| № урока | Название разделов и тем | Дата |
| Введение - 2 часа |
| 1 | Вводный урок | |
| 2 | Книга в жизни человека. | |
| Устное народное творчество - 9 часов |
| 3 | Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | |
| 4 | Загадки. Пословицы. Поговорки. | |
| 5 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | |
| 6 | «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой | |
| 7 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. | |
| 8 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-- волшебная сказка героического содержания. | |
| 9 | Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | |
| 10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | |
| 11 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | |
| Древнерусская литература - 2 часа |
| 12 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | |
| 13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | |
| Из русской литературы XVIII века - 2 часа |
| 14 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | |
| 15 | Роды и жанры литературы. | |
| Басни - 5 часов |
| 16 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | |
| 17 | И.А. Крылов Слово о баснописце. Басня «Волк и ягненок» | |
| 18 | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | |
| 19 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | |
| 20 | Конкурс инсценированной басни. | |
| Литературная сказка - 14 часов |
| 21 | В. А. Жуковский Слово о поэте. «Кубок». Понятие о балладе. | |
| 22 | Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. | |
| 23 | «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки. | |
| 24 | А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» | |
| 25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | |
| 26 | Поэма «Руслан и Людмила» (1 Песнь) Нравственная красота героев | |
| 27 | Поэма «Руслан и Людмила» (2 Песнь). Сюжет и герои. | |
| 28 | Поэма «Руслан и Людмила» (3 Песнь). Художественные особенности поэмы. | |
| 29 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |
| 30 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». | |
| 31 | Контрольная тестовая работа по творчеству И.А.Крылова, В.А. Жуковского, А.С.Пушкина | |
| 32 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | |
| 33 | Антоний Погорельский. «Черная курица или Подземные жители» как литературная сказка. | |
| 34 | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | |
| Из русской литературы 19 века - 23 часа |
| 35 | М.Ю.Лермонтов Слово о поэте. «Парус», «Из Гете». Своеобразие лирики Лермонтова | |
| 36 | Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 г. «Бородино». | |
| 37 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | |
| 38 | Н.В. Гоголь Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | |
| 39 | «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | |
| 40 | «Майская ночь или утопленница», реальное и фантастическое в повести. | |
| 41 | Н.А.Некрасов Слово о поэте «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете. | |
| 42 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины. | |
| 43 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | |
| 44 | И.С.Тургенев Слово о писателе. История создания рассказа «Муму» | |
| 45 | «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | |
| 46 | Нравственный облик Герасима. Его протест против барыни и ее челяди. | |
| 47 | Осуждение крепостничества в рассказе «Муму» | |
| 48 | Тургенев — мастер портрета и пейзажа. | |
| 49 | Сочинению по рассказу Тургенева «Муму» | |
| 50 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. | |
| 51 | Контрольная тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. | |
| 52 | Л.Н.Толстой Слово о писателе. «Кавказский пленник» | |
| 53 | «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | |
| 54 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев | |
| 55 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | |
| 56 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. | |
| 57 | Лирика И.С. Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.Сурикова | |
| Из русской литературы 20 века - 29 часов |
| 58 | И.А.Бунин Слово о писателе «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | |
| 59 | В.Г.Короленко Слово о писателе «В дурном обществе» Вася и его отец. Развитие их отношений. | |
| 60 | Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев. | |
| 61 | Изображение города и его обитателей в повести Короленко «В дурном обществе». | |
| 62 | Понятие о композиции литературного произведения. | |
| 63 | Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе» | |
| 64 | С.А.Есенин Слово о писателе. | |
| 65 | Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях С. Есенина. | |
| 66 | П.П.Бажов Слово о писателе. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | |
| 67 | «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | |
| 68 | Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. | |
| 69 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб» | |
| 70 | Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | |
| 71 | К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского. | |
| 72 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы | |
| 73 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | |
| 74 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. | |
| 75 | А.П. Платонов Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика | |
| 76 | Душевный мир героя рассказа Платонова «Никита». | |
| 77 | Контрольная работа по произведениям С.Маршака, А.Платонова, К.Паустовского | |
| 78 | В.П.Астафьев Слово о писателе. «Васюткино озеро» . Автобиографичность произведения. | |
| 79 | Черты характера героя и его поведение в лесу. | |
| 80 | «Открытие» Васюткой нового озера. Обучение комментированному чтению эпизода. | |
| 81 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон Аминадо. | |
| 82 | Саша Черный Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» | |
| 83 | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. | |
| 84 | К.М. Симонов Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети. | |
| 85 | А.Т. Твардовский Слово о поэте. Дети и война. «Рассказ танкиста». | |
| 86 | Внеклассное чтение. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | |
| Из зарубежной литературы - 16 часов |
| 87 | Р Стивенсон Слово о писателе. «Вересковый мед» | |
| 88 | Д.Дефо. Слово о писателе «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа. | |
| 89 | Характер главного героя романа Д.Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | |
| 90 | Г.Х Андерсен Слово о писателе. «Снежная Королева» Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | |
| 91 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | |
| 92 | Внеклассное чтение. Наши любимые сказки Андерсена. Литературная игра. | |
| 93 | Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена | |
| 94 | Ж.Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном | |
| 95 | Внеклассное чтение. Зарубежная литературная сказка. | |
| 96 | М.Твен Слово о писателе «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. | |
| 97 | Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера» | |
| 98 | Внутренний мир героев М. Твена | |
| 99 | Дж. Лондон Слово о писателе. «Сказание о Кише». | |
| 100 | Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. | |
| Повторение в конце года - 2 часа |
| 101 | М.И.Цветаева «Книги в красном переплете». Задания для летнего чтения | |
| 102 | Итоговое повторение | |
| 103 | Итоговое повторение | |
| 104 | Итоговое повторение | |
| 105 | Итоговое повторение | |
| | Итого: 105 часов | |