Конспект урока
  «Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »  
  Эпиграф урока:
  «За добро плати добром,
  не будь пустельгой»
  ( К.Г.Паустовский)
   Вступительное слово учителя.
 
  Слайд 2
  Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт» ,  
  «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».  
  Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.
   Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы сможем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»
  - Мы с вами живем в деревне и жизнь героев нам с вами очень близка.
  
 
  Слайд 3
  - А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?
   Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово "телеграмма" рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? ( 
Одна - опоздала, другой - не поверили.)  
   Слайд 4
  Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?
  Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?
  Слайд 5
  - Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век, а не жила.
  - Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.
  - Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.
  - Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.
  - Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто, то долго стучал в калитку.
  А почему она все-таки решилась идти?
  - Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.
  Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?
  
 
  - Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.
  
 
  Слайд 6
  Письмо Насте читает учитель
  Слайд 7
  Что узнали о жизни Насти?
  Живёт в Ленинграде.   
  Что узнали о работе Насти?
  - Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.
  Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
  -Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»
  Найдите портрет Насти.
  Как автор относится к ней?
  Что помогает это понять?  
  
  -Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.  
  Слайд 8  
  - Глаза - зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!
  Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!
  - Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.
  Настя получила телеграмму. Её поведение?
  - Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.
  Какую библейскую заповедь нарушила Настя?  
  Слайд 9
  Слова учителя:
  Слайд 10
  Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
  Любили тебя без особых причин
  За то, что ты - внук,
  За то, что ты – сын,  
  За то, что малыш,
  За то, что растешь,
  За то, что на папу и маму похож.  
  И эта любовь до конца твоих дней
  Останется тайной опорой твоей.
  Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
  - Права Настя?
  (В наше время молодежь тоже уезжает из села, оставляя своих родителей строят свою карьеру, обустраивают свой быт)
  Слайд 11
  А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»  
  Как вы относитесь к своим бабушкам, прабабушкам?
  Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
  Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)
  - Признание вины за совершённый неблаговидный поступок
  -Самоконтроль человека
  -Стеснение, стыд, неловкость.
  -( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
  А зачем она дана человеку?
  - Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.
  Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
  - Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)
  - И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».
  - Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе, всегда, отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
   Финал рассказа. Эпилог.
  А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
  
 
  -Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.
  
 
  Какая черта есть у неё в отличие от Насти?
  
 
  - Добросердечие, душевность.
  Заключительное слово учителя.
  К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.
  Что автор ценит в людях?