kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Целью программы  по литературе является воспитание духовно развитой личности, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро – Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 17»





Рассмотрено Утверждаю________________

на заседании методического Директор МБОУ «ООШ №17»

объединения гуманитарного цикла Н. В. Ермолаева

Протокол №____от «____»_____20____г. Приказ № ___от «____»___20___ г.









Рабочая программа по литературе

для обучающихся 5 - 9 классов



Составители:

Арутюнян И.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории;

Степанова М.Ю., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории;

Чуринец А.Г., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории;

Богодухова О.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


 







Анжеро – Судженск

2014


Составители: Арутюнян И.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории;

Степанова М.Ю., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории;

Чуринец А.Г., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории;

Богодухова О.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории














Рабочая программа по литературе для учащихся 5-9 классов,

Анжеро-Судженск, 2013., 21 стр.


















Целью программы по литературе является воспитание духовно развитой личности, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Содержание



Пояснительная записка………………………………………………………………………….3

Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………….4

Описание места учебного предмета в учебном плане………………………………………...5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…..6

Содержание учебного предмета………………………………………………………………..8

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…..14

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………….19

Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………..20







































Пояснительная записка



Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ); Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (М.: Просвещение, 2011); Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.- 200с.

Главными общими целями основного общего образования с учётом специфики изучения предмета «Литература» являются: 

•формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
•поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
•овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
•использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.























Общая характеристика учебного предмета «Литература»



Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

Включает следующие разделы:
1.Устное народное творчество.
2.Древнерусская литература.
3.Русская литература XVIII в.
4.Русская литература первой половины XIX в.
5.Русская литература второй половины XIX в.
6.Русская литература первой половины XX в.
7.Русская литература второй половины XX в.
8.Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.




























Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 385 ч, в том числе: в 5 классе — 70 ч, в 6 классе — 70 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Рабочая программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 385 ч.


















































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»



Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

•понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно - ориентационной сфере:

•приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

•восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

•понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

















































Содержание учебного предмета «Литература», 5 класс

Введение.

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

Из устного народного творчества.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы.

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века.

А.С. Пушкин.

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе.

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «Вночном».

М.Ю. Лермонтов.

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. Гоголь.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. Тургенев.

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. Некрасов.

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. Толстой.

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. Чехов.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. Бунин.

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

Л.Н. Андреев.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. Куприн.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. Блок.

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. Есенин.

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константинове — Москва».

А.П. Платонов.

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. Бажов.

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. Носов.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. Носов.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. Андерсен.

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.Твен.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. Рони - Старший.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. Лондон.

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. Линдгрен.

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).








Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности





№ п/п

Кол-во часов

Раздел

Характеристика основных видов учебной деятельности

1.

1




Введение










Из мифологии













Русский фольклор












































Древнерус-

ская литерату-ра








Басня
















Литература XIX века (первая половина)



















Литература XIX века (вторая половина)

























































Литература XX века

















Зарубежная

литература











Итоговый урок

Диагностирование.

Создание связного текста на заданную тему.

Составление рукописного сборника "Слово о словах" (высказывания о художественном слове, чтении, книге).

2.

3

Выразительное чтение текста.

Пересказ (различные виды).

Импровизированное словесное описание картины.

Деление на смысловые части.

Исторический или мифологический комментарий.

Подробное изложение с элементами сочинения (ответ с обоснованием на вопрос).

Рассказ об использовании мифологических сюжетов или образов мифологических героев в разных видах искусства.

Работа по листу самоконтроля и самооценки.


3.

3

Терминологический диктант. Составление простого и цитатного планов. Таблица "Сюжет". Составление вопросов. Сравнительный анализ; 24 варианта сказки "Царевна-лягушка". Устные ответы на вопросы, выявляющие понимание временных, пространственных, причинно-следственных связей в произведении. Выписывание сказочных оборотов. Изложение повествовательного текста. Словесное и художественное рисование портрета любимого сказочного героя. Придумывание новых присказок или концовок известных сказок. Выразительное рассказывание понравившейся сказки или отдельного эпизода. Пересказ сказки. Отзыв о сказке или отдельном эпизоде. Сочинение сказки, в которой герой преодолевает определенные трудности, например, по репродукции картины (В.М.Васнецова). Работа по листу самоконтроля и самооценки. Литературная игра. Составление загадок на заданные темы. Подбор и составление пословиц и поговорок. Рассказ о пословицах и поговорках. Устный рассказ

( записка, письмо хвалебного или шуточного содержания) на тему... с использованием малых форм фольклора. Составление сборника загадок, пословиц, поговорок с числительными или другие. Создание текстов загадок, считалок и др. малых жанров фольклора. Работа с учебными текстами, конспектирование, изменение формы представления информации. Сравнение двух произведений, принадлежащих к разным родам литературы (составление сравнительной таблицы). Изложение с изменением лица рассказчика. Составление простого плана. Выразительное чтение наизусть. Письменный ответ на вопрос. Рассказ о герое. Словесное рисование. Сравнение текстов. Выразительное чтение.

Чтение наизусть. Вырабатывание критериев оценивания выразительного чтения наизусть (групповая работа). Взаимооценка выразительного чтения наизусть по выработанным критериям. Устный рассказ по картине И.Н.Крамского. Рисование перечисленных А.С. Пушкиным чудес, устные комментарии к рисункам. Работа по листу самоконтроля и самооценки.






4.

1

Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть. Художественный пересказ, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи.

5.

5

Создание модели жанра. Выразительное чтение. Чтение в лицах. Декламирование, инсценирование басен (конкурс). Рассказ о басне. Сравнительный анализ текстов. Социально-психологический (раскрытие морали) и стилистический анализ.

Раскрытие характеров персонажей: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность. Иллюстрации, комиксы на темы басен. Письменный ответ на вопрос. Анализ басен (групповая работа). Развертывание одной из басен в художественный рассказ.


6.

12

Моделирование понятия «лирика как род литературы. Выразительное чтение наизусть. Самостоятельный анализ-исследование стихов о природе с опорой на схему. Презентация стихов. Сопоставление поэтического текста и пейзажной иллюстрации, фотографии, репродукции картин. Сочинение-миниатюра. Создание алгоритма анализа. Упражнение в стихосложении. Поиск выразительных средств, отражающих приметы осени (работа с само- и взаимопроверкой). Виртуальная экскурсия в парк, в лес с предварительным планом наблюдения за изменением в природе, красками, звуками. Выражение в слове увиденного и услышанного. Чтение в лицах. Поиск, осмысление, запись слов и оборотов речи, которые оживляют картину боя. Выразительное чтение наизусть. Композиция произведения. Устное словесное рисование иллюстраций к стихотворению (выделение фрагментов текста, ситуаций для иллюстрирования, ее содержания, передача в словах цветовой гаммы; Импровизированный рассказ по репродукции картины. Выразительное чтение наизусть фрагментов стихотворения. Творческая работа "На Бородинском поле". Создание кадров диафильма (мультфильма). Контрольная работа. Самопроверка и коррекция контрольной работы. Описание действия: полет кузнеца Вакулы на черте (пересказ, близкий к тексту). Описание-портрет украинской девушки: выбор художественных деталей, производимое ею впечатление. Сочинение рассказа с юмористическим содержанием, использование комических сравнений, гипербол, элементов фантастики (говорящие вещи, оживление предметов и т.д.). Описать внешний вид размалеванной хаты Вакулы. Составить кроссворд. Создать иллюстрации. Конспект статьи учебника. Сообщения по биографии (детство, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея - прообраза Герасима, "аннибалова клятва").

Подробный пересказ отдельных эпизодов (находка Герасима, поиски пропавшей Муму, Герасим топит Муму) с соблюдением строгой последовательности в изложении, выделением основной темы, использованием художественных средств произведения.

Свободный, творческий пересказ эпизодов по рисункам. Сравнение сюжета с эпизодами, имевшими место в действительности. Характеристика Герасима: внешний облик (богатырское сложение; как он пахал, молотил,; сравнения, характеризующие Г.; его комната); внутренний мир (славный мужик; обижен судьбою, отчужден от общества; старательный, любил порядок; свою собачку); взаимоотношения с другими персонажами (в деревне его уважали, в городе побаивались), поведение (проявлял внимание к Татьяне, охранял и защищал Муму, подчинение приказу барыни.

Письменные ответы на вопросы с использованием слов и оборотов текста:

1. При каких обстоятельствах Герасим нашел щенка?

2. Чем объясняется привязанность Герасима к Муму?

Иллюстрирование рассказа. Сжатое изложение "Барыня и Муму" по коллективно составленному плану с предварительной словарной подготовкой.

Сочинение:

1. Герасим (его характеристика).

2. Права ли барыня, назвав Герасима "неблагодарным"?

3. Герасим в деревне.

4. Как бы я поступил на месте Герасима.

5. Моя Муму.

Создание алгоритма написания отзыва. Взаимопроверка творческих работ по выработанным критериям. Выразительное чтение наизусть. Письменный отзыв. Опыты стихосложения:  

дописывание стихотворных строк (рифмующихся слов); дописывание опущенных эпитетов и т.д. Сочинение четверостиший на темы... Анализ стихотворений по выработанному алгоритму. Работа с кратким словарем литературоведческих терминов. Составление рассказа о герое.

Работа со словарями. Моделирование жанров. Различные виды чтения. Составление простого и  цитатного планов. Рассказ по плану. Сопоставительная характеристика. Речевая характеристика. Письменный отзыв на эпизод. Дискуссия. Работа в группе. Создание алгоритма сравнения героев. Взаимопроверка творческих работ по выработанным критериям. Составление характеристики (сравнительной) персонажей. Инсценирование. Выявление художественных средств, юмористических деталей, создающих юмористическую картину.

Комментирование иллюстраций. Чтение по ролям. Отзыв об эпизоде.



7.


13

8.

18

Выразительное чтение. Устный рассказ о своем любимом уголке.

Рассказ с использованием ключевых слов. Альтернативное изложение. Выразительное чтение наизусть. Составление вопросов по тексту. Импровизация или инсценирование разговора кухарки Надежды с сыном Петькой. Беседа о детском труде, о прелестях сельской природы. Сжатый или выборочный пересказ. Роль эпизода в создании образа героя. Пересказ от другого лица. Отзыв об эпизоде Рассказ о писателе. Художественный пересказ фрагмента. Составление словаря для характеристики предметов и явлений Пересказ от другого лица.

Выработка критериев оценивания пересказа (групповая работа).

Взаимооценка пересказа по выработанным критериям. Сжатый пересказ. Пересказ от другого лица. Письменный ответ на вопрос. Инсценирование. Выразительное чтение. Чтение наизусть. Определение стихотворных размеров. Виртуальная экскурсия. Композиция  (музыка, живопись, поэзия). Сочинение стихов или рассказа о любимом уголке природы. Изложение повествовательного текста с элементами описания о писателях или поэтах родного города, области. Работа по листу самоконтроля и самооценки.

9.

13

Подробный пересказ понравившихся эпизодов. Сжатый пересказ сюжетов. Иллюстрации к произведениям. Отзыв о прочитанном произведении. Создание фантастического сюжета. Рассказ на самостоятельно избранную фантастическую тему (читатели должны поверить написанному). Составление плана. Письменная и устная характеристика героя. Различные виды пересказов. Письменный отзыв об эпизоде. Сообщение о жизни и творчестве Д.Лондона. Различные виды пересказов (сжатый, от лица одного из персонажей, подробный пересказ эпизода). Устный и письменный портрет героя. Составление цитатного плана. Диагностирование. Самопроверка контрольной работы.

10.

1

Оформление: объявления, плакаты, призывы, выставки книг, иллюстраций к обсуждаемым произведениям. Литературно-художественный монтаж. Монтаж фотоматериалов. Создание мультфильмов. Отзыв о прочитанной книге. Письмо юному герою одного из произведений.



























Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



1.Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.-200с.

2.Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2009.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.

Соловьёва Ф.Е. Литература. 5 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.:: «Русское слово», 2008.

4.Материальная база кабинета: мультимедийный компьютер;проектор; экран; слайд-проектор; принтер.

5.Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.

6.Программное обеспечение.

7.Электронные пособия: библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-9-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004; электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»; детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

8.Интернет-ресурсы:

Библиотеки: http://www.bibliogid.ru; http://www.bibliotekar.ru; http://www.drevne.ru; http://www.gramma.ru ; http://www.gumer.info; http://www.encyclopedia.ru; http://www.krugosvet.ru; http://www.Lib.ru; http://www.litera.ru; http://litera.edu.ru; http://www.litwomen.ru; http://magazines.russ.ru; http://www.russianplanet.ru; http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm; http://www.pushkinskijdom.ru; http://www.vavilon.ru; http://feb–web.ru; http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx.


























Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Месяц

уч.

недели

Тема раздела

урока

Тема урока

УУД








Личностные



Регулятивные



Коммуникативные



Познавательные

Сентябрь

1

Введение

1

Книга-твой друг

Уважи-тельное отноше-ние

к родной литературе,гор-дость за неё, как явление национальной культу-ры

Планиро-вание решения учебной задачи: выстраивание последователь-ности необходимых операций (алгорит-ма действий)

Давать обоснован-ные ответы на вопросы учителя и одноклассников

Извлечение необходимой информации из различных источников



Из мифологии

2

Рассказ о мифе

Выражение положи-тельного отноше-ния к процесс-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать


Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении мифов

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников


2


3

Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп»

Выражение положи-тельного отноше-ния к процесс-су позна-ния, проявление внимания и желание больше узнать


Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении мифов

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников




4

Гомер «Одиссея». Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема

Выражение положи-тельного отноше-ния к процес-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать


Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении мифов

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников


3

Из устного народного творчества

5

Сказки. «Царевна-лягушка». Нравственая проблематика, сказочные образы

Постижение красоты и богат-ства, вырази-тельнос-ти русского слова

Использо-вание приёмов поисково-го, просмотрового, ознакоми-тельного, изучающего чтения при повторе-нии изучено-го материала

Создавать устные тексты-рассужде-ния художе-ственного стиля

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов




6

Бытовая сказа «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок

Постижение красоты и богат-ства, вырази-тельнос-ти русского слова

Использо-вание приёмов поисково-го, просмотрового, ознакоми-тельного, изучающего чтения при повторе-нии изученно-го материала

Создавать устные тексты-рассужде-ния художе-ственного стиля

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов


4


7

Загадки, пословицы, поговорки. Эпитет, сравнение. Метафора, иносказание

Постижение красоты и богат-ства, вырази-тельнос-ти русского слова

Использо-вание приёмов поисково-го, просмотрового, ознакоми-тельного, изучающего чтения при повторе-нии изучено-го материала

Создавать устные тексты-рассужде-ния художе-ственного стиля

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов



Из древнерусской литературы

8

Из «Повести временных лет». Нравственная позиция автора

Осозна-ние роли литературы Древней Руси в жизни обще-ства и государства

Овладе-ние техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письмен-

ной форме по заданному началу

Установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси

Октябрь

5

Басни народов мира

9

Эзоп «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях

Выражение положи-тельного отноше-ния к процес-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать

Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников




10

Русская басня. В. К. Тредиаковский, А. П. Сумарков Нравственная проблематика бесен, злободневность

Выражение положи-тельного отноше-ния к процес-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать

Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников


6


11

М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Выражение положи-тельного отноше-ния к процес-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать

Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников




12

И. А. Крылов «Ворона и лисица» Сатирическое и нравоучительное в басне

Выражение положи-тельного отноше-ния к процес-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать

Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников


7


13

С. В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркло» Тематика, проблематика

Выражение положи-тельного отноше-ния к процес-су позна-ния, проявление внима-ния и желание больше узнать

Овладе-ние приёмами отбора и систематизации изучаемо-го материала

Согласовы-вать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников



Из литературы 19 века

14

А. С. Пушкин Краткие сведения о поэте. «Няне»

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказыва-ния на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


8


15

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке А. С. Пушкина

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказыва-ния на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




16

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Гуманистическая направленность

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

Ноябрь

9


17

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Сказочные элементы.Богатство выразительных средств

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




18

А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы» Образы природы

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


10


19

Контрольный тест по теме «Выразительные средства, художественная деталь в произведениях А. С. Пушкина»

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




20

Вн. чтение. Конкурс чтецов. «Поэты 19 века о русской пироде». Пейзажная лирика, звукопись

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


11


21

Вн. чтение. Конкурс чтецов. «Поэты 19 века о русской пироде». Звукопись, образ-пейзаж

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




22

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История создания стихотворения

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


12


23

М Ю. Лермонтов «Бородино». Бородинская битва и русский солдат

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




24

Н. В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

Декабрь

13


25

Н. В. Гоголь «Ночь перед рождеством». Образы и события повести. Отражение в ней славянских преданий и легенд

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




26

Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством» Зло и добро повести

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


14


27

И. С. Тургенев. Детские впечатления. Спасское- Лутовиново в творческой биографии

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




28

И. С. Тургенев. «Муму». Тема рассказа. Центральные и второстепенные образы.

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


15


29

И. С. Тургенев. «Муму». Отношение автора к героям

Освоние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрта

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




30

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Щи» (внутренняя связь с рассказом «Муму»), «русский язык»

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


16


31

Н. А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Орина, мать солдатская». Тема крестьянской жизни

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




32

Н. А. Некрасов. «Забытая деревня». Народные страдания в изображении поэта

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

Январь

17


33

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




34

А. Н. Толстой. Сведения о писателе. Яснополянская школа

Освоние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрта

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


18


35

А. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема рассказа, творческая история

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




36

А. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


19


37

А. П. Чехов. Краткие сведения о писателе

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме




38

А. П. Чехов. «Пересолил». Осмеяние в рассказе трусости. Приемы создания характеров и ситуаций

Освое-ние личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршру-та

Овладе-ние различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректи-ровать свою речь и речь одноклас-сников

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме


20

Из литературы 20 века

39

А. А. Блок. Краткие сведения о поэте

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




40

А. А. блок. «Летний вечер», «Полный месяц встл над лугом…». Образная система стихотворения, антитеза

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоя-тельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей

Февраль

21


41

Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тема рассказа

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоя-тельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




42

И. А. Бунин. Краткие сведения о писателе. «Густой зеленый ельник у дороги…».тема природы и приемы ее реализации. Второй план в стихотворении

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоя-тельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей


22


43

И. А. Бунин. «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




44

А. И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей


23


45

А.И. Куприн. «Детский сад», основные нравственные проблемы рассказа

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




46

С. А. Есенин. «Поет зима-аукает…» единство человека и природы. Малая и большая родина

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей


24


47

А. П. Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




48

А. П. Платонов. «Никита». Мир глазами ребенка, образ Никиты

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей

март

25


49

П. П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




50

П. П. Бажов. «каменный цветок». Приемы создания художественного образа

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей


26


51

Е. И. Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




52

Ю. В. Сотник. Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Тема рассказа

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей


27


53

Н. А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…». Образы природы

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




54

А. Т. Твардовский. Краткие сведения о поэте. «станция Починок». Любовь к родине

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей


28


55

Вн. чтение: конкурс чтецов «Поэты 20 века о родной природе»

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей




56

Вн. чтение: пейзажная лирика, образ-пейзаж. Звукопись

Стремление совершенство-вать свою речь

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планиро-вать результа-ты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающе-го чтения; определе-ние темы текста и составле-ние плана текста

Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей

Апрель

29

Из зарубежной литературы

57

Д. Дефо. краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок). Сюжетные линии.

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




58

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характеристика персонажей

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополне-ний и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы


30


59

Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




60

Х. К. Андерсен. «Снежная королева» (отрывки). Добро и зло

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы


31


61

Х. К. Андерсен. «Снежная королева» Авторский замысел и способы его характеристики

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополне-ний и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




62

М. Твен. краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы.

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы


32


63

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




64

Ж. Ронни-Старший. краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы

май

33


65

Ж. Ронни-Старший. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




66

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише». Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благодарство, уважение взрослых

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы


34


67

Р. Брэдбери. Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день» (отрывок). Мечта и реальность. Основные мотивы произведения

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




68

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги»

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы


35


69

Контрольный тест по теме «Зарубежная литература»

Уваже-ние к культуре других народов мира и приня-тие их культурных ценно-стей

Внесение необходимых дополнений и измене-ний в свои действия

Создавать монологи-ческие и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы




70

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»







54



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе

Автор: Степанова Марина Юрьевна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства