1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа по литературе для 6 класса »
МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
руководитель _________И.Х. Гумеров __________Г.Н.Закиржонова _______А.М.Фархутдинова
« 25 » августа 2014г. « 26 » августа 2014 года « 27 » августа 2014 г.
Рабочая программа
по литературе для 6 «Б» класса
учителя 1 квалификационной категории
Зариповой Нафисы Мунировны.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
« 27 » августа 2014г.
Введено в действие Приказ № 159 от 27 августа 2014
2014 – 2015уч.г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по _литературе
Класс 6
Учитель Зарипова Нафиса Мунировна
Количество часов:
Всего 70 час; в неделю 2 час.
Плановых изложений 3ч, сочинений 6 ч, внекл. чт. 3ч
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений
Учебник Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч / Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС» 20007г
Дополнительная литература Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс; Информационно-методические материалы по использованию УМК; Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе для 6 класса
Настоящая рабочая программа разработана на основе
- программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин , С.А.Зинин,В.А.Чалмаев
/ М.: «Русское слово», 2009года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
-Федерального компонента государственного стандарта - - Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Закона Республики Татарстан «Об образовании»;
- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44ЗРТ от 18.07.2004 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Положения школы «О рабочей программе педагога»
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189)
- Образовательной программы МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1» на 2014-2015
учебный год.
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч / Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС» 2007г
Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 6классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Содержание программы учебного предмета
6 класс
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — Необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, Допросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческоймифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устногонародноготворчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть », «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Из древнерусскойлитературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из литературыXVIIIвека
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературыXIXвека
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Из литературыXX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да
снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос
травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,
«Я. иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения
других поэтов — по выбору.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из поэзии о Великой Отечественнойвойне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубеж нойлитературы
Восточныесказки
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Для заучиваниянаизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
№
Тема
Кол-во
часов
Цель урока
Тип урока
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
план.
фактич.
1
Введение. Книга и ее роль в жизни человека
1
кратко повторить изученное в 5 классе;
Развивать умение работать с учебником литературы;
Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.
Урок по теории литературы
Подготовить рассказ на тему «Роль книги в жизни человека»
2.09
2
Внеклассное чтение. Герои и события прочитанных книг.
1
Вспомнить известные древнегреческие мифы;
уметь передавать их содержание;
Внеклассное чтение
изложение с элементами сочинения
прочитать миф «Прометей», вопросы на стр. 25 1-7
4.09
3
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
1
Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии
Комбинирован-ный
стр.34 вопросы
1-6;
Написать сочинение –размышление «Радость полёта»
9.09
4
.
Внеклассное чтение.
«Подвиги Геракла».
1
актуализировать знания учеников о героях славянской мифологии;
Урок развития речи
словесный портрет, цитатный план.
Стр.42 вопросы 1-9 прочитать стихотворение «Встреча в степи»
11.09
5
Мифы и легенды славянского народа.
1
совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста
Комбинирован-ный
цитатный план
стр.51, вопрос№8
16.09
6
Мифы и другие виды искусства.
1
познакомить учеников с иллюстрациями к мифам известных художников.
Комбинирован-ный
18.09
7.
Предания и легенды
1
дать понятие преданиям и легендам
Интегрированный урок
запомнить термин
предание
23.09
8.
Эпос народов России
1
познакомить с эпосом народов России
Комбинированный
25.09
9
Сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
Выявить художественные черты и условности волшебной сказки
Урок - размышление
сочинение сказки.
1.Дочитать сказку, вопросы №
2.стр.74-75 вопросы 1-6
3. Групповые задания по 4-м номинациям.
30.09
10
11
Особенности ДРЛ
«Поучения Владимира Мономаха». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
2
показать особенности ДРЛ; развивать творческие способности учеников
Комбинированный
простой план
Составить план « Поучения…»
02.10
07.10
12
13
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
2
показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.
Урок-размышление
простой план.
стр.81 вопросы №1-6;
Подготовить пересказ на тему «Как белгородцы перехитрили печенегов»
Подготовиться к изложению «Подвиг Евпатия Коловрата»
09.10
14.10
14
Р.Р. Изложение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата»
1
Проверить творческие способности учащихся, знания сказаний.
Урок развития речи
изложение
Стр.93-97 законспектировать и пересказать.
16.09
15
Солнце как высшее божество в мифологии
1
Раскрыть образ солнца;
Выявить схожесть представлений об этом источнике жизни у народов мира.
Внеклассное чтение
Прочитать «Баллада о том, как инки начали поклоняться солнцу» Р. Рождественского
21.10
16
М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация;.
1
Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;
Подготовить пересказ статьи на стр.106-108 «На родине В.А.Жуковского»
23.10
17
В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
1
Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
Урок – знакомство с писателем
письменные ответы на вопросы
Стр.118 задание №1,2.
28.10
18
А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.
1
Познакомить с творческой и жизненной биографией А.С.Пушкина Рассмотреть систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Вызвать интерес к творчеству поэта
Комбинированный
цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Познакомить с лирикой поэта, с такими понятиями как ритм, рифма, строфа
Анализ поэтического текста
Выучить стихотворение на выбор
11.11
11.11
20
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел
1
Рассмотреть систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский»,
Комбинированный
Гл.2-5, читать, пересказывать
14.11
21
Нравственные и социальные проблемы романа
1
помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Урок-размышление
Составить вопросы к гл.6-9
18.11
22-23
Вопросы верности, дружбы, любви.
Справедливость и несправедливость
2
помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Пересказ гл.10-13
20.11
25.11
24
Письменная работа по роману
1
Проверить степень усвоения текста
Комбинированный
Подготовить творческую работу
27.11
25
Защита творческих работ о гербах семей.
1
Раскрыть творческие способности учащихся;
Проверить знания романа.
Урок - презентация
инсценировка
Прочитать легенду
«Разгневанный огонь»
02.12
26
Огонь- сын солнца и земли.
1
Показать отношение людей к огню как к источнику тепла и жизни.;
Раскрыть фантастические стороны легенды.
Урок - проект
Индивидуальное сообщение о М.Ю.Лермонтове. план –конспект на стр.214-217
04.12
27-28
М.Ю. Лермонтов
Годы учения. Ссылка на Кавказ.
Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок».
2
Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;
Отработать отличия стиха от прозы;
Урок - презентация
письменный отзыв о прочитанном,
1.Пересказ биографии М.Ю.Лермонтова
2. Вопросы на
стр. 219.
3. Наизусть по выбору.
9.12
11.12
29
Многозначность художественного образа.
1
Анализ поэтического текста
подбор эпиграфов.
16.12
30
Н.В.Гоголь
«Тарас Булъба».
1
Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;
Познакомить с повестью, её своеобразием
Комбинированный
изложение с заменой лица; письменный отзыв на эпизод.
стр.283 задание №4,5; задание в тетради
18.12
31
Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)
1
Познакомить с повестью, её своеобразием;
выявить проблемы, поднятые в повести
Урок -размышление
составить вопросы по содержанию гл.5,6,7. задание в тетради
23.12
32
Центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести.
1
Учиться давать описание внешности героев;
Урок - исследование
письменный ответ на вопрос
стр.284 задание №1 задание в тетради
25.12
33
Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь)
1
Комбинированный
вопросы 1-3 стр 284. задание в тетради
13.01
34
Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
1
составление плана
Подготовиться с сочинению по повести «Тарас Бульба»
15.01
35-36
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
2
Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся
Развитие речи
сочинение
20.01
22.01
37
Вн.чтение. Эвенское предание «Первый олень из дерева родился»
1
Показать популярность у северных народов мифов о происхождении оленя.
Внеклассное чтение
составление плана
Стр.286-287 конспект
27.01
29.01
38-39
И.С. Тургенев
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
2
расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;
показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.
Урок – знакомство с писателем
Урок - размышление
сложный план, цитатный план.
Дочитать «Бирюк»
Наизусть «В дороге»
Вопросы «1-7 на стр.297-298
«Записки охотника» (чтение рассказов по группам)
03.02
05.02
40
Н.А. Некрасов -
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.
1
расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом,
Урок - презентация
творческая работа (мини - сочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»
2. Подготовить стихотворение поэтов XIX века (принести сборники стихотворений)
10.02
41
Р.Р. Трехсложные размеры стиха.
1
Дать понятие трёхсложного размера стиха;
Дать такие понятия как дактиль,амфибрахий
анапест, пиррихий,спондей;
Уметь определять стихотворный размер.
Урок - практикум
сочинение четверостиший
Прочитать статью на стр.3-5 о Л.Н.Толстом
12.02
42-43
Л.Н. Толстой
«Детство» (главы из повести): «Мамаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
2
Познакомить учащихся с творчеством и биографией писателя, дать общие сведения о творчестве Л.Н.Толстого;
Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;
Показать учащимся душевную красоту русской женщины, её нелёгкую судьбу;
Подвести учащихся к пониманию места матери в жизни каждого человека
Комбинированный
сочинение-зарисовка, составление цитатного плана
1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.
2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.
3.Прочитать 15, 25 главы и подготовить рассказ о своей маме.
4. Подготовиться к сочинению
17.02
19.02
44
Р.Р. Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Детство»
1
Дальнейшее развитие речи учащихся
Развитие речи
Письменно выполнить задание по ХКК .
24.02
45
46
В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
2
начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения;
Комбинированный
план эпизода, характеристики персонажа.
1.Дочитать до конца, ответить на вопросы №1-5., стр.65 №2.
2.Подготовиться к внеклассному чтению на тему ««Я думаю, что я поступил бы...».
26.02
03.03
47
А.П.Чехов
25.02Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
1
Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности
Урок изучения нового материала
подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Стр. 75, вопросы №1-4, «Живое слово»
05.03
48
И.А.Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
1
Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;
Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;
Выявить особенность героев рассказа;
Анализ поэтического текста
составление словаря языка персонажа, письменный отзыв об эпизоде.
Наизусть
«Не видно птиц», стр 82
10.03
49
А.И. Куприн
Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
1
Познакомить с творчеством А.И.Куприна;
Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»
Урок изучения нового материала
Стр.101-102, задания 1-5.
12.03
50
С.А.Есенин
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
1
поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Анализ поэтического текста
Наизусть по выбору
17.03
51
52
М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
2
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
Урок изучения нового материала
сочинение-зарисовка,.
Дочитать до конца;
Составить вопросы по содержанию.
Подготовиться к изложению, составить примерный план.
19.03
02.04
53
Р.Р. Изложение с элементами сочинения по сказке-были «Кладовая солнца»
1
Уметь составлять план изложения;
Продолжить работу над развитием речи учащихся
Развитие речи
07.04
54
В.К. Железников '" Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
1
Показать отношение человека к животным
Урок –о ткрытие писателя
творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету
Стр.157 вопросы №1-5,
Задание по «Живому слову»
09.04
55
Н.М.Рубцов
Краткие сведения о поэте. «Звезда полей », «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
1
показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в XX веке, показать роль Н.М.Рубцова в поэзии начала XX века.
Анализ поэтического текста
мини – сочинение о родине
Выучить наизусть по выбору
14.04
56
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»
1
показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.
Урок - исследование
Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 168 задание №2
16.04
57
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
1
Урок изучения нового материала
составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Стр.188 задания №1,5
Приготовить рассказы о ВОвойне
21.04
Литература народов России
58
Г.Айги. Стихотворения
1
знакомство с творчеством чувашского поэта
23.04
59
Творчество Г.Тукая.
1
знакомство с творчеством татарского поэта
28.04
Зарубежная литература
60
М. Твен
Краткие сведения о писателе. «Приключения Геклъберри Финна»:мир детства, образы детей. Стремление к независимости — отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое.
1
познакомить учеников с некоторыми фактами биографии писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа, попытаться раскрыть образы детей, мир детства, их характеры».
Урок – знакомство с писателем
составление характеристики персонажа
Ответить на вопросы
1-5
Стр. 209
«Живое слово»
30.04
61
62
О.Генри
Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе
2
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
Урок – знакомство с писателем
Развёрнутый ответ на вопрос «Чем привлекателен главный герой рассказа?»
5.05
07.05
63
Х.К. Андерсен
Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать, разоблачение гордыни.
1
Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена;
Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей.
Урок изучения нового материала
краткий план, изложение с элементами рассуждения.
Р.Р. Написание изложения с элементами рассуждения по рассказу Х.К.Андерсена «Чайник»
1
Развивать творческие способности учащихся
Развитие речи
изложение
Прочитать «Любовь к жизни» Д.Лондона
14.05
65-66
Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы
2
Раскрыть воспитательный смысл произведения
Урок-размышление
письменный ответ на вопрос
19.05
21.05
67
А. Сент-Экзюпери
Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц»: когда дети открывают мир взрослым, или что бывает, когда взрослые умеют слышать детей.
1
Раскрыть основные темы и мотивы сказки;
Показать большой мир маленького принца.
Урок-размышление
Написать сочинение «Если бы я был (а) маленьким принцем…»
26.05
68
Р.Р. Сочинение «Произведение, которое мне понравилось больше всего»
1
подведение итогов по прочитанным произведениям
Развитие речи
сочинение
28.05
69
Братья Гримм
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка».Тематика, проблематика сказки.
1
знакомство с творчеством писателей
Урок – знакомство с писателем
70
Обобщение изученного за год
1
Урок - обобщение
Приложение
Лист корректировки рабочей программы по литературе в 6 классе
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(170) "Рабочая программа по литературе для 10-12 классов вечерней школы (по программе В. Я. Коровиной). "
["seo_title"] => string(105) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-10-12-klassov-viechierniei-shkoly-po-proghrammie-v-ia-korovinoi"
["file_id"] => string(6) "115610"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1412031491"
}
}