kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработки трёх последовательных уроков по литературному чтению во 2-ом классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен на основе рабочей программы "Литературное чтение 1-4 классы" по УМК. Особое внимание уделено методическим приёмам по совершенствованию навыков чтения, это такие упражнения, как: чтение цепочкой и парами, ежедневное "жужжащее чтение".

Развиваю устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развиваю умение анализировать, обобщать; содействую формированию навыков чтения: беглости, правильности, сознательности и выразительности; умение пользоваться различными видами чтения: выборочным, позаданному началу, " про себя"; создаю условия для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз. логических ударний, придание голосу нужной эмоциональной окраски. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработки трёх последовательных уроков по литературному чтению во 2-ом классе»

Автор Бодренко Галина Александровна


Место работы МКОУ Кутковская ООШ

Разработки трёх последовательных уроков по литературному чтению во2-ом классе

I урок. И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

II урок. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

III урок. Басни И.А.Крылова. Обобщение. (Викторина «Знатоки басен»)


Название учебника, автор и год издания Литературное чтение/ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение,2009.



































Тема урока. И.А.Крылов « Лебедь, рак и щука».

Цели: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.

Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.

Оборудование: проектор, магнитофон, толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг.


Ход урока:

I Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок

Начинается урок!

II Артикуляционная гимнастика.

А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Скороговорка или чистоговорка.

III Проверка домашнего задания.

-Какое было домашнее задание?

- Внимательно прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке».

-Я предлагаю вам поиграть в игру:

«Закончи фразу»

(Одни ученики читают начало фразы, а другие заканчивают).

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла пряжу.

2. Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

3. «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто».

4.Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

5. «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой»

6. «Здравствуй, барыня – сударыня, дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна»

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

7. «Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилася пуще старуха,

по щеке ударила мужа.

8.Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

9.Отыскали старика привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

10. Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился-

Глядь: перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

Оценивание чтения.

IV Работа по теме урока.

1.Вводная часть.

-А перед нами сегодня на уроке произведение одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться его хорошо читать.

Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

-Какое слово получилось? -Крылов.

- А теперь отгадайте как его зовут?

ИВАНАНДРЕЕВИЧ -Иван Андреевич.

- Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы.

Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)

-Какое слово получилось? -Басня.

-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? -Как называют человека, который пишет стихотворения? -Поэт.

-Как называют человека, который пишет басни? -Баснописец.

ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ -
ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ.
В.Г. Белинской.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

-Послушайте рассказ об И.А.Крылове.

2. Рассказ учащихся об И.А. Крылове.

1. И.А. Крылов родился в Москве. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.

2. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

З. Крылов написал более двух сот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищите. Выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов ...”

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Басни Крылова переведены на 60 языков.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.

-О ком эти строки? -Об И.А.Крылове.

- Какие басни Крылова вы читали? /выставить книги на доску

-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строку справа налево.

,АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

-Эта басня была написана в 1814 году. 196 лет назад.

-Что такое басня (ответ в толковом словаре стр.37)

Басня.

1.Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

2.Вымысел, выдумка.

-Давайте откроем учебник на стр. 105 и узнаем так ли это.

Басня- это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить. (могут быть и люди)

-Рассмотрите иллюстрацию к басне.

-Что общего? -Все живут в воде, могут плавать,

-Что делают герои? -Пытаются сдвинуть телегу с места.

-Получается или нет? -Нет.

3.Первичное знакомство с произведением.

Послушайте, что рассказал об этом Крылов. /Прослушивают запись басни (сеанс воображения)

- Понравилась ли вам басня?

-Как написана эта басня прозой или стихотворением?

-Назовите героев басни.

- Что заставило вас улыбнуться?

- Какое событие описывает Крылов?


4.Словарная работа.

- Есть ли незнакомые слова?

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.


Теперь поработаем со словами, которые трудно прочитать. Мы будем их читать с наращиванием.

согласья впряглись согласье

сог пря однажды

лась пряг поклажа

ласья лись впряглись

соглась пряг лись

сог лась я в пряг лись

согласья впряглись

Итак, для чего мы читали эти слова? Мы читали эти слова для того, чтобы в тексте читать их целыми словами, а не по слогам.

5. Физминутка.


6.Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение)


7.Анализ басни.


- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя


- Лебедь рвётся в облака. -Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.


-Рак пятится назад. -Рак неповоротливый, нерасторопный.


-Щука тянет в воду. -Щука упрямая.


- Какими словами описано усердие героев? - Из кожи лезут вон.


- Был ли воз на самом деле тяжёлым? -Поклажа бы для них казалась и легка.


- Почему же воз и ныне там? -Потому что они не смогли договориться.


-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль.

-А что такое мораль? (толковый словарь стр.365)


1.Нормы поведения, отношений с людьми. /ученик читает из словаря

2.Поучительный вывод.

3.Нравоучение, наставление.

- Найдите главную часть басни – мораль.


-Кто прочитает мораль этой басни?


Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.


- Чему же учит басня?


Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.


-Есть замечательная русская пословица: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось.

-В чём смысл этой пословицы?


-Прочитайте эти пословицы. (послушайте)

-Все ли можно их соотнести с нашей басней?

-Какая «лишняя»? Почему?


Одна рука в ладоши не бьёт

Берись дружно – не будет грузно.

Одна пчела много мёду не принесёт.

В одиночку не одолеешь и кочку; артелью и через гору впору.

Работа сердце веселит.

-Не замечали ли вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение героев этой басни?

-Могут такие люди нравиться окружающим?


8.Выразительное чтение басни детьми.


- Как будем читать басню? С каким настроением? Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно, без ошибок.


- Как вы считаете смогли ли мы прочитать басню выразительно?


-Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?

9. Составление диафильма. Словесное рисование.

Сопровождается показом иллюстраций к басне.


10. «Озвучивание» слайдов. (Выборочное чтение подходящих строк из басни)

V Итог.

А теперь отгадаем кроссворд

Вопросы:

-С каким писателем сегодня познакомились?

м


к

р

ы

л

о

в



р


б

а

с

н

я


л



ь

-С каким жанром литературы познакомились?

-Как называется нравоучение в басни?

-Что такое басня?

-Что такое мораль басни?

-С какой целью пишут басни?


VI Домашнее задание: выразительное чтение басни с.104;придумать свою басню про наш класс.

VII Оценивание

Отметить детей, наиболее активных на уроке.

Спасибо всем, кто работал старательно

И слушал внимательно!



















Тема урока. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Цели урока: Ознакомление с басней Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Формирование умения отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы. Способствование развитию логического мышления, творческих способностей, памяти, внимания, речи. Воспитание интереса к чтению, трудолюбие, чувства взаимопомощи.

Оборудование урока: проектор, магнитофон, учебники, выставка книг с баснями И.А.Крылова.

Ход урока:

I Организационный момент.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

(Проверка готовности к уроку, психологический настрой)

Обозначьте свое настроение значком на карточке.


II Артикуляционная гимнастика.

III Проверка домашнего задания.

Проверяется умение читать выразительно басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

Читают басни собственного сочинения или рассказ похожий на басню.

IV Актуализация знаний.

-Кого называют баснописцем?

-Что такое басня?

-Что называют моралью?

-Сейчас проведём игру «Доскажи словечко» и вы узнаете о ком будем читать сегодня басню.

Без работы хоть убей,

Жить не может ......(муравей).


На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? Стрекоза.

-О ком будем читать басню сегодня на уроке ?

-Кто написал эту басню?

V Работа по теме урока.

- Тема урока: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

1. Работа над заголовком.

Можем ли мы уже по названию басни определить, о чём пойдёт речь?
-Какова мораль данной басни?

2.Прослушивание записи басни «Стрекоза и Муравей».

(сеанс воображения, слушают и представляют картины по данной басне)

3. Словарная работа.

- Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на месте
помертвело – стало безжизненно - бледным
тоска - грусть
вешних - весенний
мурава - молодая трава
резвость - подвижность, веселость
удручена - огорчена
вскружить - обмануть
поплясать - танцевать


4. Физминутка. Изобразите движения героев басни: стрекоза летает, муравей колет дрова, муравей пилит дрова, стрекоза пляшет.

5.Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение)

6. Анализ басни.

-Главные герои басни? Черты характера ?

-Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне?

Слова для справок: легкомысленная, хвастливая, беззаботная.

-Как её называет автор? (Попрыгунья)

Вывешивается иллюстрация Стрекозы.

-Он её осуждает или смеётся над ней?

-А как вы относитесь?

-Каким изобразил Крылов Муравья?

Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, хитрый.

-Как он относится к своему герою?

-А как вы относитесь к Муравью?

Вывешивается иллюстрация Муравья.

Устно доказать, почему так считаете.(выборочное чтение из басни)

-Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

-Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

-Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным?

-Почему стрекоза не получает сочувствия?
-Раскаивается ли стрекоза в своём поведении?

7.Работа над пословицами.

Дома к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде.

-Помогите мне разобраться в этой путанице и найти те, которые ближе всего подходят к морали этой басни.

-Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни? Поспешишь… …потехе – час. Лето пролежишь… …людей насмешишь. Семь раз отмерь… …зимой с сумой побежишь. Много захочешь… …один – отрежь. Делу – время… …последнее потеряешь

-Какова мораль данной басни?

-Делу время - потехе час.

Сначала сделай дело, а потом отдыхай.

8. Чтение басни вслух по ролям.

9.Словесное рисование.

VI Итог уорка.

-Что запомнилось, понравилось, не понравилось на уроке?

-Рисунком изобрази свое настроение в конце урока.

Оценивание работ обучающихся на уроке.

VII Домашнее задание: выучить басню наизусть, нарисовать рисунки к любимым басням (по желанию). Узнайте, кто еще, кроме И. А. Крылова писал басни?




















Тема. Басни И.А. Крылова. Обобщение.

Цели. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученной теме. Способствование развитию мышления, связанной речи обучающихся, умения работать над прочитанным текстом, умение использовать пословицы для определения морали басни; эмоцианально – эстетического восприятия произведений. Воспитание культуры речи, интереса к чтению художественных произведений.

Оборудование: проектор, магнитофон, книги с баснями И.А. Крылова, рисунки детей.

Ход урока

I Организационный момент.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

II Сообщение темы и целей урока.

Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца..... (И.А.Крылова).

Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

III Вступительная беседа.

Басни И.А. Крылова обладают чудодейственой силой. Они заключают в себе мудрые истины, почерпнутые из жизни людей. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились народу, и можно сказать, пока он никем непревзойдён.

IV Викторина «Знатоки басен».

Сегодня на уроке мы проведём викторину по басням И.А. Крылова. В викторине участвуют две команды: «Ворона», «Лисица».

Жюри 3 ученика.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1. “Крылатые выражения”

– Почему выражения называются “крылатыми”?

Вы должны отгадать из какой басни то или иное выражение:  

1.“Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона”(прочитать выразительно)

2.“А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь” .

3.Да только воз и ныне там”

4.“От радости в зобу дыханье спёрло”

Прочитать одну из басен наизусть или выразительно.

2.Соотнесение морали из басен И.А. Крылова с русскими народными пословицами.

В баснях Крылова присутствует мораль.  Наличие морали характерно для всех басен Крылова. 

 Подберите, если возможно, к басням Крылова пословицы

1.“На смелого собака лает, а труса кусает”. (“Свинья под дубом”.)

2.“Не место красит человека, а человек место”. (“Квартет”.)

3.“Собака лает – ветер относит”. (“Слон и Моська”.)


Физминутка

Стрекоза

Вот такая стрекоза,
Как горошины, глаза.
А сама, как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд.
И на травушке роса,
Мы ладошки отряхнули, улетела стрекоза.
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.

3.Литературная игра “Брейн-ринг”

  1. Назовите героя, который “слушает да ест”. (Кот Васька, басня “Кот и Повар”.)

2.Кто так говорил:

“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час,

Так, что голову вскружило”? (Стрекоза, басня “Стрекоза и Муравей”.

3.Перечислите героев басни, которые “затеяли сыграть квартет”. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня “Квартет”.)

4.Внимание, “чёрный ящик”. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “что там за рожа?” Что это за предмет? (Зеркало, басня “Зеркало и обезьяна”.)

4.Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”.)

6.Куда попал “Волк ночью, думая залезть в овчарню”? (На псарню, басня “Волк на псарне”.)

7.Внимание, “чёрный ящик”. В нём находится предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе достала”. (Очки, басня “Мартышка и Очки”.)

8.“У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем…”. В какой басне звучат эти слова? (“Волк и Ягнёнок”.)

4.Кроссворд “Басни Крылова

Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.

1.Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)

VI Итог. Подведение итогов и награждение (счёт жетонов)

-Интересно было читать басни И.А. Крылова?

-Нужна басня сейчас?

-Чему вас научили басни И. А. Крылова?

-Спасибо всем, кто читал басни внимательно и работал старательно!

VII Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение понравившейся басни И.А.Крылова.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработки трёх последовательных уроков по литературному чтению во 2-ом классе

Автор: Бодренко Галина Александровна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства