kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма" «Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

«Поклонись до земли своей матери и отцу  до земли поклонись » 

Эпиграф урока:

«За добро плати добром,

не будь пустельгой»

( К.Г.Паустовский)

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 2

      Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт»,

«Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

      Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

       Но всё-таки чаще Паустовский         писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы сможем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

- Мы с вами живем в деревне и жизнь героев нам с вами очень близка.

  1.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»



Конспект урока

«Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »

Эпиграф урока:

«За добро плати добром,

не будь пустельгой»

( К.Г.Паустовский)

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 2

Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт» ,

«Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы сможем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

- Мы с вами живем в деревне и жизнь героев нам с вами очень близка.


Слайд 3

- А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?

Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово "телеграмма" рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? ( Одна - опоздала, другой - не поверили.)

  • О чем этот рассказ? (Основная тема- взаимоотношение родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки).

Слайд 4

Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?

Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?

Слайд 5

- Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век, а не жила.

- Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

- Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.

- Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.

- Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто, то долго стучал в калитку.

А почему она все-таки решилась идти?

- Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.

Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?


- Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.


Слайд 6

Письмо Насте читает учитель

Слайд 7

Что узнали о жизни Насти?

Живёт в Ленинграде.

Что узнали о работе Насти?

- Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»

Найдите портрет Насти.

Как автор относится к ней?

Что помогает это понять?

-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.

Слайд 8

- Глаза - зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!

Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!

- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.

Настя получила телеграмму. Её поведение?

- Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Слайд 9

Слова учителя:

Слайд 10

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

- Права Настя?

(В наше время молодежь тоже уезжает из села, оставляя своих родителей строят свою карьеру, обустраивают свой быт)

Слайд 11

А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»

Как вы относитесь к своим бабушкам, прабабушкам?

Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)

- Признание вины за совершённый неблаговидный поступок

-Самоконтроль человека

-Стеснение, стыд, неловкость.

-( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

А зачем она дана человеку?

- Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.

Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

- Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)

- И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе, всегда, отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

Финал рассказа. Эпилог.

А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?


-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.


Какая черта есть у неё в отличие от Насти?


- Добросердечие, душевность.

Заключительное слово учителя.

К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.

Что автор ценит в людях?


Просмотр содержимого презентации
«Паустовский»

Урок литературы по рассказу  К.Г.Паустовского «Телеграмма»   «Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »  МБОУ «Госконзаводская СОШ»  Лялина М.А. учитель русского языка и литературы,  I квалиф.категория

Урок литературы по рассказу

К.Г.Паустовского «Телеграмма»

«Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »

МБОУ «Госконзаводская СОШ»

Лялина М.А. учитель русского языка и литературы,

I квалиф.категория

Константин Георгиевич  Паустовский(1892-1968)  «За добро плати добром,  не будь пустельгой»  ( К.Г.Паустовский)

Константин Георгиевич Паустовский(1892-1968)

«За добро плати добром,

не будь пустельгой»

( К.Г.Паустовский)

Телеграмма Рассказ назван  «ТЕЛЕГРАММА» Их две.  Какую телеграмму имел в виду автор, почему?

Телеграмма

Рассказ назван

«ТЕЛЕГРАММА»

Их две.

Какую телеграмму имел

в виду автор, почему?

Мать Что мы узнали об обита- тельнице мемориального дома Катерине Петровне? Что задело вас , тронуло в её судьбе? Как К. Г. Паустовский передаёт её одиночество?

Мать

Что мы узнали об обита-

тельнице мемориального

дома Катерине Петровне?

Что задело вас , тронуло в

её судьбе?

Как К. Г. Паустовский

передаёт её одиночество?

Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

Какие цвета преобладают в

пейзаже и интерьере?

Письмо Катерины Петровны  Насте «Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу . Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать,- смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот,- да я его и не вижу. Нынче осень плохая .Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Письмо Катерины Петровны Насте

«Ненаглядная моя. Зиму эту я не

переживу . Приезжай хоть на день.

Дай поглядеть на тебя, подержать

твои руки. Стара я стала и слаба

до того, что тяжело мне не то что

ходить, а даже сидеть и лежать,-

смерть забыла ко мне дорогу. Сад

сохнет – совсем уж не тот,- да я его

и не вижу. Нынче осень плохая .Так

тяжело; вся жизнь, кажется, не была

такая длинная, как одна эта осень.»

Дочь  Найдите портрет Насти.

Дочь

Найдите портрет Насти.

Художники звали её Сольвейг «за  русые волосы и большие холодные глаза» Сольвейг – в переводе «солнечный путь» Глаза – зеркало человеческой души. Какое определение контрастно этому имени? Как называется этот приём?

Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза»

Сольвейг – в переводе «солнечный путь»

Глаза – зеркало человеческой души.

Какое определение контрастно

этому имени?

Как называется этот приём?

Пятая заповедь Божья « Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен буде- ши на земле»

Пятая заповедь Божья

« Чти отца своего

и матерь твою,

да благо ти будет,

и долголетен буде-

ши на земле»

Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов: Любили тебя без особых  причин За то, что ты – внук, За то что ты – сын. За то , что малыш, За то, что растёшь, За то , что на маму и  папу похож. И эта любовь до конца  твоих дней Останется тайной опорой  твоей.

Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых

причин

За то, что ты – внук,

За то что ты – сын.

За то , что малыш,

За то, что растёшь,

За то , что на маму и

папу похож.

И эта любовь до конца

твоих дней

Останется тайной опорой

твоей.

Тихон говорит Манюшке : « А ты, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой…» ПУСТЕЛЬГА  1. Хищная птица семейства соколиных.  2. Легкомысленный , пустой человек  ( разговорное ) В каком значении употреблено слово пустельга ? Почему Тихон эти слова сказал именно  Манюшке?

Тихон говорит Манюшке : « А ты, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой…»

ПУСТЕЛЬГА

1. Хищная птица семейства соколиных.

2. Легкомысленный , пустой человек

( разговорное )

В каком значении употреблено слово пустельга ?

Почему Тихон эти слова сказал именно

Манюшке?

Домашнее задание Нарисуйте словесно обложку к рассказу  «Телеграмма». Расскажите , какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ. (Задания по выбору в соответствии с интересами и желанием)

Домашнее задание

  • Нарисуйте словесно обложку к рассказу

«Телеграмма».

  • Расскажите , какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ.

(Задания по выбору в соответствии с интересами и желанием)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лялина Марина Александровна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства