kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Литература в кадре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, на осуществление поддержки одарённых детей, развитие мотивации и самоопределения. Занятия способствуют обогащению учащихся яркими впечатлениями, прививают интерес к литературе и искусству кино, развивают коммуникативные умения и навыки, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию личности.  Что определяет актуальность и полезность данной программы.

Курс рассчитан на учеников средней школы, когда подводится своеобразный итог изучения литературы в школе. Для знакомства с основами киноискусства выбраны фильмы-экранизации литературных произведений, входящих в школьную программу, что позволит еще раз обратиться к литературному материалу, изучавшемуся на разных этапах школьного обучения, повторить и, возможно, переосмыслить его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Литература в кадре"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко»















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности


«Литература в кадре»


направленность: общекультурная




Возраст учащихся:

10 класс (16-17 лет)


Срок реализации:

1 год,

34 часа


Составитель программы:

Михайлова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы





п. Демянск

2021 год



Пояснительная записка


Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база:

Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Основная образовательная программа школы

Учебный план школы.

Невозможно представить себе современную жизнь без кинематографа, который оказывает огромное влияние на умы и души человека, являясь, по сути, одним из главных определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития.

Однако как в школьном учебном плане, так и в школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. В результате личностный опыт общения молодого человека с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов. Обилие посредственной кинопродукции, как отечественной, так и зарубежной, широко представленной в кинопрокате и на телевидении, порой активно навязываемой рекламой, отрицательно сказывается на становлении интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта.

Сообщить школьнику определенный минимум сведений об искусстве кино, помочь научиться понимать язык кино, познакомить его с кинопроцессом, с яркими образцами кинематографа – одна из задач, которая может и должна решаться в школе.

С другой стороны, как показывает практика, многие ученики сегодня неохотно читают, предпочитая “посмотреть кино” по тому литературному произведению, которое они должны знать к уроку литературы, и именно учитель литературы чаще других сталкивается с тем, что получает, в лучшем случае, пересказ фильма вместо знания текста. Данная программа позволяет понять, что кино – другой вид искусства, отличный от литературы, и нельзя одно подменять другим.

Разработка программы клуба «Литература в кадре» обусловлена потребностью современного общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств личности обучающегося. Программа ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, на осуществление поддержки одарённых детей, развитие мотивации и самоопределения. Занятия способствуют обогащению учащихся яркими впечатлениями, прививают интерес к литературе и искусству кино, развивают коммуникативные умения и навыки, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию личности. Что определяет актуальность и полезность данной программы.

Курс рассчитан на учеников средней школы, когда подводится своеобразный итог изучения литературы в школе. Для знакомства с основами киноискусства выбраны фильмы-экранизации литературных произведений, входящих в школьную программу, что позволит еще раз обратиться к литературному материалу, изучавшемуся на разных этапах школьного обучения, повторить и, возможно, переосмыслить его.

Программа реализуется в течение 34 учебных недель, но т. к. просмотр фильма занимает обычно больше одного часа, целесообразно проводить его два раза в месяц по два часа.

Программа адресована учащимся 10 класса, специальных требований или ограничений для освоения программы не предъявляется.

Цель: Формирование у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Задачи:
– заинтересовать учащихся миром кино, расширить их кругозор, общую и эстетическую культуру, способствовать развитию критического мышления, становлению устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа;
– познакомить учащихся с основами киноискусства, показать, что кинематограф – самостоятельный синтетический вид искусства; создать условия для формирования у учащихся навыков зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и навыки, критический подход, творческое восприятие;
– повторить с учащимися на заключительном этапе обучения литературные произведения, изучавшиеся ранее, показать особенности их экранизации; способствовать формированию навыка определять замысел, идейную и/или литературную основы, особенности драматургии кинопроизведения, высказывать суждение о его эстетической ценности.


Результаты освоения данной программы

Личностные результаты

- формирование эстетических потребностей, нравственных ценностей на основе просмотра отечественных фильмов и прочтения художественных произведений;

- потребность в общении, сотрудничестве со сверстниками, бесконфликтное поведение;

- толерантность.

Предметные результаты

Развитие навыков и умений:

- сопоставлять поступки героев, давать им оценку;

- формировать свою позицию, выражать и отстаивать свое мнение;

- различать художественные произведения по родам и жанрам.

Метапредметные результаты

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении художественных текстов и просмотре кинофильмов, проводить сравнение и анализ поведения героев;

- находить, анализировать, систематизировать, понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий различных уровней сложности;

- проявлять индивидуальные творческие способности при написании отзывов.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров;

- обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.


При реализации образовательной программы возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816. В случае необходимости возможно проведение занятий в дистанционном режиме в форме онлайн – уроков, консультаций, лекций, выполнения заданий учителя с использованием возможностей какой-либо цифровой платформы.


Основные виды деятельности:

– просмотр эпизодов фильмов и фильмов, снятых по произведениям русских и зарубежных писателей;

– анализ фрагментов художественного текста и сопоставление своего представления с интерпретацией авторов фильма;

– анализ эпизодов кинокартин, выявляющий авторский замысел и различные кинематографические средства его воплощения;

– освоение теоретических понятий;

– целенаправленный поиск информации.


Учебно-тематический план.


Наименование разделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

Вводная. История кинематографа. Экранизация как жанр киноискусства.

2

2


Экранизация произведений русской литературы.

30

2

28

Итоговое занятие. Диалог литературы и искусства.

2

2


всего

34

6

28


Содержание программы.

Раздел 1.

1). Вводная. История кинематографа. Экранизация как жанр киноискусства.

Форма: познавательные занятия, занятие-рефлексия.

Виды: познавательная деятельность, беседа.

Раздел 2.

Экранизация произведений русской литературы.

2). Экранизация повести А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка» - Х/ф “Барышня – крестьянка”. 1995. Реж. А. Сахаров. (104 мин.);

3-4). А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» - Х/ф “Маленькие трагедии”. 1979. Реж. М. Швейцер.
(142 + 88 мин.);

5). А. Н. Островский. “Бесприданница” - Х/ф “Жестокий романс”. 1984г. Реж. Э. Рязанов.
(137 мин.);

6). И. А. Гончаров. “Обломов” - Х/ф “Несколько дней из жизни Обломова”. 1980. Реж. Н. Михалков;

7-8). И.С. Тургенев «Отцы и дети» - х/ф «Отцы и дети», 1983 год, 4 серии (эпизоды), реж В. Никифоров./ «Отцы и дети», 2008, реж. А.Смирнова.

9-11). Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - Х/ф “Преступление и наказание”. 1969. Реж. Л. Кулиджанов. (206 мин.); Х/ф “Преступление и наказание”. 2007. Реж. Д. Светозаров.(Сериал.)

12-15). Л.Н. Толстой «Война и мир» - х/ф «Война и мир», 1967, С. Бондарчук, 4 серии;

16). А.П. Чехов «Вишневый сад» - телеспектакль «Вишневый сад»1985, реж. И. Ильинский (МХАТ) (157 мин.)

Форма: познавательные занятия, занятие-рефлексия, проблемно-ценностные дискуссии, интеллектуальная игра.

Виды: познавательная деятельность, беседа, игровая деятельность, рефлексия, проблемноценностное общение, групповая деятельность.

Раздел 3.

17). Итоговое занятие. Диалог литературы и искусства.

Форма: проблемно-ценностные дискуссии.

Виды: деятельность, беседа, рефлексия, проблемно-ценностное общение.


Тематическое планирование.


тема

Кол-во часов

Форма контроля

История кинематографа. Экранизация как жанр киноискусства.

2


Экранизация повести А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка»

2


А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» - Х/ф “Маленькие трагедии”. 1979. Реж. М. Швейцер.

2


А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» - Х/ф “Маленькие трагедии”. 1979. Реж. М. Швейцер.

2

отзыв

А. Н. Островский. “Бесприданница” - Х/ф “Жестокий романс”. 1984г. Реж. Э. Рязанов.

2


И. А. Гончаров. “Обломов” - Х/ф “Несколько дней из жизни Обломова”. 1980. Реж. Н. Михалков

2


И.С. Тургенев «Отцы и дети» - х/ф «Отцы и дети», 1983 год, 4 серии (эпизоды), реж В. Никифоров./

2


«Отцы и дети», 2008, реж. А.Смирнова.

2

отзыв

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - Х/ф “Преступление и наказание”. 1969. Реж. Л. Кулиджанов. (206 мин.)

2


Х/ф “Преступление и наказание”. 2007. Реж. Д. Светозаров.(эпизоды)

2


Х/ф “Преступление и наказание”. 2007. Реж. Д. Светозаров. Просмотр сцен по выбору учащихся.

2


Л.Н. Толстой «Война и мир» - х/ф «Война и мир», 1967, С. Бондарчук 1 серия

2


Л.Н. Толстой «Война и мир» - х/ф «Война и мир», 1967, С. Бондарчук 2 серия

2


Л.Н. Толстой «Война и мир» - х/ф «Война и мир», 1967, С. Бондарчук 3 серия

2


Л.Н. Толстой «Война и мир» - х/ф «Война и мир», 1967, С. Бондарчук 4 серия

2

отзыв

А.П. Чехов «Вишневый сад» - телеспектакль «Вишневый сад»

2


Итоговое занятие. Диалог литературы и искусства.

2



Учебно-методическое обеспечение

1. Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 2015. – 96 с.

крана, эволюция восприятия //Специалист. - 2015. - № 5

2. Одинцова С.М. Диалог литературы и киноискусства в учебном процессе//Проблемы кинообразования в вузе и в школе /Под ред. С.М.Одинцовой. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2016. - С. 50-60.

3. Спичкин А.В. Содержание медиаобразования: предметный и аспектный подходы //Наука и образование Зауралья. - 2015. - № 3-4. - С. 121-124.


Материально-техническое оснащение

  • компьютер;

  • мультимедийное (презентационное) оборудование;

  • выход в Интернет.


Адреса электронных ресурсов

  1. http://www.kinopoisk.ru/

  2. http://www.kino-teatr.ru/

  3. http://www.kinomania.ru/

  4. http://www.eisenstein.ru/

  5. http://www.disney.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Литература в кадре"

Автор: Михайлова Наталья Николаевна

Дата: 08.06.2022

Номер свидетельства: 609219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С. "
    ["seo_title"] => string(104) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski-sidorova-o-s"
    ["file_id"] => string(6) "108664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403800154"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "
    ["seo_title"] => string(91) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski"
    ["file_id"] => string(6) "108668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403801037"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства