаний В.И.Даля".
22
Обобщение «Проверь себя».
23
Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…",
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают герои .
Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)
- поиск и выделение необходимой информации в словарях;
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определениетемы и главной мысли текста, поиск нужных частейтекста, нужных строчек;
- работа с маркированными в тексте словами и строчками(в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее).
Коммуникативные УУД:
-управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям)
- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
24
М.Ю. Лермонтов. "Парус"
25
Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…"
26
Слушание и работа с книгами. М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание).
27
Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок"
28
П.П.Ершов "Конек-Горбунок". Работа с произведением.
П.П.Ершов "Кто он?"
29
Обобщение по разделу "Проверьте себя"
Текущая проверка сформированности учебной и читательской деятельности
30
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"
31
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница". Работа с произведением.
32
В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" . Текущая проверка уровня начитанности и читательских умений
Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "К зиме", "Камыши"
61
Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи"
62
А.И.Куприн «Скворцы». Знакомство с произведением
63
А.И.Куприн «Скворцы». Работа с текстом
64
И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство".
65
И.А.Бунин "Листопад", "Шире, грудь, распахнись для принятия…"
Личностные УУД:
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: данный текст способствует формированию базовых нравственных ценностей (текст о том, что быть наблюдательным, одно явление с уметь смотреть на разных точек зрения, уметь
66
С.Я.Маршака "Словарь". Слушание и работа с книгами. "Загадки", "Зеленая застава"
возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым это богатство и ценность);
-стихотворение посвящено проблеме настоящего и ненастоящего богатства, теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви.
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями):
- поиск и выделение необходимой информации в словарях;
- работа с маркированными в тексте словами и строчками.
70
С.Я.Маршак -переводчик. Р.Бернс "В горах мое сердце…"
71
Комплексная разноуровневая контрольная работа.
72
Н.А.Заболоцкий "Детство"
73, 74
Н.А.Заболоцкий "Лебедь в зоопарке"
75
Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Береза"
76
Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина", "Ласточка"
77
С.В.Михалков "Школа", "Хижина дяди Тома".
78
Слушание и работа с книгами. С.В.Михалков «Как бы жили мы без книг?»
79
Басни С.В.Михалкова "Зеркало"
80
Юмористические рассказы о детях и для детей.
Н.Н.Носов "Федина задача"
81
Н.Н.Носов "Федина задача". Работа с произведением.
82
Юмористические стихи.
И.Л. Гамазкова «Страдания»
83
И.С.Соколов -Микитов "Родина".
М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна"
84
Ю.Яковлев «Право на жизнь»
85
Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».
86
Очерки о людях. Н.Шер "Картины-сказки"
87
Слушание и работа с книгами. Р. Сеф "О стихах Джона Чиарди".
88
Обобщение по разделу «Проверьте себя»
89
Библиотечный урок. Писатели о писателях
90
Н.П.Вагнер "Фея Фантаста"
91
Н.П.Вагнер "Фея Фантаста». Работа с произведением.
92
Комплексная разноуровневая контрольная работа:проверка сформированности учебной и читательской деятельности
Коммуникативные УУД:
93
Н.П.Вагнер "Береза"
- реализовывать потреб-ность в общении со свер-стниками;
- проявлять интерес к об-щению и групповой рабо-те;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собесед-ников;
- участвовать в выразите-льном чтении по ролям, в инсценировках;
- следить за действиями других участников в про-цессе коллективной твор-ческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
- действовать в соответ-ствии с коммуникативной ситуацией.
94
Слушание и работа с детскими книгами. Н.П.Вагнер "Сказка", "Руф и Руфина".
95
Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы). Знакомство с произведением.
96
Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы). Работа с произведением.
97
Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы)
Тест
98
Слушание и работа с книгами о путешествиях и путешественниках.
Очерк В.Рыбакова "О книге Дж. Свифта"
99
Н.П. Найденова «Мой друг»
100
«Проверьте себя.».
Познавательные УУД - читать тексты, пони-мать фактическое соде-ржание текста, выделять в нем основные части;
- сравнивать художест-венный и научно-попу-лярный текст;
- обобщать и классифи-цировать учебный ма-териал; формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художест-венные тексты;
101
Слушание и работа с книгами. В.В.Вересаев «Звезда».
102
Слушание и работа с книгами. В.В.Вересаев «Звезда», «Легенда»