Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
2. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по литературе утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст.11, 12)
4. Учебный план МБОУ « СОШ № 50» на 2014 – 2015 учебного года.
5. Государственной программы основного общего образования по литературе 5-9 кл. под редакцией В.Я.Коровиной М., «Просвещение» 2011.
6. Распоряжение Министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» № 920 – мр от 12.08 11 г.
7. Распоряжение Министерства образования иркутской области «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области» № 471-мр от 13.05.2013.
Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения литературы на этапе среднего общего образования отводится в 9 классе 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №50 примерная программа рассчитана на 102 часа.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД;
Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 9 классов.
Программа литературы для 9 Б класса составлена с учетом гендерного подхода. В классе планируется размеренный темп уроков и предъявление нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Планируется активное использование речевых навыков с объяснениями, повторением, запоминанием и формулировкой правил с последующим обучением применению их на практике, для девочек такая деятельность является продуктивной. В классах девочек следует использовать большое количество наглядного материала, с опорой на зрительную память. Используются групповые формы обучения, но акцент делается на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. В конце 9 класса учащиеся должны овладеть основными методами анализа прозаического и поэтического текстов, знать основные положения теории и истории литературы, уметь анализировать любой текст в единстве содержания и формы.
В планирование добавлены уроки развития речи, необходимые для подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации.
Учебно- методическое обеспечение
Учебник: Литература 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012
Рабочие программы: Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2011
Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010
Курганова Л.А. По страницам литературных произведений. 5 – 11 классы: викторины. Волгоград: Учитель, 2009
Диск. Поурочные разработки по литературе. 8-9 класс. М.: ВАКО, 2012
Образовательные сайты («Открытый класс», «Фестиваль открытого урока»)
Презентации по темам курса
Русская драматургия (СD). М.: Новый диск, 2004
Компьютерный диск. Русская литература от Нестора до Маяковского .
Компьютерный диск. Литература. Мультимедийный курс 1-11 классы. Сергиев Посад: Руссобит Паблишинг, 2004
Компьютерный диск. Хрестоматия по русской литературе. 5-11 класс. М.: ДиректМедиа Паблишинг,
Компьютерный диск. А.П. Чехов. Рассказы. Аудиокнига. М.: Новый диск, 2004
Компьютерный диск. Русская поэзия 17-20 век. М.: Новый диск, 2004
Компьютерный диск. Подшивка газеты Первое сентября: литература за 2010. М.: Первое сентября
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе
за курс 9 класса
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.
Критерии оценивания | Параметры | Максимальная оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации; | 1 |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | 1 |
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | 1 |
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | 1 |
- ссылки – все ссылки работают | 1 |
Максимальная оценка по дизайну | 5 |
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | 1 |
- материал изложен в доступной форме; | 1 |
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | 1 |
- слайды расположены в логической последовательности; | 1 |
- заключительный слайд с выводами; - библиография с перечислением всех использованных ресурсов | 1 |
Средняя оценка по содержанию | 5 |
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | 1 |
- ученик владеет материалом своей темы; | 1 |
Средняя оценка по защите проекта | 2 |
| Итоговая оценка | |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Распределение часов по разделам
раздел | количество часов по программе | количество часов по планированию |
Ведение | 1 | 1 |
Древнерусская литература | 3 | 3 |
Литература 18 века | 8 | 9 |
Литература 19 века | 55 | 54 |
Литература 20 века | 28 | 26 |
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 века | 2 | 2 |
Зарубежная литература | 6 | 6 |
Итоговый контроль | 2 | 1 |
Итого: | 105 | 102 |
Содержание учебного предмета
Введение (1)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития девятиклассников.
Древнерусская литература (3)
«Слово о полку Игореве». Сопоставление прозаических и стихотворных произведений.
Литература ХVIII века (8)
Классицизм в мировом искусстве. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям», «Памятник».
Н.М. Карамзин «Осень», «Бедная Лиза». Ода как жанр лирической поэзии. Сентиментализм.
Литература ХIХ века (54)
В.А. Жуковский: жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое», «Светлана». Элегия. Развитие представлений о фольклоризме литературы. А.С. Грибоедов: жизнь и творчество (обзор). «Горе от ума». Развитие представлений о комедии. А.С. Пушкин: жизнь и творчество (обзор). Лицейская лирика. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», «На холмах Грузии..», «Я вас любил…», «Пророк», «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери». Жанр роман в стихах. Реализм. Трагедия. М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор). «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Нищий», «Есть речи – значение…», «И скучно, и грустно…», «Смерть поэта», «Поэт», «Молитва», «Пророк», «Растались мы, но твой портрет», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Предсказание», «Дума», «Родина». «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Литературный тип. Герой и антигерой. Развитие понятия о комическом: сатира, юмор, ирония, сарказм. Ф.М. Достоевский: жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». Повесть. Психологизм литературы. А.П. Чехов: жизнь и творчество (обзор). «Смерть чиновника», «Тоска». Жанровые особенности рассказа.
Литература ХХ века (26)
И.А. Бунин «Тёмные аллеи». М.А. Булгагов «Собачье сердце». Художественная условность. Фантастика. Сатира. М.А. «Судьба человека». Реалистическая типизация. А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Русская поэзия ХХ века (обзор). А.А. Блок «Ветер принёс издалека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина». С.А. Есенин «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». В.В. Маяковский «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок), и др.стихи. М.И. Цветаева «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравиться, что вы больны не мною…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность», «Родина», «Стихи о Москве». Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…». «Завещание», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». А.А. Ахматова стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Тростник», «Пушкин», «Ветер войны». Б.Л. Пастернак. «Красавица моя…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути». А.Т. Твардовский «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Виды рифм. Песни и романсы на стихи поэтов.
Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ (2)
А.С. Пушкин «Певец». М.Ю. Лермонтов «Отчего». В.А. Сологуб «Серенада», Н.А. Некрасов «Тройка», Ф.И. Тютчев «К.Б.», А.К. Толстой «Средь шумного бала случайно…», А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…», А.А. Фет «Бьётся в тесной печурке огонь…», К.М. Симонов «Жди меня», Н.А. Заболоцкий «Признание».
Зарубежная литература (6)
Гораций «Я воздвиг памятник…». Данте Алегьери «Божественная комедия» (фрагменты). У.Шекспир «Гамлет». И.-В Гёте «Фауст»
Итоговый контроль (2)
Итоговая контрольная работа.