Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 2 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературе Федерального государственного стандарта и Программы «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой (2012 года).
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100»
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретикоолитературными понятиями.
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.)
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
2-м классе – это игра-путешествие.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- - находить в сказке зачин и концовку, троекратный повтор, другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
(что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений
(какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
-подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование. рации к прочитанному, инсценирование
№ уроков по п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Система оценки | Дата | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | |
Раздел 1. « Там, на неведомых дорожках...» 22 часа | |
1 | Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка»).. | Вводный урок | Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Слушать и понимать речь других Ориентироваться в учебнике | Понимать эмоции других людей | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – стихотворение, сказка народная, авторская; скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ния. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. | | 01.09 | |
2 | Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом. | Внеклассное чтение | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Слушать и понимать речь других | | | 02.09 | |
3 | Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б Заходер «Сказочка» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте, слушать и понимать речь других | Понимать эмоции других людей. | | 03.09 | |
4 | Русские народные сказки «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров Находить в сказке сказочные приметы Относить сказочных героев к одной из групп | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 05.09 | |
5 | Народная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 08.09 | |
6 | Как сказки сказываются. | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Выразительно читать текст | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 09.09 | |
7 | Народная сказка П. Ершова. «Конек-Горбунок». | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части Относить произведение к одному из жанров | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 10.09 | |
8 | Сказочный мир П. Ершова. «Конек-Горбунок». | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Находить ответы на вопросы в тексте | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 12.09 | |
9 | Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами Находить в сказке сказочные приметы | | Находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 15.09 | |
10 | «Добрым молодцам урок» ( Пушкин А.С.»Сказка о рыбаке и рыбке») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя Относить сказочных героев к одной из групп | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 16.09 | |
11 | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке». А. Пушкин-сказочник. . | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме | Понимать эмоции других людей, сочувствоватьсопереживать | | 17.09 | |
12 | Авторская сказка «Сказка о рыбаке и рыбке | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами Находить в сказке сказочные приметы | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 19.09 | |
13 | Авторская сказка В. Одоевского. «Мороз Иванович»
| Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 22.09 | |
14 | «Какова работа, такова награда» В. Одоевский «Мороз Иванович» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 23.09 | |
15 | От сказки народной к сказке авторской( сказка В. Одоевский «Мороз Иванович») | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Слушать и понимать речь других | | | 24.09 | |
16 | Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце»). | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Слушать и понимать речь других | | | 26.09 | |
17 | Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части Относить произведение к одному из жанров | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 29.09 | |
18 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 30.10 | |
19 | Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»)» | Формирования ЗУ | Находить в сказке сказочные приметы | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 01.10 | |
20 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Формирования ЗУ | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 03.10 | |
21 | Всех скороговорок не перескороговоришь | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Выразительно читать текст находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 06.10 | |
22 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1 по теме «Там, на неведомых дорожках…» | Применение ЗУ | Находить в сказке сказочные приметы | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | Проверочная работа № 1 | 07.10 | |
23 | Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок. | Внеклассное чтение | Относить произведение к одному из жанров | | Работать по предложенному учителем плану | | | | 08.10 | |
Раздел 2. «Сказочные человечки» 31 час | | | | | | | | | 07.10 |
24 | Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка). | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать текст | Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам | | | 10.10 | |
25 | Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 13.10 | |
26 | Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть) | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 14.10 | |
27 | Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части) | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя Относить сказочных героев к одной из групп | | Находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать текст | | | 15.10 | |
28 | Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Работать по предложенному учителем плану | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 17.10 | |
29 | Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2)
| Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 20.10 | |
30 | Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Находить ответы на вопросы в тексте | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 21.10 | |
31 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 22.10 | |
32 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») | Формирования ЗУ | | | | | | 24.10 | |
33 | Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит» (Заключительный | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 27.10 | |
34 | Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3 . | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя Относить сказочных героев к одной из групп | | Находить ответы на вопросы в тексте | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 28.10 | |
35 | Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 29.10 | |
36 | Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» | Формирования ЗУ | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 31.10 | |
37 | Песенки сказочных человечков | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 10.11 | |
38 | Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 11.11 | |
39 | Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 12.11 | |
40 | Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Слушать и понимать речь других | | | 14.11 | |
41 | Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» ( | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 17.11 | |
42 | Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 18.11 | |
43 | Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 19.11 | |
44 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») ( У | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 21.11 | |
45 | Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2)
| Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 24.11 | |
46 | Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я) | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 25.11 | |
47 | Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) …» | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Работать по предложенному учителем плану | | | 26.11 | |
48 | Проверочная работа №2 по теме «Сказочные человечки». | Применение ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Работать по предложенному учителем плану | | | Проверочная работа № 2 | 28.11 | |
49 | Сочинение рассказ о сказочном человечке | Применение \ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | Сочинение | 1.12 | |
50 | Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки | Внеклассное чтение | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | | 02.12 | |
Раздел 3. «Сказочные богатыри» 13 часов | |
51 | Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Введение в эпоху. | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | | | | | | 03.12 | |
52 | Былина – фольклорный жанр. | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 05.12 | |
53 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца». | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя Относить произведение к одному из жанров | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | | | 08.12 | |
54 | «Илья Муромец – богатырь земли Русской» | Формирования ЗУ | Находить в сказке сказочные приметы | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | | | 09.12 | |
55 | Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор») | Формирования ЗУ Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами Подробно и выборочно пересказывать текст | | Находить ответы на вопросы в тексте Слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 10.12 | |
56 | Сравнение богатырской сказки и былины. | Формирования ЗУ | Понимать смысл заглавия произведения Находить в сказке сказочные приметы | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 12.12 | |
57 | Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | | | | 15.12 | |
58 | Урок закрепления изученного материала. | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Работать по предложенному учителем плану | | | 16.12 | |
59 | Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | | | | | 17.12 | |
60 | Повторение по теме Дагестанская сказка «Богатырь Назнай». | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Работать по предложенному учителем плану | | | | 19.12 | |
61 | «Былины и богатырские сказки».. | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | | 22.12 | |
62 | Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная работа №3 по теме «Былины и богатырские сказки | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | Проверочная работа №3 | 23.12 | |
63 | Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой. | Внеклассное чтение | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Слушать и понимать речь других | Понимать эмоции других людей | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – сказка народная, авторская); передавать последовательность сюжета; описывать героев.. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. | | 24.12 | |
64 | Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» . | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 26.12 | |
65 | Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») . | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 29.12 | |
66 | Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя Относить сказочных героев к одной из групп | | Выразительно читать текст | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 30.12 | |
67 | Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка» | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части Находить в сказке сказочные приметы | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | | | 12.01 | |
68 | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Находить ответы на вопросы в тексте | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 13.01 | |
69 | Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»). | Формирования ЗУ | Понимать смысл заглавия произведения | | Находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 14.01 | |
70 | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя Находить в сказке сказочные приметы | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 16.01 | |
71 | К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме | Понимать эмоции других людей, сочувствоватьсопереживать | | 19.01 | |
72 | Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») . | Формирования ЗУ | Находить в сказке сказочные приметы | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 20.01 | |
73 | Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин» (1-я) | Формирования ЗУ | Понимать смысл заглавия произведения | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 21.01 | |
74 | «Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 23.01 | |
75 | Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 26.01 | |
76 | «Сказки о глупости» И. Франко | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 27.01 | |
77 | «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Слушать и понимать речь других | | | 28.01 | |
78 | Мудростью богаты. Русские народные пословицы, поговорки | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 30.01 | |
79 | Мудростью богаты. Русские народные загадки. | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Работать по предложенному учителем плану | | | 02.02 | |
80 | Как придумать загадку. Литературные загадки. | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте | | | | 03.02 | |
81 | Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата». Проверочная работа №4 по теме «Сказка мудростью богата»
| Примаенение ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | Проверочная работа № 4 | 04.02 | |
82 | Зачем поют колыбельные песни | Формирования ЗУ | Высказывать своё отношение к героям, к их поступкам | Умение планировать свою деятельность | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 06.02 | |
83 | Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | Внеклассное чтение | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | | 09.02 | |
. Раздел 5. сказка— ложь, да в ней намек…» (21 часа) | |
84 | Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Выразительно читать текст | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | | 10.02 | |
85 | Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак».» | Формирования ЗУ | Находить в сказке сказочные приметы | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 11.02 | |
86 | Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 13.02 | |
87 | Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 16.02 | |
88 | Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 17.02 | |
89 | Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») . | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме | | | 18.02 | |
90 | Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | | | 20.02 | |
91 | Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | Формирования ЗУ | Понимать смысл заглавия произведения | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 24.02 | |
92 | Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»У | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | | Выразительно читать текст | | | 25.02 | |
93 | Любимые герои сказок | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | | | | 27.02 | |
94 | Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»)» | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 02.03 | |
95 | Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | | | | 03.03 | |
96 | Как создаются мультфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 04.03 | |
97 | Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи»). | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 06.03 | |
98 | Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик») | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | | 10.03 | |
99 | Авторские считалки | Комбинированный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | | 11.03 | |
100 | О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | | 13.03 | |
101 | Сочиняем считалку | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | | 16.03 | |
102 | Обобщающий урок по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек «. Колыбельные русских поэтов. Проверка техники чтения | Контроля | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | Поверка техники чтения | 17.03 | |
103 | Проверочная работа №5 по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек…». . | Формирования ЗУ | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | | | | Проверочная работа № | 18.03 | |
104 | Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки. | Внекласное чтение | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | | 20.03 | |
Раздел 6. самое обыкновенное чудо (31 часов | | | | | | | | | 18.03 |
105 | Введение в раздел Г. Горбовский. «Розовый слон» | Формирования ЗУ | Делить текст на части, озаглавливать части | | Выразительно читать текст | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | | 03.04 | |
106 | Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (1-я часть). | Формирования ЗУ | Размышлять о характере и поступках героя | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 06.04 | |
107 | Знакомство с маленьким принцем. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (2-я часть). | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Находить ответы на вопросы в тексте | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 07.04 | |
108 | Лекарство от одиночества Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».(3 и 4-я части). «А как это – приручить?» | Формирования ЗУ | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 08.04 | |
109 | Секрет Лиса. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (5 и 6-я части). | Формирования ЗУ | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 10.04 | |
110 | Секрет счастья. Джанни Родари. «Солнце и туча» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме | | | 13.04 | |
111 | Мечты о чудесах Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала». В. Орлов. «Я рисую море» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме | | | 14.04 | |
112 | Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала». В. Орлов. «Я рисую море» | Формирования ЗУ | Понимать смысл заглавия произведения | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | | | 15.04 | |
113 | Чудеса вокруг нас. Валентин Берестов. «Честное гусеничное» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 17.04 | |
114 | Необычное в обычном мире Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | Формирования ЗУ | Подробно и выборочно пересказывать текст | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других; пересказывать текст | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 20.04 | |
115 | Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | Формирования ЗУ | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | Находить ответы на вопросы в тексте | Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей | | 21.04 | |
116 | «Другие» сказки В. Хмельницкий. «Гора», «Снег и скрипка» | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Выразительно читать текст | | | 22.04 | |
117 | Музыкальные сказки Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка» | Формирования ЗУ | Понимать смысл заглавия произведения | | Находить ответы на вопросы в тексте | | | 24.04 | |
118 | Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик» | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 27.04 | |
119 | Б. Сергуненков. «Кот белый – кот черный» . | Формирования ЗУ | Относить произведение к одному из жанров | | Слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 28.04 | |
120 | Внеклассное чтение. Сказки миниатюры. | Внеклассное чтение | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Находить ответы на вопросы в тексте; слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 29.04 | |
121 | Сказки – Джанни Родари. «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» | Комбинированный | Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 05.05 | |
122 | Сказки-миниатюры | комбинорованный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, отвечать на вопросы | | 06.05 | |
123 | Уроки творчества. Дж Родари. | Комбинированный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | Читать вслух выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого обще Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого обще | | 08.05 | |
124 | Творческий урок-конкурс | Комбинированный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 12.05 | |
125 | Веселые стихи. М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется». Ю. Мориц. «Это – да! Это – нет!» . | Комбинированный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 13.05 | |
126 | Веселые стихи Ю. Владимирова и Г. Остера | Комбинированный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | 15.05 | |
127 | Олег Григорьев, Ю Мориц «Это-да!Это-нет!» | Комбинированный | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | 18.05 | |
128 | Б. Сергуненков. «Поэт и заходящее солнце»Проверка умений и навыков чтения. | контроля | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | | | Проверка умений и навыков чтения. | 19.05 | |
129 | Диагностическая комплексная работа
| контроля | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | Диагностическая комплексная работа | 20.05 | |
130 | Обобщение по разделу. Проверочная работа №6 по теме «Самое обыкновенное чудо» | контроля | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | Проверочная работа №6 | 22.05 | |
131 | Урок – отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» 132-133 резерв | Урок-отчёт по итогам домашнего чтения | Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами | | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции | | | 25.05 | |
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
«Маленькая дверь в большой мир». Учебник для 2-го. - М.: «Баласс», 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В..
Рабочая тетрадь к учебнику «Маленькая дверь в большой мир ». 2-й класс. - М.: «Баласс», 2010.
- Примерная программа начального общего образования по литературе Федерального государственного стандарта http://www.standart.edu.ru
- Планируемые результаты освоения учебной программы по литературе. http://www.standart.edu.ru
- Литература. Планируемые результаты освоения программ начального образования (Технологическая форма). http://www.standart.edu.ru
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В..Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2009
- Программа «Литературное чтение» (для четырехлетней школы) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. - http://www.school2100.ru
Компьютер, телевизор, презентации, диски, карточки.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса