kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе 6 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету  Литература      для  6 А класса составлена  на основе:

-  Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;

                  - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника В. Я.  Коровиной «Литература»     для  6 класса   –     М.: Просвещение, 2012 год (Допущено МОиН РФ).

Программа разработана на 105 часов в год, из расчета  3часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 13 часов (контрольные работы – 4 часа, развитие речи - 9 часов).

Из школьного компонента дополнительно выделено 35 часов, за счет них расширены следующие разделы содержания программы:

  • Устное народное творчество -1ч.;
  • Древнерусская литература -1ч.;
  • Произведения русских писателей  XVIII века -2ч.;
  • Произведения русских писателей  XIX века -13ч.;
  • Произведения русских писателей  XX века -9ч.;
  • Из литературы народов России 2ч.;
  • Из зарубежной литературы – 6ч.;
  • Повторение 1ч.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 кл. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны

«Средняя общеобразовательная школа № 46»


Утверждено:

Педагогическим советом

протокол от 29.08. 2014г. № 1

Директор МБОУ «СОШ № 46»

________________ Т.И.Камалова.

Введено приказом от 29.08 2014г. № 80



Рабочая программа

по предмету ЛИТЕРАТУРА

Для 6 «А» класса

105 часов в год, 3 часа в неделю



Составитель: Хабетдинова З.Д., учитель русского языка и литературы 1 кв. категории

Согласовано

Зам.директора ____________ /Багаутдинова Л.И./ от «27» августа 2014г.

.


Рассмотрено

На заседании МО, протокол от 25.08. 2014 № 1

Руководитель МО ____________ / Миркина Л.Г. / от «25» августа 2014г.

.


Набережные Челны.

2014 год.

Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год


по предмету Литература

учитель Хабетдинова З.Д.



План составлен на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Программы общеобразовательных учреждений для 5 – 11 классов автора В.Я. Коровиной (2008 года), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 46» на 2014/2015 учебный год.



Методическая тема на 2014-2015 учебный год.



Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методики работы в образовательной организации как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования.

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов школы в условиях реализации ФГОС НОО и внедрения ФГОС основного общего образования

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы









Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету Литература для 6 А класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

- Учебного плана образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год;

- Локального акта образовательного учреждения (Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы педагога).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника В. Я. Коровиной «Литература» для 6 класса – М.: Просвещение, 2012 год (Допущено МОиН РФ).

Программа разработана на 105 часов в год, из расчета 3часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 13 часов (контрольные работы – 4 часа, развитие речи - 9 часов).

Из школьного компонента дополнительно выделено 35 часов, за счет них расширены следующие разделы содержания программы:

  • Устное народное творчество -1ч.;

  • Древнерусская литература -1ч.;

  • Произведения русских писателей XVIII века -2ч.;

  • Произведения русских писателей XIX века -13ч.;

  • Произведения русских писателей XX века -9ч.;

  • Из литературы народов России 2ч.;

  • Из зарубежной литературы – 6ч.;

  • Повторение 1ч.

Изучение литературы в основном общем образовании направлено на достижение следующих целей и задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, патриотизма, любви и уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специальной литературе в ряду искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, устной и письменной речи;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.
















Тематический план с основным содержанием тем

Введение (1ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (4 ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)


Из русской литературы XVIII века (4 ч.)


Иван Иванович Дмитриев. «Муха». Смех над ленью и хвастовством.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).


Из русской литературы XIX века (40 ч.)


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Смысл названия. Характер Сильвио.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». «Пересолил». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (1ч.)

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»..

Из русской литературы XX века (22 ч.)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Александр Иванович Куприн. «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

«Странные люди» Василия Макаровича Шукшина. «Срезал», «Критик», «Чудик».

Произведения о Великой Отечественной войне (2ч)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (2ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.


Из литературы народов России (4ч)

Г.Тукай. Страницы биографии «Родная деревня». Любовь к малой родине. «Книга». Книга в жизни человека.

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Основные поэтические образы. Тема бессмертия народа, пока живы его язык, поэзия, обычаи.


Зарубежная литература (20 ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Мигель Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Гуманизм автора. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности. Проблема ложных и истинных идеалов.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).


Повторение (3 часа)

















Требования к уровню подготовки учащихся.



В результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 6 класса должны уметь

устно:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;

  • осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную;

  • составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного);

  • свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);

  • использовать словари (терминологические, энциклопедические, мифологичес­кие, словари имен и т. д.), каталоги;

письменно:

  • давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

  • писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах;

  • создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

  • создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль;

  • создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный);

  • создавать оригинальное произведение (поучение, на­ставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихо­творение);

  • свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах;

  • вести читательский дневник.



Календарно-тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Сроки план

Сроки факт

Планируемые результаты обучения

знания

умения

ООУН

Введение (1ч)

«В дорогу зовущие». Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.

1

01.09

01.09

Вспомнить произведения, изученные в 5 классе.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Повторение изученного в 5 классе, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности

Устное народное творчество (4часа)

Устное народное творчество. Обряды и обрядовый фольклор.

1

04.09

04.09

Знать определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен.

Уметь находить художественные особенности обрядово-календарных песен

Навык анализа поэтического произведения

Календарно-обрядовые песни

1

05.09

05.09

Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества

1

08.09

08.09

Мудрость и ценность русских пословиц поговорок.

Уметь пользовать пословицами и поговорками в речи.

Развернутый ответ на вопрос, развитие устной речи.

Р.р. Урок - «Посиделки». Русский фольклор

1

11.09

11.09

Знать особенности обрядово-календарных песен

Уметь находить художественные особенности обрядово-календарных песен

Навык анализа поэтического произведения

Древнерусская литература (2 часа)

«Повесть временных лет» — первая русская летопись.

1

12.09

12.09

Знать особенности произведений древнерусской литературы.

Уметь давать характеристику герою произведения.

Навык анализа художественного произведения

«Сказание о белгородском киселе».

1

15.09

15.09

Знать: определение понятий «древ-нерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства

Уметь давать характеристику герою произведения.

Комментированное чтение, беседа по вопросам, развивать навыки анализа текста.

Произведения русских писателей XVIII века (4 часа)

И. И. Дмитриев. Басня «Муха». Смех над ленью и хвастовством.

1

18.09

18.09

Знать: понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра

Уметь подчеркивать общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Навык анализа художественного произведения

И. А. Крылов: страницы биографии. Басня «Осел и Соловей»

1

19.09

19.09

Жизненный и творческий путь И.А.Крылова; нравственный смысл басен.

Уметь определять литературные особенности басни как жанра, уметь находить нравоучительный вывод; выразительно читать басни по ролям, наизусть.

Выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос.

И. А. Крылов Басни «Листы и Корни», «Ларчик»

1

22.09

22.09

В. ч. Басни И.А.Крылова.

1

25.09

25.09

Произведения русских писателей XIX века (40 часа)

А.С.Пушкин. Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Стихотворение «И.И.Пущину».

1

26.09

26.09

Знать краткие биографические сведения о поэте, влияние лицейской среды на формирование поэта; худ. особенности стихотворного послания.

Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя.

Понимать значение дружбы и идею стихотворений о дружбе; выразительно читать лирические произведения.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» Двусложные размеры стиха.

1

29.09

29.09

Знать двусложные размеры стиха, художественные приемы, используемые в поэзии

Уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.

Определять размеры стиха; выразительно читать.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

1

02.10

02.10

Роль антитезы в композиции стихотворения; интонация как средство выражения поэтической идеи.

Уметь определять стихотворный размер, находить проблематику произведений, пересказывать.

Навык анализа поэтического произведения. Навык выразительного чтения наизусть.

Тема жизненного пути. «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.

1

03.10

03.10

Художественные приемы, используемые в поэзии

Уметь находить эпитеты и метафоры в стихотворном тексте

Навык анализа поэтического произведения. Навык выразительного чтения наизусть

В. ч. А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Выстрел». Смысл названия. Характер Сильвио.

1

06.10

06.10

Особенности языка и композиции «Повестей Белкина»

Уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, ду­шенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в компо­зиции.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

В. ч. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

1

09.10

09.10

Роман «Дубровский». Историко-культурный контекст романа.

1

10.10

10.10

Знать историю создания романа, особенности языка и композиции, тематику и проблематику; роль пейзажа в передаче душевного состояния героя; основные черты русского национального характера .

Уметь определять тематику и проблематику, давать развернутый ответ; давать характеристику литературным героям; вникнуть в характер их сложных отношений; анализировать текст, определять мотивировку героев.

Навык анализа художественного произведения; беседа по вопросам, комментированное чтение; умение давать сравнительную характеристику героев.

Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

1

13.10

13.10

Роман «Дубровский». История жизни молодого Дубровского. (главы V-VII)/

1

16.10

16.10

Роман «Дубровский». Учитель-француз (главы VIII-XII)

1

17.10

17.10

Роман «Дубровский» (главыXIII-XIX). Композиция

1

20.10

20.10

Р.Р.Подготовка к сочинению по роману «Дубровский» «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский» или сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика»

1

23.10

23.10

Знать: содержание романа, последо­вательность рас­крытия темы, правила составления сложного плана характеристики героя.

Уметь составлять план характеристики героя, определять тему, идею художественного произведения, находить в тексте описания помещиков, отби­рать материал для сочинения

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли.

Р.Р. Сочинение по роману «Дубровский» «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский» или сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика»

1

24.10

24.10

К.р. Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.

1

27.10

27.10

Знать изученный материал

Уметь использовать полученные знания, умения и навыки.

Самоконтроль

М. Ю. Лермонтов (1814-1841). Личность поэта. Стихотворе­ние «Тучи». Мотивы оди­ночества и тоски поэта-изгнанника

1

30.10

30.10

Общие биографические сведения; эпоху и отношение поэта и власти.

Уметь связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художественные средства языка

Составление плана, пересказ, работа со статьёй учебника. Давать развернутый ответ на вопросы.

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». Тема красоты и гармонии человека с миром.

1

31.10


Знать: определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение», причины, вызывавшие чувство одиночества у поэта; основную мысль стихотворения; историю создания; особенности жанра баллады; способы выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении

Уметь определять проблематику стихотворения; анализировать лирическое произведение; определять размер стиха.

Выразительное чтение стихотворения; определять основную мысль, проблематику.

Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

10.11


Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…».. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

1

13.11


Знать историю написания стихотворения, особенности выражения темы одиночества.

Уметь анализировать поэтическое произведение; определять размер стиха.

Навык анализа поэтического произведения. Навык выразительного чтения

И. С. Тургенев: страницы биографии. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

1

14.11


Знать факты био­графии и творчест­ва писателя, свое­образие цикла «Записки охотни­ка».

Уметь связно рас­сказывать о героях, характерах, составлять план к художественному тексту.

Навык пересказа художественного произведения. Умение составлять план.

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг».

1

17.11


Знать содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; мастерство Тургенева в создании образов мальчиков

Уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст; давать характеристику героям художественного произведения.

Анализ эпизода, развернутый ответ на вопросы; составлять план характеристики героя; пересказ.

«Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков

1

20.11


И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

21.11


Мастерство писателя в изображении картин природы.

Уметь анализировать поэтическое произведение

Навык анализа художественного произведения

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело, Особенности изображения природы.

1

24.11


Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти

Уметь анализировать поэтическое произведение.

Навык анализа поэтического произведения.

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Листья» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1

27.11


Мастерство поэта в изображении картин природы.

Уметь объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. Природа как воплощение прекрасного.

1

28.11


Знать автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; мастерство поэта в изображении картин природы.

Уметь объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи; анализировать поэтическое произведение

Навык выразительного чтения; анализа поэтического произведения.

А. А. Фет. «Еще майская ночь», Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них — у дуба, у березы...» Природа как мир истины и красоты.

1

01.12


В. ч. Стихотворения А.Фета и Ф.Тютчева о природе.

1

04.12


Знать особенности поэзии Тютчева, Фета; сведения о биографических данных поэтов и особенности изображения природы в их произведениях.

Уметь выразительно прочитать и проанализировать стихотворение.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

Н. А. Некрасов (1821-1877). Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа

1

05.12


Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сюжет», «фабула» и др

Уметь связно рас­сказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.

Обозначить главную тему его поэзии, показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения.

1

08.12


Знать основную мысль, тему, идею стихотворения.

Уметь определять средства художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы.

Умение анализировать, приводить аргументы, делать выводы; владея навыками выразительного чтения, обыгрывать диалог.

Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Размеры стиха

1

11.12


Знать содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя

Уметь выразительно читать лирическое повествование, определять настроение и тональность, анализировать.

Выразительное чтение, анализ стихотворения, развернутый ответ на вопрос

К.р. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

1

12.12


Знать изученный материал

Уметь использовать полученные знания, умения и навыки.

Навык самоконтроля

И. С. Лесков Сказ «Левша». Сказ как форма повествования.

1

15.12


Знать автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сказ».

Уметь связно рас­сказывать о писа­теле, воссоздавать портрет главного героя.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

Народ и власть в сказе о Левше.

1

18.12


Знать особенности языка, содержание сказа.

Уметь объяснять, каково авторское отношение к геро­ям, роль образа повествователя в сказе.

Совершенствование навыков работы с книгой.

Судьба мастера. Гордость писателя за народ

1

19.12


Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта.

Уметь давать характеристику героям художественного произведения.

Аналитическое чтение, устное рисование.

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

22.12


Знать и понимать сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой.

Уметь выделять приемы сказочного повествования, оп­ределять их роль в произведении; пересказывать, сохраняя авторский язык.

Навык анализа художественного произведения Умение составлять план характеристики героя.

Р.р. Изложение текста «Левша в гостях у англичан»

1

25.12


Знать содержание текста.

Уметь составлять выборочную цитатную характеристику героев; выразительно читать.

Собирать и систематизировать материал к изложению с учетом темы и основной мысли.

А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

1

26.12


Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним».

Уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Умение анализировать, приводить аргументы, делать выводы; владея навыками выразительного чтения, обыгрывать диалог.

В. ч. Юмористический рассказ Чехова «Пересолил»

1

29.12

12.01

Знать содержание юмористических рассказов, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа.

Уметь раскрыть природу смешного в рассказах Чехова; видеть особенности чеховского стиля.

Совершенствование навыков работы с книгой, беседа по вопросам.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

1

12.01


Образы и настроения пейзажной лирики.

Уметь анализировать поэтическое произведение

Выразительно читать, сопоставлять стихотворения.

Р. Р. Устное сочинение «Расскажу о любимом поэте»

1

15.01


Знать краткие биографические сведения о поэте, тематике и проблематики его поэтических произведений.

Уметь определять основную мысль стихотворений, их проблематику.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли.

Произведения русских писателей XX века (28 час)

А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль.

1

16.01


Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности.

Уметь составлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

История Грэя. «Делать чудеса своими руками» Авторская позиция в произведении.

1

19.01


Реалистические и фантастические элементы в повести.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Умение составлять план характеристики героя.

Р.р. Сочинение по повести А. Грина «Алые паруса»

1

22.01


Знать содержание повести, проблематику.

Уметь давать характеристику героям художественного произведения.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы.

А.И.Куприн. Тема служения людям. Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор».

1

23.01


Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа, проблематику

Уметь давать характеристику литературному герою.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

А. П. Платонов (1899-1951). Страницы жизни. Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

1

26.01


Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были.

Уметь отмечать сказочные и реаль­ные моменты пове­ствования.

Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа.

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

1

29.01


История создания; определение сказки-были; художественные приемы писателя.

Уметь определять основную мысль произведения.

Навык анализа художественного произведения, беседа по вопросам.

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».

1

30.01


Знать краткие биографические сведения о писателе,

особенности жанра притчи, роль пейзажа в раскрытии характера героев.

Уметь выделять сказочные и реали­стические моменты повествования, определять основные проблемы произведения; выявлять авторскую позицию.

Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа.

Тропа Насти. Тропа Митраши.

1

02.02


Знать содержание сказки-были

Уметь подробно пересказывать за­данные эпизоды, отмечая в них де­тали описания

Аналитическая беседа по вопросам, пересказ эпизодов.

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.

1

05.02


Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека.

Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализи­ровать их с учетом поставленного во­проса.

Пересказ близко к тексту; аналитическая беседа.

Р.р. Классное сочинение. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

06.02


Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы.

Уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы.

Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д. С. Самойлов. «Сороковые».

1

09.02


Знать о значении поэзии в годы ВОв; биографические сведения о поэтах-фронтовиках.

Уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину

Сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений.

В. ч. Тема войны в поэзии ХХ века.

1

12.02


Знакомство с темой войны в творчестве советских поэтов

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.

Навык выразительного чтения, анализа поэтического произведения.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Автобиографический характер рассказа.

1

13.02


Знать биографические сведения о писателе; текст рассказа «Конь с розовой гривой»; особенности проблематики.

Уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, показать нравственный смысл рассказа, передать авторские чувства.

Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Весело и интересно проведенный день.

1

16.02


Знать композиционные особенности рассказа.

Уметь определять характерные черты маленького героя; определять главную мысль рассказа.

Комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1

19.02


Нравственные проблемы рассказа; формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей.

Уметь анализировать произведение, давать характеристику героям.

Навык анализа и пересказа художественного произведения, развернутый ответ на вопрос.

В. Г. Распутин (р. в 1937г.). Смысл названия рассказа «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика

1

20.02


Знать сведения о писателе; содержание рассказа; своеобразие его прозы.

Уметь определять авторскую позицию; прояснить мотивы поведения героя рассказа; раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»; определять роль деталей

Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия.

1

23.02


Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции; роль учительницы в жизни мальчика; смысл названия рассказа.

Уметь давать правильную оценку поступкам героя; понимать юмор автора по отношению к своему герою; определять авторскую позицию.

Аналитическая беседа по вопросам, анализ текста.

Р.р. Сочинение. «Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

1

26.02


Знать структуру сочинения-рассуждения и сочинения-характеристики.

Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы.

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Особенности шукшинских героев - «чудиков» Странные люди – герои писателя. Рассказы «Чудик», «Критик».

1

27.02


Знать краткие биографические сведения о писателе; своеобразие творчества писателя, содержание рассказа.

Уметь анализировать юмористический рассказ; находить смешное и грустное, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонаци­онно передавая чувства героев рассказа

Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, аналитическая беседа по вопросам, совершенствование навыков работы с книгой.

В. ч. Образ странного героя в литературе. В. М. Шукшин. «Срезал»

1

02.03


Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» Роль автора и рассказчика в произведении.

1

05.03


Знать роль автора и рассказчика в произведении; значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции, понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля; воспитательный аспект произведения.

Уметь выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии.

Умение анализировать, приводить аргументы, делать выводы; владея навыками выразительного чтения, обыгрывать диалог; навык пересказа художественного произведения.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» Идея рассказа.

1

06.03


К.р. по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ

1

09.03


Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания, умения, навыки.

Навык самоконтроля

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1

12.03


Знать сведения об авторах, основные мотивы их творче­ства, образы и настроения пейзажной лирики.

Уметь устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

Лирика С.Есенина . «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению.

1

13.03


Знать о роли природы в лирике С.Есенина; об образе лирического героя.

Уметь выразительно читать стихи, понимать смысл лирического произведения.

Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения.

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

1

16.03


Знать краткие биографические сведения о поэте; образ лирического героя в стихах А.Ахматовой.

Понимать мысли и чувства автора лирического произведения.

Навык анализа поэтического произведения и выразительного чтения.

Н.М. Рубцов. «Звезда полей». «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

1

19.03


Знать краткие биографические сведения о поэте, основные мотивы творче­ства, духовность поэзии Н.Рубцова.

Уметь понимать смысл лирического произведения, выразительно читать стихи.

Навык анализа поэтического произведения и выразительного чтения.

Р.р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

1

23.03


Знать структуру написания сочинения-миниатюры.

Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы.

Из литературы народов России (4ч.)

Г. Тукай. Страницы биографии «Родная деревня». Любовь к малой родине.

1

02.04


Знать краткие биографические сведения о поэте; патриотической направленности стихотворений; любви к своей малой родине.

Понимать мысли и чувства автора лирического произведения.

Навык анализа поэтического произведения и выразительного чтения.

Г. Тукай «Книга». Книга в жизни человека.

1

03.04


К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Основные поэтические образы.

1

06.04


Знать краткие биографические сведения о поэте; патриотической направленности стихотворений; любви к своей малой родине

Уметь устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

Практическая работа. Подбор цитат к теме «Образ Родины в стихах Г. Тукая и К. Кулиева». Определение общего и индивидуального в образе Родины в творчестве разных поэтов.

1

09.04


Знать краткие биографические сведения о поэтах, их творчестве.

Уметь устно опи­сывать образы, опре­делять художественные приемы.

Презентация и защита собственных иллюстраций к стих-ям, умение вступать в речевое общение.

Из зарубежной литературы (19 часов)

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

1

10.04


Представление о мифе как о жанре; образ Геракла как величайшего героя Древней Греции.

Уметь давать характеристику герою художественного произведения.

Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения, аналитическая беседа по вопросам.

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

13.04


Знать об образе Геракла как величайшего героя Древней Греции (образ положительного героя).

Уметь давать характеристику герою художественного произведения; находить отличия мифа от сказки; кратко пересказывать содержание мифов.

Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения, аналитическая беседа по вопросам.

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

1

16.04


В. ч. «Мифы Древней Греции»

1

17.04


Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

20.04


Представления о легенде; отличие легенды от мифа; влияние античных образов на литературу.

Уметь давать характеристику герою художественного произведения.

Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения, аналитическая беседа по вопросам.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера — великие древнегреческие поэмы

1

23.04


Знать понятие «героического эпо­са», признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса.

Уметь определять в тексте средства художественной выразительности, читать древнегреческие тексты, понимать авторскую позицию.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

«Илиада» Понятие о героическом эпосе.

1

24.04


«Одиссея» — песнь о героических подвигах, мужественных героях.

1

27.04


Знать содержание песни, тематику и проблематику, героев поэмы «Одиссея».

Уметь читать древнегреческие тексты, понимать авторскую позицию.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

1

30.04


М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Образ странствующего рыцаря. Герой, живущий в воображаемом мире

1

01.05


Знать краткие биографические сведения о писателе; об эпохе Возрождения; содержание романа «Дон Кихот»; об образе благородного странствующего рыцаря; иллюзорность рыцарских добродетелей в мире расчета и трезвой практичности.

Уметь давать характеристику герою художественного произведения; сравнивать образы главных героев.

Отработка навыка анализа художественного произведения, составления характеристики героя.

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Гуманизм автора. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.

1

04.05


Иоганн Фридрих Шиллер. Слово о поэте. Баллада «Перчатка» Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

07.05


Знать краткие биографические сведения о поэте; расширить знания о жанре баллады.

Уметь сравнивать два перевода одного произведения.

Навык анализа художественного произведения

Годовая контрольная работа (проект). «Путешествие по стране Литературии 6 класс»

1

08.05


Знать методику работы над проектом.

Уметь выполнять проект, подбирать нужный материал.

Самоконтроль

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: время создания новеллы. Образ рассказчика. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

1

11.05


Знать краткие биографические сведения о писателе, особенности новеллы как жанра; образ главного героя.

Уметь выявлять авторскую позицию; особенности композиции.

Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа

П. Мериме. «Маттео Фальконе». Нравственные уроки новеллы. Романтизм и реализм в произведении.

1

14.05


Р.р. Сочинение «Нравственный поступок» по произведению П.Мериме «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»

1

15.05


Знать содержание новеллы, проблематику, структуру сочинения-рассуждения.

Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - как философская сказка-притча.

1

18.05


Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ»; иносказательный смысл сказки; особенность притчи как литературного жанра; гуманизм сказки.

Уметь определять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки, определять тему, основную мысль рассказа; творчески работать с текстом произведения, давать собственную оценку прочитанному.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров; навык анализа художественного произведения. Навык устной образной речи.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.

1

21.05


«Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче.

1

22.05


101

В.ч. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении.

1

25.05


Знать автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности.

Уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть, давать собственную оценку прочитанному.

Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров.

Повторение (3 часа)

103

Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

1

28.05


Знать произведения, изученные на уроках в 6 классе.

Уметь анализировать, давать собственную оценку; находить позицию автора.

Обобщение и систематизация пройденного материала.

104

Обобщение. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

29.05


Знать произведения, изученные на уроках в 6 классе; список произведений для летнего чтения.

Уметь давать собственную оценку; находить позицию автора; давать развернутый ответ на вопрос

Обобщение и систематизация пройденного материала.

105

Обобщение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Список для летнего чтения.

1

29.05


Нормы оценок

    1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

    1. Оценка сочинений.

Сочинение в 5-8 классах оценивается одной отметкой.

Отметка


«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

    1. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.

4. Оценка проекта

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

11. Социальное и прикладное значение полученных результатов.


Учебно-методический комплект.


  1. Учебники:

№ п/п

Автор

Название ,класс

Год издательства

Издательство

1

В.Я.Коровин

Литература . 6класс. В 2ч.

2010

М.:Просвещение


  1. Методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Альбеткова Р.И.

Учимся читать лирическое произведение.

2007

М.: Дрофа

2

Коровина В.Я.

Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе

2008

М.: Просвещение

3

Обернихина ГА. И др.

Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов

2007

СПб.: Просвещение

4

Демиденко Е.Л

Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы

2009

М.: Дрофа

5

Коровина В.Я

Литература: Методические советы: 6 класс.

2008

М.: Просвещение

6

Тумина Л.Е.

Творческие задания. 5-7 классы

2007

М.: Дрофа

7

Колокольцев Е.Н.

Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс.

2010

М.: Просвещение

8

Егораева Н.В.

Поурочные разработки по литературе 6класс

2005

М.:ВАКО

9

Егораева Н.В.

Поурочные разработки по зарубежной литературе 5-9классы

2004

М.:ВАКО

10

Ерёмина О.А.

Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование. 5-9кл

2004

М.:ЭКЗАМЕН


  1. Пособия для учащихся (тетради и т.д.)

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Коровин В.Я.

Литература 6класс

2010

М.:Просвещение

2

Коровина В.Я.

Читаем, думаем, спорим ...

2008

М.: Просвещение

3

Т.В. Зуева

Русский фольклор: Словарь-справочник

2009

М.: Просвещение

4

Шайтанов И.О.

Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы

2008

М.: Просвещение


  1. Контрольно-измерительные материалы:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство







  1. Пособия для подготовки к ЕГЭ:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство







  1. Электронные пособия (диски):


№ п/п

класс

название

автор

Год издательства

Издательство

1

6класс

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM

В.Я.Коровина, П..Журавлев

2008

М.: Просвещение

  1. Интернет ресурсы

№ п/п

сайт


http:www.forschool.ru Урок литературы в средней школе.


http://www.litera.ru Стихи и биографические материалы


http://www.stihophone.ru Стихи













График контрольных и творческих работ по литературе






Тема

Форма контроля

Контрольная работа

Сочинение

Изложение

по плану

факт

по плану

факт

по плану

факт

1

А.С.Пушкин. «Дубровский». Сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика».



23.10

24.10




2

Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.

27.10






3

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

12.12






4

Изложение текста «Левша в гостях у англичан»





25.12


5

Устное сочинение «Расскажу о любимом поэте»



15.01




6

Сочинение по повести А. Грина «Алые паруса»



22.01




7

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Сравнительная характеристика Насти и Митраши.



06.02




8

Сочинение. «Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.



26.03




9

К.р. по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ

09.03






10

Сочинение-миниатюра «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы»



08.05




11

П. Мериме «Маттео Фальконе» «Нравственный поступок»



15.05




12

Итоговая контрольная работа (проект). «Путешествие по стране Литературии 6 класс»

08.05






13

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»



28.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе 6 кл.

Автор: Хабетдинова Зумрат Даминовна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства