Конспект урока
«Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »
Эпиграф урока:
«За добро плати добром,
не будь пустельгой»
( К.Г.Паустовский)
Вступительное слово учителя.
Слайд 2
Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт» ,
«Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.
Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы сможем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»
- Мы с вами живем в деревне и жизнь героев нам с вами очень близка.
Слайд 3
- А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?
Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово "телеграмма" рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? ( Одна - опоздала, другой - не поверили.)
Слайд 4
Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?
Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?
Слайд 5
- Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век, а не жила.
- Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.
- Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.
- Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.
- Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто, то долго стучал в калитку.
А почему она все-таки решилась идти?
- Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.
Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?
- Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.
Слайд 6
Письмо Насте читает учитель
Слайд 7
Что узнали о жизни Насти?
Живёт в Ленинграде.
Что узнали о работе Насти?
- Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.
Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»
Найдите портрет Насти.
Как автор относится к ней?
Что помогает это понять?
-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.
Слайд 8
- Глаза - зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!
Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!
- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.
Настя получила телеграмму. Её поведение?
- Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.
Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Слайд 9
Слова учителя:
Слайд 10
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
- Права Настя?
(В наше время молодежь тоже уезжает из села, оставляя своих родителей строят свою карьеру, обустраивают свой быт)
Слайд 11
А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»
Как вы относитесь к своим бабушкам, прабабушкам?
Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)
- Признание вины за совершённый неблаговидный поступок
-Самоконтроль человека
-Стеснение, стыд, неловкость.
-( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
А зачем она дана человеку?
- Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.
Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
- Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)
- И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».
- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе, всегда, отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Финал рассказа. Эпилог.
А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.
Какая черта есть у неё в отличие от Насти?
- Добросердечие, душевность.
Заключительное слово учителя.
К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.
Что автор ценит в людях?