Просмотр содержимого документа
«Программа по русской словесности 6 класс ФГОС»
Рабочая программа составлена на основе УМК Альбетковой Р. И.: программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 - 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл». /составитель Е.И. Харитонова. -М.: Дрофа, 2008г./ ; Русская словесность. От слова к словесности, 6 класс. Рабочая тетрадь. Вертикаль. -М.: Дрофа,2015г.; Русский язык. Русская словесность. 6 класс. Учебник. Вертикаль. -М.: Дрофа,2015г.; методическое пособие «Русская словесность», 6 класс Альбетковой Р.И. М., Дрофа, 2015г., рабочей программы к учебному курсу «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа,2017. Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе.
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), - -- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог —
обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее со-
держания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
– составлять план решения проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть средствами художественной изобразительности, правильно употреблять
имена существительные, прилагательные ,глаголы в речи
– высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:
-употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
-употреблять языковые средства в зависимости от условий и цели высказывания. –и-
использовать стилистические возможности лексики, общеупотребительную лексику, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова;
-употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях;
-научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
-понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных
слов в произведениях словесности;
-понимать роль грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в
произведениях словесности;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
-вбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с
условиями и поставленной целью;
-научится применять средства художественной изобразительности;
-употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности;
-находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;
-применять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях;
-понимать юмор в произведениях словесности, использовать средства создания юмора в устной и письменной речи;
. -создавать собственные юмористические рассказы или сценки, употреблять в нем средства создания комического;
-научится понимать былины как героический эпос русского народа, особенности словесного выражения содержания в былине ,былинный стих, легенды как создание народной фантазии, предания о реальных событиях;
-выразительно читать былины;
-научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;
-понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в
эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
-сочинять рассказы по собственным впечатлениям, использовать в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога;
-научится определять ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом
произведении;
-умению отличить лирическое произведение от эпического и драматического,
различению размеров стихов, пониманию выразительного значения ритма, рифмы и
-научится определять языковые средства изображения характеров в драматическом
произведении, роли диалога и монолога в тексте;
-умению отличить драматическое произведение от эпического и лирического, пониманию
роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе прочитанного-
свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этом
классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);
- свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого
школьниками в 6-ом классе;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров, определять средства художественной выразительности.
- употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях.
Обучающиеся научатсяв 6 классе:
- Понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности;
- Выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
- Уметь находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их значение и применять в собственных высказываниях;
- Уметь различать эпическое, лирическое и драматическое произведения и отличать их друг от друга;
- Понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога, роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге;
- Выразительно читать и пересказывать эпические, лирические и драматические произведения;
- Создавать собственный юмористический рассказ или сценку, употреблять в нем средства создания комического;
- Сочинять рассказ или сценку по собственным впечатлениям, использовать в них повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог, ремарки.
Содержание учебного предмета
Употребление языковых средств – 10 ч.
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности – 10ч.
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности – 2ч.
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности – 1ч.
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности – 2ч.
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности – 3ч.
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Дата проведения
Услов.
по плану
по факту
обозн.
Употребление языка (10ч.)
1
Стилистическая окраска слов и предложений.
Повторение. Стиль.
2
Общеупотребительные слова.
Повторение. Лексика.
3
Диалектные слова
Повторение. Диалект.
4
Профессионализмы.
Защита проекта
5
Заимствованные слова
6
Неологизмы
7
Употребление имени существительного
8
Употребление имени прилагательного
9
Употребление глагола
10
Резерв 1
11
Урок-практикум: «Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.