Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недель).
Изучение литературы ориентировано на: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / [Т. В. Рыжкова, М.С.Костюхина, Г.Л.Вирина и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — 3 – е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шалакушская средняя школа»
Няндомского района Архангельской область.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Требований к составлению рабочих программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, Примерных программ по учебным предметам (Литература. 5-9 классы), программы «Литература: программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. Н. Гуйс, Ю. В. Малкова] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2014, учебного плана МБОУ «Шалакушской средней школы» на 2015-2016 учебный год.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недель).
Уроков РК - 10% от учебного плана – 7 часов в год, рассредоточены на весь год. Уроков Р/Р – 13, вн.чт. – 9, диагностические работы – 5.
Главными целями и задачами изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Формирование УУД.
Личностными УУД являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражении через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- владеть различными видами аудирования;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выводы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничестве с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед сверстниками с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Требования к результатам освоения содержания программы по предмету «Литература».
Изучение предметной области «Филология» должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета.
Миф как исток фольклора
Представление о мифе и мифологии. Следы славянской мифологии в фольклоре. Духовный стих «Голубиная книга».
Теоретико- литературные знания. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора.
Обрядовая поэзия
Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение.
Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…».
Культурное пространство. Мифологические представления разных народов. Обряды (проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая) и их роль в современной жизни. Праздники
и традиции празднования.
А. П. Чехов. «Гриша»
Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии
ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Способы выражения авторской позиции.
Ф. И. Тютчев. «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом…»
«Летний вечер» Ф. И. Тютчева. Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения.
«Тихой ночью, поздним летом…» Ф. И. Тютчева.
Настроение и таинственная атмосфера стихотворения, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова «как» и многоточий в создании настроения. Эпитеты как словесные краски в поэзии.
А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен …», «Какая ночь! Как воздух чист…»
«Летний вечер тих и ясен…» А. А. Фета. Обычное и необычное в стихотворении. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Роль метафор. Авторское отношение к миру. Сопоставление стихотворений по авторской интонации и атмосфере.
Стихотворение А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов. Темы и идеи стихотворений.
С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…»
Поиск олицетворений и метафор в стихотворении. Их роль в тексте.
«Прячет месяц за овинами…»
Образ весны. Цветопись и ее роль. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе.
Тема и идея стихотворения.
А. И. Куприн. «Сапсан»
Особенности композиции рассказа А. И. Куприна: образ героя-рассказчика и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рассказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»
Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Образ дороги. Изобразительно- выразительные
средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения героя. Роль ритма.
но- оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения.
Культурное пространство. А. С. Пушкин в Михайловском.
Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка».
Ш. Перро. «Спящая красавица».
В. А. Жуковский. «Спящая царевна».
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В. А. Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А. С. Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В. Гримм со сказками Ш. Перро и В. А. Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В. Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения.
Теоретико- литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа.
Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения. Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная
литература. Собиратели фольклора братья Я. и В. Гримм. Литературная деятельность Ш. Перро. Сказка в жизни А. С. Пушкина.
И. А. Крылов. «Квартет»
Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея.
Особенности басенного языка И. А. Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова.
Теоретико- литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения.
Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве. Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт- Петербурге.
В. Г. Короленко«Мгновение»
История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа.
Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ- символ.
Культурное пространство. В. Г. Короленко — русский писатель. Образы моря в мировом искусстве (картины А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского).
К. Г. Паустовский«Парусный мастер»
Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора. Идея произведения.
Теоретико- литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отно-
шение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения.
Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники- маринисты.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;
• работать с разными источниками информации.
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.
Контроль за уровнем знаний.
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся. Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям.
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.
Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы.
Используемые виды контроля:
устный опрос
фронтальный опрос
беседа
пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям
терминологический (литературоведческий) диктант
проверочная, самостоятельная работа
тестирование (в т. ч. компьютерное)
творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)
нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)
исследовательская, проектная работа
презентация.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Тематическое планирование
Наименование тем
Формирование универсальных учебных действий
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1.
Мир человека и его изображение в фольклоре.
Личностные УУД: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Познавательные УУД: выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений.Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения.
Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.
Выявлять характерные для народных сказок художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).
Пересказывать прочитанную сказку.
Определять особенности волшебных сказок.
Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной.
Различать пословицы и поговорки. Давать толкование значения.
Выявлять характерные для народных сказок художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).
2.
Мой дом – мой мир.
Личностные УУД: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные УУД: выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, А.П.Чехова, Н.М.Рубцова.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Конкретизация представлений учеников о собственном доме.
Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение
ребенка к своему дому. Устные сочинения о доме (своём доме,
доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных
точек зрения — негативной и позитивной.
Художественная речь. Поэзия и проза. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.
3.
Природа – мир, окружающий дом.
Личностные УУД: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека. Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания.
Познавательные УУД: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
Осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников.
Коммуникативные УУД: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Воспринимать текст. Выразительно читать. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Пересказывать прочитанное произведение. Характеризовать героя.
Литературно- художественная и аналитическая деятельность. Выразительно читать. Иллюстрировать балладу Гёте.
4.
Дороги к счастью.
Личностные УУД: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Познавательные УУД: выполняет учебно-познавательные действия;осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Отличать литературную сказку от фольклорной.
Воспринимать текст.. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать прочитанное произведение. Характеризовать героя.
Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.
Характеризовать героя зарубежной литературы. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
5.
Мир- сообщество людей
Личностные УУД: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные УУД: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Ставит и формулирует проблемы.
Коммуникативные УУД: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Бытовая сказка «Мена». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок.
16
РК Северные варианты русских народных сказок. «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».
17
РК С.Г Писахов. Жизнь и творчество. Сказки С.Г Писахова – авторские. «Не любо – не слушай», «Северно сияние», «Сахарна редька» и другие.
18
РК Б.В.Шергин. Жизнь и творчество. Сказки о Шише. «Рифмы».
19
Представление о литературных родах: эпос и лирика.
20
А.С. Пушкин Детство и детские впечатления поэта.
«Зимний вечер». Обучение выразительному чтению. Человек и природа в стихотворении. Художественная речь. Тропы. Сравнение.
21
А.С. Пушкин «Няне». Эпитет.
22
А.П.Чехов «Гриша». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций.
23
А.П Чехов «Гриша». Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Роль художественной детали. Смысл названия.
24
Р/Р Сочинение – описание «Дом литературного героя».
25
Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции.
26
Вн.чт. Н.М.Рубцов «В горнице». Художественная речь.
Представление о стихах и прозе.
27
Первоначальное представление о ритме, рифме и строфе.
28
Диагностическая работа по стихотворениям И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», И.А.Сурикова «Вот моя деревня…»
29
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
30
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
31
И. С. Тургенев-мастер портрета и пейзажа.
32
М.М.Пришвин. Сказка-быль«Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя.
Р/Р Подготовка к написанию сочинения «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
33
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.
34
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.
35
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
36
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя.
37
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Картины родной природы.
38
Р/Р Учимся создавать художественное описание.
39
Художественная речь. Первоначальное представление о портрете в литературном произведении.
40
Тематика и проблематика лирического стихотворения.
41
Мир природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев «Летний вечер»,
А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен»,
С.Есенин «Там, где капустные грядки…»
42
Мир природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев «Тихой ночью»
А.А.Фет «Какая ночь!»
С.Есенин «Прячет месяц за овинами»
43
Диагностическая работа. А. С. Пушкин. «Туча»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»
44
Русские и зарубежные писатели о животных. А.И.Куприн «Сапсан»
Сюжет. Композиция. Образы.
45
А.И.Куприн «Сапсан». Взаимоотношения человека и животного.
Дж.Лондон «Бурый волк». Взаимоотношения человека и зверя.
49
Дж.Лондон «Бурый волк». Идея рассказа.
Р/Р Сочинение рассказа о домашнем животном.
50
И.В.Гёте. Баллада «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского.
51
А.С.Пушкин. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.
-Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов /Сост. Л.С.Скепнер. – Архангельск: Издательство Поморского педуниверситета, 1995.
- Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обучающего контроля/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Литература: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / [Т. В. Рыжкова, М.С.Костюхина, Г.Л.Вирина и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — 3 – е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Для учителя:
-Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов /Сост. Л.С.Скепнер. – Архангельск: Издательство Поморского педуниверситета, 1995.
- Литература: программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. Н. Гуйс, Ю. В. Малкова] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2014.
- Литература: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / [Т. В. Рыжкова, М.С.Костюхина, Г.Л.Вирина и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — 3 – е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», М.: «Просвещение», 2009.