kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "После бала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по произведению Л. Н. Толстого "После бала" для 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "После бала"»

Открытый урок по русской литературе в 9 классе.

Тема: Биография Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Приём контраста в рассказе.

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4. Осознать пройденный материал и оценить себя.


Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.

2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.

2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.

2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.

Материалы к уроку.

1.Словарик.

2.Опорный конспект.

3.Дерево успеха, нарисованное на ватмане; зелёные листочки для итоговой рефлексии урока.

4.Мультимедийная техника.


Ход урока.


1.Вступление. Рефлексия настроения.

Слова учителя: Музыка:

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

Сегодня на уроке литературы мы с вами увидим, КАК создал свой рассказ «После бала» великий художник слова (в чём необычность построения рассказа и с помощью каких художественных средств он создан). А также попытаемся понять, ДЛЯ ЧЕГО Л. Н. Толстой создал свой рассказ, какие мысли и чувства хотел донести до нас, определим его позицию как писателя.

Тема сегодняшнего урока: Л. Н. Толстой. Приём контраста в рассказе «После бала».


2.Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

Ученик : Знакомство с биографией Льва Николаевича Толстого (доклад учащегося)

Ученик : (Мать – княжна. В семье 3 старших брата и младшая сестра Мария. Начал писать поздно, в 22 года. Много трудился. Был не только писателем, но и педагогом, философом, деятельным человеком: в 50 лет научился кататься на велосипеде, в 70 лет – на коньках.В 1862 году женился на Софье Берс, дочери своих знакомых (ей было 18, Толстому – 34 года). От этого брака родилось 13 детей, 5 умерли во младенчестве.

Организовал Яснополянскую школу, принадлежащую к числу оригинальных педагогических попыток: Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. По его мысли всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс.

В 1901 году был отлучён от церкви. В 50 лет произошёл перелом в сознании: решил, что незаконно занимает своё место помещика, должен жить наравне с бедными людьми. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту. Постепенно он отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. Перед смертью раздал всё своё имущество крестьянам, решил странствовать по миру).


Учащийся: А вот ещё какой интересный факт был в биографии Л. Н. Толстого: брат Льва Толстого, Николай, (на снимке – Толстой с братом в 1851 г.) вспоминал, что в детстве писатель говорил, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа». По завещанию Л. Толстого, его там и похоронили.

Мысли о “зелёной палочке” Толстой оставался верен всегда.

Учитель Л. Н. Толстой хотел посредством своих произведений вырастить в душах людей дерево добра. А мы с вами на уроке постараемся вырастить своё дерево, дерево успеха: попробуем определить для себя, что нового мы узнали; как повлиял на нас писатель, стали ли мы лучше, добрее, человечнее; что на уроке у нас хорошо получилось, а что не очень. Вот это дерево перед нами. Пока оно совсем голое, без веточек. Но к концу урока, я надеюсь, оно благодаря вам оживёт и зазеленеет.

Учитель

-Ассоциация. Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

(Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Ученица

(Выходит девушка, одетая как светская дама в руках веер) Добрый день, господа! Позвольте представиться, я Варвара Андреевна Корейш дочь воинского начальника, жившего в Казани – Андрея Петровича Корейша. Я лично была знакома с Л.Н. Толстым, с его отцом, а его брат Сергей Николаевич был безумно в меня влюблён. К сожалению, это прекрасное чувство угасло в нём после того, когда он увидел казнь солдата, которой руководил мой отец. Я с воодушевлением вспоминаю чудесный бал, зала прекрасная, с хорами и музыкантами и мы танцуем.

3 Работа по произведению

Учетель : Скажите кто главный герой произведения? ( Иван Васильевич) От чего переменилась вся его жизнь? (Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее от утра). Что же было? (Он был сильно влюблён). Как звали его возлюбленную? (Варенька) Найдите в тексте описательную характеристику Вареньки и зачитайте (по хрестоматии 9 класса). Кем был в то время Иван Васильевич? (Студентом в провинциальном университете) Какова была его жизнь? (Были просто молоды и жили как свойственно молодости: учились и веселились). Расскажите о бале. Найдите портретную характеристику полковника и заполните таблицу. Полковник во время бала. Расскажите, что произошло после бала? Какое чувство было у Ивана Васильевича после бала? Расскажите, что произошло после бала? Какое чувство было у Ивана Васильевича после бала ночью? А какое чувство было у него утром, когда он увидел наказание солдата?

Учитель

Когда – то сам автор видел наказание солдата.

В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Л.Н. Толстого, был казнён солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление.«Случай этот, - писал впоследствии Л.Н. Толстой, - имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей».Как служили у царя в те далёкие времена, расскажет солдат, который служил и при Александре и при Николае.

(Монолог Солдата) Я солдат, служил при Александре первом и Николае . Умереть очень хочу! Прежде боялся, а теперь об одном бога прошу: только бы умереть. Грехов у меня нет. При Николае; тогда разве такая, как нынче, служба была! Тогда что было? Вспоминать, так ужасть берёт. Я ещё Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - добрый был. Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 – 20 человек забивали насмерть. Каков же был тогда Николай, когда в сравнении с ним Александр казался добрым? А мне довелось при Николае служить. Тогда что было? Тогда на 50 палок и порок не снимали; а 150, 200, 300…насмерть запарывали…А уж палками – недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека, или двух из полка. У нас солдаты Николая «Палкиным» прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай «Палкин». Так и пошло ему прозвище… Унтер – офицеры до смерти забивали солдат молодых. Прикладом или кулаком свистнет в какое место нужное: в грудь или в голову, он и помрёт. И никогда взыску не было. Помрёт от убоя, а начальство пишет: «Помер». И крышка…А на казнь смотреть страшно, как водят несчастного взад и вперёд между рядами, как тянется и – падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровавые рубцы, как они перекрещиваются, как выступает и брызжет кровь, как клочьями летит окровавленное мясо, как оголяются кости, как сначала ещё кричит несчастный и как потом только охает.

Зачитать аналогичные сведения из текста Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер – офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд – и тогда унтер – офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. Найдите в тексте и зачитайте строки как наказывали солдата, дополните таблицу

4 Проверка знания текста произведения.

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).

- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

- После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Татарин кричал: «Помогите!» (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5 Беседа по тесту.

К 1: Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму).

К 2: Какое событие описано (тема)? Запись темы в опорном конспекте. (Два события, которые приводят к потрясению героя от увиденного после бала).

В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.


6.Анализ текста.

К 3: Что необычного вы увидели в построении рассказа?

1.Это рассказ в рассказе. Найдите и зачитайте самое начало произведения (с.74). Разговор ведётся о нравственных ценностях человека.

Для чего Толстой вводит этот приём? (Показать сходство между прошлым и настоящим).

В чём ещё необычность построения рассказа?

2.Рассказ построен на контрасте.

7 Словарная работа.

Что такое контраст? (противопоставление)

Какие события построены на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние рассказчика).

8 Творческое чтение.

Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу и после бала, прочитаем два абзаца:

- Описание бала у предводителя (читаю я: с.75-76,79).

МУЗЫКА: Чайковский «Сентиментальный вальс».

- Описание сцены расправы с солдатом (читает Юля: с.81).

9 Лексическая работа по тексту.

Какое незнакомое слово вам встретилось при чтении дома эпизода расправы с солдатом? Подсказка: с помощью чего совершалась экзекуция над солдатом?

Что означает это слово?

Библиотекарь: Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан в каком году? (1903 г.)

А Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1. Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за использование шпицрутенов Николаем Палкиным. А Л. Н. Толстой, участник Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

10 Заполнение сравнительных таблиц.

Учитель: Давайте побываем в роли исследователей и посмотрим, как и для какой цели использует приём контраста в рассказе Л. Н. Толстой. Для этого нам нужно заполнить сопоставительные таблицы, у каждого ряда своя тема исследования.

Проведём наблюдения над эпитетами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. Что такое эпитеты? (яркие, образные слова и выражения).

При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.

Дети работают (5 мин).





Обстановка.

На балу

После бала

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.

В весеннем мокром тумане что-то чёрное пёстрое, мокрое; солдаты в чёрных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.


- Что помог передать контраст?

( Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)



Настроение Ивана Васильевича.

На балу

После бала


Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.


А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил.


( Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика).



11 Обыгрывание деталей.

Учитель показывает ПЕРЧАТКУ.

- А кто сможет вспомнить, как эта деталь помогает передать контраст в рассказе?

(Белая замшевая перчатка, которую полковник одевает на балу перед танцем с дочерью: «Надо всё по закону». ---- Своей рукой в этой же замшевой перчатке он бьёт испуганного, слабосильного солдата за то, что тот недостаточно сильно ударил наказуемого).

Правильно, молодцы, догадались!


Портретная характеристика героев.

полковник

наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке




Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами


Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли


Учитель: Сравним изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала. Он такой же или изменился?

( Полковник всё тот же, что и на балу. В противопоставлении его солдату его красота выглядит, страшно, ужасно). Я говорю: есть такое слово: кощунственно.


12 Творческая работа.

Учитель: Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить акростих со словами «полковник» и «солдат». Что такое акростих?

Учитель: Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии, ок. 540 - 450 до н.э.! В России акростих пользовался популярностью в поэзии 19 века и предназначался определённым лицам.

Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство?

( Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию, сатирического, стихотворения).

Учитель: Вот простой пример акростиха:

Лазурный день

Угас, угас,

Ночная тень,

Ах, скрыла нас».

О чём в нём говорится? (Луна).

СОЛДАТ – составляем вместе. (Фразы «вылетают» на слайде).

Можно использовать эпитеты или любые слова. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения: с.81-82

С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо

О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу

Л – лепечущий

Д – душевно ранен, дёргается от удара

А – атакован офицерами

Т – тяжело идти, татарин

Учитель: Попробуйте сами составить свой акростих со словом «полковник» (с.78 -бал, 82 -после).

П – прекрасно сложенный

О – очень красивый, отлично танцевал

Л – любезный на балу, лицо румяное

К – красавец

О – обижал слабого

В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный

Н – николаевского времени, начальник

И – испугал солдата, избил солдата

К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно


Итог творческой работы: тоже получился контраст. Молодцы! Я обязательно посмотрю у всех, как получилось.


13. Эвристическая беседа.

Повторение: Мы рассмотрели много разных видов контрастов, даже составили сами с помощью акростиха. Так что же такое контраст? Для чего он нужен в произведении? Что помогает передать?

Все записывают вывод по таблицеКонтраст позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть противоречия русской действительности).

Мы с вами выявили понятие антитезы. Что это такое?

(Это изобразительно-выразительное средство в произведении, содержащее приём контраста).

Учитель: Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»?

(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)

14 Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».

- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

К 4:

Учитель: Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:

(Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».

Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков).

К 5: -Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло)

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

( «Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения).

15 Проверка знания содержания текста.

Учитель: Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам. Перед вами вопросы теста, ответы записываем у себя в конспекте: выбираем нужную букву и записываем её около каждой цифры.

ТЕСТ на знание текста.

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

16. Домашнее задание.

Над этими вопросами предлагаю поразмышлять дома: напишите небольшое (1-1,5 стр) сочинение-рассуждение по теме:

«Нравственный выбор Ивана Васильевича» или

«Как бы я поступил на месте Ивана Васильевича?» Задание выполним в рабочих тетрадях по литературе и сдадим вместе с опорными конспектами.


17. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами постепенно разобрали все вопросы теста. Теперь проверим, правильно ли вы сделали тест, и оценим сами себя.


Итак, давайте вместе сделаем выводы по уроку:

- Какой приём положен в основу рассказа? (контраст)

- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)

-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом (идея)?

(Об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро).


18. Оценивание деятельности учеников.

Итоговая рефлексия.

Учитель: Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого.

А сейчас напишите, пожалуйста, что вы вынесли из этого урока для себя, оцените свою деятельность на уроке. Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране. Запишите это предложение на зелёном листочке и украсьте наше дерево успеха. Пусть оно расцветёт!

Оценка урока:

сегодня я узнал… я приобрёл…

было интересно… я научился…

было трудно… у меня получилось…

я выполнял задания… я смог…

я понял, что… я попробую…

теперь я могу… меня удивило…

я почувствовал, что… мне захотелось…

19 Оценивание учителем.

Учитель: После выполнения домашнего задания в тетради вы сдадите свои тетради вместе с опорными конспектами, и вам будет выставлена итоговая оценка за урок. Все молодцы, активно работали на уроке. Особенно хочется отметить Им я сразу поставлю оценку «пять». Спасибо за урок. До свидания.



Самоанализ урока литературы в 9 классе

Учитель русского языка и русской литературы

Жунусова О.М.


Урок проведен в 9 классе. В классе 7 человек (из них 2 мальчиков и 5 девочек). Всех учащихся можно поделить на две группы: учащиеся с средним и низким уровнем мотивации. Большинство учащихся способно работать в хорошем темпе в течение всего урока. Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия.

Тема урока«Биография Л.Н. Толстого. Рассказ После бала»

Это запланированный урок . Содержание темы в большей степени связано с художественным восприятием учащимися рассказа и обращением к их жизненному опыту. В этом-то и особенность, которая позволяет реализовать важнейший дидактический принцип связи урока с жизнью.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса обобщения и систематизации:

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4. Осознать пройденный материал и оценить себя






Проведенный урок изучения художественного текста соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока являлось усвоение, систематизация и обобщение знаний через анализирование художественного текста. Основным источником систематизации и обобщения знаний для учащихся был учебник, текст рассказа Л.Н. Толстого « После бала», различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.

В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:

  1. Организационный момент (1 мин);

  2. Актуализация и целеполагание (12 мин);

  3. Обобщение и систематизация (26 мин);

  4. Рефлексия (5 мин);

  5. Постановка домашнего задания (1 мин).

Этапы урока логически связаны между собой. На всех этапах использовалась компьютерная презентация.

Исходя из темы урока «Толстой после бала» - на этапе актуализации учащиеся были распределены на 2 команды. С целью систематизации полученных ранее знаний каждой команде по очереди задавались вопросы мини-игры на знание текста рассказа «После Бала». Для оценки своих знаний ребятам был предложены «тесты», в котором отражены основные этапы деятельности учащихся на уроке. Учащимися совместно с учителем были выделены цели урока. Каждый ученик определил собственные цели и записал их к себе в тетрадь.

Чтение монологов (монолог солдата, монолог Варвары Андреевны Корейш) помогало развитию монологической речи и артистических умений.

На начальном этапе обобщения и систематизации учащиеся совместно с учителем с помощью приема КЛАСТЕР систематизировали имеющиеся знания о центральном герое рассказа. Далее учащимся были предложены задания на сравнительных таблицах, которые способствовали развитию следующих умений:

- умения выделять главное;

- умения обобщать информацию;

- выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

- делового партнерского общения;

- умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции.

Таким образом, знания не сообщались в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе самостоятельной работы.

Схожесть заданий для групп помогала выработать целостное представление о героях произведения, на основе разных точек зрения критиков и выступающих у учащихся сформировалось свое отношение к комедии и её героям.

После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Происходило обсуждение. Другие группы задавали вопросы по методике приёма «Толстые и тонкие вопросы», высказывали свое мнение, что в свою очередь помогало отработке навыка:

- аналитического цитирования (введение цитат в высказывания);

- применению знаний в измененной ситуации;

- умению строить высказывания и соотносить их с жизнью.

На этапе рефлексии учащиеся обсудили и обобщили главные проблемы и мысли о героях в сравнении с современностью. Также им было предложено составить синквейн. Таким образом, учащиеся поделились своими впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. В течение данного этапа учащиеся слушали интересные мысли товарищей, формировали окончательное представление о произведении.

Этап постановки домашнего задания содержал в себе разъяснения по содержанию и способу выполнения домашнего задания. Оно состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая - составить кроссворд по творчеству А.С. Грибоедова (не менее 15 слов). Практическая - инсценировать один из эпизодов комедии «Горе от ума».

Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности – групповой работы, которая позволяет обеспечить активное участие каждого в продвижении материала.

Формирование коммуникативной компетенции выполнялось через использование следующих методов и приемов: публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.

Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.

Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Все задания давались в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.

Итак, по итогам урока поставленные цель и задачи были выполнены следующим образом:

- обучающая: было дано представление о комедии, взгляды критиков на произведение ученики обсуждали сначала в группах, а потом при межгрупповом общении, что способствовало выработке своей точки зрения на произведение. Позиция учеников была осмыслена в ходе урока. Таким образом, каждый ученик, поработав на уроке в группе или выполняя индивидуальные задания, выступая с ответом, усвоил тему.

- развивающая: в ходе урока ученики по предложенным заданиям работали в группах, общались как внутри групп, так и осуществляя межгрупповое общение. Они выдвигали и отстаивали свою точку зрения, слушали мнение других, задавали вопросы, вступали в диалог, развивая диалогическую речь, достигая умения инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Выступая с ответами, ученики развивали монологическую речь. Таким образом, каждый ученик либо выступал с устным ответом, либо готовил индивидуальное задание, либо активно работал в группе.

- воспитательная: толерантность складывается из терпимого доброжелательного отношения к другим людям и их труду, умения прислушиваться и уважать мнение других, даже если оно противоположно вашему. Этому на уроке, научились ребята, работая в группах, осуществляя межгрупповую работу, выполняя творческие задания. Перед учащимися ставилась цель общаться культурно, слушая друг друга.

Таким образом, все поставленные цели и задачи выполнены, у каждого ученика проверена степень их достижения в индивидуальном порядке – это зафиксировано в их индивидуальных маршрутных листах.





















































Словарь.


АНТИТЕЗА – (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение). Художественное средство, основанное на приёме контраста.


АКРОСТИХ – (греч. — ακσοε крайний, ςτιγοε — стих). Крайние — начальные — буквы каждого стиха (строки) при чтении сверху вниз составляют слово, а иногда и целую фразу.


ГИПЕРБОЛА – художественный приём преувеличения признаков, свойств событий или действий героев.


ИДЕЯ – смысл произведения; то, о чём нам хотел сказать автор.


КОНТРАСТ – (франц. contraste - резкое различие, противоположность). Художественный приём, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – художественный приём, содержащий перенос признаков и свойств живого существа на неживое.


РАССКАЗ – небольшое по объёму эпическое произведение, основу которого составляет чаще всего одно событие.


ТЕМА – содержание произведения; то, о чём нам рассказал автор.


ЭПИТЕТ – художественный приём, яркое, образное слово, характеризующее свойство предмета.



Л. Н. Толстой. Приём контраста в рассказе «После бала».

Тема –


Идея –


Тест.

1.

2.

3.

4.

5.

Оценивание: «5» - 5 правильных ответов,

«4» - 4 правильных ответа,

«3» - 2-3 правильных ответа,

«2» - 1 правильный ответ.

Моя оценка ________


Обстановка.


На балу

После бала



Вывод:


Акростих.


П -

О -

Л -

К -

О -

В -

Н -

И -

К -

Нравственный выбор Л. Н.Толстого.


Смысл жизни в служении_____________


Жить для одного себя _____________


Это духовная ________________


Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе_____________________


Л. Н. Толстой.

Домашнее задание:

сочинение-рассуждение по теме: «Нравственный выбор Ивана Васильевича» или «Как бы я поступил на месте Ивана Васильевича?»


Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.


К анализу.


Прослеживая во время такой работы заново отдельные части прочитанных произведений Толстого под тем или иным углом зрения, школьники обратят внимание и на детальное, ясное и яркое описание портретов героя, использованные автором литературные приемы (сравнения, эпитеты, портретные характеристики, приемы контрастного описания отдельных сцен, переживания героя), на отдельные слова и выражения, обыгрывание деталей («Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков»; эпизоды, во время которых полковник надевает для танца замшевую перчатку и когда этой же рукой в замшевой перчатке он бьет «промазавшего» солдата).

Работая над любым уроком, связанным с прочтением и изучением произведений Л. Н. Толстого, следует иметь в виду, что сам его текст дает так много материала для раздумий, что его важно не забыть рассмотреть и осмыслить: «В противоположность Пушкину, Чехову Лев Толстой поразительно, необычайно подробен в обрисовке портретов героев, их характеров, в пейзажах, в течении событий... — пишет Д. Н. Журавлев, рассказывая о том, какие подходы к текстам возможны при подготовке их к чтению. — Во время работы над текстом Толстого нужно прежде всего не пропустить ничего, что уже необычайно полно описано автором и предложено вашей фантазии. Нужно сделать толстовские видения своими. При этом, конечно, тоже помогут и книги, и живопись, и собственные воспоминания, и жизненный опыт. Но, повторяю, главное тут не в дорисовке образов, а в видении их с толстовской детальностью, полнотой».

Разумеется, что советы Д. Н. Журавлева обращены к чтецам, однако в них есть очень важные положения, относящиеся к особенностям самого текста Толстого, которые нельзя не принимать во внимание, проводя уроки по изучению и чтению произведений Толстого.

После нескольких заданий и упражнений, обращающих внимание на слово, фразу, особенности в описании портрета, настроения героя, можно перейти к беседе, в которой должны принять участие школьники, заодно повторив сведения о писателе, сообщенные им во время предыдущих встреч с произведениями Толстого и при самостоятельном домашнем чтении.

В позиционной дискуссии использую приём «мозгового штурма».


А.В.Хуторской: (на сайте: форум: «Цели и задачи творческого урока»).Вот великолепный пример постановки цели (автор - барон Мюнхгаузен): каждый день начинать с открытия.


Слово "творчество" далеко не значит только процесс создания нового продукта в контексте интеллектуального. Это прежде всего система действий, которые каждый ученик должен приобрести в ходе обучения: составление акростиха.

Умение ставить (определение идеи) и решать проблему (позиционная дискуссия, сочинение-рассуждение на дом) – это развитие креативного типа мышления.


Использую элементы творческой мастерской при заполнении сопоставительных таблиц приходим к выводу, для чего нужен контраст в произведении.



























Для А.А.



Учитель: Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан в каком году? (1903 г.)

А Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1. Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за использование шпицрутенов Николаем Палкиным. А Л. Н. Толстой, участник Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».



Ученик (Мать – княжна. В семье 3 старших брата и младшая сестра Мария. Начал писать поздно, в 22 года. Много трудился. Был не только писателем, но и педагогом, философом, деятельным человеком: в 50 лет научился кататься на велосипеде, в 70 лет – на коньках.

В 1862 году женился на Софье Берс, дочери своих знакомых (ей было 18, Толстому – 34 года). От этого брака родилось 13 детей, 5 умерли во младенчестве.

Организовал Яснополянскую школу, принадлежащую к числу оригинальных педагогических попыток: Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. По его мысли всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс.

В 1901 году был отлучён от церкви. В 50 лет произошёл перелом в сознании: решил, что незаконно занимает своё место помещика, должен жить наравне с бедными людьми. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту. Постепенно он отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. Перед смертью раздал всё своё имущество крестьянам, решил странствовать по миру).

Учитель: А вот ещё какой интересный факт был в биографии Л. Н. Толстого: брат Льва Толстого, Николай, вспоминал, что в детстве писатель говорил, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа». По завещанию Л. Толстого, его там и похоронили.

Мысли о “зелёной палочке” Толстой оставался верен всегда.

Л. Н. Толстой хотел посредством своих произведений вырастить в душах людей дерево добра. А мы с вами на уроке постараемся вырастить своё дерево, дерево успеха: попробуем определить для себя, что нового мы узнали; как повлиял на нас писатель, стали ли мы лучше, добрее, человечнее; что на уроке у нас хорошо получилось, а что не очень. Вот это дерево перед нами. Пока оно совсем голое, без веточек. Но к концу урока, я надеюсь, оно благодаря вам оживёт и зазеленеет.























































ТЕСТ на знание текста 

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.





Обстановка

На балу

После бала

















Настроение Ивана Васильевича

На балу

После бала



















Портретная характеристика

Полковник

Наказываемый




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок "После бала"

Автор: Жунусова Оксана Мироновна

Дата: 26.01.2022

Номер свидетельства: 598915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Л.Н.Толстой "После бала" "
    ["seo_title"] => string(25) "l-n-tolstoi-poslie-bala-2"
    ["file_id"] => string(6) "192615"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427477438"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Открытый урок по теме: «Виды алгоритмов» "
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-po-tiemie-vidy-alghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "132282"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416321026"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "«Произведения Л.Н.Толстого «После бала» как фактор формирования социальной компетенции учащихся». "
    ["seo_title"] => string(108) "proizviedieniia-l-n-tolstogho-poslie-bala-kak-faktor-formirovaniia-sotsial-noi-kompietientsii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "237513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444324410"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Открытый урок по литературе "Композиция и образы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа.""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_literature_kompozitsiia_i_obrazy_rasskaza_l_n_tolstogo_posle_ba"
    ["file_id"] => string(6) "622638"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673288796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства