kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

8 класс. Рабочая программа по литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана на основе  учебной программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Рабочая программа по литературе.»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана в соответствии с основными положениями

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, требованиями основной общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2016-2017 г., учебным планом  на 2016-2017 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1

с. Кандры на 2016 -2017 учебный год, приказом «Об утверждении перечня учебников, допущенных (рекомендованных) для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2016-2017 учебный год.

При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы:

– Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089;

– Примерные программы по учебным предметам;

– Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана на основе учебной программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной, 2009

Цели обучения:

- воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и  аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:

приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

овладение теоретико-литературными понятиями;

формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 с. Кандры рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение литературе в объеме 2 часов в неделю (70 часов).

Основной учебник:

- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература.8 класс. Учебник для общеобр. организаций c прил. на электрон. носителе. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2012






















Содержание рабочей программы

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники)

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.







Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие пред­ставлений); житие как жанр литературы

(на­чальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления);

  • класси­цизм, историзм художественной литературы (начальные представления);

  • поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представ­лений); прототип в художественном произ­ведении,

  • гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза,

  • композиция, сюжет и фабула,

  • пси­хологизм художественной литературы (раз­витие представлений);

  • конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское от­ступление как элемент композиции (началь­ное представление);

  • герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литератур­ного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжеты разных произ­ведений, находя сходства и различия в пози­ции авторов;

  • выделять общие свойства произведений, объ­единенных жанром, и различать индивидуаль­ные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в це­лом;

  • видеть конкретно-историческое и символиче­ское значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основ­ную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и худо­жественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в)соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Проверка навыков чтения (правильность, беглость, выразительность) проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом. Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.

Нормы оценки содержательной стороны сочинений

Оценка «5» ставится, если:

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6.В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.


Оценка «4» ставится, если:

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения.

2.Содержание достоверно, но в работе встречаются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличатся единством и достаточной выразительностью.

6.В целом в работе допускаются не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.


Оценка «3» ставится, если:

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.

Навыки чтения оцениваются следующим образом:

оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, отвечающее основным нормам русского литературного произношения и показывающего полное понимание читаемого (сознательное чтение);

оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение при наличии 1-2 ошибок в произношении слов и интонировании предложений;

оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии 3-5 ошибок в произношении слов и интонировании предложений, при этом допускаются запинки, исправляемые при перечитывании и т.п.;

оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).

В журнал выставляется оценка за количество прочитанных слов с учётом выразительности и осознанности чтения.

Объём страниц по программе - 0,5 – 1,0. Темп чтения вслух - 95-120. Темп чтения про себя -130-170. Темп письма (знаки) -55 -60.




Перечень учебно-методического обеспечения (УМК)

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2012.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009






















урока

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Сроки


Приме

ча

ния

План

Факт

Введение

1

Литература и история

1




Устное народное творчество

2

Народные песни. Частушки

1




3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве»,

«О покорении Сибири Ермаком»

1




Из древнерусской литературы

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1




5

Внеклассное чтение. «Шемякин суд» - сатирическое произведение 17 века

1




Из русской литературы XVIII века

6

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

1




7

Д.И.Фонвизин. Образование и воспитание в комедии «Недоросль»

1




8

Самостоятельная работа по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1




Из русской литературы XIX века

9

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа

1




10

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца

1




11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума « Смерть Ермака»

1




12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье…»

1




13

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

1




14

А.С.Пушкин «История Пугачева». Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

1




15

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя

1




16

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Семья капитана Миронова

1




17

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1




18

Пугачев и народное восстание в повести «Капитанская дочка»

1




19

Р. р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1




20

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

1




21

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта

1




22

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой

1




23

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Особенности композиции поэмы «Мцыри»

1




24

Р.р. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1




25

Н.В.Гоголь. Исторические произведения в творчестве писателя

1




26

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»

1




27

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1




28

Н.В.Гоголь. «Ревизор».Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление

1




29

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению. Характеристика одного из героев комедии

1




30

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ « маленького человека» в повести

1




31

Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1




32

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки

1





33

Р.р. Средства создания комического в романе М.Е.Салтыкова- Щедрина «История одного города»

1




34

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1




35

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа « После бала»

1




36

Социально-нравственные проблемы рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

1




37

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала»

1




38

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу Толстого «После бала»

1




39

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1




40

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1




Из литературы XX века

41

И.А.Бунин. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ»

1




42

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1




43

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Что значит быть счастливым?» по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна

1




44

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия»

1




45

Внеклассное чтение. Образ Родины в лирическом цикле А.Блока «На поле Куликовом»

1




46

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему

1




47

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1




48

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»

1




49

Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»

1




50

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1




51

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме

1




52

А.Т.Твардовский. Василий Теркин – защитник родной страны

1




53

Композиция и язык поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

1




54

А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1




55

Р.р. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1




56

В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».Тема детства в творчестве писателя

1




57

Отражение довоенного времени в рассказе В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»

1




58

59

Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

2




60

Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов

1




61

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп, З.Гиппиус, И.Бунин

1




Из зарубежной литературы

62

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви

1




63

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

1




64

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы

1




65

Внеклассное чтение. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественное буржуа

1




66

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии

1




67

Внеклассное чтение. Дж.Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1




68

Внеклассное чтение. В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман

1




69

Главные герои и события романа В.Скотта «Айвенго»

1




70

Итоговый урок. Задание на лето

1














Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина (тесты)

1.Эти слова  «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» являются эпиграфом к произведению

А) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Б) «Ревизор» Н.В. Гоголя

В) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

2.  Жанр произведения «Мцыри»

А) рассказ

Б) поэма

В) баллада

3.  Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю

      А) В.А. Жуковским

      Б) В.Г. Белинским

      В) А.С. Пушкиным

4.  Какое произведение НЕ принадлежит М.Ю. Лермонтову?

А) «Бородино»

Б) «Полтава»

В) «Тучи»

5.  В характеристике героя

...Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб и гибок, как тростник… -

автор использует

А) метафору

Б) сравнение

В) гиперболу

6.  Смерть Мцыри трактуется как

А) трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы

Б) протест против насилия над личностью

В) освобождение от зависимости, обретение свободы

7.  Поэма «Мцыри» относится к направлению

 А) классицизм

Б) сентиментализм

В) романтизм

8.  Род литературы, к которому относится произведение «Ревизор»                      

А) эпос

Б) лирика

В) драма

9.  Хлестаков в пьесе Н.В. Гоголя

А) всерьёз хочет жениться на дочери Городничего

Б) всё делает как бы случайно, не планируя и не думая о последствиях

В) хочет набрать как можно больше денег в долг

10. Кульминационная сцена в пьесе «Ревизор»

А) беседа Городничего и Хлестакова в трактире

Б) сообщение об инкогнито Бобчинским и Добчинским

В) сцена вранья в доме Городничего

11.  Главная тема повести Н.В. Гоголя «Шинель»

А) трагедия «маленького человека»       

Б) неудовлетворённость героя жизнью

В) человек и общество

12.  Служба Башмачкина заключается в

А) создании новых законов

Б) переписывании готовых документов

В) в исправлении чужих недочётов

13.  Имя «Акакий» в переводе с греческого означает

А) вздорный Б) злобный В) незлобивый

14.  Мечта сшить новую шинель

А) не повлияла на поведение героя

Б) ожесточила и озлобила героя

В) придала решительности и целеустремлённости

15.  Пафос произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

А) комический      Б) сатирический           В) героический

16.  Важную роль в «Истории…» играет

А) антитеза Б) сравнение В) гротеск

17. Найдите «лишнее»:

А) Хлестаков    Б) Савельич   В) Земляника     Г) Бобчинский


Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока и С.А.Есенина (тесты)

Часть «А» (правильный ответ -1балл, неверный-0 баллов)

А 1. Укажите годы жизни Л.Н. Толстого

1)1828-1910; 2)1860-1904; 3)1854-1902; 4) 1880 -1921

А 2. Определите жанр произведения « Кавказ»

1)повесть; 2) рассказ; 3) поэма; 4) быль

А3. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?

1) повествование от 1-го лица; 2) повествование от 3-го лица; 3) рассказ в рассказе; 4) дневниковые записи

А 4. Чье имя связано с имением Ясная Поляна

1) Л.Н.Толстого; 2) И.А. Бунина; 3) А.П. Чехова; 4) С.А. Есенина

А5. Укажите произведение, которое принадлежит И.А. Бунину

1)« Старый гений»; 2) « Куст сирени»; 3) « Кавказ»; 4) « Пугачёв»

Часть « В» (полный правильный ответ – 2 балла, неполный ответ – 1 балл, неверный- 0 баллов)

В 1. И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал,-

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню дал.

Так писала М. Цветаева о ___________________________________________

В 2.Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога

В данном отрывке из цикла «На поле Куликовом» А.А.Блока речь идет о реке_____________

В 3. А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Данный отрывок из произведения (назовите автора, укажите название) ___________________

В 4. « … был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками»…

Это описание (укажите героя) принадлежит___________________________

В 5. Термин, которым обозначается художественное определение в тексте «разящие волны», «сверкающие скулы», называется ____________________________________________________________________________

В 6. « Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!»

Данный художественный приём называется_________________________________

В 7. Описание природы в литературном произведении называется______________

В 8.Как называется вопрос в литературном произведении, который автор использует, чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: «Не с того ли так свищут монгольские орды/ Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?» _________________________________________________

В 9. Закончите определение

Цикл- это__________________________________________________________

В 10. Произведение А.П. Чехова « О любви» включено в цикл_____________

Часть «С» (каждое задание оценивается по критериям сочинений, за данные задания максимальное количества баллов - 20, минимальное- 0 баллов)

С 1.Против чего направлено произведение Л.Н. Толстого « После бала?»

С 2.Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу Пугачёва?




20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
8 класс. Рабочая программа по литературе.

Автор: Ахметзянова Лэйсан Рашитовна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства