Учитель:Червякова Т.С.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011г.).
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
№ урока | Дата | Тема | Теория литературы | Наглядность | Словарная работа | Домашнее задание |
1 | | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Жанр | | Литературоведение, специфика, сущность | Задание № 2 письменно |
Устное народное творчество |
2 | | Предания как поэтическая автобиография народа. | Предание | Фонохрестоматия | | Пересказ предания «Петр и плотник» |
3 | | Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | Былина, гипербола | Иллюстрации к былинам Билибина и Васнецова, карта Киевской Руси, фонохрестоматия | Сказка, миф, содержание, идея | Читать былину по ролям, подготовить иллюстрации. |
4 | | Микула Селянинович - эпический герой | Характеристика литературного героя. | Иллюстрация к былине | | Дать характеристику Вольге или Микуле Селяниновичу (по плану) читать былину «Садко» |
5 | | в/ч Былина «Садко» | Эпос | Иллюстрации к былине | | Читать былину «Илья Муромец и Cоловей- разбойник» |
6 | | в/ч. Былина Илья Муромец и Соловей -разбойник | Эпос | | | Читать былину «Калевала» |
7 | | в/ч «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | Былина, гипербола жанр | Карта Киевской Руси | Мифологический эпос | Найти в «Калевале» черты жанра: воинской повести, мифологического эпоса, заговоров, заклятий, свадебных обрядовых песен. |
8 | | Развитие речи. Сочинение «Мой любимый былинный герой» | Живая картина | | Гусли, дружина, сыть, косица, оратай | Дописать сочинение |
9 | | Пословицы и поговорки. | Пословица, поговорка | Различные издания сборников пословиц и поговорок | | Выучить 10-12 пословиц наизусть |
Древнерусская литература |
10 | | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «поучение Владимира Мономаха» (отрывок) | Летопись | Фонохрестоматия | Поучение, послание, хождение, житие | Написать поучение, читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
11 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | | Фонохрестоматия | | Пересказ, задание № 2 в учебнике |
12 | | р/р. Итоговая письменная работа по разделам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература» | | | | Прочитать статью учебника о М.В. Ломоносове. |
Произведения русских писателей 18 века. |
13 | | МВ Ломоносов. Личность, судьба. Оды. | Ода | Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова, фонохрестоматия | Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр, | Выразительно читать оду, составить развернутый план статьи учебника |
14 | | Г.Р. Державин поэт и гражданин. | Стихи, рифма | Портрет Державина, фонохрестоматия | Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх | Пересказ статьи стр.62-64. «Река времен…» наизусть |
Произведения русских писателей 19 века |
15 | | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Жанр, летопись, поэма, баллада | Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия | Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, пращ | Выучить наизусть балладу «Песнь о вещем Олеге» |
16 | | р/р Чтение наизусть баллады А.С.Пушника | | | | Читать поэму «Полтава» |
17 | | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой») | Поэма | Альбом с портретами Пушкина и его семьи. (Альбом А.С. Пушкин, М. 1999) | | Наизусть отрывок |
18 | | Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…» | Поэма, повесть | Презентация с изображениями Петербурга, памятника Петру Первому, иллюстрации к поэме | | Наизусть отрывок |
19 | | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | Драма, драматургия, трагедия | Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова | | Выр.чт. отрывка, сочинение-миниатюра \ «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию |
20 | | «Станционный смотритель» | Повесть, сборник, вымышленный герой | Иллюстрации к «Повестям Белкина», фонохрестоматия | Притча, лубок, лубочная картинка | Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель» |
21 | | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. | Научная биография, художественная биография | Презентация «Тарханы», тест | | Составить план статьи Андроникова |
22 | | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Фольклоризм литературы, жанр поэмы | Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия | | Выр.чт. одной из глав поэмы, наизусть отрывок: восход зари |
23 | | Нравственный поединок героев поэмы | Проблематика, конфликт | | Конфликт | Составить сравнительную характеристику герое поэмы |
24 | | «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» | Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения | Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия | Сага | Выучить наизусть стихотворение по выбору |
25 | | р/р Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова | | | | Подготовить сообщение «Историческое значение повести Тарас Бульба» |
26 | | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» | Художественная деталь | Портрет писателя. | Художественная деталь | Читать повесть «Тарас Бульба» |
27 | | «Тарас Бульба» | Повесть, историческое, эпическое | Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | | Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе |
28 | | Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. | | Фонохрестоматия | Массовое сознание, индивидуальное сознание | Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь. |
29 | | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | | Иллюстрации художников Е. Кибрика и Д. Шмаринова | | Выразительное чтение эпизодов. Выборочный пересказ «Как сражались и погибали казаки» (об одном герое) |
30 | | Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба» | | | | Написать сочинение Вопр. стр.234 |
31 | | И.С Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Записки охотника» и их гуманистический пафос. | Рассказ, очерк, пафос | Портреты Тургенева, фотоальбом о Спассом-Лутовинове, художественный фильм о Тургеневе | | Читать «Бирюк» |
32 | | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Очерк, рассказ | | | Ответить на вопросы. «Мое отношение к рассказу «Бирюк»?» |
33 | | Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | Стихотворение в прозе | Фонохрестоматия | | Наизусть стихотворение «Русский язык» |
34 | | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе | Поэма | Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» | | Пересказ конспекта |
35 | | Поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» Величие духа русской женщины. | Поэма, композиция | Фонохрестоматия | Декабристы | Написать характеристику героини по плану |
36 | | «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» | | Фонохрестоматия | | Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» |
37 | | р/р Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда | | | | Читать баллады А.К. Толстого |
38 | | А.К. Толстой «Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | | | Баллада | Читать роман « Князь Серебряный» |
39 | | в/ч А.К. Толстой «Князь Cеребряный» | Роман, повесть | | Роман, серебряный | Читать сказки М.Е Щедрина |
40 | | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Гротеск, иносказание | Фонохрестоматия | Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия | Дочитать сказку. Пересказ сказки. |
41 | | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Аллегория, гипербола, фантастика, | Фонохрестоматия | Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия | Читать сказку «Дикий помещик» |
42 | | Сказка «Дикий помещик» | | | | Прочитать «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» |
43 | | Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | | | | Ответить на вопрос: «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» |
44 | | Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» | Автобиография, автобиографический роман | Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого | | Составить план статьи, пересказ одной из глав. Сочинение –миниатюра |
45 | | Вн.чт. Городской семинар «Уроки добра и милосердия» И.А. Бунин «Рассказ Лапти» | | | | Написать отзыв на рассказ. |
46 | | Развитие речи. Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого | | Тесты для учащихся | | Подготовить сообщение о Чехове. Прочитать «Хамелеон», подготовиться к чтению рассказа по ролям. |
47 | | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон» | Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь | Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведениям Чехова | Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление | Прочитать рассказы А.П. Чехова |
48 | | Рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | Жанр рассказа | Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник» | | Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова» |
49 | | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры» | Рассказ | Фонохрестоматия | | Дочитать рассказ. Подготовить характеристику главных героев рассказа |
50 | | Анализ стихотворения И.А. Бунина. | Стих | Фонохрестоматия | | Наизусть стихотворение |
51 | | «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. | Лирический герой | Фонохрестоматия | Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь | Наизусть стихотворение (по выбору) |
Из литературы 20 века |
52 | НРК | Лирика поэтов Русского Севера. К. Случевский «Здесь в заливе, будто в сказке…», В. Семёнов «Иван-дурак», Н. Колычев «Лесная сказка», О. Большакова «Подарок чайки» (по выбору) | | | | Выразительное чтение. |
53 | | М. Горький. Краткий рассказ о писателе. | Псевдоним, повесть, трилогия | Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство» | Трилогия | Задания к 2, 3, 4 главам |
54 | | М.Горький «Детство» | Автобиография, художественная биография | Фонохрестоматия | Венчик, влаз, врази, голицы, гривна, дресва, дьячок, запон, камнка, киот, кисея, комель, косушка, молосная, набойка, однова, плис, плицы, подпечек, поземок, пятишница, расточатся, ризы, сандал, скоромное, фуксин, целковый, чело, шелковая головка | Подготовить пересказ эпизода «Пожар» |
55 | | р/р Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство» | | | | Пересказ гл13. Написать сочинение. Прочитать «Данко» |
56 | | М. Горький «Данко» | Легенда, романтизм, реализм | Фонохрестоматия, иллюстрации к повести «Старуха Изергиль» | | Наизусть отрывок из легенды |
57 | НРК | Б. Шергин «Мурманские зуйки», «Грумаланский песенник», «Круговая помощь (по выбору) | Б. Шергин – «держатель чудесного певучего северорусскогосказа». Промысловые традиции. Покрут. Зуйки на промысле, подготовка к «тяжёлому делу мурманскому» | | Промысел, зуйки | Сочинение «Мир моего детства» |
58 | | В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Гипербола | Фонохрестоматия | РОСТА, призвание; горбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится | Наизусть стихотворение, читать статью учебника |
59 | | р/р Чтение наизусть | | | | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» |
60 | | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Звукопись | Фонохрестоматия, картинки с изображениями лошадей | Круп, зевака, Кузнецкий | Читать рассказ «Кусака» |
61 | | Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака» | Рассказ | Фонохрестоматия, картинки с изображением собак | | Написать рассказ о домашнем животном |
62 | | в/ч Мы в ответе за тех, кого приручили | | | | Читать рассказ «Юшка» А.П. Платонова |
63 | | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка» | | Фонохрестоматия, портрет Платонова | | Прочитать рассказ «Неизвестный цветок» |
64 | | А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | Притча, рассказ | Фонохрестоматия | | Сочинение-притча |
65 | | Развитие речи. По рассказам А.Платонова и Л. Андреева. | | Портреты Платонова, Андреева, иллюстрации к их произведениям, эпиграфы, высказывания, посвященные их творчеству | | Сочинение |
66 | | в/ч В.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | | | | Перечитать изученные произведения |
67 | | Итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова | | Тестовые задания | | Индивидуальное сообщение о Ф. Абрамове |
68 | | Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» | Рассказ | Выставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия | Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор | Пересказ понравившихся эпизодов, чтение рассказов Абрамова. |
69 | | р/р «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | | | | Читать рассказ «Кукла» |
70 | | Е.И. Носов «Кукла». «Радуга» - сюжет, завязка, развязка | | Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия | Внапашку, выгон, глумиться, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, споро, стожок, телогрейка, худо, язь | Ответить на вопрос: «Есть ли связь между рассказом Носова и стихотворением Случевского ?» |
71 | | Е.И.Носов «Живое пламя» | | | Короб, куртинка, чулан | Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро» |
72 | | Ю.П. Казаков «Тихое утро» | | Фонохрестоматия | | Подготовиться к уроку НРК |
73 | НРК | В. С. Маслов «Зырьянова бумага» | Выбор как символ нравственного взросления | | Нравственные ценности | Прочитать рассказ «Восьминка» |
74 | НРК | В. С. Маслов «Восьминка» | Уроки доброты. Раннее взросление. | | Милосердие | Сообщение о Твардовском |
75 | | А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни» | | Иллюстрации Верейского с стихам Твардовского, фонохрестоматия , портрет Твардовского | | Прочитать «Седов» Н.А. Заболоцкого |
76 | НРК | Н. А. Заболоцкий «Седов» | | | | Читать стихотворения о Великой Отечественной войне |
77 | | На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н.Тихонова | Интервью, публицистический стиль | Фонохрестоматия, репродукции картин по теме | | Читать очерки К. Симонова |
78 | НРК | К. Симонов. Очерки «Мурманское направление», стихи, написанные на Севере | Очерк | | | Подготовить стихотворения мурманских поэтов о войне |
79 | НРК | Мурманские поэты о войне. Творчество А. Подстаницкого, В. Смирнова, В. Семёнова, А. Миланова, О. Вороновой, В. Тимофеева. | | | | Прочитать пьесу Вампилова «Свидание» |
80 | | А.Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен. | Драма, конфликт, авторская ремарка | Фонохрестоматия | Кустарь, благообразный, штиблеты | Читать «Два капитана» Каверина |
81 | НРК | В. Каверин «Два капитана» | Роман как жанр литературы | | | Выразительное чтение стихотворений о родине |
82 | | «Тихая моя родина….» | Эпитет, олицетворение, метафора | Записи стихов, фонохрестоматия | | Наизусть стихотворение по выбору |
83 | НРК | Творчество Н. Рубцова | | | | Выразительное чтение стихотворений Р.Бернса |
Из зарубежной литературы |
84 | | «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность» | Рефрен | Портрет Бернса, карта Великобритании | Художественный перевод | Учить наизусть |
85 | | «Властитель наших дум» Д.Г. Байрон. | Лирика, романтизм | Эпиграфы, портреты Байрона | | Наизусть «Ты кончил жизни путь, герой» |
86 | | Чтение наизусть стихотворений зарубежных писателей | | | | |
87 | | Японские хокку (хайку). | | Репродукции японских миниатюр | Медитация | Составить хокку |
88 | | Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм» | Повесть | Фут – 30,48 см., дюйм – 2,54 см | Взаимопонимание, мужество, самообладание | Пересказ отрывка. |
89 | | Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм» | Повесть | Фут – 30,48 см., дюйм – 2,54 см | Взаимопонимание, мужество, самообладание | Сочинение-рассуждение по финалу рассказа |
90 | | О. Генри. «Дары волхвов» | Новелла | Фонохрестоматия | | Пересказ. |
91 | | О. Генри. «Дары волхвов» | Новелла | Фонохрестоматия | | Прочитать новеллу Пиранделло |
92 | | Л. Пиранделло «Черепаха». | Новелла | | Биржа, ученый-филолог, ценные бумаги, особа, фантасмагория, ультиматум | Ответить на вопросы стр.268 |
93 | | Л. Пиранделло «Черепаха» Комментированное чтение. | Новелла | | | Читать «Каникулы» Р. Брэдбери |
94 | | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» | Фантастика | | | стр.269-271 |
95 | | Резервный урок в/ч Каверин «Два Капитана» Отзыв о любимой книге. | | | | |
96 | | Викторина по изученным произведениям | | | | Повторить теоретические сведения. |
97 | | Теория литературы (герой, персонаж, сюжет, юмор, сатира, публицистика) | | | | |
98 | НРК | Экскурсия к памятнику Кирилла и Мефодия | | | | |
99 | | Литература Народов России. Расул Гамзатов. Заключительный урок | | | | |
100-102 | | Резервные уроки | | | | |