kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по литературе (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе (8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г. Данкова Липецкой области




Рассмотрена на заседании МК Утверждено приказом №--------

-русского языка и литературы МБОУ лицей № 4

от-------августа 2015 года. г. Данкова Липецкой области

Протокол № --------------- от----------августа 2015 года.







Рабочая программа по литературе

для 8 класса

(базовый уровень)

составлена на 2015-2016 учебный















учитель русского языка и

литературы

Андриянова Н.А.










2015 год


Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Внесены следующие изменения:

Предложены для изучения ранее не входившие в

программы произведения писателей Русского зарубежья и

другие художественные тексты, расширяющие читательский кругозор и

обогащающие представления о художественном наследии русской

и зарубежной литературы;

2) Сохранена преемственность с программой начальной школы; данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.

3) Расширен раздел «Поэзия родной природы», где в сопоставлении предлагается рассмотреть произведения известных русских поэтов.

Общая характеристика учебного предмета


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ве­дущих проблем: в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не­достаточно владеет собственно техникой чтения, вто­рая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худо­жественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произве­дений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная на­правленность: от освоения различных жанров фольк­лора в средних классах к проблеме «Фольклор и ли­тература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних клас­сах к изучению творчества поэта в целом; от зна­комства с отдельными сведениями по истории соз­дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из клас­сов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест­ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, под­нимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и че­ловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писа­теля и читателя и т. д.).

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предполагает следующие виды деятельности учеников на уроке: систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

составление планов;

краткие и подробные пересказы текста;

изложение с элементами сочинения

устные и письменные сочинения-характеристики героев;

анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

развитие художественной фантазии у детей;

прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Всего: 70 часов (2 часа в неделю).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



Учебно-тематический план

(70 часов)



№п/п

Наименование тем

(разделов)

Количество

часов

Контрольные мероприятия

1

Введение

1


2

Устное народное творчество

2


3

Из древнерусской литературы

4

Сочинение-1

4

Из литературы 18 века

3


5

Из литературы 19 века

31

Сочинение-1

6

Из литературы 20 века

21

Сочинение-1

7

Из зарубежной литературы

4




Содержание

(70 часов)



ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.


РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 час)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Древнерусская литература (2 час)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

“Житие Сергия Радонежского” , «Житие князя Александра Невского».

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

У. Шекспир (3 час)

Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

литература XVIII века (4 час)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.


Д.И. Фонвизин (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Театр европейского классицизма

Ж.-Б. Мольер (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

литература XIX века (32 час)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.


А.С. Пушкин (9 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

Повесть «Пиковая дама»

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.


Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (1 час)

Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения)

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.


М.Ю. Лермонтов (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.


Н.В. Гоголь (4 час).

Слово о писателе.

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

А.Н. Островский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы).

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.


Ф.И. Тютчев (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других стихотворений).

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

А.А. Фет (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения).

"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

А.К. Толстой (2 час)

Слово о писателе.

Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого


М.Е. Салтыков-Щедрин (2 час)

Слово о писателе.

Сказки: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок).

Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н. Толстой (3 час)

Слово о писателе.

Рассказ «После бала» Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Ф.М. Достоевский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Белые ночи» (возможен выбор другой повести).

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.


литература ХХ века (14 час)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

И.А. Бунин (2 час)

Слово о писателе.

Рассказы: «Кавказ», «Танька»

Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.


А.И. Куприн (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Куст сирени»

Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.


А.А. Блок (1 час)

Слово о поэте

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.


А.А. Ахматова (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Сероглазый король» (возможен выбор другого стихотворения).

Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

М.А. Булгаков (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

А.Т. Твардовский (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок»

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.

Литература народов России М. Карим (1 час) (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Слово о писателе.

Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений).

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.

Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.


М.М. Зощенко (2 час)

Слово о писателе.

Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов).

Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

В.М. Шукшин (2 час)

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик»

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.


Итого в VIII классе – 62 час. Резерв времени – 8 часов.




Календарно-тематический план

(70 часов)

( 8 «а» класс)



урока

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Кол-во

часов

Дата

План-

Факт

Введение – 1 час

1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства

Сообщения

1




РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 час)





2

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Участие в беседе, представление проектных работ

1



3

Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Ответы на вопросы в процессе комментированного чтения

1




Из древнерусской литературы

( 3 ч )





4

“Житие Сергия Радонежского Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне.

Работа по тексту

Ответы на вопросы в процессе работы по тексту

1



5

«Житие князя Александра Невского».

Составление сопоставительного анализа личности князя Александра Невского .

1



6

Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".


Выразительное чтение , пересказ фрагментов, фронтальный опрос

1




Из литературы 18 века (3 часа)






Д. И. Фонвизин ( 4 ч)





7

Д. И. Фонвизин. "Недоросль», идейная направленность комедии.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



8

Образы крепостников, слуг Простаковой и учителей Митрофанушки.

Положительные образы комедии.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



9

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам




10

Практикум. Составление характеристики одного из персонажей.

Практическая работа.

1




Из литературы 19 века (32часа)






А.С. Пушкин (9 час)





11

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).Роман «Капитанская дочка» Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



12

Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.

Анализ произведения по вопросам, устные выступления

1



13

Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



14

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала

Составление характеристики, работа с текстом

1



15

Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.


Анализ эпизодов, составление характеристики

1



16

Изображение народной войны и ее вождя. Отношение генерала и самозванца к участи Маши.

Письменная работа, составление исторической справка, работа в группах

1



17

Гринёв и Пугачёв. Три встречи.

Анализ эпизодов, составление характеристики

1



18

. Исторические события и судьбы частных людей.

Составление плана, обсуждение тем.

1



19

Вн чтение: «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба»

Выступления по теме, участие в обсуждении по вопросам

1




М. Ю. Лермонтов ( 3 + 1 р.р.)





20

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор)..«Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа

Сообщения, работа в группах, работа с текстом

1



21

Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств.

Анализ поэмы по вопросам

1



22

Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Анализ поэмы по вопросам

1




Н. В. Гоголь ( 4 ч)





23

Н. В. Гоголь. Слово о писателе Комедия «Ревизор».. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.

Сообщения, выполнение творческой работы

1



24

Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров.

Работа по тексту, подбор цитат


1



25

Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.


Составление характеристики работа со сценами, участие в обсуждении

1



26

«Шинель» как одна из «петербургских повестей».

Работа со сценами, участие в обсуждении

1




А.Н. Островский (3 час)





27

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Снегурочка»

Работа со сценами, участие в обсуждении

1



28

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка».

Работа со сценами, участие в обсуждении

1



29

Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

Работа со сценами, участие в обсуждении

1




Ф.И. Тютчев (1 час)





30

Ф.И. Тютчев Слово о поэте.

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1




А.А. Фет (1 час)





31

А.А. Фет Слово о поэте."Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1




А.К. Толстой (2 час)





32

А.К. Толстой. Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный», Историческая тематика в творчестве Толстого.

Анализ эпизодов, составление характеристики

1



33

Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя.

Анализ эпизодов, составление характеристики

1




М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч





34

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

Сказки: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве»

Составление цитатного плана, художественный пересказ; анализ эпизодов

1



35

Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках.

Работа с эпизодом по схеме.

1




Л. Н. Толстой ( 3 часа)





36

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

Представление проектных работ, составление конспекта

1



37

Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".

Устное словесное рисование героя, подбор цитат.

Анализ текста по вопросам

1



38

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее

Чтение отрывков, участие в обсуждении

1




Ф.М. Достоевский (3 час)





39

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор)..Повесть «Белые ночи» Традиции сентиментализма в повести.

Анализ эпизодов, составление характеристики

1



40

Судьба Мечтателя и образ Петербурга.

Анализ эпизодов, составление характеристики

1



41

Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

Анализ эпизодов,

1




Литература ХХ века (14 час)






И.А. Бунин (2 час)





42

И.А. Бунин Слово о писателе.

Рассказы: «Кавказ», «Танька»

Нравственный смысл произведения

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



43

Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1




А.И. Куприн (1 час)





44

А.И. Куприн Слово о писателе.

Рассказ «Куст сирени» Нравственные проблемы рассказа.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1




А.А. Блок (1 час)





45

А.А. Блок Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1




А.А. Ахматова (1 час)





46

А.А. Ахматова Слово о поэте. Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1




М.А. Булгаков (3 час)





47

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор)..Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры.

Работа по тексту

Ответы на вопросы в процессе работы по тексту

1



48

.Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление

Работа по тексту

Ответы на вопросы в процессе работы по тексту

1



49

Философская проблематика повести.

Работа по тексту

Ответы на вопросы .

1




А.Т. Твардовский (2 час)





50

А.Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин».Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме.

Работа по тексту

Ответы на вопросы в процессе работы по тексту

1



51

Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.

Работа в группах , устные выступления групп, работа с учебником

1




Литература народов России М. Карим (1 час)





53

М. Карим Слово о писателе.

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, отражение в них народной мудрости.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам





М.М. Зощенко (2 час)





54

М.М. Зощенко Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»)

Комментированное чтение, представление опережающих заданий

1



55

Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история.

Комментированное чтение,

1




В.М.Шукшин (2 ч)





56

В.М.Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик» Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

Комментированное чтение,

1



57

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Комментированное чтение,

1




Из зарубежной литературы

( .)


1




Ж.-Б. Мольер (1 час)





58

Ж.-Б. Мольер (Жизнь и творчество (обзор)."Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров.

Выступления групп учащихся

1




Э.А. По (1 час)





59

Э.А. По Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров» (

Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

Выступления групп учащихся

1




У. Шекспир (3 ч )


1



60

У. Шекспир .Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии..

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам




61

Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



62

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам

1



63

Резервный урок


8



64

Резервный урок





65

Резервный урок





66

Резервный урок





67

Резервный урок





68

Резервный урок





69

Резервный урок





70

Резервный урок










Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.

Виды контрольно – измерительных материалов.

    1. Выразительное чтение отрывка из художественного произведения.

    2. Чтение стихотворения наизусть.

    3. Контрольное чтение.

    4. Тестовая работа по изученной теме.

    5. Сочинение по прочитанному произведению.

    6. Художественный пересказ









Литература и средства обучения

  1. Государственный стандарт основного общего образования по литературе (2004 г.)

  2. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М., Просвещение, 2011 г.

  3. В.Я. Коровина. Литература 8 класс, Учебник – хрестоматия в 2-х частях, М., Просвещение, 2011 г.

  4. В.Я. Коровина. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии для 8 класса в 2-х частях, М., Просвещение, 2011 г.

  5. Мультимедийное оборудование с пособиями.

6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2008.

7. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

8. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

9. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

10. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

11. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 8 класс. - М.: Просвещение, 2005.


17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа по литературе (8 класс)

Автор: Андриянова Наталия Анатольевна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства