kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по литературе (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе (10 класс)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г.Данкова Липецкой области

Рассмотрена на заседании МК

русского языка и литературы

______ августа 2015 года

Протокол №-_______


Утверждено

приказом № МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области

от______ августа 2015 года

.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 10 класса

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

составлена на 2015 - 2016 учебный год









учитель русского языка и

литературы:

Андриянова Н.А.



2015 год


Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004г.), Примерной программы основного общего образования по литературе и программы курса «Литература. 10-11 классы» (Авторы : С. А. Зинин, В. И. Сахаров. М. «Русское слово» 2009г.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Примерная программа не распределяет учебный материал по отдельным классам: все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Примерная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Программа состоит из двух частей:

программа

Литература первой половины XIX века

  • Литература второй половины XIX века.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ппрограмма среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2105 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

В связи с тем, что в 10 классе на литературу отводится 3 часа в неделю, в программу внесены следующие изменения:

сокращено количество часов на изучение произведений первой половины 19 века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь). Произведения этого периода подробно изучались в 9 классе.

Сокращён раздел «Зарубежная литература».

Основной формой организации учебных занятий является классно-урочная система, а также модификация традиционного урока:

- заочная экскурсия в дом-музей писателя;

- заочное путешествие по литературным местам;

- викторина;

- пресс-конференция;

- исследование;

- лекция;

- практикум;

- урок развития речи;

- семинар;

- диспут;

- защита проектов;

В процессе преподавания предмета применяются элементы различных современных технологий:

- критическое мышление;

- ИКТ;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии.

В процессе преподавания литературы предусмотрено формирование следующих компетенций:

- литературной;

- культуроведческой;

- коммуникативной.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать

Учебно – тематический план.

(105 часов)


Содержание

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

1.

Введение

2


2

А.С. Пушкин

4


3

М.Ю. Лермонтов

2


4

Н.В. Гоголь

3

Сочинение - 1

5

А.Н. Островский

7

Сочинение - 1

6

И.А. Гончаров

5

Сочинение - 1

7

И.С. Тургенев

8

Сочинение - 1


А.К.Толстой

2


8

Ф.И. Тютчев

3


9

А.А. Фет

3

Сочинение - 1

10

Литература 60 –х годов XX века

1


11

Н.С. Лесков

2


12

Н.А. Некрасов

5

Сочинение - 1

13

М.Е. Салтыков - Щедрин

2


14

Ф.М Достоевский

10

Сочинение - 1

15

Л.Н.Толстой

17

Сочинение - 1

16

А.П.Чехов

9

Сочинение - 1

17

Из зарубежной литературы

4


18

Резервные уроки

15




Итого

105



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 часов)


Литература XIX века (45 час)

Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

(10 час)


Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.


А. С. Пушкин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.


М. Ю. Лермонтов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.


Н. В. Гоголь (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.


Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.


Литература второй половины

XIX века (79 час)


Обзор русской литературы второй половины

XIX века (1 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.


А. Н. Островский (7 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”1.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.


А. А. Фет (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров (5 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев (8 час)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.


А. К. Толстой (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.


Н. А. Некрасов (5 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. .


Ф. М. Достоевский (10 час)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.


Л. Н. Толстой (17 час)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.


А. П. Чехов (9 час)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.


Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.


Г. де Мопассан (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.


Г. Ибсен (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.


А. Рембо (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.


Календарно – тематический план, 10 «Б» класс.

(105 часов)


Тема урока.

виды

деятельности уч-ся.

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту.

1

Введение. Общая характеристика русской классической литературы 19 века. Русская литература и русская история.

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.


1


А. С. Пушкин (4 час)





2

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Сообщения, презентации, , участие в дискуссии.

1



3

Основные мотивы лирики Пушкина (общий обзор).

Выступления по темам, составление таблицы, выразительное чтение фрагментов…

1



4

Поэма «Медный всадник». Творческая история, сюжет и композиция .Герои поэмы .

Самостоятельная работа

1



5

А. С. Пушкин в русской критике. Национальное и мировое значение Пушкина.

Выступления и показ презентаций, запись тезисов выступлений, составление схемы.


1




М. Ю. Лермонтов (2 часа)





6

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества (обобщение изученного).

Сообщение уч-ся, проектная работа уч-ся, запись тезисов выступления, выразительное чтение отрывков.

1



7

Основные мотивы лирики Лермонтова (общий обзор).

Проектная работа уч-ся, запись выступления, выразительное чтение отрывков, анализ стихотворений по вопросам.

1




Н. В. Гоголь (3 час)





8

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества (обобщение изученного).

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.

1



9

«Невский проспект».Образ города в повести. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.


Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.

1



10

«Невский проспект». Тема столкновения мечты и действительности.

Слушание текста, выразительное чтение фрагментов, письменный или устный ответ на вопрос учителя, анализ текста

1



11

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Самостоятельная работа




12

Обзор русской литературы второй половины

XIX века (1 час)

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.





А. Н. Островский (7 час)





13

А. Н. Островский. Гражданский и творческий подвиг Островского. Театр Островского. Драма «Гроза». Художественное своеобразие драмы

Выразительное чтение;

ответы на вопросы после первого чтения произведения;

оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

1



14-15

«Жестокие нравы» города Калинова.

«Тёмное царство» в «Грозе». Образы Кабановой и Дикого.

Работа в парах, запись выводов

2



16

Незаурядность Катерины, её бесстрашие, стремление к воле. Обличение невежества, грубой силы, самодурства.

Сообщение уч-ся, проектная работа уч-ся, запись тезисов выступления.

1




17

Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”2.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

1



18-19

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Самостоятельная работа

2




И. А. Гончаров (5 час)





20

И. А. Гончаров. Личность писателя. Три романа писателя: «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».

Комментирование текста;

ответы на аналитические вопросы, рассмотрение композиции художествен. произведения

1



21

Человек и его судьба в романе «Обломов». «Обломовщина» - приговор крепостничеству. Живая душа Обломова.

Дискуссия, защита проектов по темам.

1



22

Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Смысл сопоставления образов.

Работа в парах. Составление сравнительной таблицы на основе подбора цитат.


1



23-24

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

Самостоятельная работа

2




И. С. Тургенев (8 час)





25

И. С. Тургенев. «Большое и благородное сердце». Личность писателя.

Защита проектов уч-ся, запись тезисов выступлений, дискуссия между представителями групп.


1



26

«Отцы и дети». Идейно-художественное своеобразие романа. Смысл заглавия. Композиция и конфликт романа.

Проектная работа уч-ся, запись выступления, выразительное чтение отрывков, анализ стихотворений по вопросам.


1



27

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова

Проектная работа уч-ся, запись выступления, выразительное чтение отрывков, анализ стихотворений по вопросам.

1



28

. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.

Проектная работа уч-ся, запись выступления, выразительное чтение отрывков, анализ стихотворений по вопросам.

1



29

Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство)

Защита проектов уч-ся, запись тезисов выступлений, дискуссия между представителями групп.

1



30

«Базаров – борец и мыслитель». Базаров в ряду других образов русской литературы.


Комментирование текста;

ответы на аналитические вопросы, вопросы проблемного характера; рассмотрение композиции .

1



31

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Работа в парах с текстом, выводы, запись цитат.

1



32

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Самостоятельная работа

1




Ф. И. Тютчев (3 час)





33

Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Любовная лирика Тютчева.

Работа в парах с текстом, выводы, запись цитат.

1



34-35

Философская лирика Тютчева. Тютчев о судьбе народа и родины.

Работа с текстом, комментирование, запись выводов

2




А. А. Фет (3 час)





36

А. А. Фет. Загадка личности. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

1



37

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Работа с текстом, комментирование, запись выводов


1



38

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Самостоятельная работа

1




А. К. Толстой (2 час)





39

А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Работа с текстом, комментирование, запись выводов


1



40

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Работа в парах с текстом, выводы, запись цитат.

1




Н. С. Лесков (2 час)





41

Н. С. Лесков «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской.

Составление таблицы, с использованием цитат.

1



42

Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Работа с текстом, комментирование, запись выводов


1




М. Е.Салтыков-Щедрин (2 час)





43

М. Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.

Работа в парах с текстом, выводы, запись цитат.

1



44

Тема народа и власти. Сатирическая летопись истории Российского государства.

Работа с текстом, комментирование, запись выводов


1




Н. А. Некрасов (5 час)





45

Н. А. Некрасов. Личность и судьба поэта. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы

1



46

Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. ”.. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы.

Выразительное чтение;

Анализ лирического произведения

1



47

Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”.

Выразительное чтение; работа в парах, анализ текстов


1



48

Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

1



49

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Самостоятельная работа

1




Ф. М. Достоевский (10 час)





50

Ф. М. Достоевский. Судьба и личность писателя.

Комментирование текста; объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; работа в парах, выводы

1



51

Роман «Преступление и наказание». Замысел и история создания. Сюжет и конфликт романа.

Сопоставление точек зрения авторов критических статей.

1



52

Петербург Достоевского. Идейно-художественный смысл города в романе.

Самостоятельная работа учащихся.

1



53

Изображение в романе «маленького человека». Трагедия «униженных и оскорблённых» в буржуазном обществе.

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка. выразительное чтение;

ответы на вопросы учителя.

1



54

Виновники скрытых преступлений. «Деловые люди» на страницах романа.

Представление проектов, анализ эпизодов текста.

1



55

Преступление Раскольникова. Социально-историческая основа теории Раскольникова.

Составление характеристики персонажа, демонстрировать понимание роли художественных средств языка в раскрытии образа героя.

1



56

Внутренняя борьба Раскольникова с собственной теорией. «Поединок» с Порфирием Петровичем.

Комментирование текста; ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера

1



57

Восстановление погибшего человека.

Самостоятельная работа учащихся.

1



58

Правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

Представление индивидуальных работ, анализ эпизодов текста.

1



59

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Самостоятельная работа учащихся

1




Л. Н. Толстой (17 час)





60

Л. Н. Толстой. По страницам жизни великого писателя

Анализ эпизодов по вопросам, запись выводов, письменный ответ на проблемный вопрос.

1



61

История создания романа «Война и мир». Идея, композиция произведения.

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.

1



62

Изображение светского общества в романе. «Срывание всех и всяческих масок».

Комментирование текста; объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы

1



63

Женщины на страницах романа.

Комментирование текста; ответы на вопросы проблемного характера;

рассмотрение композиции художественного произведения;

1



64

В чём истинная красота человека?

Демонстрировать понимание роли художественных средств языка в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.

1



65-66

Путь исканий князя Андрея.

Комментирование текста; ответы на аналитические вопросы, рассмотрение композиции художествен. произведения;

2



67-68

Путь исканий Пьера Безухова.

Комментирование текста; ответы на вопросы проблемного характера;

рассмотрение композиции художественного произведения;

2



69

Изображение в романе войны 1805-1807гг.

Составление характеристики персонажа, демонстрировать понимание роли художественных средств языка в раскрытии образа героя.

1



70

Изображение войны 1812 года.

Самостоятельная работа учащихся.

1



71

Истинный героизм в изображении Толстого.

Проектная работа уч-ся, запись выступления, выразительное чтение отрывков, анализ стихотворений по вопросам.

1



72

Изображение в романе народной войны.

Выразительное чтение;

ответы на вопросы после первого чтения произведения;

1



73

Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

1



74

«Мысль семейная» на страницах романа.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

1



75

«Судьба человеческая, судьба народная». Обобщающая беседа по тексту романа. Пейзаж в романе.

Проектная работа уч-ся, запись выступления, выразительное чтение отрывков

1



76-77

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

2




А. П. Чехов (9 час)





78

А. П. Чехов, человек и писатель: Рассказ «Студент»,

Анализ текста по вопросам, предложенным учителем.

1



79

Рассказ «Ионыч» и русская действительность конца 19 века.

Анализ текста по вопросам, предложенным учителем.




80

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов «Человек в футляре», «Палата №6»

Объяснение взаимосвязи событий, характера и поступков героев; ответы на вопросы.

1



81

.»Дама с собачкой»

Выразительное чтение;

ответы на вопросы

1



82

«Вишнёвый сад». История создания. Действующие лица и автор.

Самостоятельная работа учащихся.

1



83

Бывшие хозяева вишнёвого сада - Раневская и Гаев.

Новый хозяин-Лопахин.

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.

1



84

Тема будущего в пьесе.

Составление характеристики персонажа,

1



85-86

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Самостоятельная работа

2




Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)





87

Обзор зарубежной литературы второй половины Х!Х века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины Х!Х века.

Конспектирование лекции учителя, составление вопросов по теме, взаимопроверка.

1




Г. де Мопассан (1 час)





88

Г. Де Мопассан. Жизнь и творчество. Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция.

Выразительное чтение;

ответы на вопросы

1




Г. Ибсен (1 час)





89

Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом» Особенности конфликта.

Выразительное чтение;

ответы на вопросы

1




А. Рембо (1 час)





90

А.Рембо. Жизнь и творчество. Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни.

Выразительное чтение;

ответы на вопросы

1



91

Резервный урок


15



92

Резервный урок





93

Резервный урок





94

Резервный урок





95

Резервный урок





96

Резервный урок





97

Резервный урок





98

Резервный урок





99

Резервный урок





100

Резервный урок





101

Резервный урок





102

Резервный урок





103

Резервный урок





104

Резервный урок





105

Резервный урок








Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Виды контрольно – измерительных материалов.

    1. Выразительное чтение отрывка из художественного произведения.

    2. Чтение стихотворения наизусть.

    3. Контрольное чтение.

    4. Тестовая работа по изученной теме.

    5. Сочинение по прочитанному произведению.

    6. Художественный пересказ.

    7. Письменный анализ эпизода.

    8. Творческие работы.





Основные виды

устных и письменных работ 10 класс

Устно: выразительно читать текст художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов — подробный, выбороч­ный, от другого лица, краткий, художественный (с мак­симальным использованием художественных особен­ностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав по­вести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критиче­ской статьи и т. д.

Подготовка характеристики героя или героев (инди­видуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писа­теля, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный коммен­тарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведе­ние большого объема, творчество писателя, просмотрен­ный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литера­турные и свободные темы, связанные с изучаемыми худо­жественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литера­турного вечера, конкурса и т. д.).

Использование словарей различных типов (орфогра­фических, мифологических, энциклопедических, орфо­эпических и пр.), каталогов школьных, районных и го­родских библиотек.

Письменно: составление письменных планов, тези­сов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание письменных сочинений проблемного харак­тера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

Создание оригинальных произведений (рассказа, сти­хотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эс­се, очерка — на выбор).

Создание письменного доклада, лекции для будущего произнесения вслух на классном или школьном вечере.

Создание письменной рецензии на прочитанную кни­гу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, ма­неру игры актера, работу художника-иллюстратора.





Литература и средства обучения


1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования

(2004 год).

2. Программа по литературе, составитель С. А. Зинин, В. И.Сахаров –М. «Русское слово» 2010 г.

3. Русская литература XIX века. Первая половина. 1 ч. Сост. С. А. Зинин, Сахаров. Москва «Русское слово», 2010 г.

4. Русская литература XIX века. Вторая половина. 2 ч. Сост. С. А. Зинин, Сахаров. Москва «Русское слово», 2010 г.

5. Русская литература XVIII—XIX веков: Справочные материалы. Сост. Л. А. Смирнова. М. «Дрофа»-2006г.

6. Пособие: Сочинения различных жанров в старших классах. Калганова Т.А. М. «Дрофа»-2004г.

7. Русская литература. 10 кл. Лебедев Ю. В. 2 ч. М. «Просвещение»-2009г.

8. Мультимедийное приложение «Литература XIX века

1

2

21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа по литературе (10 класс)

Автор: Андриянова Наталия Анатольевна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства