приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
№ур | Тема урока | Форма деятельности учащихся на уроке | Вид контроля | Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
| Введение (1 час) | | | | | |
1 | Литература и история | Лекция учителя. Беседа. | Тестирование | Стр. 6-8 (пересказ) | | |
| Фольклор (2 часа) | | | | | |
2 | Отражение жизни народа в народных песнях | Рассказ учителя. Беседа. Анализ песен. | | Выучить песню «Пугачёв в темнице» | | |
3 | Предания как исторический жанр народной прозы | Беседа. | | Стр. 17, вопрос 1, стр. 19-27(чтение, вопросы) | | |
| Древнерусская литература (4 часа) | | | | | |
4 | «Житие Александра Невского» | Лекция учителя. Беседа. Работа с текстом. Художественный пересказ. | | Зайцев «Житие Сергия Радонежского» (прочитать) | | |
5 | «Житие Сергия Радонежского» | Беседа, пересказ. | | Стр. 32-36(чтение, вопросы) | | |
6 | Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | Беседа. Слово учителя. Составление плана. | Домашнее сочинение. | Написать сочинение | | |
7 | «Шемякин суд как сатирическое произведение» | Пересказ. Беседа. | | Фонвизин «Недоросль»(прочитать) | | |
| Русская литература 18 века (4 часа) | | | | | |
8 | Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии | Лекция учителя. Беседа. Чтение по ролям. Заполнение таблицы. | Тестирование | Стр. 74-79 (читать, вопросы) | | |
9 | Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль» | Чтение текста. Ответы на проблемные вопросы. Словарная работа. | | Стр. 80-87 (читать, вопросы) | | |
10 | И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз» | Рассказ учителя. Беседа. | Тестирование по басням Крылова | Стр. 88-94 (читать, вопросы),сообщение | | |
11 | К. Ф. Рылеев «Смерь Ермака» | Сообщение. Чтение текста произведения. Беседа. | | Стр. 95-105 (чтение, вопросы) | | |
| | | | | | |
| Творчество А.С.Пушкина (11 часов) | | | | | |
12 | А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» | Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений и их анализ. | | Наизусть «Я помню чудное мгновенье» | | |
13 | А. С. Пушкин «История Пугачёва» | Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений. | Чтение стихотворений наизусть. | Читать повесть Пушкина «Капитанская дочка». | | |
14 | А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания | Лекция учителя, конспект лекции, составление плана. | | Стр. 105-128 (чтение) стр. 216 (вопросы) | | |
15 | Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым | Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы. | | Стр. 128-144 (читать) стр. 216-217 (вопросы) | | |
16 | «Старинные люди» | Беседа. | | Стр. 144-166 (читать) стр. 217 (вопросы) | | |
17 | Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Путём милосердия | Беседа, заполнение таблицы. | | Стр. 167-202 (читать) стр. 217-218 (вопросы) | | |
18 | Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика | Беседа, составление плана сравнительной характеристики. | | Стр. 202-215 (читать) стр. 218 (вопросы) | | |
19 | Образ Марьи Ивановны | Беседа, составление плана характеристики. | | Подбор материалов к сочинению. | | |
20 | Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка» | Беседа. Составление плана сочинения. | Тестирование | Подготовка к сочинению | | |
21 | Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка» | Написание сочинения. | Сочинение | Пушкин «Пиковая дама» (читать) | | |
22 | А. С. Пушкин «Пиковая дама» | Беседа. Рассказ учителя. | | Стр. 230-259 (чтение, вопросы) | | |
| Творчество М.Ю.Лермонтова (3 часа) | | | | | |
23 | М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой | Слово учителя. Беседа. | | Отрывок «Бой с барсом» (наизусть) | | |
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри» | Чтение текста. Словарная работа. Беседа. Чтение наизусть. | Чтение отрывка наизусть. | Лермонтов «Демон» (прочитать) | | |
25 | М. Ю. Лермонтов «Демон» | Слово учителя, беседа, художественный пересказ. | | Гоголь «Ревизор» (читать) | | |
| Творчество Н.В.Гоголя (8 часов) | | | | | |
26 | Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки | Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника. | | Ответы на проблемные вопросы. | | |
27 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе | Беседа. Работа с текстом. Чтение по ролям. | | Заполнение обобщающих таблиц | | |
28 | Хлестаков и хлестаковщина | Работа с текстом. Составление плана характеристики. | | Заполнение обобщающих таблиц | | |
29 | Речевая характеристика городничего | Работа с текстом. Выразительное чтение по ролям. | | Заполнение обобщающих таблиц | | |
30 | Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников» | Рассказ учителя. Составление плана сочинения. | Домашнее сочинение. | Написать сочинение. Сообщения. | | |
31 | Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» | Рассказ учителя. Беседа. Сообщения. | | Сообщения. Гоголь «Невский проспект» (прочитать) | | |
32 | Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель») | Сообщения. Работа с текстом. | | Гоголь «Портрет»(читать) | | |
33 | Н. В. Гоголь «Портрет» | Художественный пересказ. Беседа. | | Стр. 3-16 (читать, вопросы) | | |
| Русская литература второй половины 19 века (7 часов) | | | | | |
34 | М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» | Рассказ учителя. Беседа. | | Стр. 15-26 (читать, вопросы) | | |
35 | Н. С. Лесков «Старый гений» | Рассказ учителя. Беседа. | | Стр. 27-41 (читать, вопросы) | | |
36 | Л. Н. Толстой «После бала» | Рассказ учителя. Беседа | | Тютчев «Осенний вечер» (наизусть) | | |
37 | Мастерство Толстого в рассказе «После бала» | Работа с текстом. Составление плана сочинения. | | Сочинение-миниатюра | | |
38 | Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова | Практикум. Чтение стихотворения наизусть. | Чтение наизусть | Тургенев «Ася» (прочитать) | | |
39 | И. С. Тургенев «Ася» | Художественный пересказ. Беседа. | | Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды» | | |
40 | Повести Тургенева о первой любви | Художественный пересказ. Беседа. | | Чехов. «О любви» (читать) | | |
| А Ф ЬТворчество А.П.Чехова (4 часа) | | | | | |
41 | А. П. Чехов «О любви» | Рассказ учителя. Беседа | | Чехов «Человек в футляре» (читать) | | |
42 | А. П. Чехов «Человек в футляре» | Беседа. Работа с текстом. | | Чехов «Крыжовник» (читать) | | |
43 | А. П. Чехов «Крыжовник» | Работа с текстом. Ответы на проблемные вопросы. | Ответ на проблемный вопрос | Чехов «Ионыч» (читать) | | |
44 | А. П. Чехов «Ионыч» | Художественный пересказ. Беседа. | | Блок «Россия» (наизусть) | | |
| Русская литература 20 века (6 часов) | | | | | |
45 | А. А. Блок. Образ России и её истории | Рассказ учителя. Беседа. Чтение наизусть. | Чтение наизусть | Стр. 88-95 (чтение, вопросы), сообщения. | | |
46 | С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Рассказ учителя. Беседа. Сообщения. | | Сообщения | | |
47-48 | Семинар. Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина | Ответы на семинаре. | | Стр. 96-107 (чтение, вопросы) | | |
49 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству | Рассказ учителя. Беседа. | | Стр. 108- 114 (чтение, вопросы) | | |
50 | М. А. Осоргин «Пенсне» | Рассказ учителя. Беседа. | | Подготовиться к контрольной работе | | |
51 | Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина | Написание контрольной работы. | Контрольная работа. | Стр. 136-163 (чтение, вопросы) | | |
| Русская литература второй половины 20 века (7 часов) | | | | | |
52 | А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» | Рассказ учителя. Беседа | | Подготовить устный рассказ с цитированием | | |
53 | Василий Тёркин – защитник родной страны | Обучение устному рассказу. | | Отрывок наизусть | | |
54 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин» | Чтение текста. Работа со словом. Беседа. Чтение наизусть. | Чтение наизусть. | Стр. 164-189 (чтение, вопросы) | | |
55 | А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | Ответы на проблемные вопросы. Пересказ. | | Подготовиться к уроку-концерту | | |
56 | Урок-концерт «Стихи и песни о Вов» | Прослушивание и чтение стихов и песен о Вов. | Чтение наизусть | Стр. 202-220 (чтение, вопросы) | | |
57 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | Рассказ учителя. Беседа. | | Подготовиться к сочинению | | |
58 | Сочинение «Вов в литературе 20 века» | Беседа. Составление плана сочинения. | Домашнее сочинение. | Стр. 235-254 (чтение, вопросы) | | |
| Зарубежная литература (12 часов) | | | | | |
59 | У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира | Лекция учителя. | | Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать) | | |
60 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви | Беседа | Проверочная работа по содержанию | Проблемные вопросы. | | |
61 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» | Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение. | | Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» (сообщения) | | |
62 | У. Шекспир. Комедии | Сообщения. Пересказ. Беседа. | Тестирование | Подготовиться к композиции | | |
63 | У. Шекспир. Сонеты | Выразительное чтение сонетов. Прослушивание аудиозаписей. | | Мольер «Мещанин во дворянстве» (читать) | | |
64 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | Беседа. Слово учителя. Чтение по ролям | | Экзюпери «Маленький принц» (читать) | | |
65 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | Чтение эпизодов, их анализ. | | | | |
66 | Экзюпери «Маленький принц» | Урок внеклассного чтения. Обсуждение произведения. | | | | |
67 | Экзюпери «Маленький принц» | Пересказ эпизодов. | | | | |
68 | Подведение итогов. Рекомендации на лето | Урок-игра | | | | |