Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа составлена на основе программы образовательных учреждений «Литературное чтение» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проект Н.Ф.Виноградова, авторы Л.Л.Ефросинина, М.И.Оморокова. М.: Вентана – Граф, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новая Отрадовка
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Гизитдинова М. Х.______________
Протокол № 6 от
« 23» июня 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Самигуллина Л. М.______________
«___ »___________ 2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
Багаутдинова В. З._________________
Приказ № 100 от
«31 »августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ВОРОЖЕЙКИНОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
по учебному курсу
предмета «Литературное чтение»
3б класс
2015-2016 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена с учетом:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"(с изменениями и дополнениями).
2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Программы по предмету «Литературное чтение» 1-4 кл / Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова.-М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Приказа Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 31 марта 2014 г. №253
6. Приказа МО РБ № 905 от 29.04.15 г. "О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год"
7. Основной общеобразовательной программы начального общего образования (приказ № 15 от 10.01.2012 г.)
8. Учебного плана МОБУ СОШ с. Новая Отрадовка на 2015-2016 учебный год (приказ № 99 от 29.08.15 г.)
9. Положения о рабочей программе педагога, работающего по ФГОС НОО и ФГОС ООО (приказ № 58 от 12.08.2015.г.)
Сведения об авторской учебнойпрограмме
Рабочая программа составлена на основе программы образовательных учреждений «Литературное чтение» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проект Н.Ф.Виноградова, авторы Л.Л.Ефросинина, М.И.Оморокова. М.: Вентана – Граф, 2013.
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО.
Место предмета в учебном плане
Литературное чтение входит в общеобразовательную область « Филология». В начальной школе литературное чтение относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в начальной школе.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в первом классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 66 часа на I полугодие;70 часов - на II полугодие
Распределение часов
Программа рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.
Четверть
Всего
часов
Проверочные
работы
Контрольные
работы
1 четверть
33
26.09, 5.10
21.10
2 четверть
31
20.11, 28.11
26.12
3 четверть
40
4.03
12.03
4 четверть
32
27.04
Всего:
136
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируются духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели курса:
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
Основные задачи: — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; — работать с различными типами текстов; — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Межпредметные связи:
Русский язык: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа,
первые опыты впробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
Изобразительное искусство: знакомство с художниками книг- самоделок, использование красок для передачи своего
отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
Музыка: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального
интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
Технология: изготовление книг-самоделок;
Окружающий мир: чтение и анализ научно-познавательных рассказов о природе.
Использование краеведческого материала.
Изучение регионального компонента
Раздел
Тема урока
Количество уроков
Раздел
« Устное народное творчество»
Загадки. Какие бывают загадки.
2
Пословицы. Какие бывают пословицы.
2
Внеклассное чтение. Сказки о животных.
2
Сказки с загадками.
1
Раздел «Произведения М.Пришвина»
Внеклассное чтение. Книги о животных.
1
Раздел «Стихи русских поэтов»
Внеклассное чтение. Стихи башкирских поэтов о природе.
2
Раздел «Сказки зарубежных писателей»
В мире сказок. Сказки З.Биишевой,
2
Раздел «Рассказы
Л.Пантелеева»
Внеклассное чтение. Произведения о детях.
1
Тематический план
№
Раздел в предмете
Содержание темы
Вид контроля
Характеристика деятельности обучающихся
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
Предметные знания
1
Раздел
« Устное народное творчество»
Понятие о загадке. Виды загадок. Пословица, темы пословиц.
Особенности построения
пословиц. Присказка. Виды присказок.
Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки.
Рассказывание сказки от лица одного из героев. Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям. Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок. Понятие о былине как жанре устного народного творчества.
Текущий,промежу
точный
Регулятивные универсальные учебные действия:
понимание учебной задачи;
составление последовательности действий;
самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух, читать выразительно, работать с произведением и книгой.
Познавательные универсальные учебные действия:
• формирование познавательной учебной задачи;
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге);
выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, рефлексия и оценка.
моделированиена уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
умение отвечать на вопросы;
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению.
Знать:
– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;
– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);
– различия жанров.
Уметь:
– называть произведения и выделять их особенности;
– определять тему и жанр произведения;
– называть и сравнивать героев– сравнивать сказки (былины) разных народов;
– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;
– характеризовать особенности речи сказителя;
– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация;
– работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией
16
2
Раздел «Басни»
Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение.
Текущий, промежу
точный
Знать:
– литературоведческие понятия: басня, мораль;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
– правильно называть басни из круга детского чтения;
– различать сказку и басню;
– сравнивать героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с
книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
4
3
Раздел
«Произведения А. С. Пушкина»
Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение
задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения.
Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич
Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора.
Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение
– находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык
произведения);
– ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;
– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи
10
4
Раздел «Стихи русских поэтов»
Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка.
Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике.
Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть
Текущий, промежуточный
Уметь:
– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения
(ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
– выразительно читать стихотворение;
– давать оценку своему чтению
4
5
Раздел «Произведения Л. Н. Толстого»
Обобщение читательского опыта.
Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям.
Особенности сказок Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая) Особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов.
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
– различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;
– работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);
– называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;
– понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;
– делить текст на композиционные части;
– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;
– рассказывать и пересказывать по готовому плану;
– уметь представлять прочитанную книгу;
– работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)
8
6
Раздел «Произведения Н. Некрасова»
Чтение и сравнение двух отрывков.
Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок»
Упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка.
Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения.
Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе.
Текущий, промежуточный
Знать:
– имя, отчество и фамилию поэта;
– произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);
– понятие лирический герой сказочный и реальный.
Уметь:
– находить справку о поэте в книгах-справочниках;
– использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;
– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;
– выражать свое отношение к прочитанному;
– работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова
5
7
Раздел «Произведения А. П. Чехова»
Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. П. Чехова «Степь» и И. С. Тургенева «Лес и степь». Выполнение заданий к текстам произведений.
Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения
Текущий, промежу
точный
Знать:
– имя, отчество и фамилию писателя;
– произведения А. П. Чехова (в рамках программы).
Уметь:
– сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;
– находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;
– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
– передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности;
– читать выразительно подготовленное произведение или эпизод;
– пользоваться предисловием и послесловием в книгах
4
8
Раздел «Сказки зарубежных писателей»
Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана.
Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).
Уметь:
– различать сказки народные и литературные;
– определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;
– передавать сюжет сказки, находить его части;
– сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей
7
9
Раздел «Произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка»
Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)
Моделирование обложки для книги.
Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации.
– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;
– определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;
– читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту)
6
10
Раздел «Произведения А. Куприна»
Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев
Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– произведения
А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;
– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;
– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;
– самостоятельно
работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);
– выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам
11
11
Раздел «Стихи С. Есенина»
Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении.
Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение
логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть
Текущий,
промежу точный
Знать:
– стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;
– наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина
Уметь:
– определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);
– находить языковые средства художественной выразительности;
– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение
10
12
Раздел «Произведения
К. Г. Паустовского»
Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром.
Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь»
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– произведения
К. Г. Паустовского
разных жанров (в рамках программы).
Уметь:
– читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;
– различать художественные и научно-познавательные рассказы;
– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);
– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;
– пересказывать по
плану (подробно и кратко);
– понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;
– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;
– различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);
– работа с книгой (в том числе и со справочной книгой).
8
13
Раздел «Произведения
С. Маршака»
Повторение произведений С.Я. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть (свободный выбор детьми) Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием
Обучение художественному пересказу (план в учебнике)
Текущий
Знать:
– и называть произведения С. Я. Маршака.
Уметь:
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
– самостоятельно
готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
– выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);
– давать оценку своему чтению
2
14
Раздел «Рассказы
Л.Пантелеева»
Работа с рассказами: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике)
Исторический рассказ, автор - рассказчик. Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»).
Текущий, промежу
точный
Знать:
– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);
– понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.
Уметь:
– различать исторические и фантастические рассказы;
– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;
– рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;
– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;
– составлять отзыв о прочитанном.
8
15
Раздел «Произведения А. Гайдара»
Работа с рассказами: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради
Знакомство с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике.
Рассказ о дружбе ребят (по выбору)
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– произведения
А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.
Уметь:
– работать с сюжетом и планом;
– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;
– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;
– читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;
– читать выразительно подготовленный текст
6
16
Раздел «Произведения М. Пришвина»
Работа с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение). Выполнение заданий к тексту
Сравнение разных по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– произведения
М. Пришвина разных жанров.
Уметь:
– различать художественные и научно-познавательные рассказы;
– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;
– определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;
– уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)
7
17
Раздел «Произведения зарубежных писателей»
Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна
Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей.
Текущий,
промежу
точный
Знать:
– произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).
Уметь:
– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;
– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;
– работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);
– правильно, бегло и осознанно читать текст;
– самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;
– уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);
Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Тёплый хлеб»
1
27.02
91
Слушание и работа с детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.).
1
29.02
92
Урок-обобщение по разделу «Произведения К. Паустовского»
1
2.03
93
Проверочная работа по разделу «Произведения К. Паустовского»
1
4.03
94
С. Маршак. «Урок родного языка», «Ландыш»
1
5.03
95
Внеклассное чтение. Книги С.Маршака.
Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом»
1
7.03
Раздел «Произведения Л.Пантелеева» ( 8ч.)
96
Л. Пантелеев «Честное слово»
1
9.03
97
Л. Пантелеев «Честное слово»
1
11.03
98
Контрольная работа за 3 четверть.
1
12.03
99
Работа над ошибками. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»
1
14.03
100
Л. Пантелеев «Камилл и учитель»
1
16.03
101
Л. Пантелеев «Камилл и учитель»
1
18.03
102
Л. Пантелеев «Честное слово»
1
19.03
103
Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Пантелеева»
1
21.03
Раздел «Произведения А.Гайдара» ( 6ч.)
104
А. Гайдар «Горячий камень»
1
23.03
105
А. Гайдар «Горячий камень»
1
4.04
106
А. Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)
1
6.04
107
А. Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)
1
8.04
108
А. Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)
1
9.04
109
С. В. Михалков. «Аркадий Гайдар»;
К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Дополнительное чтение С. В. Михалков. «Ошибка»
1
11.04
Раздел «Произведения М.Пришвина» ( 7ч.)
110
М. Пришвин Очерк «Моя Родина».
Дополнительное чтение «Двойной след»
1
13.04
111
М. Пришвин «Выскочка»
1
15.04
112
М. Пришвин «Выскочка»
1
16.04
113
М. Пришвин «Жаркий час».
1
18.04
114
В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»
1
20.04
115
Слушание и работа с детскими книгами о природе.
Дополнительное чтение В. В. Бианки.«По следам»
1
22.04
116
Урок-обобщение по разделу «Произведения М.Пришвина»
1
23.04
Раздел «Произведения зарубежных писателей» ( 20ч.)
117
Дж. Лондон «Бурый волк»
1
25.04
118
Контрольная работа за 4 четверть.
1
27.04
119
Работа над ошибками. Дж. Лондон «Бурый волк»
1
29.04
120
Дж. Лондон «Бурый волк»
1
30.04
121
Дж. Лондон «Бурый волк»
1
4.05
122
Дж. Лондон «Бурый волк»
1
6.05
123
Дж. Лондон «Бурый волк»
1
7.05
124
Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
1
11.05
125
Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
1
13.05
126
Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
1
14.05
127
Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
1
16.05
128
Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
1
18.05
129
Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей.
Дополнительное чтение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»
1
20.05
130
Урок-обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»
1
21.05
131
Урок-обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»
1
23.05
132
Итоговая контрольная работа за год.
1
25.05
133
Библиотечный урок «Летнее чтение»
1
26.05
134
Работа над ошибками.
1
27.05
135
Резервный урок.
1
28.05
136
Резервный урок.
1
30.05
Планируемые результаты освоения курса литературного чтения
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса.
К концу обучения в 3 классе:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающийся научится:
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 65-70 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Обучающийся может научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, былин, басен, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Обучающийся может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Обучающийся научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Обучающийся может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Обучающийся научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Обучающийся может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;