Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настояшая программа в определенной степени учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М: Просвещение, 2010,2011).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 9 класса (авторы: B.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012).
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы и др.).
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.
Итого : 102 часа
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий.«В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
“5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
“4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
“3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
“2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
1. «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2012).
2. Тексты произведений.
№ урока п/п, кол-во часов, дата | Наименование раздела. Тема урока. | Тип урока | Цель урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы и виды контроля | Информационно методическое обеспечение | Элементы дополнительного содержания, домашнее задание |
1 1ч. | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | комбинированный | Формирование любви и уважения к лит-ре и ценностям отечественной культуры | Литература как вид искусства слова, специфика художественного отображения действительности. | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание | - Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» - Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? | Энциклопедия. Литература.-М. Аванта, 2001 | Вопросы 1-5, с.8 |
2 1ч | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знакомство с литературой Древней Руси | Влияние принятия христианства на возникновение литературы на Руси. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Летописи. | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы, вести беседу, опираясь на ранее полученные знания о древнерусской литературе. | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План, вопросы и задания с.11. | Учебный фильм. | Чтение «Слова о полку Игореве». |
3 1ч. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Урок повторения изученного материала в 8 классе. | Знакомство с историей создания произведения, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, развитие устной речи | «Слово о полку…»-величайший памятник литературы. История рукописи. Проблема авторства. Словарная работа. | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. Уметь выразительно читать текст, объяснять значение слов и выражений в тексте. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия. Вопросы и задания (с.28) | Д.С.Лихачев «Слово..» (комментарий) | Вопросы и задания второго уровня (с. 28), сообщения о князьях-героях. |
4 1ч. | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | Урок-практикум | | Переводы «Слова…» «Слово» в живописи, графике и музыке. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагментов опер. | Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. | Интернет, презентации | Выразительное чтение, вопросы и задания с 34. Чтение статьи с.35-40. |
5 1ч. | Характеристика русской литературы ХVIII века Классицизм как литературное направление. | Урок изучения нового материала (лекция) | Освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий. | Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Понятие о классицизме. Иерархия жанров классицизма. | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции Понимать задачи литературы 18 века, ее гражданский, дидактический, сатирический пафос. | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. Конспект лекции, вопросы первого уровня (с.38). | Современный словарь-справочник по литературе. – М.»2001 Презентация. | Чтение статьи о Ломоносове с.42-44, выразительное чтение «Оды на день восшествия».. |
6 1ч. | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | Урок-беседа | Знакомство с биографией поэта, чтение и анализ произведения | Композиция оды. Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов. Образы природы в произведении. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму. | Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | | Вопросы и задания (с.49), чтение статьи о Державине (с.59-63) |
7 1ч. | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»), | Урок изучения нового материала. Урок-практикум | Знакомство с биографией поэта, чтение и анализ произведения | Появление новых жанров во второй половине 18 века. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа? | | Выразительное чтение оды. Вопросы и задания (с.67). |
8 1ч. | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). | Урок-практикум | | Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа. | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ стихов. | Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | | Сообщения о жизни и творчестве Радищева. |
9 1ч. | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «СпасскаяПолесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | Урок-лекция | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения | Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Слово о Радищиве.Особенности жанра путешествия у Радищева. | Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? | Презентация | Чтение глав выборочное |
10 1ч. | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | Урок-лекция, урок-беседа. | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения | Слово о Карамзине-писателе, историке, общественном деятеле. Понятие о сентиментализме. Значение творчества Карамзина. | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. Конспект лекции, задания. | Современный словарь –справочник по литературе.- М. 2001 | Чтение повести «Бедная Лиза», вопросы и задания (с.92). |
11 1ч. | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы.Внимание к внутренней жизни человека) | Урок-практикум. | | Повесть «Бедная Лиза»-начало русской прозы. Принципы сентиментализма в повести. Сюжет и герои повести. Образ повествователя. Чувствительность как моральная ценность. | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. | Анализируют стихотворение «Осень». Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Тест на знание содержания произведения. | Учебный фильм о Карамзине. | Подготовка к сочинению по произведениям литературы 18 века. |
12-13 2ч. | Сочинение по произведениям литературы 18 века | Урок развития речи. | Развитие устной и письменной речи | Темы сочинения: 1. Произведения литературы 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений) 2.Темы, идеи, значение произведений литературы 18 века. | Знать сюжеты и героев произведений 18 века. Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому. Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее. | Сочинение | | Сообщение о литературе эпохи Просвщения. |
14 1ч. | Золотой век русской литературы (19 век) (обзор).Погружение в эпоху. Романтизм как литературное направление. | Урок изучения нового. | | Поэзия , проза, драматургия 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме. Особенности русского романтизма. | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные значения слова романтизм. | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? | Современный словарь-справочник по литературе.-М., 2001. Учебный фильм. | Чтение статьи о В.А.Жуковском (с.144-147). |
15 1ч. | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Психологизм поэзии Жуковского. | Урок изучения нового, урок-беседа. | Знакомство с биографией писателя, чтение и анализ произведения | Личность поэта, многогранности творчества. Творческая переработка европейског опыта поэтом. | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? | | Чтение баллады «Светлана», вопросы изадания (с.154-155). |
16 1ч. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | Урок-беседа, урок-практикум. | Знакомство с биографией поэта, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом | Создание национальной баллады. Пространство и время баллады. Образ дороги. Фольклорные мотивы. Роль юмора. | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | Учебный фильм о Жуковском | Чтение статьи о Грибоедове(с.96-100), сообщение о жизни и творчестве драматурга. |
17 1ч. | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, сопоставительный анализ текста | Слово о А.С.Грибоедове-поэте и драматурге. Круг общения Грибоедова Раннее творчество . Общественные взгляды. Творческая история Комедии «Горе от ума». | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова, его общественные взгляды, историю создания произведения и сценическую судьбу. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного, выступать с сообщениями на литературную тему, записывать основные положения лекции. Понимать значение творчества драматурга для развития русской литературы. | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | Учебный фильм и Грибоедове | Выразительное чтение комедии, вопросы и задания (с.101, 110). |
18 1ч. | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова«Горе от ума». | Урок-беседа, урок-практикум. | | Система персонажей, «Говорящие» фамилии. Особенности сюжета, жанра и композиции. | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). | Просмотр фрагментов спектакля. | Характеристика Фамусова и фамусовского общества, вопросы и задания (с.119, 133) |
19 1ч. | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества. | Урок-беседа, урок-практикум. | | Конфликт пьесы. Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова: общее и различное. ФамусовскаяМосква:единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, боязнь просвещения. | Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. Понимать суть конфликта и способы его разрешения автором, место Фамусова в системе персонажей пьесы (символ всей аристократически-патриархальной Москвы). | Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? | | Вопросы и задания 1 второго уровня, 4 третьего уровня ко всему тексту (с.140-141). Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям. |
20 1ч. | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии. | Урок-беседа, урок-практикум. | | Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. | Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Понимать место Чацкого В системе образов, его роь в раскрытии идеи комедии, смысл противопоставления Чацкого фамусовскому обществу.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизоды, в которых конфликт с обществом проявляется наиболее остро. | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу.крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. | | |
21 1ч. | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | Урок развития речи. | | Разграничение понятия «Ровесники» и «единомышленники», Характеристика данных персонажей, поняти о внесценическихперсонажах. | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Фамусове,Репетилове.Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? | Фрагмент спектакля «Горе от ума»ю | Наизусть монолог Чацкого. |
22 1ч. | Загадка Софьи Павловны. | Урок-практикум | | Яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовских взглядов, составление речевой характеристики героини. | Знать героев комедии. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье. | Письменное высказывание «В чем я вижу загадку Софьи Павловны?». | | Подготовиться к семинару. Индивидуальные задания к семинару. Сообщения о театральных постановках комедии, подготовка к сочинению |
23-24 2ч. | РРИ.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии. | Семинар, урок развития речи. | | Сообщения о театральных постановках комедии. Статья Гончарова «Мильон терзаний», Пушкин о комедии. Различные оценки образа Чацкого в критике.Открытость финала комедии. | Знатьосновные положения статьи Гончарова,критические высказывания о комедии. Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект). Тест по произведению. | Раздаточный материал со статьями критиков | Подготовиться к сочинению |
25-26 2ч. | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Урок развития речи. | | Темы сочинений: 1. Один в поле не воин? (образ Чацкого в комедии А.С. Грибедова) 2. «Век нынешний»и «век минувший». 3. Смысл названия комедии. 4. Софья-главная загадка комедии. | Знать содержание комедии Уметьсопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сочинение | | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Байрона. |
27 1ч. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | Урок изучения нового материала, урок-лекция | Продолжить формирование представления о жизни и творчестве поэта, чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению | Слово о Пушкине(сообщения учащихся), Годы ссылки, Болдинская осень 1830года. Обзор творчества Пушкина. Твлрчествороэта как выражение высочайшей духовной гармонии. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | Фрагменты учебного фильма о жизни Пушкина. | Знать конспект лекции, чтение статьи «Лирика» (с.159-171). |
28 1ч. | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | Урок-беседа, урок-практикум | Чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Основные периоды жизни и творчества поэта основные темы и содержание лирических произведений поэта, теоретико-литературные понятия. | Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств. | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | План анализа поэтического произведения (распечатки) | Анализ одного из стихотворений поэта. |
29 1ч. | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | Урок-беседа, урок-практикум | Чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Взгляды поэта на свободу как нравственный, социальный , философский идеал. Стихотворение «К морю». Море как символ свободы. | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? | Энциклопедия для детей. Литература, ч.1, гл. Пушкин Презентация. | |
30 1ч. | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | Урок-беседа | Чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Культура чувств поэта, адресаты дружеской лирики, история созданий стихотворений. | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС | Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика? | | Выразительное чтение наизусть, индивидуальные задания, презентации |
31-32 2ч. | Любовная лирика А.С.Пушкина | Урок-семинар | Чтение и изучение любовной лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. Истории созданий стихотворений. | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» | Презентации | Выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений («Пророк», «Поэт» и др.) |
33 1ч. | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | Урок-практикум, урок-семинар. | Выявить худ. особенности лирики | Раздумья поэта о смысле жизни, о поэзии. Обучение сравнительному анализу стихотворения. | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Ответы на вопросы, в том числе и проблемные, вопросы и задания (с.169-170). | | Подготовиться к практикуму. |
34 1ч. | РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | Урок проверки усвоения знаний, урок Рр. | Развитие устной и письменной речи | | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный | Анализ стихотворения по предложенному плану | | |
35 1ч. | Контрольная работа Урок контроля по поэзии А.С. Пушкина. | Урок контроля, урок подготовки к сочинению | | | Знать содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос | Тестовые задания: «Методические рекомендации…» | | Сочинение по лирике Пушкина. |
36 1ч. | Маленькие трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». | Урок внеклассного чтения | | «Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор. Нравственная проблематика трагедии. Противопоставление образов. Проблема гения и злодейства. | Знать сюжет и героев трагедии отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Понятия трагизм, конфликт, композиция, антитеза. Уметь комментировать текст, , давать сопоставительную характеристику, выступать с сообщениями на литературную тему. | Характеристика героев, комментарий текста. Выразительное чтение, элементы анализа текста, обсуждение вопросов, придуманных учащимися. | Фрагменты фильма «Маленькие трагедии». | |
37 1ч. | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | Урок-лекция | Чтение и изучение произведения, развитие умений характеризовать героев, раскрывать авторскую позицию, обучение выразительному чтению, аналитическая работа над текстом | История создания, замысел, композиция романа «Евгений Онегин». | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы. Различные виды пересказа. | | Чтение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
38 1ч. | Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. | Урок-лекция | Чтение и изучение произведения, изучение понятия «онегинская строфа» | Особенности романа в стихах, онегинская строфа. | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста. | Конспект лекции, вопросы и задания (с.187) Монологические высказывания по теме урока | | Письменно ответить на вопросы (с193). |
39 1ч. | Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина. | Урок-практикум | Чтение и изучение произведения, развитие умений характеризовать героев, раскрывать авторскую позицию, обучение выразительному чтению, аналитическая работа над текстом | | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном | Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. | | |
40 1ч. | Онегин и поместное дворянское общество | Комбинированный урок | | | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. | | Характеристика Онегина и Ленского. |
41 1ч. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Урок-беседа | | Типическое и индивидуальное в образах героев. Противоречивость образа Ленского. Любовь Онегина и любовь Ленского. Возможные жизненные пути Ленского. | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою, выразительно читать и анализировать эпизоды романа, создавать словесные портреты героев. | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания в соответствии с планом. | | Характеристика Татьяны Лариной, вопросы и задания 1 третьего уровня (с.192). |
42 1ч. | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | Урок-беседа | | Татьяна- «милый идеал». «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природой. Соединение в Татьяне Народной традиции с высокой дворянской культурой. | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским; роль фольклорных образов, пейзажа в романе, отношение автора а Татьяне и Ольге. Уметь давать цитатную характеристику героя произведения, давать сравнительную характеристику героинь. | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. | | |
43 1ч. | Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов. | Урок- практикум | | Анализ писем Татьяны К Онегину И Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. | Знать содержание писем Татьяны и Онегина; план анализа текста. Уметь выразительно читать наизусть и анализировать тексты писем, давать сравнительную характеристику писем. | Выразительное чтение. Письменный анализ эпизодов объяснения героев. | | Выразительное чтение глав. |
44 1ч. | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | Урок-беседа, урок –практикум. | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения | Ответы на вопросы. | | Выразительное чтение наизусть лирических отступлений(по выбору), вопросы и задания 3 первого уровня. |
45 1ч. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | Урок-беседа | | Автор как идейно-композиционный центр романа. Автор и Евгений. Пушкинская эпоха в романе. | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя; выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики.(Петербург-деревня, Петербург-Москва, светские салоны-картины светской жизни). | Ответить на вопрос: « почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение?» Характеристика реалий, изображенных в романе, задание 2 третьего уровня.(с.92), 1 уровня ко всему тексту романа (с. 192) | | Чтение статьи Белинского «Сочинения Александра Пушкина», вопросы и задания 1, 3 третьего уровня ко всему роману. |
46 1ч. | Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Урок развития речи. Урок-дискуссия, семинар. | Развитие устной и письменной речи | Пушкинский роман в зеркале критики. Цели и задачи критической литературы. Представление взглядов критиков. Образ Онегина и тема « лишнего человека» в русской литературе. | Знать оценку романа в критике. Уметь воспринимать критические работы и определять их ключевые идеи, строить развернутые высказывания на основе прочитанного. Понимать цели и задачи критики. | Дискуссия, вопросы и задания 1, 3 третьего уровня ко всему тексту романа (с.193) | | Сообщения об истории создания и сценической жизни оперы Чайковского «Евгений Онегин». |
47 1ч. | Роман «Евгений Онегин» в музыкальном и изобразительном искусстве. | Урок развития речи. | Развитие устной и письменной речи | Творческая история оперы Чайковского. Прослушивание фрагментов оперы, обсуждение. | Знать произведения музыки и живописи, посвященные роману «Евгений Онегин». Понимать роль Пушкина в развитии русского искусства. Уметь выступать с сообщениями на литературную тему. | Сообщения, описания иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов. | Презентации | Собрать материал к сочинению, составить план. |
48 1ч. | Понятие о реализме. | Урок лекция, урок изучения нового материала. | | Формы отражения жизни в искусстве. Углубление понятия о реализме. Реализм в творчестве Пушкина. Русские писатели-реалисты. | Знать теоретико-литературные понятия реализм, типический характер, типические обстоятельства, признаки реализма. Понимать значение реализма в развитии искусства. Уметь записывать основные положения лекции, уметь находить общие черты классицизма, романтизма, реализма и различия между ними. | Конспект лекции, вопросы и задания (с.196) | | |
49 1ч. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. . | Урок изучения нового материала. | Продолжить формирование представления о жизни и творчестве поэта | Слово о Лермонтове (сообщения учащихся). Трагичность судьбы поэта. Обзор творчества. | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. Конспект лекций, вопросы и задания (с.201) | Презентация, учебный фильм. | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений . |
50 1ч. | «Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова. Тема безвременья. | Семинар,. | Чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Мотивы одиночества и страдания в стихотворении «Ужасная судьба отца и сына». | Знать стихи, в которых развивается тема одиночества и протеста. Уметь выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, находить в них ИВС | Вопросы и задания (с.203, 208-209). | | Выразительное чтения наизусть, индивидуальные задания. |
51 1ч. | Тема поэта и поэзии творчестве М,Ю. Лермонтова. | Урок-беседа. | чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Конфликт поэта с миропорядком. Романтический герой Лермонтова. Раздумья над творчеством, над ролью поэта. Сравнительная характеристика стихотворений Пушкина и Лермонтова. | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам., определять темы и идеи стихотворений, находить ИВС, давать сравнительную характеристику лирических произведений. | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» | | анализ одного стихотворения на выбор. |
52 1ч. | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | семинар | чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Адресаты любовной лирики и послания к ним. Любовь как страсть, приносящая страдания. | Знать адресатов любовной лирики. Уметьанализировать текст на.лексическом уровне Понимать своеобразие любовной лирики Лермонтова. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики | Презентации | |
53 1ч. | Тема Родины в лирике Лермонтова. | Урок-практикум | чтение и изучение лирики, обучение выразительному чтению, выявить худ. особенности лирики | Особенности раскрытия темы Родины в лирике Лермонтова. «Родина» | Знать содержание стихотворений о Родине. Уметь находить ИСВ, выделять смысловые части стихотворений, анализировать текст на морфологическом уровне. | Выразительное чтение стихотворений, письменная работа по вопросам. | | Анализ стихотворения |
54 1ч. | Философская лирика. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва». | Урок-беседа. | | Особенности жанров стихотворений. | Знать содержание стихотворений, особенности философской лирики поэта. | Выполнения теста в формате ГИА | | |
55 1ч. | РР. Классное сочинение. «О чем заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова»? | Урок развития речи | Развитие устной и письменной речи | | Уметь создавать сочинения различных жанров, уметь определять границы темы. | Сочинение | | Чтение романа Лермонтова «Герой Нашего времени». |
56-57 2ч. | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | Урок изучения нового материала. | Освоение текста в единстве формы и содержания | Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Традиции романтической повести. Эпоха Лермонтова В романе. | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | | |
58 1ч. | Печорин как представитель «портрета поколения». Русские офицеры и горцы в романе. | Урок-беседа | Чтение и анализ худ. произведения с привлечением литературоведч. понятий, формиров. потребностей в самост. чтении | Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Образ странствующего офицера. | Знать текст повести «Бэла». Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, определять способы создания психологического портрета. | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. Выборочный пересказ, характеристика героев. Вопросы и задания | | |
59 1ч. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | Урок-беседа. | Чтение и анализ худ. произведения с привлечением литературоведч. понятий, формиров. потребностей в самост. чтении | «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань»- портрет поколения. Самоанализ Печорина. Социально-психологические проблемы в новелле. | Знать содержание «Журнала Печорина»; признаки романтизма и реализма в романе. Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов; определять жанровые признаки произведения, пересказывать и анализировать эпизоды; аргументированно отвечать на вопросы. | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. (с 225) | | Пересказ эпизодов, характеристика Грушницкого и Вернера., сообщения учащихся о женских образах в романе. |
60 1ч. | Любовь и дружба в жизни Печорина». | Урок-практикум | | Печорин как представитель «портрета поколения». «Водяное общество» в повести «Княжна Мери». Печорин и его взаимоотношения с ближними. | Знать сюжет и героев романа, понятия двойник, фатализм. Понимать роль самоанализа, роль двойников в раскрытии характера героя; смысл названия «Фаталист», позицию автора (неизбежность краха Печорина в отношениях с людьми) | Выразительное чтение и анализ записей Печорина об отношениях с приятелями и женщинами. Составление кластера. | Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени» | Сравнительная характеристика Онегина и Печорина, сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма. |
61 1ч. | Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Урок-семинар | | Портрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Художественные средства создания образов. Язык романа. Автор и Печорин. | Знать сюжет и героев романа, теоретико-литературные понятия портрет, пейзаж, романтизм, реализм. Понимать смысл названия романа, роль портрета, пейзажа. Значение образа Печорина в развитии русской литературы | Сообщения, сравнительная характеристика Онегина и Печорина, описание иллюстраций. | | Подготовка к к/р (тесту) |
62 1ч. | Контрольная работа по роману «Герой нашего времени» | Урок проверки усвоения зун по теме | | Значение романа «Герой нашего времени». Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития. | Знать сюжет, особенности композиции, героев романа. Понимать идею произведения, позицию автора, его нравственные идеалы., значение творчества в русской литературе. | контрольная работа – тест в формате ГИА | Распечатки с тестовыми заданиями. | Собрать материал к сочинению. |
63 1ч. | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | Урок изучения нового материала | Продолжить формирование представления о жизни и творчестве писателя | Слово о Гоголе. Замысел,история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения. | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное., выступать с сообщениями на литературную тему. | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В. Гоголю», вопросы первого уровня ) с. 261). | Фрагменты учебног фильма о жизни Гоголя. | |
64 1ч. | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | Урок изучения нового материала. | Чтение и изучение произведения, развитие умений характеризовать героев, раскрывать авторскую позицию, обучение выразительному чтению, аналитическая работа над текстом | Замысел, история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения | Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | Портреты Гоголя. | Выборочный пересказ,характеристика помещиков, вопросы (с.262), презентации |
65-66 2ч. | Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | семинар. | Чтение и изучение произведения, развитие умений характеризовать героев, раскрывать авторскую позицию, обучение выразительному чтению, аналитическая работа над текстом | Система образов поэмы. Составление плана характеристики героев: интерьер, говорящие фамилии, портрет, детали, речевая характеристика. | Знать сюжет и героев поэмы, теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония , гротеск, сарказм. | Выборочный пересказ, характеристика помещиков, сравнительная характеристика героев, вопросы и задания (с. 262) Тест в формате ГИА | Презентации учащихся | Характеристика чиновников и дам города, общая характеристика города. |
67 1ч. | Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Урок-беседа, урок-практикум. | Раскрывать авторскую позицию, обучение выразительному чтению, аналитическая работа над текстом | Городской пейзаж, разоблачение пороков чиновников. Приемы сатирического изображения чиновников. | Знать сюжет и героев поэмы, приемы сатирического изображения. Уметь выразительно читать и пересказывать фрагменты поэмы, давать сравнительные характеристики. Понимать смысл «Повести о капитане Копейкине». | Характеристика чиновников и дам города. | | Характеристика образа Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?». |
68 1ч. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. | Урок-дискуссия | | Чичиков-герой новой эпохи буржуазии. Жизнеописания Чичикова. Заветы отца. Чичиков и помещики. Ч. И чиновники. | Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. Понимать новаторство образа, роль главного героя в системе образов. | Характеристика города и героев литературного произведения. Дискуссия. Пересказ в форме повествования | | Вопросы и задания второго уровня 1, 4-6 (с. 261-262) |
69 1ч. | . «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» | семинар | | Взгляд писателя на судьбу России, его христианские позиции, мастерство и новаторство Гоголя. | Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль. Понимать яркость многообразие палитры художественных приемов. | Анализ фрагментов, эпизодов. | | Вопросы и задания 2-4 третьего уровня. (с.262 |
70 1ч. | Лирическое начало в поэме. Образ Руси. Мотив дороги. | Урок-семинар | | Поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Поэма в оценке критики. | Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль. Понимать авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений | | | Наизусть одно из лирических отступлений. |
71 1ч. | Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. «Петербургские повести» Гоголя. | Урок изучения нового материала. | | «Петербургские повести» Гоголя. «Невский проспект». Образ Петербурга в творчестве Гоголя. | Знать содержание повестей Гоголя, сюжеты, героев, особенности прозы. | Дискуссия | Презентация, фрагменты из фильмов. | Подготовиться к сочинению |
72 1ч. | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | Урок развития речи. | Развитие устной и письменной речи | Обсуждение тем сочинений. 1. Образы помещиков в поэме… 2. Образ города в поэме… 3. Образ автора в поэме… 4.Анализ эпизода поэмы… и др. | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятииечичиковщина Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. | сочинение | | Сообщения о жизни и творчестве драматурга |
73 1ч. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | Урок чтения и изучения произведения. Урок-беседа | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о писателе. Особенности поэтики Толстого в повести «Юность». Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Сообщения, элементы анализа текста, вопросы и задания (с.40-41) | | Рассказ о писателе, определение черт личности героя. Чтение статьи об А.П.Чехове, сообщения о жизни и творчестве писателя. |
74-75 2ч. | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Человек в футляре». Трансформация темы маленького человека. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о Чехове. (сообщения учащихся). Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. Сюжет и герои рассказа «Человек в футляре». | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Сообщения, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания (с.69-70) | | Подготовка к сочинению по творчеству писателей 19 века |
76-77 2ч. | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | Урок внеклассного чтения. | Знакомство с биографией поэтов, чтение и изучение произведений, аналит. работа над текстом, обучение выразительному чтению | Сопоставленик стихов разных поэтов, разных жанров. Подготовка к домашнему сочинению=эссе | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения с точки зрения их нравственной особенности, темы и идейного содержания. | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Выразительное чтение стихов. | памятки | Сочинение-эссе «Образ музы в стихах Ф.Тютчева, Н.Некрасова, А.Фета. |
78 1ч. | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | Урок изучения нового материала. Урок-лекция. | | Исторические потрясения 20 века и их отражение в литературе и искусстве. Рождение новых жанров и стилей. | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. Уметь записывать основные положения лекции, рассказывать о писателях 20 века и их произведениях. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.. | Презентация | Чтение статьи о Бунине (с.73-76) «Темные аллеи». Индивидуальные задания. |
79 1ч. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с биографией писателя и поэта, чтение и изучение произведений, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о Бунине-поэте и прозаике. Любовь в понимании писателя. Психологизм прозы. Стилистическое мастерство. | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение | Анализ рассказа: монологические ответы. | Портрет И.А. Бунина. Презентация. Фрагменты фильма «Темные аллеи» | Сообщения о Булгакове, читать «Собачье сердце». |
80-81 2ч. | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | Урок изучения нового материала. | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, обучение выразительному чтению | Слово о Булгакове. Причина популярности повести «Собачье сердце» и ее постановок. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | Портрет Булгакова. Фрагменты фильма «Собачье сердце». | Сообщения о Шолохове. Читать рассказ «Судьба человека». |
82 1ч. | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о писателе. «судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | Знать сведения о жизни и творчестве Шолохова, особенности композиции рассказа «Судьба человека», сюжет и героев рассказа, теоретико-литературные понятия рассказ-эпопея, типизация, реализм, антитеза. Уметь характеризовать образ главного героя, выборочно пересказывать текст. | Анализ рассказа: монологические ответы. Составление плана рассказа, пересказ эпизодов. Составление связного высказывания. | | Сообщения о Солженицине, читать «Матренин двор», индивидуальные задания. |
83 1ч. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Знакомство с биографией писателя, чтение и изучение произведения, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о Солженицине.Темаправедничества в русской литературе. Картины послевоенной деревни. | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, образ главной героини-праведницы | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. Владение монологической и диалогической речью. | Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы.-М. «Московский лицей». | Письменно ответить на вопросы по произведению, пересказ. |
84 1ч. | Русская поэзия Серебряного века. | Урок изучения нового материала. Урок-концерт. | | Понятие «Серебряный век». Многообразие течений, направлений, жанров в поэзии начала 20 века. | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию | | | Презентация, индивидуальные задания, сообщения учащихся. |
85-86 2ч. | А.А.Блок. Слово о поэте. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия Блока. | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Знакомство с биографией поэта, чтение и изучение произведений, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о поэте. Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Своеобразие патриотической лирики поэта. | Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»; своеобразие лирических интонаций. Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока, анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | Анализ стихотворений. Составление хронологической таблицы, участие в обсуждении. | Портрет Блока, презентации, стихи о Блоке | Эссе о поэзии Блока. Сообщения учащихся о С.Есенине, выразительное чтение стихов. |
87-88 2ч. | С.А.Есенин: страницы жизни и творчества Тема любви в лирике поэта. Образ России в лирике поэта. | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Продолжить знакомство с биографией поэта, чтение и изучение произведений, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Размышления о жизни, предназначении человека. | Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы; анализировать цветовую лексику в канве стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Связные высказывания о народно-песенной основе есенинских произведений. | Презентации, фрагменты из фильма «Сергей Есенин». С.Есение (Литература №8, 2003). | Чтение статьи о МАяковском (с.136—141), выразительное чтение и анализ одного стихотворения поэта. |
89 1ч. | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | Урок изучения нового материала. Урок –лекция, урок-практикум. | Продолжить знакомство с биографией поэта, чтение и изучение произведений, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о В.Маяковском. Поэт-публицист., поэт-новатор. Понятие о футуризме. Своеобразие стиха, ритма, рифмы. | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации особенности художественного метода поэта. Понятие футуризм, тонический стих Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского, объяснять неологизмы поэта. | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. Конспект лекции, выразительное чтение стихов Вопросы и задания первого и третьего уровней (с.145, 162). | Портрет Маяковского | Сообщения учащихся о Цветаевой. |
90 1ч. | М.И.Цветаева: страницы творческой биографии. Лирика поэтессы. | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | Продолжить знакомство с биографией поэта, чтение и изучение произведений, аналит. работа над текстом, развитие устной и письменной речи | Слово о Цветаевой. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. Конспект лекции. | Портрет Цветаевой. | |
91 1ч. | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. | Урок изучения нового материала | | Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Портрет, выразительное чтение стихов наизусть. | |
92-93 2ч. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | Урок изучения нового материала | | Слово об Ахматовой. Сюжетность, балладность ранней лирики; музыка стиха, тонкий психологизм лирики. Роль детали в стихах. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Понимать лирический, патриотический пафос стихов; философский смысл поздней лирики. | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Конспект лекции, вопросы изадания (с.127-128) | Портрет А.Ахматовой Литературная викторина по творчеству Ахматовой (Литература, №45, 2000, №6, 2005, №7,2005). | Стихотворение по выбору наизусть. |
94 1ч. | Б.Л.Пастернак | Урок изучения нового материала | | Слово о писателе, философская глубина лирики поэта | Знать писателей второй половины 20 века, их произведения. Уметь записывать основные положения лекции | Конспект лекции. | Сообщение об А.Т.Твардовском | |
95 1ч. | А.Т.Твардовский Стихи поэта-воина | Урок изучения нового материала | | Слово о Твардовском, образ воина в стихотворениях поэта | Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского | | | |
96 1ч. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | | | | | Презентация | Выразительное чтение, с.286-296 |
97 1ч. | Зачетное занятие по русской лирике XX века | Урок обобщения нового материала | | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.Н.Языков. «Пловец»,В.Сологуб. «Серенада»,Н.Некрасов «Тройка», А.Вертинский «Доченьки»,Н.Заболоцкий «В этой роще березовой…» | | | | |
98 1ч. | Из зарубежной литературы Античная лирика Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические | Урок изучения нового материала | | | | Выразительное чтение по ролям, анализ текста, характеристика героев., вопросы и задания (с.226). | | |
99 1ч. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер | Уроки развития речи. | | | | | | Сообщения о жизни и творчестве Шекспира. Читать «Гамлета» |
100 1ч. | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира | Урок изучения нового | | Гуманизм эпохи Возрождения.Общечеловеческое значение героев Шекспира.Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося» века. | Знать сюжет и героев произведения Понимать нравственную проблематику произведения, отношение авторов к изображаемому. Уметь анализировать поэтические произведения; характеризовать героев и их поступки. | | | |
101 1ч. | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия | Урок изучения нового | | Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | Знать сюжет и героев произведения Понимать нравственную проблематику произведения, отношение авторов к изображаемому. Уметь анализировать поэтические произведения; характеризовать героев и их поступки. | | | Эссе о любимом произведении из курса 9 класса |
102 1ч. | Итоговое занятие по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Урок-беседа. | | Итоги года и задание на лето. Анализ теста. | Уметь ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы. Понимать необходимость и важность самостоятельного чтения, изучения литературы. | | | Список литературы для чтения летом. |