Просмотр содержимого документа
«Краеведение в патриотическом воспитании»
Использование краеведческого материала на уроках истории как метод патриотического воспитания
Краеведение как наиболее доступная и эффективная форма патриотического воспитания.
По моему мнению, новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. А важнейшей формой патриотического воспитания в школе является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках истории. Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее гордость в своей маленькой, убогой и нищей деревне. Но ведь именно с любви к своей малой родине, к этой маленькой, убогой и нищей деревне и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы несомненно беднее.
Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.
на предыдущую страницу
4. Краеведческие источники и литература, используемые на уроках истории.
В школьном музее накоплен фонд документов, используемых в качестве исторических источников. Это большое количество газет и журналов 19 - начала 20 веков. Среди них такие издания, как "Нива", "Петербургская газета", "Журнал - копейка", "Международное обозрение" и др. Имеется ряд ксерокопий подлинных архивных документов. Среди них "Переписные листы" первой всеобщей переписи населения Российской империи, которые можно использовать при изучении самых разных тем (экономика, образование, отхожие промыслы, быт и др.). При изучении вопросов образования большой интерес представляют "Сведения Ярославского губернского Земства". О состоянии храмов и монастырей сведения можно почерпнуть в "Ярославских епархиальных ведомостях". Большое внимание исследованию отхожих промыслов Ярославской губернии уделили Л. Лурье и А. Хитров в работе "Крестьянские землячества в российской столице", опубликованной в сборнике "Невский архив".
При изучении вопросов о крестьянском труде, быте, культуре, обычаях и традициях большое значение имеют воспоминания старожилов, хранящиеся в личном архиве автора. Это воспоминания Болотовой А.А., Смирновой М.П., Каликинской О.А., Лощиловой М.С., Грязевой Е.А. и др.
В историографии Любимский район освещен недостаточно полно. Одной из немногих работ по истории Любимской земли является историко-краеведческий очерк Морозова С. "Любим", а также труд Ковалева И. "Данилов. Любим". Некоторые сведения по истории Любимского уезда можно почерпнуть из работ, посвященных истории Ярославской области. Это Ковалев И.А. "Ярославский край на уроках истории", " Ярославский край в документах и материалах", сборник "Ярославия" составленный В. Хохловым и др.
О писателях, связанных с Любимским краем дополнительные сведения можно получить из работы Астафьева А. и Астафьевой Н. "Писатели Ярославского края", сборника очерков о писателях Костромского края "Вечные всходы" и книги И. Айзенштока "Поэт-демократ Л.Н. Трефолев".
Интересный материал об обычаях, обрядах, традициях и материальной культуре русского крестьянства дают книга Семеновой М. "Мы - славяне" и сборник "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия".
Значительную помощь учителю, занимающемуся краеведением, могут оказать книга Матюшина Г.М. "Историческое краеведение" и сборник "Краеведение" под редакцией А.В. Даринского.
Все выше перечисленные работы дают возможность заинтересовать учащихся историей родного края, привить им желание заниматься самостоятельной исследовательской работой.
на предыдущую страницу
II. Сбор краеведческого материала и его использование на уроках истории в условиях сельской школы
1. Цель и задачи
Целью своей работы я считаю воспитание патриотизма на уроках истории, методом использования краеведческого материала.
В ходе работы решаются следующие задачи:
Специальные:
познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
практические: формирование навыков исследовательской работы.
Общепредметные:
развитие логического мышления;
обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;
формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.
на предыдущую страницу
2. Школьный музей
Основой всей краеведческой работы в школе является школьный историко-краеведческий музей. Он был основан в 1995 г. в ходе подготовки к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами , книгами, газетами и журналами, письмами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии.
Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.
на предыдущую страницу
3. Участие в туристско-краеведческом движении "Отечество".
В 1996 г. ребята нашей школы включились во Всероссийское туристско-краеведческое движение, охватившее тысячи участников во многих городах нашей страны. Ежегодно проводятся областные и всероссийские конференции движения, где участники отчитываются о проделанной работе. В нашей школе в летний период проводится краеведческая экспедиция по какой-либо теме. Затем ведется работа с литературой, сбор архивного материала, оформление полученных результатов. На областных конференциях мы выступали по следующим темам:
1996 г. - "От Соколёны до Осека".
1998 г. - "Певец русского леса. Леонид Леонов и Любимский край".
1999 г. - "Трактирный промысел Любимских крестьян в Санкт-Петербурге".
2000 г. - "Спасо-Геннадиев монастырь, вчера и сегодня".
2001 г. - " На родине Юлии Жадовской".
В 1998 г. мы приняли участие и во Всероссийской конференции движения "Отечество" в городе Москве.
на предыдущую страницу
4. Роль краеведческих экспедиций в обучении, воспитании и развитии школьников
Огромное значение в воспитании школьников имеют летние краеведческие экспедиции. В них сплачивается школьный коллектив, дети учатся вести поисковую работу, общаться с местными жителями. В экспедициях происходит знакомство с историей родного края, его природой и культурой. Здесь воспитывается бережное отношение к родной земле. Ребята на практике учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу.
Экспедиция обычно планируется на 2-3 дня, заранее разрабатывается маршрут. Мы ходили в деревню Ескино - родину матери писателя Леонида Леонова, в Спасо-Геннадиевский монастырь, по реке Соть от Страшева до Назимова. Маршрут в среднем составляет 30-35 км.
Кроме экспедиций, организуются однодневные краеведческие рейды по ближайшим деревням с целью сбора краеведческого материала, пополнения фондов школьного музея.
на предыдущую страницу
5. Использование краеведческого материала на уроках истории.
а) уроки на базе музея;
Собранный в экспедициях и рейдах краеведческий материал используется на уроках истории. Некоторые уроки проходят на базе школьного музея. С началом учебного года первый урок истории в каждом классе проходит в музее. Здесь, на примере музейных экспонатов ребята знакомятся с историческими источниками, учатся их классифицировать и приобретают навыки извлечения исторической информации из источника. Экспонаты - источники для этого урока подбираются в зависимости от класса. Если младшие классы знакомятся более подробно с вещественными источниками, то старшие учатся работать с документами. На базе музея проводились, например, уроки в 5 классе "Находки из земли", "Рождение чуда", "Тетрадь из сундука", "Народные умельцы". В 8 классе, при изучении вопросов культуры можно провести урок "Народные промыслы Любимского уезда".
В приложениях приводится пример конспекта урока "Россия в XIX веке", проведенного на базе музея.