Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу А.П. Чехова "О любви"»
План урока на конкурс «Учитель года» (район).
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Подюжская СШ им. В.А. Абрамова» Е.А. Сархадова.
Класс: 8.
Тема: А. П. Чехов. О любви. История об упущенном счастье.
Цели: 1. Определить идейное содержание рассказа.
2. Развивать умение анализировать художественный текст; определять конфликт произведения и авторское отношение к любви; способность понимать переживания другого человека.
Оборудование: презентация, карточки (разрезанный на части эпиграф), портрет Чехова, карточки-предложения из текста, фильм – биография Чехова, текст отрывка, распечатанный портрет Чехова с женой (с высказываниями Чехова на обороте) на каждую парту.
Методические приемы: рассказ учителя, просмотр фильма, беседа по вопросам, анализ текста методом герменевтики.
Ход урока:
1.Приветствие. Позитивный настрой. (1мин.)
- Здравствуйте, ребята! Как у вас дела?
Очень торопилась к вам; наконец, пришла!
Времени общению у нас всего урок,
Надеюсь, вы поможете мне уложиться в срок!
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (3 мин.)
– Для начала разделимся с вами на группы по 4 человека каждые 2 парты (если нечетное количество детей, то в одной из групп – 5 человек).
- Каждая группа получает задание: собрать высказывание:
«Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво» (А. П. Чехов).
«Любовь… образует жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье» (Л. Н. Толстой).
- Прочитайте, что у вас получилось. Какой темой объединены эти фразы? Давайте возьмём их эпиграфом к нашему уроку.
(Дальше раздать портреты Чехова с женой каждой группе).
- Скажите, кто изображен на портрете!
(Думаю, Чехова узнают).
- Предположите, кто рядом с Чеховым! (Жена).
- Какие отношения их связывают? (Семья).
- Какие чувства для создания семьи самые важные? (Любовь, уважение).
- Скажите, а человек, который любит, он счастлив?
- А когда он бывает несчастлив? (Если упустил свою любовь).
- Можете ли вы предположить тему нашего урока? (Чехов. О любви. История об упущенном счастье).
- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой?
(Познакомиться с биографией Чехова, вникнуть в суть рассказа; разобраться, почему главный герой упустил своё счастье, что привело его к печальному концу истории).
3.Изучение нового материала.
1)Слово учителя о Чехове А. П. (4 мин. , 1 мин.)
- Итак, приступим к осуществлению намеченных задач.
Вашему вниманию предлагаю маленький фильм об А. П. Чехове.
- Изучая биографию Чехова, я очень прониклась его судьбой, и у меня родилось вот такое стихотворение:
Как тонко чувствовал он жизнь,
Как иронично улыбался,
Но сквозь года мы слышим грусть,
И шепот тихо с губ сорвался:
«Потомок крепостных крестьян,
Сын Приазовья с Таганрога –
Ему талант большой был дан,
В века ведущая дорога.
Его душа не приняла
Казенщины и формализма –
Той атмосферы, что была
В гимназии, где он учился.
Зато в 13 лет пред ним
Раскрылась жизни дверь другая:
Театр однажды посетил,
И сердце там свое оставил.
С тех пор огонь в его душе
Вдруг вспыхнул с необъятной силой,
А мы нашли в его лице
Литературное светило.
2)Беседа о семейном счастье. (2 мин.)
- Ребята, а что такое счастье?
Заслушав ответы, вывести на экран определения по словарю:
- В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
- В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – это « понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.
- Вот как считает Чехов А. П. (слайд):
«А что такое счастье? Кто его знает? Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком мало для человека. Надо делать добро, надо помогать людям…»
- А что же такое семейное счастье?
- Когда люди счастливы?
4.Работа с текстом методом герменевтики.
-Дома вы прочитали рассказ А.П. Чехова «О любви», который вместе с рассказами «Крыжовник», «Человек в футляре» составляет трилогию Чехова о футлярной жизни.
а) «Блуждание по тексту». (10 мин.)
–От каждой группы прошу послать одного посыльного для получения задания.
(9 предложений из разных мест всего рассказа).
- Ваша задача собрать эти предложения в хронологическом порядке, то есть расположить их в том порядке, в каком они идут по рассказу.
- Теперь давайте вместе обговорим эти предложения.
1.«Алехин рассказал, что красивая Пелагея была влюблена в этого повара».
- Что странного в этом предложении? («красивая» в «этого»)
Далее в рассказе это поясняется.
«Этот повар» назван грубым словом «мурло», причем дважды.
- Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? (жирный, ленивый кот). «Красивая» и «мурло».
- Не правда ли, странное сочетание для зарождения любви?
2.«У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали».
- Что вы понимаете из этого предложения?
(Одиночество, желание поделиться тем, что на душе у человека).
- Но как же ведут себя окружающие? Если посмотреть дальше по этому абзацу, то наткнетесь ещё на кое-какие «странности»: «в такую погоду некуда было деваться и ничего больше не оставалось, как только рассказывать и слушать».
- Получается, что Алёхина слушают поневоле, а сам герой не ощущает как будто этого!
- Читаем следующее предложение.
3.«В городе меня принимали радушно, я охотно знакомился».
- Сделайте вывод из этого предложения. Чувствуется большой недостаток в общении, поэтому всё ему мило и всем рад.
4. «В деле поджигателей обвинили четырех евреев, признали шайку, и, по-моему, совсем неосновательно». - Казалось бы, удивительная подробность, благодаря которой началось знакомство Алёхина с Лугановичами.
- Не будем здесь долго задерживаться.
5.«С ними же вернулся в город и в полночь пил у них чай в тихой, семейной обстановке, когда горел камин, и молодая мать всё уходила взглянуть, спит ли её девочка».
- Какую информацию здесь мы читаем между строк?
- Ему очень хорошо, он отогрелся, он любуется молодой матерью – это не повод ли для зарождения в душе нового чувства?
6.«Если же никого не было дома, то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком или же в кабинете лежал на турецком диване и читал газету, а когда Анна Алексеевна возвращалась, то я встречал её в передней, брал от неё все её покупки и почему-то всякий раз эти покупки я нес с такой любовью, с таким торжеством, точно мальчик».
- Кроме всего того, в чем мы уже убедились, здесь зашифрована еще одна информация.
- Сосчитайте, сколько слов в этом предложении. (61 слово).
- Конечно, это не самое длинное предложение, сказанное Алёхиным, но как оно характеризует героя?
- Не кажется ли вам, что для устной речи это слишком много и неправдоподобно. Вспомним погоду, при которой ведётся рассказ, его образ жизни, одиночество. И тогда станет ясно, что он уверен, что его не перебьют – ни возражением, ни поддакиванием – он этого даже не заметит, он говорит, словно сам для себя.
7.«Она пошла бы за мной, но куда?»
- Что мы можем сказать по этой фразе?
(Что чувство взаимно, но его разделяет страх, неопределенность, неуверенность).
8. «У Анны Алексеевны было уже двое детей».
- Времени уже прошло много, но в жизни героя ничего не меняется, все по-прежнему.
9. «Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой».
- Итак, мы видим, что чувство не состоялось, но так ли это страшно на самом деле?
- И все же, что помешало быть Алёхину счастливым?
- Попробуйте в этом же абзаце найти ответ на вопрос, почему же герой не был счастлив?
(стр. 56 учебника со слов: «Со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
б) Нахождение «странностей» в предложенном эпизоде. (10 мин.)
(абзац на стр. 49 учебника со слов: «Я живу в Софьино ….» - весь абзац до стр. 50).
- Следующее задание покажется вам странным, потому что оно так и звучит – найти странности в тексте.
То есть ищите слова о жизни героя, о нём самом, его какие-то мысли, чувства, поступки и т.д.
(Послушать предложение, затем помочь обозначить самой).
1-белоручка;
2-не уеду, пока не уплачу этого долга;
3-стал работать не без отвращения;
4-земля дает немного;
5-скучал и брезгливо морщился;
6-казалось, что рабочую жизнь помирю с культурными привычками;
7-батюшка Иван выпил все ликеры, «Вестник Европы» тоже пошел к поповнам;
8-не успел добраться до постели;
9- перестал читать;
10- стал обедать в людской;
11-из роскоши лишь прислуга, которую уволить больно
(обговаривать каждую «странность», более привязаться к последней).
в) Главная «странность» эпизода. (5 мин.)
- Посчитайте, пожалуйста, сколько раз в этом эпизоде встречается местоимение «я», также посчитайте формы этого местоимения.
«я» - 16;
«мне» -7;
«мое» - 3;
«наш» - 1.
- Речь человека отражает его внутреннее состояние, подчас неосознаваемые желания – потребности. Большое количество «я» позволяет говорить о слишком пристальном внимании героя к собственной персоне – «у людей, живущих одиноко», слишком много времени «думать о себе» и слишком велика потребность «говорить о себе».
Здесь начинают граничить чувство жалости к себе и уязвлённое самолюбие с чувством собственного достоинства; простые размышления с сознательной деятельностью.
- Мы, русские люди, любим задавать себе подобные вопросы, любим пожалеть себя, поразмышлять над собой. Не здесь ли кроется ответ на вопрос: «Почему несчастлив герой?»
- Давайте прочитаем несколько строк «о воспитанных людях» из письма Чехова к своему брату Николаю: «…Ты часто жаловался мне, что тебя не понимают!!!» На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других… Они (воспитанные люди) не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в других сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету! Я бы…!», потому что всё это бьёт на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…»
- Мы проследили цепочку «странностей», которые привели главного героя к печальному концу.
5. Домашнее задание. (2 мин.)
- Дома я предлагаю вам сделать задание на выбор:
1) Оформить на листе страницу «ВКонтакте» Алехина (статус, возраст, образование и т. д.)
2) Написать мини-сочинение на любую из тем:
«Могла ли жизнь Алехина сложиться по-другому?»
«Что помешало Алехину быть счастливым?»
«Что такое счастье?»
3) Прочитать рассказы А.П. Чехова «Крыжовник», «Человек в футляре» - попробовать поискать в них «странности».
6. Рефлексия. (1 мин.)
Продолжите предложения:
- Мне было интересно узнать…
- Я сегодня узнал, что…
7. Подведение итогов. (1 мин.)
- Как вы думаете, прав ли был Алехин в своих поступках? Мог ли он стать счастливым?
- Закончить урок я бы хотела словами самого же А.П. Чехова из письма к Лидии Алексеевне Авиловой, к слову сказать, именно отношения между Чеховым и Авиловой послужили основой сюжета рассказа «О любви»:
«А что же такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…»
Самоанализ урока.
Тема урока звучала так: А.П. Чехов, рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. К уроку я поставила следующие цели:
1. Определить идейное содержание рассказа.
2. Развивать умение анализировать художественный текст; определять конфликт произведения и авторское отношение к любви; способность понимать переживания другого человека.
Мой урок состоял из следующих этапов:
1.Приветствие. Позитивный настрой. (1мин.)
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (3 мин.) 3.Изучение нового материала.
1)Слово учителя о Чехове А. П. (4 мин. , 1 мин.)
2)Беседа о семейном счастье. (2 мин.)
4.Работа с текстом методом герменевтики.
а) «Блуждание по тексту». (10 мин.)
б) Нахождение «странностей» в предложенном эпизоде. (10 мин.)
в) Главная «странность» эпизода. (5 мин.)
5. Домашнее задание. (2 мин.)
6. Рефлексия. (1 мин.)
7. Подведение итогов. (1 мин.)
Для приветствия с незнакомым классом я решила сочинить стихотворные строчки, так как думаю, что через рифму легче привлечь внимание ребят, положительно настроить их на урок. Далее предложила учащимся разделиться на группы самым элементарным способом, чтобы сэкономить время для анализа текста. После чего вместе с детьми сформулировали тему и цели урока. Для знакомства с биографией писателя я использовала фрагмент фильма, что затем закрепила, прочитав собственное стихотворение о Чехове. Для анализа текста я воспользовалась методом герменевтики, о котором рассказывала вам на самопрезентации. Основная идея заключалась в том, чтобы заинтересовать ребят работой с текстом – это и «блуждание» по тексту, и нахождение «странностей». Постаралась подобрать интересное домашнее задание. В конце урока – рефлексия и подведение итогов урока, где использовала слова А.П. Чехова.
Думаю, что урок целей достиг; методом герменевтики пользуюсь недавно, но считаю его интересным и буду продолжать в нем совершенствоваться, искать новые способы осмысления текста.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Презентация и конспект урока по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма" «Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись » "
["seo_title"] => string(138) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma-poklonis-do-ziemli-svoiei-matieri-i-ottsu-do-ziemli-poklonis"
["file_id"] => string(6) "187917"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1426597742"
}
}