Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу "Литература Дона"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
« Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
Приказ от_______ №____
________________ (В.В. Городинская)
Рабочая программа
по ОДНКНР
Уровень общего образования:
9 класс основного общего образования
Количество часов: 68
Учитель Дичко Ирина Вячеславовна
Программа разработана на основе примерной программы «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Министерства образования и науки Российской федерации ФГАУ «Федеральный институт развития образования»; Москва, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОДНКНР для 9 класса разработана для реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 87. «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, утверждающим Концепцию развития дополнительного образования детей; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также с учетом разъяснительного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Приказа УО г. Азова от № и учебного плана МБОУ СОШ №3.
Реализация предметной области «ОДНКНР» в системе основного общего образования должна способствовать:
- освоению обучающимися основ духовности и нравственности, заложенных в российской культуре, формированию гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю страны, уважения к ценностям многонационального российского общества, этнокультурам народов России;
- формированию и становлению гуманистических ценностных ориентаций у обучающихся, уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, языку, традициям и религиозным воззрениям, умению вести диалог и отстаивать свои гражданские, общечеловеческие позиции;
- формированию высокообразованной, целостной личности, социально- ориентированной на мир в его органичном единстве и многообразие народов, культур, мировоззрений, способной делать правильный выбор в ситуациях самоопределения.
Программа основывается на двух подходах: системно-деятельностном и личностно- развивающем, а также с учетом аксиологического, антропологического и синергетического подходов.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС), обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит свое отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- включения содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как личностно значимого процесса образования;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Личностно-развивающий подход. Личностно-развивающий подход при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает, что цели и содержание образования приобретают личностный смысл для каждого обучающегося. Личностно- ориентированный подход основывается также на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение основам культуры народов России в соответствии с этим подходом предполагает: • самоопределение учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в выборе определенных тем для самостоятельного изучения, выполнения проектов, творческих работ, научных докладов и т.п. • опору на имеющиеся у учащихся знания о культурах народов России, на их личностный опыт;
• учёт социокультурных, этнических особенностей учащихся, их образа жизни, семейных традиций;
• учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально- этических и нравственных ценностей;
• целенаправленное формирование универсальных учебных действий на основе имеющего культурного опыта в этнокультурах народов России;
• субъект-субъектное отношение учителя и учеников при организации уроков, занятий по культуре народов России, использование учебного материала с примерами из жизни и творчества отдельных выдающихся деятелей культуры, науки, искусства народов России, анализ, сравнение, обобщение материала из героических страниц в истории народов России.
Данный подход требует и того, чтобы сам ученик воспринимал себя и других в качестве личностей, ценностей, значимых как для семьи, так и для общества, страны. Важно, чтобы ученики уважали других, старших и младших, умели слушать, переживать, помогать, поддерживать, общаться с другими людьми, делать правильный выбор, оценивать свои поступки и делать вывод из этой оценки, решать проблемные задачи и т.д.
Изучение предметной области «ОДНКНР» также должно строиться на основе учета аксиологического, антропологического и синергетического подходов.
Аксиологический подход требует, чтобы изучение данной предметной области строилось на общечеловеческих ценностях. Чтобы не только через содержание предмета обучающиеся познавали культуру народов России, но чтобы и сам процесс познания был нравственным, чтобы каждый урок нёс определённый воспитательный потенциал.
Антропологический подход требует рассмотрения учебного материала таким образом, чтобы была показана роль человека в создании этнокультурных, региональных ценностей и то, как данные ценности преобразуют духовный мир человека.
Рабочая программа (так же как и Примерная программа) носит «рамочный характер», что дает возможность наполнять программные модули содержанием, учитывающим региональную и этнокультурную специфику, общественные и родительские запросы, а также применять различные формы организации урочной и внеурочной учебной работы.
Примерная программа носит вариативный модульный характер, а ее предметное содержание состоит из четырех модулей: «Я - человек», «Я, моя семья и мои друзья», «Я и культура моего народа», «Я - гражданин России». Модульная форма представления содержания программы позволяет выбирать модули, учитывая возраст обучающихся, мотивацию родителей и обучающихся, наличие определенных учебно-методических возможностей и организационных условий. В связи с этим мною выбран модуль «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ».
Главная воспитательная задача модуля - воспитание гражданственности и патриотизма. В этом смысле задачи изучения модуля в наибольшей степени пересекаются с общими воспитательными задачами, которые стоят перед школой. В результате изучения модуля учащийся научится:
- характеризовать особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации;
- раскрывать достижения российского народа как результат культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России; находить культурно приемлемые способы выражения уважения к героическому прошлому и достижениям своей страны; осознавать основы российской гражданской идентичности;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин» и «гражданство»;
- осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности;
- использовать полученные знания и приобретенные умения для формирования способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей;
- извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире и в России, видеть их основные проблемы; объяснять причины межнациональных конфликтов и предлагать пути их разрешения;
- осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов.
Программа предназначена для проведения уроков ОДНКНР и в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ №3 и расписанием занятий календарно-тематическое планирование в 9 классе рассчитано на 2 часа в неделю - 68 часов
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Россия – наша большая Родина .
Постановка проблемы: Чем является для нас Родина и Россия? «Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре.
Тема 2. Роль русского народа и русского языка в истории России
Постановка проблемы: Каковы границы Русского мира? Роль русского народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир. Русский язык – государственный язык. Его роль в жизни страны. Русский язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия.
Тема 3. Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях
Постановка проблемы: В чём состоит значение Конституции РФ? Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства России.
Тема 4. Объединяющие основы и ценности национальных культур
Постановка проблемы: Что объединяет различные культуры народов мира и России? «Универсальные ценности» культур. Как культуры различных народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга (на конкретных примерах)? Как формируется и развивается общероссийская культура? Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и сотрудничества.
Тема 5. Российская культура и ее роль в мировой культуре
Постановка проблемы: Каковы составляющие российской культуры? Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной культуры в мировой культуре.
Тема 6. Столица страны, столица региона (моей республики, области, района) и их роль в политической и культурной жизни
Постановка проблемы: В чем состоит символический смысл столичного статуса города для формирования гражданской и региональной, локальной идентичности? Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой регион (республика, город, район) в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны.
Тема 7. Общенациональные святыни России
Постановка проблемы: Почему следует беречь общенациональные святыни? Что каждый из нас может сделать для их сохранения? Герои России. Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).
Тема 8. Гражданин России
Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Кол-во часов
1
Россия – наша большая Родина
16
2
Роль русского народа и русского языка в истории России
7
3
Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях
5
4
Объединяющие основы и ценности национальных культур
10
5
Российская культура и ее роль в мировой культуре
7
6
Столица страны, столица региона (моей республики, области, района) и их роль в политической и культурной жизни
4
7
Общенациональные святыни России
4
8
Гражданин России
11
9
повторение, обобщение либо защита проектов по тематике модуля
4
Итого:
68
Планируемые результаты освоения учебного курса
Основными результатами реализации предметной области ОДНКНР должно стать освоение предметного содержания, а также овладение универсальными метапредметными и личностными учебными действиями.
Личностные результаты:
- осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;
- уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;
- мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах
Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий (далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного предмета:
- освоение и овладение культуросообразными способами выполнения универсальных учебных действий;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах;
- формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции;
- использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Решение перечисленных задач в ходе освоения предметного содержания курса ОДНКНР ведет к достижению, в конечном счете, важнейшего личностного результата, который и является основной целью введения данной предметной области:
- осознание себя гражданином России, россиянином, то есть, человеком, который готов в течение жизни осваивать культурные богатства своей страны при полном понимании значимости их национальных, региональных особенностей; отстаивать единство и солидарность многонационального народа Российской Федерации, принимая личное участие в судьбе России.
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа предусматривает обучение по ОДНКНР в 9 класса в объёме 68 часов. В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием часов в год.
№ п/п
Наименование раздела (количество часов)
Дата
Тема урока
Примечания
По плану
Фактически
I четверть (16 часов)
Я –гражданин России . Россия – наша большая Родина.
1
Отражение истории России в русской литературе
2
История России в литературе Дона
3
Г.Р. Державин «Атаману и Войску Донскому»
4
В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (отрывок)
События Гражданской войны в творчестве М. А. Шолохова (на примере 2-3 произведений)
8
События Гражданской войны в творчестве М. А. Шолохова (на примере 2-3 произведений)
9
В.О.в в произведениях донских авторов. Человек на войне. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»
10
В.О.в в произведениях донских авторов. Человек на войне. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»
11
В.О.в в произведениях донских авторов. Человек на войне. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»
12
А.В. Калинин «Эхо войны» (отрывок из повести)
13
А.В. Калинин «Эхо войны» (отрывок из повести)
14
М.А. Шолохов. «Судьба человека».
15
М.А. Шолохов. «Судьба человека».
16
Зачётный урок
II четверть (16 часов)
Роль русского народа и русского языка в истории России
17
«Задонщина» ( по мотивам древнерусской поэмы). Историческая основа поэмы и её особенности
18
Художественные Образы поэмы
19
Народный колорит в казачьих песнях.
20
Народный колорит в казачьих песнях.
21
Образность языка казачьих легенд
22
А.С. Пушкин. Стихотворения «Казак» и «Калмычке». Языковое своеобразие.
23
А. Блок. «На поле Куликовом». Особенности национального характера
Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях
24
Конституция о межнациональных отношениях народов России
25
Многонациональность Донского края. Нравы и обычаи донских казаков. А. В. Туроверов. «Проводы казака на службу»
26
Б.Н. Куликов «Кто я такой?», «Запев»
27
Ф.Д. Крюков «Казачка. Из станичного быта»
28
Ф.Д. Крюков «Казачка. Из станичного быта»
Объединяющие основы и ценности национальных культур
29
Национальные культуры народов Дона. Любовь к «малой» родине в творчестве поэтов и писателей Дона.
30
А.Г. Гарнакерьян «В моей придонской стороне»
31
Н.К. Доризо «Поэт», «Луга»
32
Зачётный урок
III четверть (20 часов)
33
Д.Л. Мордовцев «Знамения времени»
34
Д.Л. Мордовцев «Знамения времени»
35
П.Г. Аматуни. «Дела давно минувших дней»
36
П.Г. Аматуни. «Дела давно минувших дней»
37
Н.С. Оганесов «Играем в «Спринт» (главы из повести)
38
Н.С. Оганесов «Играем в «Спринт» (главы из повести)
Российская культура и ее роль в мировой культуре
39
Вклад донских писателей в «копилку мировых шедевров»
40
Русские писатели- лауреаты Нобелевской премии.
41
Шолохов М. А. и его роман « Тихий Дон»
42
Шолохов М. А. и его роман « Тихий Дон»
43
В.А. Закруткин « Матерь человеческая» как воплощение идеи безграничности материнской любви.
44
А. В. Калинин « Цыган»
45
А. В. Калинин « Цыган»
Столица страны, столица региона (моей республики, области, района) и их роль в политической и культурной жизни
46
Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны
47
Мой регион в составе России, его особенности, история и роль в развитии стран
48
А.А .Леонов «Азов»
49
А.А. Рогачёв «Слово о Доне»
Общенациональные святыни России.
50
А.А. Рогачёв «Возвышение Андрея Рублёва» (отрывок из поэмы)
51
А.В. Софронов «Пороховые погреба»
52
Зачётный урок
IY четверть (16 часов)
53
Пушкин на Дону. И.А. Балашова «Пушкин и Раевские в Ростове-на-Дону»
Гражданин России
54
Что означает быть гражданином своей страны?
55
Гражданская и патриотическая тема в произведениях о Доне
56
А.А.Леонов «Ермак»
57
Н.Н. Туроверов «Каял»
58
П.С. Полков «Дон нетленный»
59
А.И. Куприн «Донецкая степь»
60
А.И. Куприн «Донецкая степь»
61
А.С. Серафимович «На хуторе»
62
А.С. Серафимович «На хуторе»
63
А.В. Калинин «Гремите, колокола» (отрывок из романа»
64
А.В. Калинин «Гремите, колокола» (отрывок из романа»
65
Повторение, обобщение тем курса
66
Повторение, обобщение тем курса
67
Защита проектов по тематике всего курса
68
Защита проектов по тематике всего курса
Примерные темы проектов и эссе для предметной области ОДНКНР
1. Почему моральные нормы нигде не записаны?
2. Сложно ли быть добрым и справедливым?
3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения.
4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России).
5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны».
6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся).
7. Наши семейные традиции.
8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме).
9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
10. История моей семьи.
11. Что для меня значит добро?
12. Благотворительность в истории.
13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России.
14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни.
15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д).
16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор).
17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.)
18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор).
19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор).
20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности.
21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа.
22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники?
23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор).
24. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных культурах (на выбор).