Целью программы по литературе является воспитание духовно развитой личности, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 17»
Рассмотрено Утверждаю________________
на заседании методического Директор МБОУ «ООШ №17»
объединения гуманитарного цикла Н. В. Ермолаева
Протокол №____от «____»_____20____г. Приказ № ___от «____»___20___ г.
Рабочая программа по литературе
для обучающихся 5 - 9 классов
Составители:
Арутюнян И.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории;
Степанова М.Ю., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории;
Чуринец А.Г., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории;
Богодухова О.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Анжеро – Судженск
2014
Составители: Арутюнян И.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории;
Степанова М.Ю., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории;
Чуринец А.Г., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории;
Богодухова О.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе для учащихся 5-9 классов,
Анжеро-Судженск, 2013., 21 стр.
Целью программы по литературе является воспитание духовно развитой личности, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………….4
Описание места учебного предмета в учебном плане………………………………………...5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…..6
Содержание учебного предмета………………………………………………………………..8
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…..14
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………….19
Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………..20
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ); Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (М.: Просвещение, 2011); Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.- 200с.
Главными общими целями основного общего образования с учётом специфики изучения предмета «Литература» являются:
•формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; •развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; •поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; •овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
•овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); •использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
Включает следующие разделы: 1.Устное народное творчество. 2.Древнерусская литература. 3.Русская литература XVIII в. 4.Русская литература первой половины XIX в. 5.Русская литература второй половины XIX в. 6.Русская литература первой половины XX в. 7.Русская литература второй половины XX в. 8.Литература народов России. 9. Зарубежная литература.
Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 385 ч, в том числе: в 5 классе — 70 ч, в 6 классе — 70 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч. Рабочая программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 385 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
•понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно - ориентационной сфере:
•приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; •формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; •понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:
•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; •умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере:
•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература», 5 класс
Введение.
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века.
А.С. Пушкин.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «Вночном».
М.Ю. Лермонтов.
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. Гоголь.
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. Тургенев.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. Толстой.
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. Чехов.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. Бунин.
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. Куприн.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. Блок.
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
С.А. Есенин.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. Бажов.
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. Носов.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.
Е.И. Носов.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. Андерсен.
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.Твен.
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. Рони - Старший.
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. Лондон.
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. Линдгрен.
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п
Кол-во часов
Раздел
Характеристика основных видов учебной деятельности
1.
1
Введение
Из мифологии
Русский фольклор
Древнерус-
ская литерату-ра
Басня
Литература XIX века (первая половина)
Литература XIX века (вторая половина)
Литература XX века
Зарубежная
литература
Итоговый урок
Диагностирование.
Создание связного текста на заданную тему.
Составление рукописного сборника "Слово о словах" (высказывания о художественном слове, чтении, книге).
2.
3
Выразительное чтение текста.
Пересказ (различные виды).
Импровизированное словесное описание картины.
Деление на смысловые части.
Исторический или мифологический комментарий.
Подробное изложение с элементами сочинения (ответ с обоснованием на вопрос).
Рассказ об использовании мифологических сюжетов или образов мифологических героев в разных видах искусства.
Работа по листу самоконтроля и самооценки.
3.
3
Терминологический диктант. Составление простого и цитатного планов. Таблица "Сюжет".Составление вопросов. Сравнительный анализ; 24 варианта сказки "Царевна-лягушка". Устные ответы на вопросы, выявляющие понимание временных, пространственных, причинно-следственных связей в произведении. Выписывание сказочных оборотов. Изложение повествовательного текста. Словесное и художественное рисование портрета любимого сказочного героя. Придумывание новых присказок или концовок известных сказок.Выразительное рассказывание понравившейся сказки или отдельного эпизода. Пересказ сказки. Отзыв о сказке или отдельном эпизоде. Сочинение сказки, в которой герой преодолевает определенные трудности, например, по репродукции картины (В.М.Васнецова). Работа по листу самоконтроля и самооценки.Литературная игра.Составление загадок на заданные темы. Подбор и составление пословиц и поговорок. Рассказ о пословицах и поговорках. Устный рассказ
( записка, письмо хвалебного или шуточного содержания) на тему... с использованием малых форм фольклора. Составление сборника загадок, пословиц, поговорок с числительными или другие. Создание текстов загадок, считалок и др. малых жанров фольклора. Работа с учебными текстами, конспектирование, изменение формы представления информации. Сравнение двух произведений, принадлежащих к разным родам литературы (составление сравнительной таблицы). Изложение с изменением лица рассказчика. Составление простого плана. Выразительное чтение наизусть. Письменный ответ на вопрос. Рассказ о герое. Словесное рисование. Сравнение текстов. Выразительное чтение.
Чтение наизусть. Вырабатывание критериев оценивания выразительного чтения наизусть (групповая работа). Взаимооценка выразительного чтения наизусть по выработанным критериям. Устный рассказ по картине И.Н.Крамского. Рисование перечисленных А.С. Пушкиным чудес, устные комментарии к рисункам. Работа по листу самоконтроля и самооценки.
4.
1
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть. Художественный пересказ, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи.
5.
5
Создание модели жанра. Выразительное чтение. Чтение в лицах. Декламирование, инсценирование басен (конкурс). Рассказ о басне. Сравнительный анализ текстов. Социально-психологический (раскрытие морали) и стилистический анализ.
Раскрытие характеров персонажей: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность. Иллюстрации, комиксы на темы басен. Письменный ответ на вопрос. Анализ басен (групповая работа). Развертывание одной из басен в художественный рассказ.
6.
12
Моделирование понятия «лирика как род литературы. Выразительное чтение наизусть. Самостоятельный анализ-исследование стихов о природе с опорой на схему. Презентация стихов. Сопоставление поэтического текста и пейзажной иллюстрации, фотографии, репродукции картин. Сочинение-миниатюра.Создание алгоритма анализа.Упражнение в стихосложении. Поиск выразительных средств, отражающих приметы осени (работа с само- и взаимопроверкой). Виртуальная экскурсия в парк, в лес с предварительным планом наблюдения за изменением в природе, красками, звуками. Выражение в слове увиденного и услышанного. Чтение в лицах. Поиск, осмысление, запись слов и оборотов речи, которые оживляют картину боя. Выразительное чтение наизусть. Композиция произведения. Устное словесное рисование иллюстраций к стихотворению (выделение фрагментов текста, ситуаций для иллюстрирования, ее содержания, передача в словах цветовой гаммы; Импровизированный рассказ по репродукции картины. Выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворения. Творческая работа "На Бородинском поле". Создание кадров диафильма (мультфильма). Контрольная работа.Самопроверка и коррекция контрольной работы.Описание действия: полет кузнеца Вакулы на черте (пересказ, близкий к тексту). Описание-портрет украинской девушки: выбор художественных деталей, производимое ею впечатление. Сочинение рассказа с юмористическим содержанием, использование комических сравнений, гипербол, элементов фантастики (говорящие вещи, оживление предметов и т.д.). Описать внешний вид размалеванной хаты Вакулы. Составить кроссворд. Создать иллюстрации. Конспект статьи учебника. Сообщения по биографии (детство, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея - прообраза Герасима, "аннибалова клятва").
Подробный пересказ отдельных эпизодов (находка Герасима, поиски пропавшей Муму, Герасим топит Муму) с соблюдением строгой последовательности в изложении, выделением основной темы, использованием художественных средств произведения.
Свободный, творческий пересказ эпизодов по рисункам. Сравнение сюжета с эпизодами, имевшими место в действительности. Характеристика Герасима: внешний облик (богатырское сложение; как он пахал, молотил,; сравнения, характеризующие Г.; его комната); внутренний мир (славный мужик; обижен судьбою, отчужден от общества; старательный, любил порядок; свою собачку); взаимоотношения с другими персонажами (в деревне его уважали, в городе побаивались), поведение (проявлял внимание к Татьяне, охранял и защищал Муму, подчинение приказу барыни.
Письменные ответы на вопросы с использованием слов и оборотов текста:
1. При каких обстоятельствах Герасим нашел щенка?
2. Чем объясняется привязанность Герасима к Муму?
Иллюстрирование рассказа. Сжатое изложение "Барыня и Муму" по коллективно составленному плану с предварительной словарной подготовкой.
Сочинение:
1. Герасим (его характеристика).
2. Права ли барыня, назвав Герасима "неблагодарным"?
3. Герасим в деревне.
4. Как бы я поступил на месте Герасима.
5. Моя Муму.
Создание алгоритма написания отзыва. Взаимопроверка творческих работ по выработанным критериям. Выразительное чтение наизусть.Письменный отзыв.Опыты стихосложения:
дописывание стихотворных строк (рифмующихся слов); дописывание опущенных эпитетов и т.д. Сочинение четверостиший на темы... Анализ стихотворений по выработанному алгоритму. Работа с кратким словарем литературоведческих терминов. Составление рассказа о герое.
Работа со словарями.Моделирование жанров. Различные виды чтения. Составление простого и цитатного планов. Рассказ по плану. Сопоставительная характеристика.Речевая характеристика.Письменный отзыв на эпизод.Дискуссия. Работа в группе. Создание алгоритма сравнения героев. Взаимопроверка творческих работ по выработанным критериям. Составление характеристики (сравнительной) персонажей. Инсценирование.Выявление художественных средств, юмористических деталей, создающих юмористическую картину.
Комментирование иллюстраций.Чтение по ролям.Отзыв об эпизоде.
7.
13
8.
18
Выразительное чтение. Устный рассказ о своем любимом уголке.
Рассказ с использованием ключевых слов. Альтернативное изложение. Выразительное чтение наизусть.Составление вопросов по тексту.Импровизация или инсценирование разговора кухарки Надежды с сыном Петькой. Беседа о детском труде, о прелестях сельской природы. Сжатый или выборочный пересказ.Роль эпизода в создании образа героя. Пересказ от другого лица. Отзыв об эпизодеРассказ о писателе.Художественный пересказ фрагмента.Составление словаря для характеристики предметов и явленийПересказ от другого лица.
Взаимооценка пересказа по выработанным критериям.Сжатый пересказ.Пересказ от другого лица.Письменный ответ на вопрос.Инсценирование.Выразительное чтение.Чтение наизусть.Определение стихотворных размеров. Виртуальная экскурсия. Композиция (музыка, живопись, поэзия).Сочинение стихов или рассказа о любимом уголке природы.Изложение повествовательного текста с элементами описания о писателях или поэтах родного города, области. Работа по листу самоконтроля и самооценки.
9.
13
Подробный пересказ понравившихся эпизодов.Сжатый пересказ сюжетов.Иллюстрации к произведениям.Отзыво прочитанном произведении.Создание фантастического сюжета.Рассказна самостоятельно избранную фантастическую тему (читатели должны поверить написанному).Составление плана.Письменная и устная характеристика героя. Различные виды пересказов. Письменный отзыв об эпизоде.Сообщение о жизни и творчестве Д.Лондона. Различные виды пересказов (сжатый, от лица одного из персонажей, подробный пересказ эпизода). Устный и письменный портрет героя.Составление цитатного плана.Диагностирование.Самопроверка контрольной работы.
10.
1
Оформление: объявления, плакаты, призывы, выставки книг, иллюстраций к обсуждаемым произведениям. Литературно-художественный монтаж.Монтаж фотоматериалов.Создание мультфильмов.Отзыво прочитанной книге. Письмоюному герою одного из произведений.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.-200с.
2.Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2009.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.
Соловьёва Ф.Е. Литература. 5 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.:: «Русское слово», 2008.
4.Материальная база кабинета: мультимедийный компьютер;проектор; экран; слайд-проектор; принтер.
5.Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.
6.Программное обеспечение.
7.Электронные пособия: библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-9-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004; электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»; детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковыхсредств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности
Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста
Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей
Апрель
29
Из зарубежной литературы
57
Д. Дефо. краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок). Сюжетные линии.
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
58
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характеристика персонажей
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополне-ний и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
30
59
Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
60
Х. К. Андерсен. «Снежная королева» (отрывки). Добро и зло
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
31
61
Х. К. Андерсен. «Снежная королева» Авторский замысел и способы его характеристики
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополне-ний и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
62
М. Твен. краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы.
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
32
63
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
64
Ж. Ронни-Старший. краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
май
33
65
Ж. Ронни-Старший. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
66
Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише». Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благодарство, уважение взрослых
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
34
67
Р. Брэдбери. Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день» (отрывок). Мечта и реальность. Основные мотивы произведения
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
68
А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги»
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
35
69
Контрольный тест по теме «Зарубежная литература»
Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей
Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия
Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях
Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы
70
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»