воспитывать эстетические качества, чувство патриотизма, гордости за русскую национальную поэзию, любовь к поэтическому творчеству Н.А.Некрасова.
Подготовка к мероприятию: подготовить анализ стихотворений Некрасова: «Коробейники», «Ямщик, не гони лошадей», « Что ты жадно глядишь на дорогу», «В полном разгаре страда деревенская», « Я сегодня так грустно настроен»
Оборудование. Портрет Некрасова,выставка книг, компьютер, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова, задания викторины.
Ход занятия.
Слово учителя.
Наше мероприятие посвящается лирической поэзии Н.А.Некрасова, поэта, который сердцем своим страдал за народ. Мы будем говорить о великом русском поэте, подарившим нам сокровища своего поэтического дара ,прикоснёмся к волшебной его лире ещё раз. Сегодня речь пойдёт о своеобразии лирики Н.А.Некрасова, её особенностях о том, что многие стихи Некрасова переложены на песни, которые поёт народ ,и некоторые из них мы послушаем на этом занятии.
В качестве эпиграфа к поэзии Некрасова слова : «…русский народ- плакать не любит, а больше поёт.»
Ведущий: 10.12.1821года родился русский поэт Н.Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»-говорил поэт. И сегодня у нас будут звучать песни на слова Некрасова, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.
Ведущий: В этих стихах выражены человеческие страдания и народный гнев, тяжёлая судьба крестьянки, вера в будущее России. По дорогам России в поисках счастья бродили мужики- странники, деревенские торговцы. Это герои поэмы «коробейники».
О этой поэме нам расскажет ученица 9класса
В "Коробейниках" Некрасов смело расширил предполагаемый круг своих читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: "Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор.
Прослушивание песни.
Ведущий: В центре многих произведений Некрасова- образ русской женщины, гордой и величавой труженицы, красивой и несломленной под бременем нищеты и бесправия.
О стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» -расскажет ученица 10кл
Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра... Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит : “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.
Прослушивание песни «В полном разгаре страда деревенская.
Ведущий: Ещё одну попытку создания народного характера в лирике сделал Некрасов в стих «Тройка». Опять дорога, снова ямщик. Сам поэт размышляет, какое будущее может ожидать сельскую красавицу, которая провожает бешеную тройку, на которой мчится красавец- корнет. «Тройка» - стала одной из любимых народных песен .
О стихотворении «Тройка» рассказывает ученица 11класса.
Прослушивание песни - романса «Тройка»
-Работа с иллюстрациями
Работа с иллюстрациями, нарисованными детьми: подбор слов из стихотворений Некрасова.
Ведущий: Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была , есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Прослушивание романса «Я сегодня так грустно настроен.»
Следует назвать последний сборник Некрасова Он называется «Последние песни». Одним из его стихотворений является «Баюшки – баю».
Учитель. Мы прощается с вами колыбельной песней, в которой три образа, сменяющих друг друга и постепенно сливающихся: родной матери, матери-Родины и Божьей Матери. Их голоса сопровождают переход сына Земли в мир иной, в мир бессмертия. Они помогают преодолеть непобедимое страдание, неутолимую тоску и поверить в бессмертие души, заключённой в его песнях.
Подведение итогов.
Каково впечатление от лирической поэзии Некрасова? Как соотносится название темы урока со всем, о чём сегодня шла речь? Что наиболее запомнилось?