Рабочая программа филиала МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка по литературе в 10 классе составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ с. Наровчат среднего (полного) общего образования для 10-11 классов.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов, оснащение предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 10 классе »
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Наровчат в селе Плесковка.
Принято «Утверждаю»
на пед. совете Директор школы
_________________Стародубова В. А.
№ 1 от 2014г. Приказ №. от 1. 09. 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 10 КЛАССА
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа филиала МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка по литературе в 10 классе составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ с. Наровчат среднего (полного) общего образования для 10-11 классов.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов, оснащение предмета.
Характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Ц е л и:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место литературы в учебном плане филиала МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка.
Школьный учебный план отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета на этапе среднего (полного) общего образования. На уроки развития речи отводится 15 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРА 10 класс
Литература XIX века (90 час)
Введение
(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (10 часов)
Обзор русской литературы первой половины
XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин (4 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворенияявляются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины
XIX века (79 час)
Обзор русской литературы второй половины
XIX века (1 час)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (7 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”1.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Ф. И. Тютчев (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
И. А. Гончаров (5 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И. С. Тургенев (8 час)
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
А. К. Толстой (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. С. Лесков (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н. А. Некрасов (5 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
К. Хетагуров (1 час)
(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Ф. М. Достоевский (10 час)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л. Н. Толстой (17 час)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов (9 час)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч»,«Человек в футляре»,«Дама с собачкой»(указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века (1 час)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан (1 час)
(возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (1 час)
(возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (1 час)
(возможен выбор другого зарубежного поэта)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Учебно-тематическое планирование.
Литература 10 класс.
Литература 10 класс в двух частях
под редакцией В. П. Журавлёва
Москва .Просвещение. 2009г.
Программы общеобразовательных учреждений
по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Москва. Просвещение 2010г.
№ урока
Тема
Количество часов
Обзор русской литературы
первой половины 19 века -1 час.
1
Россия в первой половине 19 века.
1
А. С. Пушкин – 4 часа
2
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
1
3
Особенности пушкинского лирического героя. «вечные» темы в творчестве Пушкина.
4
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».
1
5
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
1
М. Ю. Лермонтов – 2 часа.
6
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
Стих. «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…», «Валерик».
1
7
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь – 3 часа.
8
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
1
9
Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
1
10
Р.Р Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века.
Литература второй половины 19.
1
11
Обзор русской литературы второй половина 19в.
1
А. Н. Островский – 7 часов.
12
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя
13
Драма А.Н.Островского «Гроза».
14
Своеобразие конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза».
15
Город Калинов и его обитатели.
16
Протест Катерины против «темного царства».
17
Споры критиков вокруг драмы А.Н.Островского «Гроза».
18
Р.Р. Подготовка к дом. сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Ф. И. Тютчев – 3 часа.
19
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество.Единство мира и философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.
20
Человек, природа и история в лирике Ф.И.Тютчева.
21
Любовная лирика Ф.И.Тютчева
А. А. Фет – 3 часа.
22
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь».
23
Стих. «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землёю…», «Ещё одно забывчивое слово…».
24
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики А. А. Фета.
25
Р.Р Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Р.Р Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
И. А. Гончаров – 5 часов.
26
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. История создания и особенности композиции романа «Обломов».
1
27
Петербуржская «Обломовщина». Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении.
1
28
Система образов. Приём антитезы в романе.Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
1
29
Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика в романе.
1
30
Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.
Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, гамлет).
31
Р.Р Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
1
И. С. Тургенев – 8 часов.
32
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.
1
33
История создания романа «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.
1
34
Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
35
Черты личности, мировоззрение Базарова. Базаров и его мнимые последователи.
1
36
«Отцы» в романе : братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.
1
37
Вечные темы: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа.
1
38
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
39
Поэтика романа, своеобразие его жанра. Приём умолчания.Базаров в ряду других образов русской литературы.
40
Р. Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
1
41
Р. Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
42
А. К. Толстой – 2 часа.
43
А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.
1
44
«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Основные темы , мотивы и образы поэзии.
1
Н. С. Лесков – 2 часа.
1
45
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник».
1
46
Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести.
1
М. Е. Салтыков-Щедрин – 2 часа.
1
47
М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. «История одного города». Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
1
48
Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
1
Н. А. Некрасов – 5 часов.
49
Н.А. Некрасов Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.
1
50
«В дороге», «Вчерашний день в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин, «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…».
1
51
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» : замысел, история создания и композиция поэмы.
1
52
Образы крестьян и помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
53
Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
54
Р.Р Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
1
55
Р.Р Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
К. Хетагуров – 1 час.
56
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Близость к поэзии Некрасова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
1
Л. Н. Толстой – 17 часов.
1
57
Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба.
1
58
История создания романа Л.Н.Толстого «Война и мир»., жанровое своеобразие, особенности композиции.
1
59
Система образов в романе и нравственная концепция Л. Н. Толстого.
60
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
1
61
Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».
62
Изображение светского общества в романе.
1
63
«Мысль народная» и «мысль семейная » в романе.
64
Семья Ростовых и семья Болконских.
1
65
Семья Ростовых и семья Болконских.
1
66
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстова.
67
Тема народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
68
Тема народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
69
Кутузов и Наполеон.
1
70
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года.
71
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
72
Смысл названия и поэтика романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
73
Художественные особенности романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
74
Р.Р Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
1
75
Р.Р Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Ф. М. Достоевский – 10 часов.
76
Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба.
1
77
История создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1
78
«Маленькие люди» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1
79
Теория Раскольникова.
1
80
«Двойники» Раскольникова.
1
81
Значение образа Сони Мармеладовой .
1
82
Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
83
Роль внутренних монологов и снов героев в романе.
84
Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
85
Проблема нравственного выбора. Смысл названия.
86
Р.Р Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «преступление и наказание».
87
Р.Р Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «преступление и наказание».
А. П. Чехов – 9 часов.
88
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90х годов.
1
89
Проблематика и поэтика рассказов А.П.Чехова 90-х годов. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
1
90
Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
1
91
А.П.Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.
1
92
Символ сада в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
1
93
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
94
Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
95
Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.Тип героя – недотёпы. Образы слуг.
96
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы.
97
Р.Р Сочинение по творчеству А. П. Чехова
98
Р.Р Сочинение по творчеству А. П. Чехова
Обзор зарубежной литературы
второй половины 19 века.
1
Г. де Мопассан 1 час.
99
Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция.
1
Г. Ибсен 1час.
100
Драма «Кукольный дом». Вопрос о правах женщины в драме.
1
А. Рембо 1 час.
1
101
Стихотворение «Пьяный корабль». Особенности поэтического стиха.
1
102
Подведение итогов года.
Календарно-тематическое планирование.
Литература 10 класс.
Литература 10 класс в двух частях
под редакцией В. П. Журавлёва
Москва .Просвещение. 2009г.
Программы общеобразовательных учреждений
по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Москва. Просвещение 2010г.
№ урока
Тема
Количество часов
Дата
Факт.
Примеч.
Обзор русской литературы
первой половины 19 века -1 час.
1
Россия в первой половине 19 века.
1
А. С. Пушкин – 4 часа
2
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
1
3
Особенности пушкинского лирического героя. «вечные» темы в творчестве Пушкина.
4
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».
1
5
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
1
М. Ю. Лермонтов – 2 часа.
6
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
Стих. «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…», «Валерик».
1
7
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь – 3 часа.
8
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
1
9
Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
1
10
Р.Р Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века.
Литература второй половины 19.
1
11
Обзор русской литературы второй половина 19в.
1
А. Н. Островский – 7 часов.
12
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя
13
Драма А.Н.Островского «Гроза».
14
Своеобразие конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза».
15
Город Калинов и его обитатели.
16
Протест Катерины против «темного царства».
17
Споры критиков вокруг драмы А.Н.Островского «Гроза».
18
Р.Р. Подготовка к дом. сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Ф. И. Тютчев – 3 часа.
19
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество.Единство мира и философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.
20
Человек, природа и история в лирике Ф.И.Тютчева.
21
Любовная лирика Ф.И.Тютчева
А. А. Фет – 3 часа.
22
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь».
23
Стих. «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землёю…», «Ещё одно забывчивое слово…».
24
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики А. А. Фета.
25
Р.Р Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Р.Р Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
И. А. Гончаров – 5 часов.
26
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. История создания и особенности композиции романа «Обломов».
1
27
Петербуржская «Обломовщина». Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении.
1
28
Система образов. Приём антитезы в романе.Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
1
29
Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика в романе.
1
30
Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.
Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, гамлет).
31
Р.Р Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
1
И. С. Тургенев – 8 часов.
32
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.
1
33
История создания романа «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.
1
34
Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
35
Черты личности, мировоззрение Базарова. Базаров и его мнимые последователи.
1
36
«Отцы» в романе : братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.
1
37
Вечные темы: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа.
1
38
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
39
Поэтика романа, своеобразие его жанра. Приём умолчания.Базаров в ряду других образов русской литературы.
40
Р. Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
1
41
Р. Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
42
А. К. Толстой – 2 часа.
43
А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.
1
44
«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Основные темы , мотивы и образы поэзии.
1
Н. С. Лесков – 2 часа.
1
45
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник».
1
46
Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести.
1
М. Е. Салтыков-Щедрин – 2 часа.
1
47
М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. «История одного города». Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
1
48
Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
1
Н. А. Некрасов – 5 часов.
49
Н.А. Некрасов Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.
1
50
«В дороге», «Вчерашний день в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин, «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…».
1
51
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» : замысел, история создания и композиция поэмы.
1
52
Образы крестьян и помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
53
Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
54
Р.Р Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
1
55
Р.Р Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
К. Хетагуров – 1 час.
56
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Близость к поэзии Некрасова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
1
Л. Н. Толстой – 17 часов.
1
57
Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба.
1
58
История создания романа Л.Н.Толстого «Война и мир»., жанровое своеобразие, особенности композиции.
1
59
Система образов в романе и нравственная концепция Л. Н. Толстого.
60
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
1
61
Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».
62
Изображение светского общества в романе.
1
63
«Мысль народная» и «мысль семейная » в романе.
64
Семья Ростовых и семья Болконских.
1
65
Семья Ростовых и семья Болконских.
1
66
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстова.
67
Тема народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
68
Тема народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
69
Кутузов и Наполеон.
1
70
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года.
71
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
72
Смысл названия и поэтика романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
73
Художественные особенности романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
74
Р.Р Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
1
75
Р.Р Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Ф. М. Достоевский – 10 часов.
76
Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба.
1
77
История создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1
78
«Маленькие люди» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1
79
Теория Раскольникова.
1
80
«Двойники» Раскольникова.
1
81
Значение образа Сони Мармеладовой .
1
82
Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
83
Роль внутренних монологов и снов героев в романе.
84
Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
85
Проблема нравственного выбора. Смысл названия.
86
Р.Р Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «преступление и наказание».
87
Р.Р Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «преступление и наказание».
А. П. Чехов – 9 часов.
88
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90х годов.
1
89
Проблематика и поэтика рассказов А.П.Чехова 90-х годов. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
1
90
Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
1
91
А.П.Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.
1
92
Символ сада в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
1
93
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
94
Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
95
Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.Тип героя – недотёпы. Образы слуг.
96
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы.
97
Р.Р Сочинение по творчеству А. П. Чехова
98
Р.Р Сочинение по творчеству А. П. Чехова
Обзор зарубежной литературы
второй половины 19 века.
1
Г. де Мопассан 1 час.
99
Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция.
1
Г. Ибсен 1час.
100
Драма «Кукольный дом». Вопрос о правах женщины в драме.
1
А. Рембо 1 час.
1
101
Стихотворение «Пьяный корабль». Особенности поэтического стиха.
1
102
Подведение итогов года.
Оснащение учебного предмета.
1.Литература 10 класс .Под редакцией В. П. Журавлёва.
2.Компакт-диск по литературе 10 класс
3.Комплект портретов писателей 18-20 веков.
4.Компакт-диски «Литература»
5.Программы общеобразовательных учреждений
по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Москва. Просвещение 2010г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников