Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе (8 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г. Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании МК Утверждено приказом №--------
-русского языка и литературы МБОУ лицей № 4
от-------августа 2015 года. г. Данкова Липецкой области
Протокол № --------------- от----------августа 2015 года.
Рабочая программа по литературе
для 8 класса
(базовый уровень)
составлена на 2015-2016 учебный
учитель русского языка и
литературы
Андриянова Н.А.
2015 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Внесены следующие изменения:
Предложены для изучения ранее не входившие в
программы произведения писателей Русского зарубежья и
другие художественные тексты, расширяющие читательский кругозор и
обогащающие представления о художественном наследии русской
и зарубежной литературы;
2) Сохранена преемственность с программой начальной школы; данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.
3) Расширен раздел «Поэзия родной природы», где в сопоставлении предлагается рассмотреть произведения известных русских поэтов.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем: в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предполагает следующие виды деятельности учеников на уроке: систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
изложение с элементами сочинения
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
развитие художественной фантазии у детей;
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Всего: 70 часов (2 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно-тематический план
(70 часов)
№п/п
Наименование тем
(разделов)
Количество
часов
Контрольные мероприятия
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
2
3
Из древнерусской литературы
4
Сочинение-1
4
Из литературы 18 века
3
5
Из литературы 19 века
31
Сочинение-1
6
Из литературы 20 века
21
Сочинение-1
7
Из зарубежной литературы
4
Содержание
(70 часов)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 час)
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Древнерусская литература (2 час)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
“Житие Сергия Радонежского” , «Житие князя Александра Невского».
Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".
У. Шекспир (3 час)
Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта».
Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.
Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).
Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
литература XVIII века (4 час)
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.
Д.И. Фонвизин (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Театр европейского классицизма
Ж.-Б. Мольер (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве»(возможен выбор другой комедии).
Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
литература XIX века (32 час)
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
А.С. Пушкин (9 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Капитанская дочка»
Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.
Повесть «Пиковая дама»
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе
Э.А. По (1 час)
Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения)
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
М.Ю. Лермонтов (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Мцыри».
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Н.В. Гоголь (4 час).
Слово о писателе.
Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
Повесть «Шинель».
«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
А.Н. Островский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы).
Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.
Ф.И. Тютчев (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других стихотворений).
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
А.А. Фет (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения).
"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.
А.К. Толстой (2 час)
Слово о писателе.
Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»
Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.
Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого
М.Е. Салтыков-Щедрин (2 час)
Слово о писателе.
Сказки: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок).
Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Л.Н. Толстой (3 час)
Слово о писателе.
Рассказ «После бала» Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.
Ф.М. Достоевский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Повесть «Белые ночи» (возможен выбор другой повести).
Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.
литература ХХ века (14 час)
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути.Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
И.А. Бунин (2 час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Кавказ», «Танька»
Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
А.И. Куприн (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Куст сирени»
Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.
А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте
Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Сероглазый король» (возможен выбор другого стихотворения).
Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
М.А. Булгаков (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце».
Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.
Литература народов России М. Карим (1 час) (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)
Слово о писателе.
Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений).
Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.
Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
М.М. Зощенко (2 час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов).
Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.
В.М. Шукшин (2 час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал», «Чудик»
Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Итого в VIII классе – 62 час. Резерв времени – 8 часов.
Календарно-тематический план
(70 часов)
( 8 «а» класс)
№ урока
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
Кол-во
часов
Дата
План-
Факт
Введение – 1 час
1
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства
Сообщения
1
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 час)
2
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Выражение в былинах исторического сознания русского народа.
Участие в беседе, представление проектных работ
1
3
Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Ответы на вопросы в процессе комментированного чтения
1
Из древнерусской литературы
( 3 ч )
4
“Житие Сергия Радонежского Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне.
Работа по тексту
Ответы на вопросы в процессе работы по тексту
1
5
«Житие князя Александра Невского».
Составление сопоставительного анализа личности князя Александра Невского .
1
6
Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".
Д. И. Фонвизин. "Недоросль», идейная направленность комедии.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
8
Образы крепостников, слуг Простаковой и учителей Митрофанушки.
Положительные образы комедии.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
9
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
10
Практикум. Составление характеристики одного из персонажей.
Практическая работа.
1
Из литературы 19 века (32часа)
А.С. Пушкин (9 час)
11
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).Роман «Капитанская дочка» Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
12
Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.
Анализ произведения по вопросам, устные выступления
1
13
Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
14
Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала
Составление характеристики, работа с текстом
1
15
Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.
Анализ эпизодов, составление характеристики
1
16
Изображение народной войны и ее вождя. Отношение генерала и самозванца к участи Маши.
Письменная работа, составление исторической справка, работа в группах
1
17
Гринёв и Пугачёв. Три встречи.
Анализ эпизодов, составление характеристики
1
18
. Исторические события и судьбы частных людей.
Составление плана, обсуждение тем.
1
19
Вн чтение: «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба»
Выступления по теме, участие в обсуждении по вопросам
1
М. Ю. Лермонтов ( 3 + 1 р.р.)
20
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор)..«Мцыри».
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа
Сообщения, работа в группах, работа с текстом
1
21
Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств.
Анализ поэмы по вопросам
1
22
Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Анализ поэмы по вопросам
1
Н. В. Гоголь ( 4 ч)
23
Н. В. Гоголь. Слово о писателе Комедия «Ревизор».. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.
Сообщения, выполнение творческой работы
1
24
Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров.
Работа по тексту, подбор цитат
1
25
Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
Составление характеристики работа со сценами, участие в обсуждении
1
26
«Шинель» как одна из «петербургских повестей».
Работа со сценами, участие в обсуждении
1
А.Н. Островский (3 час)
27
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка»
Работа со сценами, участие в обсуждении
1
28
Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка».
Работа со сценами, участие в обсуждении
1
29
Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.
Работа со сценами, участие в обсуждении
1
Ф.И. Тютчев (1 час)
30
Ф.И. ТютчевСлово о поэте.
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
А.А. Фет (1 час)
31
А.А. Фет Слово о поэте."Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
А.К. Толстой (2 час)
32
А.К. Толстой. Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный»,Историческая тематика в творчестве Толстого.
Анализ эпизодов, составление характеристики
1
33
Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя.
Анализ эпизодов, составление характеристики
1
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч
34
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.
Сказки: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве»
Составление цитатного плана, художественный пересказ; анализ эпизодов
1
35
Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках.
Работа с эпизодом по схеме.
1
Л. Н. Толстой ( 3 часа)
36
Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.
Представление проектных работ, составление конспекта
1
37
Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".
Устное словесное рисование героя, подбор цитат.
Анализ текста по вопросам
1
38
Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее
Чтение отрывков, участие в обсуждении
1
Ф.М. Достоевский (3 час)
39
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор)..Повесть «Белые ночи» Традиции сентиментализма в повести.
Анализ эпизодов, составление характеристики
1
40
Судьба Мечтателя и образ Петербурга.
Анализ эпизодов, составление характеристики
1
41
Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.
Анализ эпизодов,
1
Литература ХХ века (14 час)
И.А. Бунин (2 час)
42
И.А. Бунин Слово о писателе.
Рассказы: «Кавказ», «Танька»
Нравственный смысл произведения
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
43
Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
А.И. Куприн (1 час)
44
А.И. Куприн Слово о писателе.
Рассказ «Куст сирени»Нравственные проблемы рассказа.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
А.А. Блок (1 час)
45
А.А. Блок Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
А.А. Ахматова (1 час)
46
А.А. Ахматова Слово о поэте. Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
М.А. Булгаков (3 час)
47
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор)..Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры.
Работа по тексту
Ответы на вопросы в процессе работы по тексту
1
48
.Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление
Работа по тексту
Ответы на вопросы в процессе работы по тексту
1
49
Философская проблематика повести.
Работа по тексту
Ответы на вопросы .
1
А.Т. Твардовский (2 час)
50
А.Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Василий Теркин».Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме.
Работа по тексту
Ответы на вопросы в процессе работы по тексту
1
51
Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.
Работа в группах , устные выступления групп, работа с учебником
1
Литература народов России М. Карим (1 час)
53
М. Карим Слово о писателе.
Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, отражение в них народной мудрости.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
М.М. Зощенко (2 час)
54
М.М. Зощенко Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»)
Комментированное чтение, представление опережающих заданий
1
55
Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история.
Комментированное чтение,
1
В.М.Шукшин (2 ч)
56
В.М.Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал», «Чудик» Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
Комментированное чтение,
1
57
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Комментированное чтение,
1
Из зарубежной литературы
( .)
1
Ж.-Б. Мольер (1 час)
58
Ж.-Б. Мольер (Жизнь и творчество (обзор)."Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров.
Выступления групп учащихся
1
Э.А. По (1 час)
59
Э.А. ПоСлово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров» (
Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
Выступления групп учащихся
1
У. Шекспир (3 ч )
1
60
У. Шекспир .Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».
Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии..
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
61
Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
62
Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Выразительное чтение, участие в обсуждении по вопросам
1
63
Резервный урок
8
64
Резервный урок
65
Резервный урок
66
Резервный урок
67
Резервный урок
68
Резервный урок
69
Резервный урок
70
Резервный урок
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
Давать анализ отдельного эпизода.
Виды контрольно – измерительных материалов.
Выразительное чтение отрывка из художественного произведения.
Чтение стихотворения наизусть.
Контрольное чтение.
Тестовая работа по изученной теме.
Сочинение по прочитанному произведению.
Художественный пересказ
Литература и средства обучения
Государственный стандарт основного общего образования по литературе (2004 г.)
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М., Просвещение, 2011 г.
В.Я. Коровина. Литература 8 класс, Учебник – хрестоматия в 2-х частях, М., Просвещение, 2011 г.
В.Я. Коровина. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии для 8 класса в 2-х частях, М., Просвещение, 2011 г.
Мультимедийное оборудование с пособиями.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2008.
7. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
8. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
9. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
10. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
11. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 8 класс. - М.: Просвещение, 2005.