Составитель: Хабетдинова З.Д., учитель русского языка и литературы 1 кв. категории
Зам.директора ____________ /Багаутдинова Л.И./ от «27» августа 2014г.
.
На заседании МО, протокол от 25.08. 2014 № 1
Руководитель МО ____________ / Миркина Л.Г. / от «25» августа 2014г.
.
План составлен на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Программы общеобразовательных учреждений для 5 – 11 классов автора В.Я. Коровиной (2008 года), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 46» на 2014/2015 учебный год.
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Локального акта образовательного учреждения (Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы педагога).
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника В. Я. Коровиной «Литература» для 6 класса – М.: Просвещение, 2012 год (Допущено МОиН РФ).
Программа разработана на 105 часов в год, из расчета 3часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 13 часов (контрольные работы – 4 часа, развитие речи - 9 часов).
Из школьного компонента дополнительно выделено 35 часов, за счет них расширены следующие разделы содержания программы:
Изучение литературы в основном общем образовании направлено на достижение следующих целей и задач:
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
В результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 6 класса должны уметь
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки план | Сроки факт | Планируемые результаты обучения |
знания | умения | ООУН |
Введение (1ч) |
-
| «В дорогу зовущие». Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. | 1 | 01.09 | 01.09 | Вспомнить произведения, изученные в 5 классе. | Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Повторение изученного в 5 классе, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности |
Устное народное творчество (4часа) |
-
| Устное народное творчество. Обряды и обрядовый фольклор. | 1 | 04.09 | 04.09 | Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен. | Уметь находить художественные особенности обрядово-календарных песен | Навык анализа поэтического произведения |
-
| Календарно-обрядовые песни | 1 | 05.09 | 05.09 |
-
| Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества | 1 | 08.09 | 08.09 | Мудрость и ценность русских пословиц поговорок. | Уметь пользовать пословицами и поговорками в речи. | Развернутый ответ на вопрос, развитие устной речи. |
-
| Р.р. Урок - «Посиделки». Русский фольклор | 1 | 11.09 | 11.09 | Знать особенности обрядово-календарных песен | Уметь находить художественные особенности обрядово-календарных песен | Навык анализа поэтического произведения |
Древнерусская литература (2 часа) |
-
| «Повесть временных лет» — первая русская летопись. | 1 | 12.09 | 12.09 | Знать особенности произведений древнерусской литературы. | Уметь давать характеристику герою произведения. | Навык анализа художественного произведения |
-
| «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 15.09 | 15.09 | Знать: определение понятий «древ-нерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства | Уметь давать характеристику герою произведения. | Комментированное чтение, беседа по вопросам, развивать навыки анализа текста. |
Произведения русских писателей XVIII века (4 часа) |
-
| И. И. Дмитриев. Басня «Муха». Смех над ленью и хвастовством. | 1 | 18.09 | 18.09 | Знать: понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра | Уметь подчеркивать общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях. | Навык анализа художественного произведения |
-
| И. А. Крылов: страницы биографии. Басня «Осел и Соловей» | 1 | 19.09 | 19.09 | Жизненный и творческий путь И.А.Крылова; нравственный смысл басен. | Уметь определять литературные особенности басни как жанра, уметь находить нравоучительный вывод; выразительно читать басни по ролям, наизусть. | Выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос. |
-
| И. А. Крылов Басни «Листы и Корни», «Ларчик» | 1 | 22.09 | 22.09 |
-
| В. ч. Басни И.А.Крылова. | 1 | 25.09 | 25.09 |
Произведения русских писателей XIX века (40 часа) |
-
| А.С.Пушкин. Лицейские годы жизни А. С. Пушкина. Стихотворение «И.И.Пущину». | 1 | 26.09 | 26.09 | Знать краткие биографические сведения о поэте, влияние лицейской среды на формирование поэта; худ. особенности стихотворного послания. | Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя. | Понимать значение дружбы и идею стихотворений о дружбе; выразительно читать лирические произведения. |
-
| А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» Двусложные размеры стиха. | 1 | 29.09 | 29.09 | Знать двусложные размеры стиха, художественные приемы, используемые в поэзии | Уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя. | Определять размеры стиха; выразительно читать. |
-
| «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. | 1 | 02.10 | 02.10 | Роль антитезы в композиции стихотворения; интонация как средство выражения поэтической идеи. | Уметь определять стихотворный размер, находить проблематику произведений, пересказывать. | Навык анализа поэтического произведения. Навык выразительного чтения наизусть. |
-
| Тема жизненного пути. «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина. | 1 | 03.10 | 03.10 | Художественные приемы, используемые в поэзии | Уметь находить эпитеты и метафоры в стихотворном тексте | Навык анализа поэтического произведения. Навык выразительного чтения наизусть |
-
| В. ч. А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Выстрел». Смысл названия. Характер Сильвио. | 1 | 06.10 | 06.10 | Особенности языка и композиции «Повестей Белкина» | Уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| В. ч. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. | 1 | 09.10 | 09.10 |
-
| Роман «Дубровский». Историко-культурный контекст романа. | 1 | 10.10 | 10.10 | Знать историю создания романа, особенности языка и композиции, тематику и проблематику; роль пейзажа в передаче душевного состояния героя; основные черты русского национального характера . | Уметь определять тематику и проблематику, давать развернутый ответ; давать характеристику литературным героям; вникнуть в характер их сложных отношений; анализировать текст, определять мотивировку героев. | Навык анализа художественного произведения; беседа по вопросам, комментированное чтение; умение давать сравнительную характеристику героев. |
-
| Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. | 1 | 13.10 | 13.10 |
-
| Роман «Дубровский». История жизни молодого Дубровского. (главы V-VII)/ | 1 | 16.10 | 16.10 |
-
| Роман «Дубровский». Учитель-француз (главы VIII-XII) | 1 | 17.10 | 17.10 |
-
| Роман «Дубровский» (главыXIII-XIX). Композиция | 1 | 20.10 | 20.10 |
-
| Р.Р.Подготовка к сочинению по роману «Дубровский» «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский» или сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» | 1 | 23.10 | 23.10 | Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы, правила составления сложного плана характеристики героя. | Уметь составлять план характеристики героя, определять тему, идею художественного произведения, находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. |
-
| Р.Р. Сочинение по роману «Дубровский» «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский» или сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» | 1 | 24.10 | 24.10 |
-
| К.р. Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | 27.10 | 27.10 | Знать изученный материал | Уметь использовать полученные знания, умения и навыки. | Самоконтроль |
-
| М. Ю. Лермонтов (1814-1841). Личность поэта. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | 1 | 30.10 | 30.10 | Общие биографические сведения; эпоху и отношение поэта и власти. | Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка | Составление плана, пересказ, работа со статьёй учебника. Давать развернутый ответ на вопросы. |
-
| М. Ю. Лермонтов. «Утёс». Тема красоты и гармонии человека с миром. | 1 | 31.10 | | Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение», причины, вызывавшие чувство одиночества у поэта; основную мысль стихотворения; историю создания; особенности жанра баллады; способы выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении | Уметь определять проблематику стихотворения; анализировать лирическое произведение; определять размер стиха. | Выразительное чтение стихотворения; определять основную мысль, проблематику. |
-
| Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Двусложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 | 10.11 | |
-
| Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…».. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | 13.11 | | Знать историю написания стихотворения, особенности выражения темы одиночества. | Уметь анализировать поэтическое произведение; определять размер стиха. | Навык анализа поэтического произведения. Навык выразительного чтения |
-
| И. С. Тургенев: страницы биографии. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | 1 | 14.11 | | Знать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника». | Уметь связно рассказывать о героях, характерах, составлять план к художественному тексту. | Навык пересказа художественного произведения. Умение составлять план. |
-
| Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг». | 1 | 17.11 | | Знать содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; мастерство Тургенева в создании образов мальчиков | Уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст; давать характеристику героям художественного произведения. | Анализ эпизода, развернутый ответ на вопросы; составлять план характеристики героя; пересказ. |
-
| «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков | 1 | 20.11 | |
-
| И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | 21.11 | | Мастерство писателя в изображении картин природы. | Уметь анализировать поэтическое произведение | Навык анализа художественного произведения |
-
| Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело, Особенности изображения природы. | 1 | 24.11 | | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности | Уметь анализировать поэтическое произведение. | Навык анализа поэтического произведения. |
-
| Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Листья» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | 1 | 27.11 | | Мастерство поэта в изображении картин природы. | Уметь объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. Природа как воплощение прекрасного. | 1 | 28.11 | | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; мастерство поэта в изображении картин природы. | Уметь объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи; анализировать поэтическое произведение | Навык выразительного чтения; анализа поэтического произведения. |
-
| А. А. Фет. «Еще майская ночь», Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них — у дуба, у березы...» Природа как мир истины и красоты. | 1 | 01.12 | |
-
| В. ч. Стихотворения А.Фета и Ф.Тютчева о природе. | 1 | 04.12 | | Знать особенности поэзии Тютчева, Фета; сведения о биографических данных поэтов и особенности изображения природы в их произведениях. | Уметь выразительно прочитать и проанализировать стихотворение. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| Н. А. Некрасов (1821-1877). Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа | 1 | 05.12 | | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др | Уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами. | Обозначить главную тему его поэзии, показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта. |
-
| «Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения. | 1 | 08.12 | | Знать основную мысль, тему, идею стихотворения. | Уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы. | Умение анализировать, приводить аргументы, делать выводы; владея навыками выразительного чтения, обыгрывать диалог. |
-
| Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Размеры стиха | 1 | 11.12 | | Знать содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя | Уметь выразительно читать лирическое повествование, определять настроение и тональность, анализировать. | Выразительное чтение, анализ стихотворения, развернутый ответ на вопрос |
-
| К.р. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. | 1 | 12.12 | | Знать изученный материал | Уметь использовать полученные знания, умения и навыки. | Навык самоконтроля |
-
| И. С. Лесков Сказ «Левша». Сказ как форма повествования. | 1 | 15.12 | | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ». | Уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| Народ и власть в сказе о Левше. | 1 | 18.12 | | Знать особенности языка, содержание сказа. | Уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе. | Совершенствование навыков работы с книгой. |
-
| Судьба мастера. Гордость писателя за народ | 1 | 19.12 | | Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта. | Уметь давать характеристику героям художественного произведения. | Аналитическое чтение, устное рисование. |
-
| Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | 1 | 22.12 | | Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой. | Уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении; пересказывать, сохраняя авторский язык. | Навык анализа художественного произведения Умение составлять план характеристики героя. |
-
| Р.р. Изложение текста «Левша в гостях у англичан» | 1 | 25.12 | | Знать содержание текста. | Уметь составлять выборочную цитатную характеристику героев; выразительно читать. | Собирать и систематизировать материал к изложению с учетом темы и основной мысли. |
-
| А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора | 1 | 26.12 | | Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». | Уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Умение анализировать, приводить аргументы, делать выводы; владея навыками выразительного чтения, обыгрывать диалог. |
-
| В. ч. Юмористический рассказ Чехова «Пересолил» | 1 | 29.12 | 12.01 | Знать содержание юмористических рассказов, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа. | Уметь раскрыть природу смешного в рассказах Чехова; видеть особенности чеховского стиля. | Совершенствование навыков работы с книгой, беседа по вопросам. |
-
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | 1 | 12.01 | | Образы и настроения пейзажной лирики. | Уметь анализировать поэтическое произведение | Выразительно читать, сопоставлять стихотворения. |
-
| Р. Р. Устное сочинение «Расскажу о любимом поэте» | 1 | 15.01 | | Знать краткие биографические сведения о поэте, тематике и проблематики его поэтических произведений. | Уметь определять основную мысль стихотворений, их проблематику. | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. |
Произведения русских писателей XX века (28 час) |
-
| А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль. | 1 | 16.01 | | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности. | Уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| История Грэя. «Делать чудеса своими руками» Авторская позиция в произведении. | 1 | 19.01 | | Реалистические и фантастические элементы в повести. | Уметь давать характеристику литературному герою. | Умение составлять план характеристики героя. |
-
| Р.р. Сочинение по повести А. Грина «Алые паруса» | 1 | 22.01 | | Знать содержание повести, проблематику. | Уметь давать характеристику героям художественного произведения. | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы. |
-
| А.И.Куприн. Тема служения людям. Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор». | 1 | 23.01 | | Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа, проблематику | Уметь давать характеристику литературному герою. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| А. П. Платонов (1899-1951). Страницы жизни. Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни. | 1 | 26.01 | | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были. | Уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования. | Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа. |
-
| А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. | 1 | 29.01 | | История создания; определение сказки-были; художественные приемы писателя. | Уметь определять основную мысль произведения. | Навык анализа художественного произведения, беседа по вопросам. |
-
| М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». | 1 | 30.01 | | Знать краткие биографические сведения о писателе, особенности жанра притчи, роль пейзажа в раскрытии характера героев. | Уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, определять основные проблемы произведения; выявлять авторскую позицию. | Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа. |
-
| Тропа Насти. Тропа Митраши. | 1 | 02.02 | | Знать содержание сказки-были | Уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания | Аналитическая беседа по вопросам, пересказ эпизодов. |
-
| «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести. | 1 | 05.02 | | Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека. | Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса. | Пересказ близко к тексту; аналитическая беседа. |
-
| Р.р. Классное сочинение. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. | 1 | 06.02 | | Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы. | Уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения. | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы. |
-
| Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д. С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | 09.02 | | Знать о значении поэзии в годы ВОв; биографические сведения о поэтах-фронтовиках. | Уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину | Сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений. |
-
| В. ч. Тема войны в поэзии ХХ века. | 1 | 12.02 | | Знакомство с темой войны в творчестве советских поэтов | Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение. | Навык выразительного чтения, анализа поэтического произведения. |
-
| В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Автобиографический характер рассказа. | 1 | 13.02 | | Знать биографические сведения о писателе; текст рассказа «Конь с розовой гривой»; особенности проблематики. | Уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, показать нравственный смысл рассказа, передать авторские чувства. | Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа. |
-
| В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Весело и интересно проведенный день. | 1 | 16.02 | | Знать композиционные особенности рассказа. | Уметь определять характерные черты маленького героя; определять главную мысль рассказа. | Комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам. |
-
| В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | 19.02 | | Нравственные проблемы рассказа; формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей. | Уметь анализировать произведение, давать характеристику героям. | Навык анализа и пересказа художественного произведения, развернутый ответ на вопрос. |
-
| В. Г. Распутин (р. в 1937г.). Смысл названия рассказа «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика | 1 | 20.02 | | Знать сведения о писателе; содержание рассказа; своеобразие его прозы. | Уметь определять авторскую позицию; прояснить мотивы поведения героя рассказа; раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»; определять роль деталей | Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа. |
-
| В. Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия. | 1 | 23.02 | | Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции; роль учительницы в жизни мальчика; смысл названия рассказа. | Уметь давать правильную оценку поступкам героя; понимать юмор автора по отношению к своему герою; определять авторскую позицию. | Аналитическая беседа по вопросам, анализ текста. |
-
| Р.р. Сочинение. «Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. | 1 | 26.02 | | Знать структуру сочинения-рассуждения и сочинения-характеристики. | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой. | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы. |
-
| В. М. Шукшин. Слово о писателе. Особенности шукшинских героев - «чудиков» Странные люди – герои писателя. Рассказы «Чудик», «Критик». | 1 | 27.02 | | Знать краткие биографические сведения о писателе; своеобразие творчества писателя, содержание рассказа. | Уметь анализировать юмористический рассказ; находить смешное и грустное, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа | Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, аналитическая беседа по вопросам, совершенствование навыков работы с книгой. |
-
| В. ч. Образ странного героя в литературе. В. М. Шукшин. «Срезал» | 1 | 02.03 | |
-
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» Роль автора и рассказчика в произведении. | 1 | 05.03 | | Знать роль автора и рассказчика в произведении; значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции, понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя; воспитательный аспект произведения. | Уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии. | Умение анализировать, приводить аргументы, делать выводы; владея навыками выразительного чтения, обыгрывать диалог; навык пересказа художественного произведения. |
-
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» Идея рассказа. | 1 | 06.03 | |
-
| К.р. по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ | 1 | 09.03 | | Знать изученный материал. | Уметь применять полученные знания, умения, навыки. | Навык самоконтроля |
-
| Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». | 1 | 12.03 | | Знать сведения об авторах, основные мотивы их творчества, образы и настроения пейзажной лирики. | Уметь устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| Лирика С.Есенина . «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению. | 1 | 13.03 | | Знать о роли природы в лирике С.Есенина; об образе лирического героя. | Уметь выразительно читать стихи, понимать смысл лирического произведения. | Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения. |
-
| А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | 16.03 | | Знать краткие биографические сведения о поэте; образ лирического героя в стихах А.Ахматовой. | Понимать мысли и чувства автора лирического произведения. | Навык анализа поэтического произведения и выразительного чтения. |
-
| Н.М. Рубцов. «Звезда полей». «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. | 1 | 19.03 | | Знать краткие биографические сведения о поэте, основные мотивы творчества, духовность поэзии Н.Рубцова. | Уметь понимать смысл лирического произведения, выразительно читать стихи. | Навык анализа поэтического произведения и выразительного чтения. |
-
| Р.р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра). | 1 | 23.03 | | Знать структуру написания сочинения-миниатюры. | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой. | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы. |
Из литературы народов России (4ч.) |
-
| Г. Тукай. Страницы биографии «Родная деревня». Любовь к малой родине. | 1 | 02.04 | | Знать краткие биографические сведения о поэте; патриотической направленности стихотворений; любви к своей малой родине. | Понимать мысли и чувства автора лирического произведения. | Навык анализа поэтического произведения и выразительного чтения. |
-
| Г. Тукай «Книга». Книга в жизни человека. | 1 | 03.04 | |
-
| К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Основные поэтические образы. | 1 | 06.04 | | Знать краткие биографические сведения о поэте; патриотической направленности стихотворений; любви к своей малой родине | Уметь устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| Практическая работа. Подбор цитат к теме «Образ Родины в стихах Г. Тукая и К. Кулиева». Определение общего и индивидуального в образе Родины в творчестве разных поэтов. | 1 | 09.04 | | Знать краткие биографические сведения о поэтах, их творчестве. | Уметь устно описывать образы, определять художественные приемы. | Презентация и защита собственных иллюстраций к стих-ям, умение вступать в речевое общение. |
Из зарубежной литературы (19 часов) |
-
| Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. | 1 | 10.04 | | Представление о мифе как о жанре; образ Геракла как величайшего героя Древней Греции. | Уметь давать характеристику герою художественного произведения. | Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения, аналитическая беседа по вопросам. |
-
| Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | 13.04 | | Знать об образе Геракла как величайшего героя Древней Греции (образ положительного героя). | Уметь давать характеристику герою художественного произведения; находить отличия мифа от сказки; кратко пересказывать содержание мифов. | Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения, аналитическая беседа по вопросам. |
-
| Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 | 16.04 | |
-
| В. ч. «Мифы Древней Греции» | 1 | 17.04 | |
-
| Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | 20.04 | | Представления о легенде; отличие легенды от мифа; влияние античных образов на литературу. | Уметь давать характеристику герою художественного произведения. | Навык анализа художественного произведения и выразительного чтения, аналитическая беседа по вопросам. |
-
| «Илиада» и «Одиссея» Гомера — великие древнегреческие поэмы | 1 | 23.04 | | Знать понятие «героического эпоса», признаки и отличительные особенности героического эпоса. | Уметь определять в тексте средства художественной выразительности, читать древнегреческие тексты, понимать авторскую позицию. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| «Илиада» Понятие о героическом эпосе. | 1 | 24.04 | |
-
| «Одиссея» — песнь о героических подвигах, мужественных героях. | 1 | 27.04 | | Знать содержание песни, тематику и проблематику, героев поэмы «Одиссея». | Уметь читать древнегреческие тексты, понимать авторскую позицию. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
-
| Хитроумный Одиссей: характер и поступки. | 1 | 30.04 | |
-
| М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Образ странствующего рыцаря. Герой, живущий в воображаемом мире | 1 | 01.05 | | Знать краткие биографические сведения о писателе; об эпохе Возрождения; содержание романа «Дон Кихот»; об образе благородного странствующего рыцаря; иллюзорность рыцарских добродетелей в мире расчета и трезвой практичности. | Уметь давать характеристику герою художественного произведения; сравнивать образы главных героев. | Отработка навыка анализа художественного произведения, составления характеристики героя. |
-
| М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Гуманизм автора. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности. | 1 | 04.05 | |
-
| Иоганн Фридрих Шиллер. Слово о поэте. Баллада «Перчатка» Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | 07.05 | | Знать краткие биографические сведения о поэте; расширить знания о жанре баллады. | Уметь сравнивать два перевода одного произведения. | Навык анализа художественного произведения |
-
| Годовая контрольная работа (проект). «Путешествие по стране Литературии 6 класс» | 1 | 08.05 | | Знать методику работы над проектом. | Уметь выполнять проект, подбирать нужный материал. | Самоконтроль |
-
| П. Мериме. «Маттео Фальконе»: время создания новеллы. Образ рассказчика. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | 1 | 11.05 | | Знать краткие биографические сведения о писателе, особенности новеллы как жанра; образ главного героя. | Уметь выявлять авторскую позицию; особенности композиции. | Развернутый ответ на вопрос, сообщение о писателе, анализ рассказа |
-
| П. Мериме. «Маттео Фальконе». Нравственные уроки новеллы. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | 14.05 | |
-
| Р.р. Сочинение «Нравственный поступок» по произведению П.Мериме «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ» | 1 | 15.05 | | Знать содержание новеллы, проблематику, структуру сочинения-рассуждения. | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой. | Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; совершенствовать языковое оформление своей работы. |
-
| Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - как философская сказка-притча. | 1 | 18.05 | | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ»; иносказательный смысл сказки; особенность притчи как литературного жанра; гуманизм сказки. | Уметь определять сказочные и реальные элементы сказки, определять тему, основную мысль рассказа; творчески работать с текстом произведения, давать собственную оценку прочитанному. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров; навык анализа художественного произведения. Навык устной образной речи. |
-
| Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги. | 1 | 21.05 | |
-
| «Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче. | 1 | 22.05 | |
101 | В.ч. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении. | 1 | 25.05 | | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности. | Уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть, давать собственную оценку прочитанному. | Владение монологической речью, умение вступать в речевое общение, приведение примеров. |
Повторение (3 часа) |
103 | Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» | 1 | 28.05 | | Знать произведения, изученные на уроках в 6 классе. | Уметь анализировать, давать собственную оценку; находить позицию автора. | Обобщение и систематизация пройденного материала. |
104 | Обобщение. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | 29.05 | | Знать произведения, изученные на уроках в 6 классе; список произведений для летнего чтения. | Уметь давать собственную оценку; находить позицию автора; давать развернутый ответ на вопрос | Обобщение и систематизация пройденного материала. |
105 | Обобщение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Список для летнего чтения. | 1 | 29.05 | |
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Сочинение в 5-8 классах оценивается одной отметкой.
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
11. Социальное и прикладное значение полученных результатов.