kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказыванийПриобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе 8 класс »

Пояснительная записка

Цели изучения русской литературы в 8 классе

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать и понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико – литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию

  • выразтельно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



Сведения о примерной программе, на основе которой разработана рабочая программа (наименование, автор, год издания)

Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.:Просвещение,2010).











Календарно – тематическое планирование уроков литературы

в 8 классе

ур

Тема урока

Форма деятельности учащихся на уроке

Вид контроля

Домашнее задание

Дата планируемая

Дата фактическая


Введение (1 час)






1

Литература и история

Лекция учителя. Беседа.

Тестирование

Стр. 6-8 (пересказ)




Фольклор (2 часа)






2

Отражение жизни народа в народных песнях

Рассказ учителя. Беседа. Анализ песен.


Выучить песню «Пугачёв в темнице»



3

Предания как исторический жанр народной прозы

Беседа.


Стр. 17, вопрос 1, стр. 19-27(чтение, вопросы)




Древнерусская литература (4 часа)






4

«Житие Александра Невского»

Лекция учителя. Беседа. Работа с текстом. Художественный пересказ.


Зайцев «Житие Сергия Радонежского» (прочитать)



5

«Житие Сергия Радонежского»

Беседа, пересказ.


Стр. 32-36(чтение, вопросы)



6

Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Беседа. Слово учителя. Составление плана.

Домашнее сочинение.

Написать сочинение



7

«Шемякин суд как сатирическое произведение»

Пересказ. Беседа.


Фонвизин «Недоросль»(прочитать)




Русская литература 18 века (4 часа)






8

Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

Лекция учителя. Беседа. Чтение по ролям. Заполнение таблицы.

Тестирование

Стр. 74-79 (читать, вопросы)



9

Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»

Чтение текста. Ответы на проблемные вопросы. Словарная работа.


Стр. 80-87 (читать, вопросы)



10

И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз»

Рассказ учителя. Беседа.

Тестирование по басням Крылова

Стр. 88-94 (читать, вопросы),сообщение



11

К. Ф. Рылеев «Смерь Ермака»

Сообщение. Чтение текста произведения. Беседа.


Стр. 95-105 (чтение, вопросы)











Творчество А.С.Пушкина (11 часов)






12

А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»

Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений и их анализ.


Наизусть «Я помню чудное мгновенье»



13

А. С. Пушкин «История Пугачёва»

Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений.

Чтение стихотворений наизусть.

Читать повесть Пушкина «Капитанская дочка».



14

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания

Лекция учителя, конспект лекции, составление плана.


Стр. 105-128 (чтение) стр. 216 (вопросы)



15

Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым

Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы.


Стр. 128-144 (читать) стр. 216-217 (вопросы)



16

«Старинные люди»

Беседа.


Стр. 144-166 (читать) стр. 217 (вопросы)



17

Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Путём милосердия

Беседа, заполнение таблицы.


Стр. 167-202 (читать) стр. 217-218 (вопросы)



18

Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика

Беседа, составление плана сравнительной характеристики.


Стр. 202-215 (читать) стр. 218 (вопросы)



19

Образ Марьи Ивановны

Беседа, составление плана характеристики.


Подбор материалов к сочинению.



20

Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка»

Беседа. Составление плана сочинения.

Тестирование

Подготовка к сочинению



21

Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»

Написание сочинения.

Сочинение

Пушкин «Пиковая дама» (читать)



22

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Беседа. Рассказ учителя.


Стр. 230-259 (чтение, вопросы)




Творчество М.Ю.Лермонтова

(3 часа)






23

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой

Слово учителя. Беседа.


Отрывок «Бой с барсом» (наизусть)



24

Особенности композиции поэмы «Мцыри»

Чтение текста. Словарная работа. Беседа. Чтение наизусть.

Чтение отрывка наизусть.

Лермонтов «Демон» (прочитать)



25

М. Ю. Лермонтов «Демон»

Слово учителя, беседа, художественный пересказ.


Гоголь «Ревизор» (читать)




Творчество Н.В.Гоголя (8 часов)






26

Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки

Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника.


Ответы на проблемные вопросы.



27

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

Беседа. Работа с текстом. Чтение по ролям.


Заполнение обобщающих таблиц



28

Хлестаков и хлестаковщина

Работа с текстом. Составление плана характеристики.


Заполнение обобщающих таблиц



29

Речевая характеристика городничего

Работа с текстом. Выразительное чтение по ролям.


Заполнение обобщающих таблиц



30

Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников»

Рассказ учителя. Составление плана сочинения.

Домашнее сочинение.

Написать сочинение. Сообщения.



31

Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека»

Рассказ учителя. Беседа. Сообщения.


Сообщения. Гоголь «Невский проспект» (прочитать)



32

Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель»)

Сообщения. Работа с текстом.


Гоголь «Портрет»(читать)



33

Н. В. Гоголь «Портрет»

Художественный пересказ. Беседа.


Стр. 3-16 (читать, вопросы)




Русская литература второй половины 19 века (7 часов)






34

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Рассказ учителя. Беседа.


Стр. 15-26 (читать, вопросы)



35

Н. С. Лесков «Старый гений»

Рассказ учителя. Беседа.


Стр. 27-41 (читать, вопросы)



36

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ учителя. Беседа


Тютчев «Осенний вечер» (наизусть)



37

Мастерство Толстого в рассказе «После бала»

Работа с текстом. Составление плана сочинения.


Сочинение-миниатюра



38

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова

Практикум. Чтение стихотворения наизусть.

Чтение наизусть

Тургенев «Ася» (прочитать)



39

И. С. Тургенев «Ася»

Художественный пересказ. Беседа.


Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды»



40

Повести Тургенева о первой любви

Художественный пересказ. Беседа.


Чехов. «О любви» (читать)







А Ф ЬТворчество А.П.Чехова (4 часа)






41

А. П. Чехов «О любви»

Рассказ учителя. Беседа


Чехов «Человек в футляре» (читать)



42

А. П. Чехов «Человек в футляре»

Беседа. Работа с текстом.


Чехов «Крыжовник» (читать)



43

А. П. Чехов «Крыжовник»

Работа с текстом. Ответы на проблемные вопросы.

Ответ на проблемный вопрос

Чехов «Ионыч» (читать)



44

А. П. Чехов «Ионыч»

Художественный пересказ. Беседа.


Блок «Россия» (наизусть)




Русская литература 20 века (6 часов)






45

А. А. Блок. Образ России и её истории

Рассказ учителя. Беседа. Чтение наизусть.

Чтение наизусть

Стр. 88-95 (чтение, вопросы), сообщения.



46

С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Рассказ учителя. Беседа. Сообщения.


Сообщения



47-48

Семинар. Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина

Ответы на семинаре.


Стр. 96-107 (чтение, вопросы)



49

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству

Рассказ учителя. Беседа.


Стр. 108- 114 (чтение, вопросы)



50

М. А. Осоргин «Пенсне»


Рассказ учителя. Беседа.


Подготовиться к контрольной работе



51

Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина

Написание контрольной работы.

Контрольная работа.

Стр. 136-163 (чтение, вопросы)




Русская литература второй половины 20 века (7 часов)






52

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассказ учителя. Беседа


Подготовить устный рассказ с цитированием



53

Василий Тёркин – защитник родной страны

Обучение устному рассказу.


Отрывок наизусть



54

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Чтение текста. Работа со словом. Беседа. Чтение наизусть.

Чтение наизусть.

Стр. 164-189 (чтение, вопросы)



55

А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Ответы на проблемные вопросы. Пересказ.


Подготовиться к уроку-концерту



56

Урок-концерт «Стихи и песни о Вов»

Прослушивание и чтение стихов и песен о Вов.

Чтение наизусть

Стр. 202-220 (чтение, вопросы)



57

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ учителя. Беседа.


Подготовиться к сочинению



58

Сочинение «Вов в литературе 20 века»

Беседа. Составление плана сочинения.

Домашнее сочинение.

Стр. 235-254 (чтение, вопросы)




Зарубежная литература (12 часов)






59

У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира

Лекция учителя.


Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать)



60

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви


Беседа

Проверочная работа по содержанию

Проблемные вопросы.



61

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы»

Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение.


Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» (сообщения)



62

У. Шекспир. Комедии

Сообщения. Пересказ. Беседа.

Тестирование

Подготовиться к композиции



63

У. Шекспир. Сонеты

Выразительное чтение сонетов. Прослушивание аудиозаписей.


Мольер «Мещанин во дворянстве» (читать)



64

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Беседа. Слово учителя. Чтение по ролям


Экзюпери «Маленький принц» (читать)



65

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Чтение эпизодов, их анализ.





66

Экзюпери «Маленький принц»

Урок внеклассного чтения. Обсуждение произведения.





67

Экзюпери «Маленький принц»

Пересказ эпизодов.





68

Подведение итогов. Рекомендации на лето

Урок-игра























11






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по литературе 8 класс

Автор: Захарова Валентина Ивановна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства