Адаптивная рабочая образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература, 5 класс
Адаптивная рабочая образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература, 5 класс
Рабочая программа коррекционных занятий по литературе в 5 «В» классе разработана на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и Рабочей программы по литературе.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 448 рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья IV вида).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа коррекционных занятий по литературе в 5 «В» классе разработана на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и Рабочей программы по литературе.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 448 рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья IV вида).
Учебная работа в классе охраны зрения строится на следующих принципах:
а) формы работы, требующие постоянного участия зрения (чтение, письмо) не должны продолжаться более 15–20 мин.;
б) виды деятельности, сопровождаемые непрерывным зрительным контролем, должны чередоваться с устными формами работы;
в) в процессе выполнения заданий детьми с нарушением зрения должна учитываться замедленность их деятельности по сравнению с нормально видящими;
г) необходимость усиления внимания к каждому ребенку.
Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с нарушениями зрения является: усиление роли практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности, введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.
Адаптационная направленность урока:
Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
Способы развития монологической речи (обязательно).
Развитие диалогической речи и культура общения.
Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
Охрана психического, физического здоровья учащихся.
Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
Организация восприятия с опорой на анализаторы.
Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
Использование эффективных инновационных технологий.
Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Для учащихся:
Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (Базовый уровень). 10–11 классы (Профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.
Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной / Авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература. 5–9 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я. Коровиной / Сост. Л.П. Макарова, Н.Ю. Кадашникова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
Маранцман В.Г. и др. Изучение литературы в 5 классе: Методические рекомендации. – СПб.: «Специальная Литература», 1997.
Олимпиадные задания по литературе. 5 класс / Сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы. 5 класс: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003.
Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы / Авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Программное обеспечение:
Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11 классы / Уроки литературы с применением информационных технологий. Электронное интерактивное приложение.
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». – М.: Просвещение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Основное содержание
Количество часов
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)
1.
Устное народное творчество. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички)
1 ч.
2.
Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы
1 ч.
3.
Обучение выразительному чтению. Сказка «Царевна-лягушка»
1 ч.
4.
Обучение пересказу. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
1 ч.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 ч.)
5.
Древнерусская литература. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
1 ч.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (18 ч.)
6.
М.В. Ломоносов. Роды и жанры литературы
1 ч.
7.
Русские басни. Обличение человеческих пороков в произведениях И.А. Крылова
1 ч.
8.
В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
1 ч.
9.
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость ее героев
1 ч.
10.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1 ч.
11.
Сказки А.С. Пушкина
1 ч.
12.
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»