Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества 1ч. | Познакомить со своеобразием предмета литературы, ролью книги в жизни человека. | Урок-игра | Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретённые знания для создания творческих работ. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Викторина Д.з.: раскрыть смысл одного из высказываний о книге | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | |
2. | Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» 1ч. | Познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах | Урок чтения и изучения произведения. | Знать: мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа. Уметь: отличать миф от сказки, легенды и былины. | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанав-ливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Д.з.: Сос тавление плана «Что такое миф?» | Иллюстрации мифов |
3. | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор) 1ч. | | Комбинированный урок | Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора. | Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Игра по малым жанрам фольклора Д.з.: придумать загадку, скороговорку или приговорку | |
4 | Сказка как вид народной прозы. 1ч. | Познакомить с видами народных сказок | Урок изучения нового материала | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки. Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды | Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно- классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8) | |
5 | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. 1ч. | Обучение устному пересказу | Урок-беседа |
6 | «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. 1ч. | Обучение устному пересказу | Комбинированный урок | | | | | | | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. 1ч. | Обучение устному пересказу | Урок развития речи | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учителем и одноклассниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37) | Иллюстрации художни ков |
8 | Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. 1ч. | Обучение устному пересказу | Обучение чтению. Беседа | | | | | | | |
9 | РР Составление волшебной сказки 1ч. | Обучение устному пересказу | Комбинированный | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | |
10 | ВЧ Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» ПРОЕКТ Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок» 1ч. | Обучение устному пересказу | Обучение чтению. Беседа | Уметь: объяснить отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций к сказкам, защита проектов | |
11 | Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов 1ч. | | Конт роль знаний | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Мой любимый герой русской народной сказки? 2.Почему я люблю читать сказки? 3.Почему в сказках добро всегда побеждает зло? | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
12-13 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». ВЧ Русские летописи. 2ч. | Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи | Комбинированный урок | Знать: особенности повествования, сюжет отрывка из «Повести…», атмосферу эпохи; летописный свод. Уметь: читать текст; определять тему, идею; выделять главное в прослушанном сообщении, работать с учебником и иллюстрациями. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся. | Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её. | Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Сообщения (2-3) Тест Дать развернутый ответ на вопрос: «Каково значение памятника ДЛ «Из похвалы князю Ярославу» | Исторические события 9-14 веков |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
14 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру...» Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению | Проявляет же-лание осваи-вать новые ви-ды деятельнос-ти, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осоз-нает себя как индивидуальность и одновре-менно как член общества. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Вопросы и задания (стр. 55) | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
15 | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий 1ч. | Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова | Комбинированный | Знать: легенды об Эзопе, роль басен в жизни общества. Уметь: Выразительно читать басни, выявлять лексическое значение слов, выделять главное в прослушанном сообщении | Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61) | отражение исторических событий в басне |
16 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях 1ч. | | Комбинированный | Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть. Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям | Смыслообразование- устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1-2 (с.63), 1-2 (с.65) | |
17 | Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание басен И.А. Крылова. Одну басню наизусть. Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе | Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Выразительное чтение, описание иллюстраций | |
18 | РР Басни Крылова. Анализ и исполнение 1ч. | | Урок - конкурс | | Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся. | Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций | ПРО ЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях |
19-20 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» 2ч. | Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказк | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Уметь: пересказы-вать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Вопросы и задания 1-5 (с. 80), 1-6 (с. 80-81, «Фонохрестоматия»), характеристика героев | |
21 | «Спящая царевна» как литературная сказка. 1ч. | | Урок-беседа | Знать: сюжетное своеобразие сказки гуманистический пафос произведения. Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Характеристика героев, вопросы 1-3, 7 (с. 87), составление плана баллады | |
22 | В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» 1ч. | Познакомить с жанром баллады | Урок изучения нового материала | Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; составлять план произведения |
23 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок 1ч. | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о биографии А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | Вопросы и задания 1-2 (90), 1-2 (с. 91), 1-2 (с. 92), описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника) | |
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1ч. | Развивать навыки выразительного чтения | Комбинированный урок | Знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые зна-ния, умения, совершенствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану. | Вопросы и задания 1-12 (с. 109-110), задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 110), характеристика героев | |
25 | Основные образы сказки 1ч. | | Урок-беседа |
26 | РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина 1ч. | | Урок развития речи | Знать: сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Уметь: при сравнении произведений и об-суждении их исполнения аргумен-тированно и последо-вательно доказать свою точку зрения | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | | Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 111), описание иллюстраций к сказке А.С. Пушкина | |
27 | РР Стихи и проза. Рифма и ритм 1ч. | | Урок-практикум | Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме) | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивиду-альность и одновременно как член общества. | Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Вопросы и задания 1-2 (с. 113-114) | |
28 | Контрольная работа 1ч. | Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина | Урок развития речи | Знать: сюжет и содержание сказок А.С. Пушкина. Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Письменный ответ на один из вопросов: 1.В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло царевичу Елисею в поисках невесты? | «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике». |
29 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» 1ч. | | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: строить развернутые высказывания; прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Вопросы и задания 1-7 (с. 151-152), 1-2 (с. 152, выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста | |
30 | ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: характеризовать героев и их поступки | | | | | Вопросы и задания (с. 162), выборочный пересказ, характеристика героев | |
31 | ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок» 1ч. | | Урок-беседа | Знать: сюжет и содержание сказки Уметь: характеризовать героев и их поступки | Осознает себя гражданином своего Отечес-тва, проявляет интерес и уважение к другим наро-дам; признает общепринятые морально-этические нормы | Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Вопросы и задания 1-2 (с. 165), 1-7 (с. 169-170), выразительное чтение | |
32 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворе ния 1ч. | Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино» Уметь: воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою |
33 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» 1ч. | | Урок-практикум | Знать: стихотворение наизусть. Уметь: пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Вопросы и задания (с. 170-171), выразительное чтение наизусть, описание репродукции, «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170) | |
34 | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». 1ч. | Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному | Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся. | понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Вопросы 1 (с. 174), 1-2 (с. 184) | |
35 | ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1ч. | наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения | Комбинированный урок | Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место». Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке | Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выборочный пересказ, выразительное чтение, вопросы и задания «Фонохрестоматия» (с. 184-185) | ПРО ЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров…» в иллюстрациях». |
36 | ВЧ Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа 1ч. | Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; историю создания стихотворения «На Волге». Уметь: выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении | Проявляет положительное отношение познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа, вопросы и задания (с. 191-192) | |
37 | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины. 1ч. | совершенствовать навыки выразительного чтения | Урок-практикум | Знать: содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях…» Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения | | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Вопросы и задания (с. 195-196), (205-206), сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко | |
38 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения 1ч. | | Урок-практикум | Знать: содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети». Уметь: выразительно читать отрывок; со-поставлять произве-дения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | | | | | Вопросы и задания (с. 205-206), сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко | |
39 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями 1ч. | Познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести . | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму». Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Сообщения, вопросы 1-3 (с. 241), 1-2 (с. 242-243, рубрика «Фонохрестоматия») | |
40 | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. 1ч. | работать над пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне. Герасима и Муму | Урок-беседа | Знать: сюжет и содержание рассказа. Уметь: характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства, прослежи-вать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов | Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности | Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. | Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев | |
41 | Герасим и Муму. Счастливый год 1ч. | работать над пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне. Герасима и Муму | Урок-беседа | Знать: сюжет и героев рассказа. Уметь: строить развернутые выска-зывания; пересказы-вать по плану; прослеживать изме-нения в характере героя; объяснять зна-чение слов; описывать иллюстрации | | | | | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 | |
42 | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества 1ч. | Раскрыть одну из тем: – Что воспевает Тургенев в образе Герасима? – Друзья и враги Герасима. – В чем вина и беда барыни? | Урок-беседа | Знать: теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола. Уметь: прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументиро-ванно доказывать свою точку зрения | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет спо-собность к са-мооценке сво-их действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выборочный пересказ, вопросы и задания | |
43 | РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» 1ч. | | Уроки развития речи | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой. Уметь: составлять план действий | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | | | Составление плана сочинения, написание сочинения на черновике | |
44 | Контрольная работа 1ч. | | Уроки развития речи | план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды) | | | | | Письменный ответ на один из вопросов: 1.Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима? 2.Каковы друзья и враги Герасима? 3.В чём вина и в чём беда барыни? | ПРО ЕКТ«Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» |
45 | «Чудные картины» А.А. Фета 1ч. | Познакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Фета (кратко); одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека | Выделяют главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находят и создают способы решения проблем творческого характера. | Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют со сверстниками | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия. | Выучить наизусть одно из стихотворений.вопросы и задания (с. 245-246) | |
46 | Контрольное тестирование за первое полугодие 1ч. | | Урок контроля знаний | Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Контрольный тест | |
47 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. 1ч. | Познакомить с творчеством писателя, совершенствовать умение анализиро вать произведе ние; совершенство вать навыки выразительного чтения | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (кратко); историю создания, содержание рассказа «Кавказский пленник». Уметь: пересказывать текст; строить развернутые высказывания; характеризовать героев и их поступки | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Вопросы и задания 1-2 (с. 275), 1-2 (с. 276) | |
48 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев. 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | | | | | Уровень знаний по предмету, ответы на вопросы | |
49 | Тема дружбы в рассказе. 1ч. | | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание рассказа. Уметь: давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Проявляет гуманистические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; выявляет первоначальные впечатления о прочитанном. | Ставит и формулирует проблемы | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Формулирует и удерживает учебную задачу | Выборочный аналитический пересказ, , вопросы и задания 7-8 (с. 275), 4-6 (с. 276). | |
50 | Под страхом смерти. 1ч. | | Урок практикум | Знать: сюжет и содержание рассказа. Уметь: делать аналитический пере-сказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | | | | | Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов | |
51 | РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». 1ч. | | Урок развития речи | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания | Осуществляет самоконтроль и самопроверку | Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты | Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию | Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче | Темы сочинений: 1. «Жилин и Костылин: разные судьбы». 2. «Друзья и враги Жилина». | ПРО ЕКТ Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы |
52 | А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. 1ч. | Познакомить с понятием “юмор”, отличием юмора от сатиры | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа «Хирургия». Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное | Воспринимает и анализирует сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; собирает информацию. | Формулирует собственное мнение и позицию, предлагает помощь и сотрудничество. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Вопросы и задания 1 (с. 279), 1-3 (с. 284), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 284-285) | |
53 | О смешном в литературном произведенииОсобенности чеховского юмора 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | | | |
54 | Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». 1ч. | | Урок внеклассного чтения | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки | | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель; использует знаково-символические средства | Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Принимает и сохраняет учебную цель и задачу; контролирует и оценивает свои действия. | Пересказ, чтение по ролям, инсценирование рассказов, характеристика героев, | |
55, 56 | РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе 2ч. | Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов XIX века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, А. В. Кольцова, Н. С. Никитина, А. Н. Майкова | Урок-концерт | Знать: содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать актерское чтение | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Чтение наизусть. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста | ПРО ЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 часов) |
57 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказов Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Развивает на-выки сотрудни-чества в раз-ных ситуациях, находит выхо-ды из спорных ситуаций | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы. | Принимает и сохраняет учебную цель и задачу | Вопросы и задания 1 (с. 4)*, 1-3 (с. 9), 1-5 (с. 10,), описание репродукции Тест | |
58 | ВЧ И. А. Бунин «Подснежник» 1ч. | | Урок-беседа |
59 | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец 1ч. | Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г.Короленко; содержание повести Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать текст | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее | Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Вопросы и задания 1 (с. 11), 1, 3, 6 (с. 45), пересказ, составление плана повести | |
60 | Новые знакомые Васи 1ч. | | Комбинированный урок | Знать: жанровые признаки повести; сюжет повести; способы создания образов Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Вопросы и задания 10, 13 (С. 46), 1-3, элементы анализа текста | |
61 | Тыбурций Драб – «замечательная личность» 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее | Вступает в учебный диалог, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | | |
62 | РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» 1ч. | | Уроки развития речи | Знать: этапы и приемы над сочинением. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Элементы анализа текста, составление плана сочинения, подбор материалов | |
63 | ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою. | | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | | | |
|
64 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» 1ч. | | Урок-практикум | Знать: сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко). Уметь: использовать теоретико-литературные понятия в речи | Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания. | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Формулирует и удерживает учебную задачу | Наизусть стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы..» | |
65 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера 1ч. | Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова; сюжет сказа «Медной горы Хозяйка. Уметь: характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. | Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Творческая работа по сказу, элементы анализа текста | |
66 | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. 1ч. | Обучение аналитическому чтению | Урок-беседа |
67 | Контрольная работа 1ч. | | Урок контроля | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных раннее. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, писать развернутые ответы на вопросы | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Контрольная работа | |
68 | Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». 1ч. | | Урок внеклассного чтения | Знать: сюжеты сказов П.П. Бажова. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказов; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором | Осуществляют самоконтроль и самопроверку | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Викторина, описание иллюстраций палехских мастеров и рисунков учеников к сказам | |
69 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании | Формирует нравственно-эстетические представления Понимает чувства других людей и сопереживает им. | Использует знаково-символические средства | Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре. | Принимает и сохраняет учебную цель и задачу | Пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование | |
70 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сюжет и содержание рассказа Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа; находить в тексте изобразительно-выразительные средства | Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное | Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности. | Формулирует собственное мнение и позицию | Контролирует и оценивает свои действия. | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование | |
71 | ВЧ Сказки К. Г. Паустовского 1ч. | | Урок-беседа | Знать: сюжет и содержание сказок. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; находить в тексте изобразительно-выразительные средства | | | | | | |
73 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве С.Я. Маршака; сюжет сказки; признаки драмы как рода литературы. Уметь: видеть связь пьесы-сказки с фольклором | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее | Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Контрольные срезы. | |
74 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» 1ч. | | Комбинированный урок | Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки. Уметь: выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; аргументированно доказывать свою точку зрения | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выразительное чтение по ролям пьесы-сказки, вопросы статьи «Прочитайте, это интересно!» | |
75 | Контрольная работа 1ч. | | Урок-спек такль | | | | | | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? 2.Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло? | ПРО ЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки |
76 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита» 1ч. | Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа Уметь: соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выразительное чтение, составление плана рассказа, вопросы и задания 1-4 (с. 111-112) | |
77 | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». 1ч. | | Урок-беседа | Знать: сюжет и содержание рассказа. Уметь: выразительно читать фрагменты; оценивать актерское чтение | Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков, действий | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения | Целеполагание планирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
78 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» 1ч. | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения об В.П. Астафьеве; литературное понятие автобиографическое произведение Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | | Вопросы и задания 1-7, 9 (с. 140-141) | |
79 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1ч. | | Урок-беседа | Знать: сюжет и содержание рассказа. Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации | | | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения | | | |
80 | Контрольная работа 1ч. | | Урок контроля | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных раннее. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, писать развернутые ответы на вопросы | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения | Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в их произведе ниях? | |
81 1 | РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1ч. | | Урок развития речи | Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике | |
82 | ВЧ П. Мериме «Маттео Фальконе» 1ч. | | Комбинированный урок | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, определять жанр и идею произведения | | | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выборочный пересказ, выразительное чтение | |
83 | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи | | | | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Вопросы и задания 1-2, 4 (с. 146), 1-2 (с.146-147, рубрика «Фонохрестоматия», 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-2 (с. 149), 1-2 (с. 149, | |
84 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Вопросы и задания 1-2, 4 (с. 146), 1-2 (с.146-147, рубрика «Фонохрестоматия», 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-2 (с. 149), 1-2 (с. 149, рубрика «Фонохрестоматия» | |
85-86 | РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе 2ч. | Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения | Уроки-практикумы | Знать: содержание стихотворений поэтов ХХ века, одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Сообщение, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 151, 152, 153-154, 156-157), элементы анализа поэтического текста, вопросы и задания (с. 271-272) | ПРО ЕКТ «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях» |
87 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». 1ч. | | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю. Кима (кратко); содержание рассказов С. Черного Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Вопросы и задания (с. 173, 175) | |
88 | ВЧ Н. А. Тэффи «Валя» 1ч. | | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Вопросы и задания (с. 173, 175) | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
89 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» 1ч. | | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона; ); сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»; понятие «баллада». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Выборочное чтение, анализ эпизодов баллады, характеристика героя | |
90-91 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» 2ч. | Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д. Дефо «Робинзон Крузо», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», С. Черный «Игорь-Робинзон»; оценивать актерское чтение | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания 1-5 (с. 193-194) | |
92 | Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда 1ч. | Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки | Урок изучения нового материала | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания | |
93 | Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою | Осознаёт себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам, признаёт общепринятые моральные нормы | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания | |
94 | Истории четвёртая и пятая 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою | | | | | | |
95 | Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом 1ч. | | Урок-беседа | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою | Устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание | Осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников | | Контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы | | |
96 | РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение) 1ч. | | Урок развития речи | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Сочинение по предложенным темам | |
97 | Дж. Лондон «Сказание о Кише» 1ч. | Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра “сказание” | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Вопросы и задания 1-3, 5-6 (с. 268), выразительное чтение, характеристика героя | |
98 | Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы» 1ч. | | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве Ж. Санд (кратко); сюжет и содержание сказки «О чем говорят цветы». Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов сказки, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 240) | |
99 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». 1ч. | Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; характеризовать героя и его поступки | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов сказки, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 240) | |
100 | КР Контрольное тестирование за второе полугодие 1ч. | | Урок контроля знаний | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | | | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Контроль ный тест | ПРО ЕКТ Электронная презентация «Памятники литературным героям» |
101 102 103-105 | Анализ контрольного тестирования 2ч. Резервные и итоговые уроки; литература для летнего чтения 3ч. | Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам: – Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему? – Любимые литературные герои и их нравственные качества | Уроки повторения и обобщения изученного | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев;аргументировать свою точку зрения | Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся | Осознаёт познавательную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану | Итоговые вопросы (с. 176), выразительный пересказ, описание иллюстраций | ПРО ЕКТ «Путешествие по стране Литературии 5 класса» |