Мозговой штурм Определите, к какому жанру относится прочитанное произведение Подберите не менее трех аргументов. (Небольшой объём; - ограниченное число действующих лиц; - одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя; - в рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека; - второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем) Задание Прочитайте текст Определите тему, идею рассказа, авторскую позицию История создания рассказа «После бала» – одно из самых интересных произведений Л. Н. Толстого. Рассказ написан в 1903 году, когда писателю исполнилось 75 лет. Всю жизнь писатель искал истину, справедливость. В чём же видел Л. Н. Толстой высшую жизненную правду в период позднего творчества? В рассказе описано действительное событие, о котором Л. Н. Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Сергей Николаевич, его брат, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды он увидел, как на плацу бравый полковник хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач, мучитель, « спокойно засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». Накануне вечером полковник танцевал с дочерью мазурку на балу. Сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Название рассказа изменилось, потому что: «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала» (два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала). Предтекстовая работа Стратегия «Верные и неверные утверждения» - Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да). - Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да). - Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)). - Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»). - Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет) - Мазурку Варенька танцевала с отцом (да). - В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да). - После бала рассказчик не мог уснуть (да). - Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да) - Татарин кричал: «Помогите!» (да) - Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да) - И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет). самооценивание, устныйкомменатрий учащихся по критериям Критерий | Дескрипторы | понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному | Определяет жанр произведения | Подбирает не менее 3 аргументов | Определяет тему, идею, авторскую позицию | Определяет верное утверждение | |