Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (ФГОС) рассчитана на 102 часа. УМК Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник- хрестоматия для 6 класс. – М., Просвещение, 2011. Фонохрестоматия: электронное пособие на CD-ROM/
Включает: пояснительную записку со статусом документа и структурой документа, общей характеристикой учебного предмета, Представлен учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса, перечень
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 6 класс ФГОС »
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование уроков литературы
на 2014 – 2015 учебный год
Класс: 6
Учитель: Капунова Л.А.
Количество часов на год: 102 часа
Количество часов в неделю: 3 часа
Планирование сочинений – 7 ; контрольные работы – 4
Планирование составлено на основе:
Программы общеобразовательных учреждений
Литература5 – 11 классы Под редакцией В.Я.Коровиной 9 - е издание Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва «Просвещение» 2011
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
3
Из древнерусской литературы.
3
Из русской литературы ХVIII века
3
Из русской литературы XIX века.
44
Из русской литературы XX века.
29
Зарубежная литература.
14
Повторение пройденного.
4+1
Всего часов
102
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
презентация
17
7
Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
\
18
8
«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
19
9
А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
20
10
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
фрагменты из кинофильма «Дубровский»
читать главы VIII–XIX
подготовиться к внеклассному чтению; начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений А. С. Пушкина.
21
11
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
22
12
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
23
13
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
24
14
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
25
15
Развитие понятия о композиции художественного произведения.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
26
16
Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
27
17
Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».
Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов
Беседа, работа с книгой, демонстрация
28
18
Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.
Индивидуальная
29
19
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».
Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор
Слово учителя, комментированное чтение
портреты, выставка книг
презентация
биография Лермонтова (по учебнику); ответить на вопросы 1–3 (с. 163).
30
20
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
31
21
Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
32
22
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
33
23
Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»
Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
презентация
34
24
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос
Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
презентация
35
25
И. С. Тургенев. «Бежин луг».
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
близко к тексту описать картины природы, пересказать истории мальчиков.
36
26
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
37
27
И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
38
28
Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
презентация
39
29
«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
40
30
Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
41
31
А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
презентация
42
32
А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
43
33
«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты.
Групповая.
Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
44
34
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
45
35
Н. А. Некрасов. Работа над стихотворениями «Железная дорога».
Коллективная. Групповая
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя, комментированное чтение
портрет, репродукция картины
К. А. Савицкого
отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть;
46
36
Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
Коллективная. Групповая
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя, комментированное чтение
47
37
Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.
Коллективная. Групповая
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя, комментированное чтение
48
38
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.
индивидуальная
Слово учителя,
49
39
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…»
Коллективная. Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение
портрет, иллюстрации
читать сказ Лескова «Левша»
50-51
40-41
«Портрет» Левши.
Коллективная. Индивидуальная
План как вид информационной переработки текста
Чтение по ролям; беседа по вопросам
читать главы 4–10
читать «Сказ…» до конца (гл. 11–20)
52
42
Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»
Индивидуальная
Работа
с текстом
53
43
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Коллективная. Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Слово учителя, комментированное чтение
презентация
инсценирование эпизодов понравившегося рас-сказа
54
44
Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века»
Индивидуальная.
Групповая
Владение монологической и диалогической речью. Приведение
Коллективная. Индивидуальная: создание иллюстраций
Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме
Слово учителя, комментированное чтение
портрет писателя
презентация
рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали…» (с. 51)
60-61
6-7
Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».
Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».
Насти и Митраши», «Спасение Митраши»
Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному
прочитать произведение до конца;
63
8
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
64
9
Классное сочинение «Человек и природа в сказке –были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Индивидуальная
65
10
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
66
11
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
67
12
А. А. Лиханов. «Последние холода» Дети и война.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему
68
13
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Коллективная. Индивидуальная: создание иллюстраций
Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме
Слово учителя, чтение
с комментариями учителя; беседа по содержанию
Слово учителя, чтение
с комментариями учителя; беседа по содержанию
69-70
14-15
«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).
Коллективная. Индивидуальная
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному
сочинение по вариантам по составленным планам
выучить наизусть описание летнего дня
71
16
В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, формулирование выводов
Беседа-размышление по прочитанному
Просмотр фрагментов фильма
дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?
72
17
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
Коллективная. Индивидуальная
Владение мо-нологической и диалогической речью. Приведение примеров,
подбор аргументов, формулирование выводов
Беседа по прочитанному
расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с. 156)
73
18
Р/р. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям В. П. Астафьева,
В. Г. Распутина).
Индивидуальная
Создание письменных высказываний
Слово учителя
Закончить работу
74
19
В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал».
Коллективная. Индивидуальная
Умение находить литературные аналогии и выстраивать сквозные линии
Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию
О чём заставило вас задуматься произведение Шукшина?
75
20
Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Коллективная. Индивидуальная: подготовить викторину по рассказу
Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию
76
21
Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.
Индивидуальная
77
22
Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».
Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть
Слово учителя, чтение
с комментариями учителя
видеоматериалы, репродукции
186 - 188
7
23
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть
Слово учителя, чтение
с комментариями учителя
видеоматериалы, репродукции
188 - 190
79
24
А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение стихотворений
видеоматериалы, репродукции
190 - 191
80
25
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.
Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть
Слово учителя, чтение
с комментариями учителя
видеоматериалы, репродукции
191 - 194
81
26
Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).
Индивидуальная
Слово учителя
82
27
Г. Тукай «Родная деревня», « Книга».
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Рассказ учителя, беседа, работа
с книгой, опорные записи
подготовить развернутый ответ на вопрос 5 (с. 209) или 6 (с. 212) (по выбору).
83-
84
28-29
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи
Тема 6. Из зарубежной литературы.
85
1
Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
Коллективная. Отличительные признаки мифа и сказки; сообщения учащихся о других подвигах Геракла.
Индивидуальная: сообщения учащихся о том, какими были представления в греческой мифологии
о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации
к древнегреческим мифам.
Рассказ учителя, беседа, работа
с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация
86
2
Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Коллективная. Отличительные признаки мифа и сказки; сообщения учащихся о других подвигах Геракла.
Индивидуальная: сообщения учащихся о том, какими были представления в греческой мифологии
о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации
к древнегреческим мифам.
Рассказ учителя, беседа, работа
с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация
87
3
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Коллективная
Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию
с заданной степенью свернутости.
Подбор аргументов, формулирование выводов
Рассказ учителя; чтение; беседа по прочитанному, комментарий учителя
88
4
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
Коллективная.
Индивидуальная: составить план текста эпизода «Одиссей у циклопов»; подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы
Проблемные задания различного уровня сложности
составить (письменно) простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе
88
5
М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
Групповая.
Индивидуальная
Слово учителя; выразительное чтение; аналитическая беседа
презентация
нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота.
89
6
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.
Групповая.
Индивидуальная
Слово учителя; выразительное чтение; аналитическая беседа
90
7
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Коллективная Групповая: подготовить рассказ о писателе
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
презентация
91
8
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
Коллективная.
Индивидуальная: подготовить литературоведческую справку о жанре «новелла»
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
258 - 279
92
9
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Групповая
Проблемные задачи
279 - 299
93
10
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
279 - 299
94
11
«Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
279 - 299
95
12
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
96
13
Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
97
14
Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
Коллективная. Индивидуальная
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному
Тема 7. Повторение пройденного.
98
1
Урок 1. Повторение и закрепление пройденного.
Коллективная.
Групповая.
Индивидуальная
беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа
Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году
99-100
2-3
Урок 2 - 3. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»
Коллективная.
Групповая.
Индивидуальная
беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа
Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году
101
4
Урок 4. Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
Коллективная.
Групповая.
Индивидуальная
беседа по прочитанным произведениям; задания дифференцированного типа
Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году