kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по литературе для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа по литературе для 6 класса »

МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы

руководитель _________И.Х. Гумеров __________Г.Н.Закиржонова _______А.М.Фархутдинова

« 25 » августа 2014г. « 26 » августа 2014 года « 27 » августа 2014 г.





Рабочая программа

по литературе для 6 «Б» класса

учителя 1 квалификационной категории

Зариповой Нафисы Мунировны.





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

« 27 » августа 2014г.

Введено в действие Приказ № 159 от 27 августа 2014




2014 – 2015уч.г.




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



по _литературе


Класс 6


Учитель Зарипова Нафиса Мунировна


Количество часов:


Всего 70 час; в неделю 2 час.


Плановых изложений 3ч, сочинений 6 ч, внекл. чт. 3ч


Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений

(авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев);


Учебник Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч / Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС» 20007г



Дополнительная литература Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс; Информационно-методические материалы по использованию УМК; Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса






Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе для 6 класса


Настоящая рабочая программа разработана на основе


- программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин , С.А.Зинин,В.А.Чалмаев

/ М.: «Русское слово», 2009года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

-Федерального компонента государственного стандарта - - Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании»;

- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998 г.;

- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44ЗРТ от 18.07.2004 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки

России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);

- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Положения школы «О рабочей программе педагога»

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189)

- Образовательной программы МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1» на 2014-2015

учебный год.

Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч / Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС» 2007г

Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю


Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 6классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.




Содержание программы учебного предмета

6 класс

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — Необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, Допросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произве­дения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть », «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представ­ления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказ­ки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; ска­зочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произ­ведений фольклора своей местности.


Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская по­весть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отраже­ние в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реали­зация; независимость, гармония — основные мотивы стихотво­рения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и ре­альное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и обра­зов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравствен­ные и социальные проблемы романа (верность дружбе, лю­бовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); ав­торское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пере­сказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побыва­ли лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюби­вые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их созда­ния; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фоль­клорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпиче­ское в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и раз­нообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; под­бор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литера­туры и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рас­сказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; по­зиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рас­сказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го­ды. Темы народного труда и «долюшки женской» — основ­ные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых две­рей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение со­циальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-пере­движники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Тол­стого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с по­вестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная от­зывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зари­совка, составление цитатного плана.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливо­сти, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, порт­рет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка во­просов для обсуждения; план характеристики эпизода, персо­нажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в ли­тературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пе­ресказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведе­ний А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмори­стического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, со­ставление кадров для диафильма.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бу­нина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании худо­жественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чте­ние наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произ­ведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о соба­ке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворе­ния. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворе­нии, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да

снег...»;

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос

травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепи­ца...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,

«Я. иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения

других поэтов — по выбору.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пере­сказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Об­разный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая ком­позиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к роди­не: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музы­кальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпи­графа к сочинению.

Из зарубеж ной литературы

Восточные сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подго­товка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Пе­тергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревен­ская...»

И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.







Тема

Кол-во

часов

Цель урока

Тип урока

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

план.

фактич.

1

Введение. Книга и ее роль в жизни человека

1

кратко повторить изученное в 5 классе;

Развивать умение работать с учебником литературы;

Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.

Урок по теории литературы


Подготовить рассказ на тему «Роль книги в жизни человека»

2.09


2








Внеклассное чтение. Герои и события прочитанных книг.



1






Вспомнить известные древнегреческие мифы;

уметь передавать их содержание;

Внеклассное чтение

изложение с элементами сочинения

прочитать миф «Прометей», вопросы на стр. 25 1-7


4.09


3

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализо­вать свою мечту.


1

Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии

Комбинирован-ный


стр.34 вопросы

1-6;

Написать сочинение –размышление «Радость полёта»

9.09


4




.












Внеклассное чтение.

«Подвиги Геракла».

1





актуализировать знания учеников о героях славянской мифологии;

Урок развития речи

словесный портрет, цитатный план.


Стр.42 вопросы 1-9 прочитать стихотворение «Встреча в степи»


11.09


5

Мифы и легенды славянского народа.

1

совершенствовать навыки устной речи, навыки ана­лиза текста

Комбинирован-ный

цитатный план

стр.51, вопрос№8

16.09


6

Мифы и другие виды искусства.


1

познакомить учеников с иллюстрациями к мифам известных художников.


Комбинирован-ный



18.09


7.

Предания и легенды

1

дать понятие преданиям и легендам

Интегрированный урок


запомнить термин

предание

23.09


8.

Эпос народов России

1

познакомить с эпосом народов России

Комбинированный



25.09


9













Сказки

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощни­ки героев сказки, сказители, собиратели. Народные представ­ления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.


1

Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;

Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);

Выявить художественные черты и условности волшебной сказки

Урок - размышление

сочинение сказки.


1.Дочитать сказку, вопросы №

2.стр.74-75 вопросы 1-6

3. Групповые задания по 4-м номинациям.


30.09


10

11

Особенности ДРЛ

«Поучения Владимира Мономаха». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

2

показать особенности ДРЛ; развивать творческие способности учеников

Комбинированный

простой план

Составить план « Поучения…»

02.10

07.10


12

13

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и лю­дях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жесто­кость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

2

показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.


Урок-размышление

простой план.


стр.81 вопросы №1-6;

Подготовить пересказ на тему «Как белгородцы перехитрили печенегов»

Подготовиться к изложению «Подвиг Евпатия Коловрата»

09.10

14.10


14



Р.Р. Изложение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата»

1

Проверить творческие способности учащихся, знания сказаний.

Урок развития речи

изложение

Стр.93-97 законспектировать и пересказать.

16.09


15

Солнце как высшее божество в мифологии

1

Раскрыть образ солнца;

Выявить схожесть представлений об этом источнике жизни у народов мира.

Внеклассное чтение


Прочитать «Баллада о том, как инки начали поклоняться солнцу» Р. Рождественского

21.10


16










М.В. Ломоносов

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реали­зация;.


1

Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

Урок – знакомство с писателем



Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова.


Подготовить пересказ статьи на стр.106-108 «На родине В.А.Жуковского»

23.10


17

В.А. Жуковский

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Те­ма любви в балладе.


1

Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;


Урок – знакомство с писателем

письменные ответы на вопросы

Стр.118 задание №1,2.

28.10


18

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.




1

Познакомить с творческой и жизненной биографией А.С.Пушкина Рассмотреть систему образов и основной конфликт

в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

Вызвать интерес к творчеству поэта

Комбинированный

цитатный план, изложение с элементами рассужде­ния.


Гл. 2-5 прочитать и пересказать биографию Пушкина


30.10


19

Лирика природы: «Простите, верные дубравы», «Роняет лес багря­ный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

1







Познакомить с лирикой поэта, с такими понятиями как ритм, рифма, строфа

Анализ поэтического текста


Выучить стихотворение на выбор

11.11

11.11

20

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел

1

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

в романе «Дубровский»,

Комбинированный


Гл.2-5, читать, пересказывать

14.11


21

Нравственные и социальные про­блемы романа

1

помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

Урок-размышление


Составить вопросы к гл.6-9

18.11


22-23

Вопросы верности, дружбы, любви.

Справедливость и несправедливость


2

помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;



Пересказ гл.10-13

20.11

25.11


24

Письменная работа по роману

1

Проверить степень усвоения текста

Комбинированный


Подготовить творческую работу

27.11


25

Защита творческих работ о гербах семей.

1

Раскрыть творческие способности учащихся;

Проверить знания романа.

Урок - презентация

инсценировка

Прочитать легенду

«Разгневанный огонь»

02.12


26

Огонь- сын солнца и земли.

1

Показать отношение людей к огню как к источнику тепла и жизни.;

Раскрыть фантастические стороны легенды.

Урок - проект


Индивидуальное сообщение о М.Ю.Лермонтове. план –конспект на стр.214-217

04.12


27-28

М.Ю. Лермонтов

Годы учения. Ссылка на Кавказ.


Поэт и власть. Вольнолю­бивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Ту­чи», «Парус», «Листок».



2

Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;

Отработать отличия стиха от прозы;

Урок - презентация

письмен­ный отзыв о прочитанном,


1.Пересказ биографии М.Ю.Лермонтова

2. Вопросы на

стр. 219.

3. Наизусть по выбору.

9.12

11.12


29

Многозначность художественного образа.

1


Анализ поэтического текста

подбор эпиграфов.


16.12

30

Н.В.Гоголь

«Тарас Булъба».



1

Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;

Познакомить с повестью, её своеобразием

Комбинированный

изложение с заменой лица; письменный отзыв на эпизод.


стр.283 задание №4,5; задание в тетради


18.12


31

Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, лю­бовь и долг)



1

Познакомить с повестью, её своеобразием;

выявить проблемы, поднятые в повести


Урок -размышление


составить вопросы по содержанию гл.5,6,7. задание в тетради


23.12


32

Центральные образы и приемы их создания; лири­ческое и эпическое в содержании повести.

1

Учиться давать описание внешности героев;

Урок - исследование

письменный ответ на вопрос

стр.284 задание №1 задание в тетради


25.12


33

Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь)

1


Комбинированный


вопросы 1-3 стр 284. задание в тетради


13.01



34

Лирическое и эпическое в по­вести. Своеобразие стиля.

1



составление плана

Подготовиться с сочинению по повести «Тарас Бульба»

15.01


35-36

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

2

Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

Развитие речи

сочинение


20.01

22.01


37

Вн.чтение. Эвенское предание «Первый олень из дерева родился»

1

Показать популярность у северных народов мифов о происхождении оленя.

Внеклассное чтение

составление плана

Стр.286-287 конспект

27.01

29.01


38-39


















И.С. Тургенев

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная ха­рактеристика темы и центральных персонажей произведения.

2

расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии Тургенева;

показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Урок – знакомство с писателем


Урок - размышление

сложный план, цитатный план.

Дочитать «Бирюк»

Наизусть «В дороге»

Вопросы «1-7 на стр.297-298

«Записки охотника» (чтение рассказов по группам)

03.02

05.02


40

Н.А. Некрасов -

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос сти­хотворений: разоблачение социальной несправедливости.

1

расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотвор­ным текстом,

Урок - презентация

творческая работа (мини - сочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).


1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»


2. Подготовить стихотворение поэтов XIX века (принести сборники стихотворений)

10.02


41

Р.Р. Трехсложные размеры стиха.

1

Дать понятие трёхсложного размера стиха;

Дать такие понятия как дактиль,амфибрахий

анапест, пиррихий,спондей;

Уметь определять стихотворный размер.

Урок - практикум

сочинение четверостиший

Прочитать статью на стр.3-5 о Л.Н.Толстом

12.02


42-43

Л.Н. Толстой

«Детство» (главы из повести): «Мамаn», «Что за чело­век был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родите­лей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблемати­ка рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, ми­лосердие, сострадание).


2

Познакомить учащихся с творчеством и биографией писателя, дать общие сведения о творчестве Л.Н.Толстого;

Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;

Показать учащимся душевную красоту русской женщины, её нелёгкую судьбу;

Подвести учащихся к пониманию места матери в жизни каждого человека

Комбинированный

сочинение-зари­совка, составление цитатного плана

1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.

2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.

3.Прочитать 15, 25 главы и подготовить рассказ о своей маме.

4. Подготовиться к сочинению

17.02

19.02


44

Р.Р. Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

Дальнейшее развитие речи учащихся

Развитие речи


Письменно выполнить задание по ХКК .


24.02


45

46

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: пробле­мы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, ми­лосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.

2

начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, зна­чение как личности поэта, так и его произведения;

Комбинированный

план эпизода, характеристики персо­нажа.


1.Дочитать до конца, ответить на вопросы №1-5., стр.65 №2.

2.Подготовиться к внеклассному чтению на тему ««Я думаю, что я поступил бы...».

26.02

03.03


47

А.П.Чехов

25.02Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочита­ние, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров пер­сонажей. Отношение автора к героям.

1

Углубить знания учеников о личной и творче­ской биографии Чехова;

Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности

Урок изучения нового материала

подбор афоризмов и крылатых фраз из произведе­ний А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмори­стического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Стр. 75, вопросы №1-4, «Живое слово»

05.03


48







И.А.Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.


1










Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;

Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;

Выявить особенность героев рассказа;

Анализ поэтического текста

составление словаря языка персонажа, письменный отзыв об эпизоде.


Наизусть

«Не видно птиц», стр 82

10.03


49

А.И. Куприн

Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характе­ристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

1

Познакомить с творчеством А.И.Куприна;

Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»

Урок изучения нового материала


Стр.101-102, задания 1-5.

12.03


50

С.А.Есенин

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворен­ная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

1

поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.


Анализ поэтического текста

Наизусть по выбору

17.03


51

52









М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

2

кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;


Урок изучения нового материала

сочинение-зарисовка,.

Дочитать до конца;

Составить вопросы по содержанию.

Подготовиться к изложению, составить примерный план.

19.03

02.04


53

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по сказке-были «Кладовая солнца»

1

Уметь составлять план изложения;

Продолжить работу над развитием речи учащихся

Развитие речи



07.04


54

В.К. Железников '" Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

1

Показать отношение человека к животным

Урок –о ткрытие писателя

творческая мастерская — написание расска­за по заданному сюжету

Стр.157 вопросы №1-5,

Задание по «Живому слову»

09.04


55

Н.М.Рубцов

Краткие сведения о поэте. «Звезда полей », «Тихая моя ро­дина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

1

показать особенности жанров эпоса, лирики и дра­мы в XX веке, показать роль Н.М.Рубцова в поэзии начала XX века.

Анализ поэтического текста

мини – сочинение о родине

Выучить наизусть по выбору

14.04


56

Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к ро­дине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.

«В прифронтовом лесу»


1

показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом на­шей страны.

Урок - исследование


Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 168 задание №2

16.04


57

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»






1


Урок изучения нового материала

со­ставление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Стр.188 задания №1,5


Приготовить рассказы о ВОвойне

21.04


Литература народов России

58

Г.Айги. Стихотворения

1

знакомство с творчеством чувашского поэта




23.04


59

Творчество Г.Тукая.

1

знакомство с творчеством татарского поэта









28.04


Зарубежная литература



60

М. Твен

Краткие сведения о писателе. «Приключения Геклъберри Фин­на»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости — отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы со­здания детских характеров. Юмористическое и комическое.

1

познакомить учеников с некоторыми фактами био­графии писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа, попытаться раскрыть образы детей, мир детства, их характеры».

Урок – знакомство с писателем

составление характеристики персонажа

Ответить на вопросы

1-5

Стр. 209

«Живое слово»


30.04


61

62

О.Генри

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о дет­стве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе

2

кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

Урок – знакомство с писателем


Развёрнутый ответ на вопрос «Чем привлекателен главный герой рассказа?»

5.05

07.05


63

Х.К. Андерсен

Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Хри­стианские мотивы в произведении: умение отдавать, разобла­чение гордыни.

1

Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена;

Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей.

Урок изучения нового материала

краткий план, изложе­ние с элементами рассуждения.

Выучить наизусть стихотворение «Возвращение солдата»

12.05


64

Р.Р. Написание изложения с элементами рассуждения по рассказу Х.К.Андерсена «Чайник»

1

Развивать творческие способности учащихся

Развитие речи

изложение

Прочитать «Любовь к жизни» Д.Лондона

14.05


65-66

Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизне­утверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы

2

Раскрыть воспитательный смысл произведения

Урок-размышление

письменный ответ на вопрос


19.05

21.05


67

А. Сент-Экзюпери

Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Ма­ленький принц»: когда дети открывают мир взрослым, или что бывает, когда взрослые умеют слышать детей.


1

Раскрыть основные темы и мотивы сказки;

Показать большой мир маленького принца.


Урок-размышление


Написать сочинение «Если бы я был (а) маленьким принцем…»

26.05


68

Р.Р. Сочинение «Произведение, которое мне понравилось больше всего»

1

подведение итогов по прочитанным произведениям

Развитие речи

сочинение


28.05


69

Братья Гримм

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.


1

знакомство с творчеством писателей

Урок – знакомство с писателем





70

Обобщение изученного за год

1


Урок - обобщение



























Приложение

Лист корректировки рабочей программы по литературе в 6 классе


класс

Название темы

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата по факту.






































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
программа по литературе для 6 класса

Автор: Зарипова Нафиса Мунировна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по литературе для 10-12 классов вечерней школы (по программе В. Я. Коровиной). "
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-10-12-klassov-viechierniei-shkoly-po-proghrammie-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "115610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412031491"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа  "Литература  5 класс""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-litieratura-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "277922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021566"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223011"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437073084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по литературе (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaiaproghrammapolitieraturie9klass"
    ["file_id"] => string(6) "336790"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1467359110"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по литературе (11 класс) "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "218001"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433567237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства