Развернутое тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и содержит основные требования программы по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений. Программой предусмотрено изучение литературы в 7 классе в объёме 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
1.Программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2012 г.
2. В.Я.Коровина. Литература. Учебник для 7 класса. Москва, «Просвещение», 2012 г.
3.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе, Москва, «ВАКО», 2009 г.
4).изученные теоретико-литературные понятия.
1).воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
5).выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, выражать своё отношение к прочитанному;
6).владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному, писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
1.Формировать чувство патриотизма, любовь и уважение к русскому языку и ценностям отечественной культуры.
2.Работать над формированием духовно развитой личности.
3.Развивать читательскую культуру и потребность в самостоятельном чтении художественных произведений.
4.Работать над формированием познавательного интереса, стремлением к получению знаний.
5.Создать благоприятные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности, самоутверждения каждого обучающегося.
№ п/п | Дата | Тема урока | Дидактич. ЗНАТЬ | Цели УМЕТЬ | ОУУН | Тип урока | Обратная связь и измерители | Оборудование. |
1 | | Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 3 | 3 | 1-1 2-1,2 3-1 | ФЗ | Работа со словарями, работа с учебником. | Учебник-хрестоматия В,Я, Коровиной, словари, детские рисунки |
| | Устное народное творчество(5ч.) | | | | | | |
2 | | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1,3 | 1,3,6 | 1-2 2-1,2,4 3-1 | ФЗ | Работа с текстом, ответ на вопросы | |
3 | | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». | 1,3 | 1,2,3,6 | 1-2 2-1,2,3,4 3-2 | ФЗ | Игра-конкурс, с/работа. Выразит.чтение. | Словари. Различные издания былин, иллюстрации И. Билибина, В Васнецова |
| | Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» | 1,3 | 1-6 | 1-2 2-1,2,4 3-2 | ФЗУ | Чтение по ролям, выразит.чтение. устные сообщения, работа с таблицей | Различные издания былин, |
4 | | Киевский цикл былин. Черты характера Ильи Муромца, Особенности былинного стиха. | 1,3 | 1-6 | 1-2 2-1,2,3,4 3-2 | ФЗУ | Чтение отрывка наизусть, ответ на вопросы | |
| | Новгородский цикл былин. | 1,3 | 1,4,5,6 | 1-2 2-1,2,4 3-2 | ФЗУ | Выразит.чтение, беседа по вопросам, тест | Рисунки уч-ся. Карточки с тестами |
5 | | Пословицы и поговорки. | 1,3 | 1,4,5,6 | 1-2 2-1.2,3 3-2 | ФЗУ | Работа с учебником, творческие задания. | Сборники пословиц и поговорок. Словарь Даля |
6 | | Древнерусская литература.(3ч.) «Поучение Владимира Мономаха» | 1,3 | 1,2,3,5.6 | 1-1,2 2-1,2,3 3-2 | ФЗ | Выразит.чтение, комментированное чтение, конспект | Иллюстрации к «Борису Годунову», репродукции картины В. Васнецова «Нестор-летописец». |
| | Русские летописи. «Повесть временных лет» | 1,3 | 1,2,3,5.6 | 1-2 2-1,2,3,4 | ФЗ | Ответ на вопросы | |
7 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы Древней Руси. | 1,3 | 1,2,3,5.6 | 1-2 2-1,2,3,4 3-2 | ФЗ | Выразит.чтение, с/работа, работа с таблицей по группам | Репродукции фрагментов древних книг |
| | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1.3 | 1,2,3,5.6 | 1-2 2-2,3.1 3-1 | ФЗУ | Выразит.чтение. работа над планом, беседа по вопросам | Словари. Иллюстрации учеников к «Повести…» |
8 | | Р/Р. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. | 1,3 | 1,3,4.5,6,7 | 3-1,2 | Р/Р | Работа над планом, сам/работа | |
9 | | Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов.(1ч.) Слово о поэте и учёном. | 1,2,3 | 1,6 | 1-2 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Работа с учебником. Комментирован-ное чтение, с/работа, пересказ | Портрет Ломоносова, фотография памятника Петру 1. |
| | Стихотворения М.В. Ломоносова. | 1,2,3 | 1,2,4,5.6 | 2-1,2,3 | ФЗ | Выразит.чтение, сообщения уч-ся, анализ стих-й | |
10 | | Г.Р. Державин (1ч) Стихотворения Г.Р. Державина. | 1,2 | 1,3.4.5,6 | 2-1.2,3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся, выразит.чтение, с/работа, анализ текста | Портрет Державина |
11 | | А.С.Пушкин. (6ч.) История в произведениях А.С. Пушкина. .Поэма «Полтава» | 1,2 | 1,3,4,5.6 | 2-1,2.3 3-1 | ФЗУ | Сообщения уч-ся, выразит.чтение, беседа по вопросам | Портрет Пушкина, энциклопндический словарь |
12 | | А.С. Пушкин. «Медный всадник» | 1,2 | 1,2,4,5,6 | 1-2 2-1,2.3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся, анализ текста | Открытки с изображением Петербурга, памятника Петру1 |
13 | | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 1,2 | 1,2,3,4.5,6 | 1-1.2 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение. составление таблицы. с/работа | Иллюстрации к «Песни…» |
| | Практикум. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. | 1 | 1,3,4.5,6 | 1-1,2 3-1.2 | УП | Беседа по вопросам, анализ текста, письменная работа | |
14 | | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | 1,2 | 1,3,4,5,6 | 1-1,2 2-1.2.3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, работа с иллюстрациями. с/работа | иллюстрациисурикова |
| | Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «история России в произведениях Пушкина». | 1 | 1,3,4,7 | 2-2,3,4 3-1.2 | Р/Р | Составление плана, беседа по вопросам, сам/работа | |
15 | | А.С. Пушкин «Станционный смотритель». | 1,2 | 1,3,4,5,6 | 1-1,2 2-1.2.3 3-1 | ФЗ | Беседа по вопросам, комментированное чтение. | Репродукция картины Рембранда «Возвращение блудного сына» |
16 | | Практикум. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1,2 | 1,3,4,5,6 | 2-1 2-1,2,3 3-1 | УП | Выразит.чтение, анализ эпизода, сам/работа | |
17 | | М.Ю. Лермонтов. (4ч) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1,2 | 1,3,4,5,6 | 1-2 2-1,2.3 3-1 | ФЗ | Тест, работа с учебником, анализ текста | Портрет Лермонтова, репродукции картин Репина, Васнецова |
18 | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | 1,3,4,5 | 2-1.2,3 3-1 | ФЗУ | Ответ на вопросы, Чтение отрывка наизусть | Иллюстрация к эпизоду |
| | Практикум. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…» | 1 | 1,3,4,5,6 | 2-1,2.3 3-1.2 | УП | Ответ на вопросы, составление таблицы, сам/работа | |
19 | | Стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» | 1,2 | 1,3,4,5 | 1-2 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, анализ текста, с/работа | Портреты и рисунки Лермонтова |
| | Стихотворения Лермонтова «Молитва», «Ангел» | 1 | 1,3,4,5,6 | 1-2 2-1,2,3 3-1 | ФЗУ | Чтение наизусть, сообщения уч-ся, анализ текста | |
20 | | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | 6,7 | 2-3,4 3-2 | УК | тест | |
21 | | 2 четверть. Н.В. Гоголь. (3ч) Слово о писателе. «Тарас Бульба».Эпоха и герои. | 1,2 | 1,3,4,6 | 2-1.2.3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся, составление плана, комментированное чтение | Портрет Гоголя, альбом по творчеству и биографии писателя |
22 | | Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | 1,3.4,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Пересказ эпизодов, анализ текстов | Репродукция картины Репина «запорожцы пишут письмо турецкому султану». Иллюстрации к повести |
| | Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» | 1 | 1,3,4,6 | 1-2 2-1,2,03 | ФЗУ | Пересказ текста, устные сообщения | |
23 | | Р/Р. Сочинение по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 1,3,6,7 | 2-3,4 3-1,2 | Р/Р | Работа над планом, сам/работа | Портреты литературных героев |
24 | | И.С. Тургенев. (2ч) Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | 1,2 | 1,3 | 1-2 2-1,2,33-2 | ФЗ | Сообщения уч-ся, выразит.чтение, составление плана | Портрет Тургенева |
| | «Бирюк» как произведение бесправных и обездоленных. | 1 | 1,3,4,6 | 1—1,2 2-2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, пересказ | Иллюстрации к рассказу Бирюк» |
25 | | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» | 1 | 1,3,5,6 | 1-1,2 2-1,2,3 3-1,2 | ФЗУ | Выразит.чтение, анализ текста, | |
26 | | Н.А.Некрасов. (2ч) Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» | 1,2 | 1,4,5.6 | 2-1,2,3 3-1,2 | ФЗ | Выразит.чтение. сообщения уч-ся | Портрет Некрасова |
| | Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» | 1 | 1,2,4.6 | 2-1,2,3 3-1,2 | ФЗУ | Выразит.чтение, беседа по вопросам | |
27 | | В/Ч. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда» | 1 | 1,4.6 | 2-1,2 3-1 | ФЗУ | Выразит.чтение, анализ текста | Иллюстрации к стихотворению |
28 | | В/Ч. А.К. Толстой. (1ч) Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1,2 | 1,3.5.6 | 1-2 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, пересказ | |
29 | | М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч) и его сказки. «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил» | 1,2 | 1,3,5 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, анализ эпизодов. Ответ на вопросы | Портрет писателя, иллюстрации к сказке |
| | Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | 3.4.5.6 | 2-1,2,3 3-1,2 | ФЗУ | Пересказ, составление плана, беседа по вопросам | |
30 | | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков | 1 | 3,4,5,6 | 2-1,2.3 3-1,2 | ФЗ | Беседа по вопросам, чтение по ролям. | Иллюстрации учеников к сказке |
| | Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | 5,6.7 | 1-1,2 2-1,2.3 3-1.2 | Р/Р | Анализ эпизодов, составление плана | |
31 | | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Салтыкова-Щедрина | 1 | 3,4,5,6 | 2-1,2,3,4 3-1 | УК | Викторина, тест, сам/работа, устные выступления уч-ся | |
32 | | 3 четверть. Л.Н. Толстой. (2ч.) Слово о писателе. «Детство» | 1,2 | 3.4,5,6 | 2-1,2.3 3-1 | ФЗ | Беседа по вопросам, с/работа | Портрет писателя, иллюстрации к повести |
| | Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | 1.3,5.6 | 2-2,3 3-1 | ФЗУ | Пересказ, выразит.чтение | |
33 | | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | 1,3,4,5,6 | 1-2 2-1,2,3 3-1 | ФЗУ | Пересказ, беседа по вопросам, работа по карточкам | |
34 | | И.А. Бунин. (2ч.) «Цифры» | 1,2 | 1,3,4.5 | 1-1,2 2-1,2.3 3-1 | ФЗ | Комментирован-ное чтение, беседа по вопросам | Портрет Бунина |
35 | | В/Ч. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | 4,5,6 | 2-2,3 3-1,2 | ФЗ | Пересказ текста, анализ текста | |
| | Р/р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина» | 1,2 | 6.7 | 3-1,2 | Р/Р | Составление плана, сам/работа | |
36 | | А.П. Чехов. (4ч.) «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. | 1,2 | 1.4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся. Беседа по вопросам | Портрет писателя, иллюстрации к рассказу |
37 | | Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». | 1,2 | 3,4.5 | 1-2 2-1,2.3 3-1 | ФЗУ | Беседа по вопросам, пересказ эпизодов | |
38 | | Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник» | 1 | 4.5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗУ | Чтение по ролям, анализ текста, работа с ил-ми | Иллюстрации к тексту |
39 | | В/Ч.Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» | 1 | 3,4,5,6 | 1-1,2 2-1,2.3 3-1 | ФЗУ | Работа по группам-ответ на вопросы | |
40 | | Практикум. «Край ты мой, родимый край!». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.(1 ч) | 1,2 | 1,3,4.5.6 | 1-1,2 2-1.2.3 3-1 | УП | Выразит.чтение, анализ стих., устное рисование картин. Чтение наизусть | |
41 | | М. Горький.(4ч) «Детство». | 1.2 | 1,4,5,6 | 2-1.2.3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся. Комментирован-ное чтение, с/работа | Портрет писателя, выставка различных изданий горького |
| | «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 1 | 4,5,6 | 2-1,2,3.4 3-1 | ФЗУ | Пересказ, инд-я работа по карточкам, с/работа | |
42 | | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»…. | 1 | 4,5,6 | 2-1.2.3 3-1,2 | ФЗУ | Пересказ, сообщения уч-ся, ответ на вопросы, анализ эпизодов | |
43 | | Практикум. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» | 1 | 3,4,6 | 2-3 3-1 | УП | Пересказ текста, анализ эпизода | |
44 | | В/Ч. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | 1 | 1,4.5,6 | 2-1,2.3.4 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, беседа по вопросам, отрывок наизусть | Иллюстрации к тексту |
45 | | В.В. Маяковский. (2ч.) Слово о поэте. Стихотворения Маяковского. | 1,2 | 4,5.6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Сообщение уч-ся, составление плана | Портрет писателя |
| | Стихотворение Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче» | 1 | 4,5.6 | 1-2 2-1,2 3-1 | ФЗУ | Выразит.чтение, анализ текста | Иллюстрации к стихотворениям |
46 | | В/Ч. В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | 4,5,6 | 2-1.2 3-1 | ФЗУ | Выразит.чтение, ответ на вопросы, наизусть отрывок | |
47 | | Л.А. Андреев. (1ч) Слово о писателе. «Кусака» | 1.2 | 4.5,6 | 1-1,2 2-1.2.3 3-1 | ФЗ | Составление плана, выразит.чтение | Портрет писателя |
| | Сострадание как критерии нравственности человека в рассказе Андреева «Кусака» | 1 | 1,5.6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗУ | Ответ на вопросы, анализ текста, работа по карточкам | Иллюстрации к рассказу |
48 | | А.П. Платонов.(3ч.) Слово о писателе. «Юшка» | 1.2 | 1,4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, беседа по вопросам | Портрет писателя |
| | Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка» | 1 | 1,4,5,6 | 2-1,2,3,4 3-1,2 | ФЗУ | Беседа по воросам, инд-е задания | Иллюстрации к тексту |
49 | | В/Ч. «В прекрасном и яростном мире» | 1 | 1,5,6 | 1-1,2 2-1,2 3-1 | ФЗУ | Пересказ текста, мини-сочинения | |
50 | | Р/Р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | 6,7 | 3-1,2 | Р/Р | Составление плана, сочинения уч-ся | |
51 | | Б.Л. Пастернак. (2ч.) Слово о писателе. | 1,2 | 1.5,6 | 2-1,2.3.4 3-1 | ФЗ | конспект | Портрет писателя |
| | Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | 1,5,6 | 2-1,2.3 3-1 | ФЗУ | Выразит.чтение, анализ текста, чтение наизусть | |
52 | | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | 1,5.6 | 2-4 3-1,2 | УК | Сам/работа | |
53 | | 4 четверть. В/ч. Интервью как жанр публицистики. | 1,3 | 1,2 | 2-2,3.4 3-1,2 | Р/Р | Составление интервью, чтение по ролям. | |
| | В/Ч. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова и др. | 1 | 1,4,5,6 | 2-1,2.3 | Р/Р | Выразит.чтение, чтение наизусть | Портреты поэтов, иллюстрации с изображением войны |
54 | | Ф.А. Абрамов (1ч.) Слово о писателе. «О чём плачут лошади». | 1 | 1,5,6 | 1-2 2-1,2.3 3-1 | ФЗ | Ответ на вопросы, выразит.чтение | Портрет писателя |
| | Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | 4,5,6 | 2-3,4 3-1,2 | ФЗУ | Выборочный пересказ текста, ответ на вопросы | |
55 | | Е.И. Носов. (1ч) Слово о писателе. «Кукла» | 1,2 | 4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Пересказ текста, ответ на вопросы | Портрет писателя |
| | Нравственные проблемы рассказа «Живое пламя» | 1 | 1,4,5,6 | 2-1,2,3 3-1,2 | ФЗ | Выборочный пересказ, ответы на вопросы | |
56 | | В/Ч. Ю.П. Казаков. (1ч) Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1,2 | 4,5,6 | 2-1,2,3,4 3-1,2 | ФЗ Р/Р | Ответ на вопросы, пересказ текста, сам/работа | Портрет писателя |
57 | | В/Ч. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (1 ч) | 1,2 | 1,4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Чтение наизусть. Анализ текстов, ответ на вопросы | Портреты поэтов |
58 | | А.Т. Твардовский. (1 ч)Слово о поэте. Стихотворения Твардовского. | 1,2 | 4,5,6 | 2-1,2 3-1 | ФЗ | Составление плана, выразит.чтение | Портрет Твардовского |
| | Философские проблемы в лирике Твардовского. | 1 | 4,5,6 | 1-2 2-2,3 3-1 | ФЗУ | Пересказ уч-ся, анализ стих., чтение наизусть | |
59 | | В/Ч. Д.С. Лихачёв. (1ч) «Земля родная». (главы) | 1.2 | 1,4,5.6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся, выразит.чтение, ответ на вопросы | Портрет Лихачёва |
60 | | М.М. Зощенко. (1ч.) Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1,2 | 4,5.6 | 2-1,2 3-1 | ФЗ | Ответ на вопросы, пересказ | Портрет Зощенко |
61 | | В/Ч. Песни на слова поэтов 20 века(1 ч). | 1.2 | 1,3,4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Сообщения уч-ся, чтение наизусть, Исполнение песен | Портреты поэтов |
62 | | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1.2 | 1,4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Выразит.чтение, ответ на вопросы | |
63 | | Р. Бернс. (1ч.) «Честная бедность» | 1 | 4,5,6 | 2-1,2,3 3-1,2 | ФЗ | Выразит.чтение, ответ на вопросы | |
64 | | Дж. Байрон. (1ч.) «Ты кончил жизни путь, герой…» | 1,2 | 4,5,6 | 2-1,2,3,4 3-1 | ФЗ | Ответ на вопросы, выразит.чтение | Портрет писателя |
65 | | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | 1,3 | 4,5 | 1-2 2-1,2.3 | УП | Выразит.чтение, составление хокку | |
66 | | О. Генри. «Дары волхвов». | 1,2 | 1,4,5,6 | 2-1,2,3 3-1 | ФЗ | Пересказ, ответ на вопросы | |
67 | | В/Ч. Р. Брэдбери. «Каникулы» | 1 | 1,5,6 | 2-1,2.3.4 3-1,2 | ФЗУ | Пересказ, анализ текста | |
68 | | Выявление уровня литературного развития уч-ся 7 класса. Итоги года и задания на лето. | | | 2-3.4 3-1,2 | УК | Тест, проверка навыков чтения | |