kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе "Композиция и образы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Композиция и образы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Композиция и образы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа."»

Раздел 2

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»



ФИО педагога

КАРАСТЕКОВА Д.А.



Дата

12.12.22



Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:



Тема урока

Композиция и образы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа.



Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

9.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)



Цель урока

Понимание художественного произведения

Художественный мир произведения в разных формах представления



Критерии успеха

Определяет жанр произведения

Подбирает не менее 3 аргументов

Определяет тему, идею, авторскую позицию

Определяет верное утверждение

- Составляет ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев

Дает характеристику героям рассказа

Подбирает соответствующие цитаты и комментарии

Формулирует идеи по вопросу



Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Мозговой штурм


  • Определите, к какому жанру относится прочитанное произведение

  • Подберите не менее трех аргументов.

(Небольшой объём;

- ограниченное число действующих лиц;

- одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя;

- в рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека;

- второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем)

Задание

  1. Прочитайте текст

  2. Определите тему, идею рассказа, авторскую позицию

История создания рассказа

«После бала» – одно из самых интересных произведений Л. Н. Толстого.

Рассказ написан в 1903 году, когда писателю исполнилось 75 лет. Всю  жизнь   писатель   искал   истину,   справедливость.  В  чём  же  видел  Л. Н. Толстой высшую жизненную правду в период позднего творчества?

В рассказе описано действительное событие, о котором Л. Н. Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Сергей Николаевич, его брат, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды он увидел, как на плацу бравый полковник хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач, мучитель, « спокойно засекал этого солдата до смерти  и возвращался обедать в семью». Накануне вечером полковник танцевал с дочерью мазурку на балу.

Сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Название рассказа изменилось, потому что: «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала» (два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).

Предтекстовая работа

Стратегия  «Верные и неверные утверждения»

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

- Бал Ивану  Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку  Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

-  После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Татарин кричал: «Помогите!» (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

самооценивание, устныйкомменатрий учащихся по критериям

Критерий

Дескрипторы

понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному


Определяет жанр произведения

Подбирает не менее 3 аргументов

Определяет тему, идею, авторскую позицию

Определяет верное утверждение


Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение

видеоролик


Картинки-пазлы


Изучение нового материала

Текстовая работа

Работа в группах

Задание 1.

1 группа

  • Составьтементальную карту и/или таблицу цитат и комментариев, характеризующих героев на основе 1 части рассказа «На балу».


  • Используйте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев для формулирования своих идей по вопросу: «Какой эпизод повлиял на наше понимание глубокой психологической драмы, пережитой рассказчиком в финале?»

2 группа

  • Составьте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев, характеризующих героев на основе 2 части рассказа «После бала».

  • Используйте ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев для формулирования своих идей по вопросу: «Какой эпизод повлиял на наше понимание глубокой психологической драмы, пережитой рассказчиком в финале?»

Презентация выполненных заданий.

Взаимооцениваниепо критериям

критерий

дескрипторы

Анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)

Составляет ментальную карту и/или таблицу цитат и комментариев

Дает характеристику героям рассказа

Подбирает соответствующие цитаты и комментарии

Формулирует идеи по вопросу


Послетекстовая работа

Работа в парах

Задание

  • Проанализируйте средства выражения позиции автора(речь, поведение, отношение к окружающим, цвет, музыка).

  • Проведите наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата по плану:

Первая часть

Вторая часть

1

описание залы у предводителя

описание улицы

2

хозяева бала

солдаты

3

Варенька

наказываемый

4

полковник

полковник

5

Иван Васильевич

Иван Васильевич

Заполненные таблицы учащиеся разместят на стенах классного кабинета, сравнят свои таблицы с другими, дополнят при необходимости и ответят на вопросы:


Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие

Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Находит ошибки в примерах


Словесная оценка учителя

. « Светофор»

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»


ИКТ

Учебник, маркеры, флипчарт, стикеры


Рефлексия

-Понравился ли вам урок? Что именно вам понравилось?

-Что осталось непонятным?

-Продолжите предложения (на экране)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

На уроке я работал…


Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.


Самооценивание






































КГУ «Школа- лицей №5»

















Открытый урок по литературе:

«Композиция и образы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа»



Провела: учитель русского языка и

литературы Карастекова Д.А.















Шалкар 2022


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Карастекова Диана Анатольевна

Дата: 09.01.2023

Номер свидетельства: 622638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства