kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Наши духовные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Наши духовные ценности"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 СЕЛА ДУБОВКА ШПАКОВСКОГО РАЙОНА»





УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

__________ И.Г. Омарова


Протоколом педагогического совета

СОГЛАСОВАНО

________________ Протокол № ____от _____________

Директор МКОУ «СОШ №16

___________Е.С. Сиденко»



Программа по элективному курсу

«Наши духовные ценности»





Ступень обучения (класс) – 8, 9 класс

Количество часов – 17

Уровень - профильный

Программа рассчитана на 1 час в неделю (17 часов).

Рабочая программа по элективному курсу для 8,9 класса разработана на основе федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе примерной программы для профильного образования. Рабочая программа по элективному курсу для 8,9 класса соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы.


Учитель русского языка и литературы – Бобыева Маргарита Николаевна
















Наши духовные ценности

Программа элективного курса « Наши духовные ценности» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно – нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.

Элективный курс « Наши духовные ценности» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства и литературы.

В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации до начала ХХ в.

Цель элективного курса: формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи курса:

1.Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.

2.Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.

3.На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно – образного мышления великих русских мастеров.

Актуальность элективного курса. В течении тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «ваккума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки.

Структура программы: программа состоит из пяти разделов, в каждом из которых выделены темы.

Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса, кругов вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.

Первый раздел «Русская старина» знакомит учащихся с истоками возникновения русской художественной культуры, материал объединен проблемой становления идеалов высокой духовности в искусстве « Древней Руси».

Второй раздел « Живое дерево ремесел» раскрывает особенности русского народного декоративно – прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами народных ремесел и старинных промыслов.

Третий раздел « Златые страницы истории» дает возможность узнать о русских народных традициях, обычаях, праздниках, обрядах, расширить представление о духовной жизни русского народа в разные периоды своего существования.

Четвертый раздел «Век разума» раскрывает особенности развития традиционных духовно – нравственных проблем в художественной культуре России эпохи Просвещения.

Пятый раздел « Век надежды и пробуждения» посвящен русской художественной культуре ХIХ века. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки.


Основные умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Основные эпохи в развитии русской художественной культуры.

  2. Основные стили и направления в русской культуре.

  3. Роль и место древнерусского и русского классического наследия в художественной культуре современности.

  4. Выдающиеся памятники русского искусства и культуры.

Учащиеся должны уметь:

  1. Отличать и анализировать произведения русской культуры.

  2. Дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей.

  3. Объяснять роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека.

  4. Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.

Учащиеся должны иметь представление:

  1. Что такое культура в общем.

  2. Что такое художественная культура.

  3. Что такое художественный образ.

  4. Об эстетических и художественных ценностях.

Литература

  1. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: «Просвещение», 1987.

  2. Энциклопедический словарь юного историка. – РА: «Просвещение», 1990.

  3. История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.

  4. Рапацкая, Д.А., Русское искусство XVIII века. (Рассвет на Неве). – М.: 1995.

  5. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.

  6. Юдин В., Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов; Приволжское книжное издательство, 1992.

  7. Кузнецова, Э.В., Исторический и батальный жанр. – М.: «Просвещение», 1992.

  8. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. – М.: «Просвещение», 1979.

  9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь: 2 ч, -М.: Валдос, 2001.

  10. Беседы о живописи в школе. Искусство.- М.: 1996.

  11. Русская культура. В помощь школьнику. – М.: Конвес, 1997.

  12. Газета «Искусство» с 1996 г, приложение к газете «Первое сентября»

  13. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура, X-XI классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2003.

  14. Русская художественная культура: учебник для 10 класса. – М.: «Просвещение», 2002.





















Календарно – тематическое планирование элективного курса




урока

Тема урока

Цель урока

Кол – во часов

Дата

1.

Введение. Цели и задачи курса. Содержание программы.

Познакомить с содержанием курса. Формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

1


1

«Русская старина


7


2.

Искусство восточных славян. Русская старина.


Рассказать об искусстве восточных славян. Рассказать становлении идеалов высокой духовности в искусстве « Древней Руси».


1


3.

Искусство Киевской Руси. Принятие христианства.

Дать представление об искусстве Киевской Руси. Рассказать о принятии христианства.

1


4.

Русское каменное зодчество. Особенности архитектуры Древней Руси IХ – ХVI вв.

Показать особенности архитектуры Древней Руси 9-16 веков. Рассказать о каменном зодчестве.

1


5.

Древние русские города. Золотое кольцо России. Искусство Москвы. « Город чудный, город древний».

Формирование интереса о древних русских городах. Провести виртуальное путешествие по золотому кольцу России.

1


6.

Колокольные звоны – составная часть духовной Российской культуры.

Рассказать о колокольных звонах, о том, почему звенит колокол.

1


7.

Русская икона – одна из самых высоких вершин мировой художественной культуры, величайшее духовное достояние русского народа.

Рассказать об одном из самых высоких вершин мировой культуры –иконе.

1


8.

Древнерусская живопись. Письменность и книгопечатание. Древнерусская литература.

Познакомить с древнерусской живописью, письменностью, книгопечатанием и древнерусской литературой.

1


2

« Живое дерево ремесел»


1


9.

Русское народное декоративно – прикладное искусство. Русские народные промыслы.

Раскрыть особенности русского народного декоративно – прикладного искусства. Познакомить с различными видами народных ремесел и старинных промыслов. (Хохлома, гжель, дымковская игрушка и другие)

1


3

« Златые страницы истории»



1


10.

Русские народные традиции, праздники, обычаи и обряды. Этнографическое творчество русского народа.

Дать возможность узнать о русских народных традициях, обычаях, праздниках, обрядах, расширить представление о духовной жизни русского народа в разные периоды своего существования

1


4

« Век разума»



2


11.

Искусство и культура эпохи Просвещения ХVIIIв. Искусство Петровской эпохи. Архитектура. Пригороды Санкт-Петербурга Петропавловская крепость. Невский проспект. Произведения, посвящённые Петру Первому.

Раскрыть особенности развития традиционных духовно – нравственных проблем в художественной культуре и литературе России эпохи Просвещения.


1


12.

Выдающиеся русские портретисты ХVIIIв. – Рокотов, Боровиковский, Никитин, Левицкий. Станковое искусство. Искусство портрета. Памятник Петру I – «Медный Всадник».

Познакомить с выдающимися русскими портретистами 18 века. Рассказать о памятнике Петру Первому «Медный всадник».

1


5

« Век надежды и пробуждения»



5


13.

Искусство и культура ХIХ в., « Века надежды и пробуждения». Великие русские художники ХIХ в. Художники – передвижники.


Уделить особое внимание влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки.


1


14.

Жанровое разнообразие изобразительного искусства ХIХ в. Творчество Василия Ивановича Сурикова,

Павла Андреевича Федотова

Рассказать о творчестве В.И. Сурикова, П.А. Федотова

1


15.

Музыка душа народа. Русское музыкальное искусство ХIХ в.

Дать представление о русском музыкальном искусстве 19 века.

1


16.

История русского театрального искусства. Театральные постановки.

Дать представление о русском театральном искусстве 19 века.

1


17.

Викторина « Русское искусство». Итоговая конференция.

Проверить знания, умения и навыки по курсу.

1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 СЕЛА ДУБОВКА ШПАКОВСКОГО РАЙОНА»



УТВЕРЖДЕНО

Протоколом педагогического совета

Протокол № ____от _____________

Директор МОУ СОШ №16

___________________ Е.С.Сиденко

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________И.Г. Омарова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному курсу «Наши духовные цености»



Ступень обучения, класс  -   основное общее образование, 8-9 класс

Количество часов  – 17

Уровень -  базовый




































Программа элективного курса "Русская художественная культура: от Древней Руси до конца XIX века"






Пояснительная записка

Программа элективного курса «Русская художественная культура от Древней Руси до конца XIX века» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.

Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы.

В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец XIX века.

Цель элективного курса – формирование у учащихся представления о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи элективного курса

  1. Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.

  2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.

  3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русским мастеров.

Предназначение программы

Материал элективного курса рассчитан на учащихся 8-9 классов

Содержание элективного курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», касающейся изучения истории художественной культуры России, произведений искусства великих русских мастеров.

Основные функции элективного курса

Элективный курс может выполнять три основные функции:

  1. выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;

  2. развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  3. быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Актуальность элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.

Новизна программы

Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.

Основные умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. основные эпохи в развитии русской художественной культуры

  2. основные стили и направления в русской художественной культуре

  3. роль древнерусского искусства для современности

  4. роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности

  5. выдающиеся памятники русского искусства и культуры

  6. основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.

Учащиеся должны уметь:

  1. отличать и анализировать произведения русской художественной культуры

  2. давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей

  3. объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека

  4. пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.

Учебно-тематический план

№ урока

Количество часов

Тема урока

1

1

Введение. Цели и задачи элективного курса.

2

1

Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Древнерусская литература.

3

1

Азбука архитектуры. Особенности древнерусской архитектуры.

4

1

Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусские города.

5

1

Древнерусская живопись. Русская икона.

6

1

Письменность и книгопечатание.

7

1

Искусство Москвы.

8

1

Колокольные звоны.

9

1

«Живое дерево ремесел». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы.

10

1

«Круглый год». Русские народные праздники. Русский фольклор.

11

1

Искусство эпохи Просвещения. Искусство и культура Петровской эпохи. Произведения, посвящённые Петру Первому.

12

1

Изобразительное искусство Петровской эпохи. Станковый портрет.

13

1

Портрет 18 века: Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

14

1

Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга. М. В. Ломоносов

15

1

Русские художники 19 века. Художники-передвижники. Писатели – передвижники.

16

1

«Музыка - душа народа». Творчество великих русских композиторов 19 века: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского – «Могучая кучка».

17

1

Итоговый контроль.

Литература

  1. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: «Просвещение», 1987.

  2. Энциклопедический словарь юного историка. – РА: «Просвещение», 1990.

  3. История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.

  4. Рапацкая, Д.А., Русское искусство XVIII века. (Рассвет на Неве). – М.: 1995.

  5. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.

  6. Юдин В., Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов; Приволжское книжное издательство, 1992.

  7. Кузнецова, Э.В., Исторический и батальный жанр. – М.: «Просвещение», 1992.

  8. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. – М.: «Просвещение», 1979.

  9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь: 2 ч, -М.: Валдос, 2001.

  10. Беседы о живописи в школе. Искусство.- М.: 1996.

  11. Русская культура. В помощь школьнику. – М.: Конвес, 1997.

  12. Газета «Искусство» с 1996 г, приложение к газете «Первое сентября»

  13. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура, X-XI классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2003.

  14. Русская художественная культура: учебник для 10 класса. – М.: «Просвещение», 2002.

  15. Моров, А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1,2. – М.: «Просвещение», 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа элективного курса "Наши духовные ценности"

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Элективный курс "Семьеведение" "
    ["seo_title"] => string(34) "eliektivnyi-kurs-siem-ieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "123682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414523257"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Актуализация идеи  триединство  языков в контексте интегративного обучения "
    ["seo_title"] => string(85) "aktualizatsiia-idiei-triiedinstvo-iazykov-v-kontiekstie-intieghrativnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415249804"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства