Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой – М.: Вентана-Граф, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (6 класс)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«» августа 2015г.
Рабочаяпрограмма,
составленная на основе авторской (Б.А. Ланин и др.),
на 2015 – 2016 учебный год
Головина Вероника Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
Литература
Предмет
6 «Г», 6 «Д», 6 «Ж» класс (2 часа)
Классы / количество часов в неделю
6 «Г», 6 «Д», 6 «Ж» класс (68 часов)
Классы / количество часов в год
Уровень базовый___________________________________________________________________________
Базовый учебник: Литература: 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, М.В. Шамчикова и др.; под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2013.
г. Подольск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю.Устиновой – М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета.
Место предмета в учебном плане.
Федеральным базисным планом предусматривается изучение литературы в количестве 68 часов в год. Учебный план МОУ «Гимназия № 7» предусматривает изучение литературы в 5 классе в количестве 68 ч. в год (2 ч. в неделю).
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи обучения:
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
Тематическое планирование
Рабочая программа
Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам.
1ч
Фольклор.
8 ч.
Баллада.
4 ч
Литературная сказка.
8 ч.
Литературная песня.
1 ч.
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив.
8 ч.
Стихи о природе и о природе творчества.
7ч.
Страницы классики.
11ч.
Среди ровесников.
18 ч.
Повторение и обобщение
2ч.
68 ч.
Перечень литературы и средств обучения
Для учащихся:
Литература. 6 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях.[ авт.-сост.: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова]- М.: Издательский центр Вентана-Граф.,2013г.
Ольга Хренова: Методические советы к учебнику для 6 класса. Литература. пособие для учителя..- М.: Мнемозина, 2011г.
Репродукции картин художников.
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс / Золотарева И.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
5. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
6. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
7. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Календарно-тематическое планирование
6 «Г», 6 «Д», 6«Ж» классы
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата по кал-рю
Дата
по факту
Примечание
1
Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам.
1
1/09-5/09
2
Героический эпос. Былина
«Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Историческая основа былины.
1
3
Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность.
1
7/09-12/09
4
Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко». Характеристика героя.
1
5
Нравственный выбор героя.
1
14/09-
19/09
6
Рыцарская героическая поэма «Песнь о Роланде» (фрагмент). Обобщённое содержание образов и национальные черты.
1
7
Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.
1
21/09-26/09
8
Русские народные песни. Исторические и лирические песни.
1
9
Своеобразие исторических и лирических народных песен.
1
28/09-3/10
10
В. А. Жуковский. «Лесной царь». Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе.
1
11
Два «Лесных царя» -Жуковского и Гёте.
1
5/10-10/10
12
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Исторический сюжет.
1
13
Смысл Противопоставления образов кудесника и Олега.
1
12/10-17/10
14
А.Н.Островский «Снегурочка».
Фольклорные истоки образа Снегурочки.
1
15
Преданность героини и тема предательства в сказке.
1
19/10- 24/10
16
В. М. Гаршин «Attalea prinsceps».
Стремление главной героини к свободе.
1
17
Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала.
1
26/10
30/10
18
В. А. Каверин. «Лёгкие шаги». Сравнительная характеристика Насти и Снегурочки.
1
19
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственная проблематика сказки, её афористичность.
1
9/11-14/11
2 четверть
20
Символическое значение образа Маленького принца.
1
21
Литературная песня.
Фольклорная основа в стихотворениях
А. В. Кольцова.
1
16/11-21/11
22
Д. Дефо «Робинзон Крузо». Жанровое своеобразие романа.Образ путешественника в литературе.
1
23
Преобразование мира как жизненная потребность человека.
1
23/11-28/11
24
Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам.
1
25
А. С. Грин «Алые паруса».Утверждение веры в чудо как основа жизненной позиции.
1
30/11- 5/12
26
Воплощение мечты как сюжетный приём. Символика образов.
1
27
Р.Р. Письменная характеристика героя (по выбору).
1
7/12-12/12
28
Э. По. «Золотой жук». Литературные истоки детективного жанра.
1
19
Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение.
1
14/12-19/12
30
Описание дороги и стихии в творчестве А. С. Пушкина («Узник», «Зимняя дорога», «Туча»).
1
31
Особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов (Пушкин, Есенин, Пастернак, Евтушенко, Самойлов, Окуджава).
Философский смысл пейзажной лирики С. А. Есенина («В зимний вечер по задворкам», «Сыплет черёмуха снегом»). Анализ стихотворения…(одного из поэтов по выбору).
1
35
Р.р. Чтение наизусть стихотворений о природе.
1
18/01-
23/01
36
Образ поэта в лирике
(В.В.Маяковский, В.Ф.Ходасевич, Цветаева).
1
37
Анализ стихотворения
М. Цветаевой « Моим стихам…»
1
25/01-
30/01
38
А.С. Пушкин. Из биографии поэта. Содержание повести «Метель».
1
39
Человек в противостоянии своей судьбе.
1
1/02-6/02
40
Р.Р. Сочинение: «Образ Марьи Гавриловны в повести А.С.Пушкина «Метель».
1
41
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения.
1
8/02-13/02
42
Героизм русского народа. Патриотический пафос стихотворения.
1
43
Н. В. Гоголь. « Вечера на хуторе близ Диканьки». История создания цикла.
1
15/02-20/02
44
«Ночь перед рождеством». Фольклорные мотивы в повести.
1
45
Р.Р. Сочинение «Сказочные мотивы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».
1
22/02-
27/02
46
И. С. Тургенев. « Муму». История создания рассказа.
1
47
Образ Герасима.
1
29/02-5/03
48
Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни.
1
49
С.Т.Аксаков. Автобиографичность повести «Детские годы Багрова-внука».
1
7/03-12/03
50
Тема становления человеческого характера в повести.
1
51
Л Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер повести.
1
14/03-
19/03
52
Образ Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера.
1
20 часов
53
Система персонажей, отношения в семье.
1
21/03-25/03
4 четверть (с
1. 04.)
54
М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.
1
55
Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла.
1
4/04-9/04
56
Р.р Письменный ответ на выбор: «Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести М. Горького «Детство») или Сравнительная характеристика главных героев повестей Л.Н.Толстого «Детство» и М.Горького «Детство»
1
57
Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Милосердие и воспитание человеческой души в рассказе.
1
11/04-16/04
58
Образ багульника, его роль в раскрытии характера героя.
1
59
А. Г Алексин. « Мой брат играет на кларнете». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.
1
18/04-23/04
60
Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия.
1
61
В. К. Железников «Чучело». Человек в коллективе.
1
25/04-30/04
62
Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе.
1
63
Предательство Димки Сомова.
1
3/05-7/05
64
Достоинство и самоуважение главной героини повести«Чучело».
1
10/05-14/05
65
Ю. П. Мориц «Всадник Алёша». Скорое взросление и трудный выбор Алёши.
1
16/05-21/05
.
66
Символика названия.
1
67
Контрольная работа по курсу.
1
23/05-27/05
68
Итоговый урок. Задание на лето.
1
Итого:
68
Количество сочинений-2ч. Уроков развития речи- 5ч.
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от _______2015 № 01.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______2015 _______________ Соловьева Е.Ф.