- воспитывать познавательный интерес к изучаемому языку, художественному слову . умение работать в коллективе.
Тип урока: урок-соревнование.
Оборудование: Эмблемы с названием команд , карточки с заданиями , портрет И.С.Тургенев , эпиграф , компьютер , презентация , листы формата А4 , ручки.
Эпиграф:Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык!
И.С.Тургенев
Ход урока:
I. Приветствие
Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, и серьезных ,и веселых.
Настрой себя!
Если у вас хорошее настроение- потопайте ногами.
Если вы любите шоколад – оближите губы.
Если у вас есть друг- то улыбнитесь.
Если вы умеете разговаривать на нескольких языках – кивните головой.
Вступительное слово учителя
Именно язык является важнейшим средством человеческого общения. В современном мире насчитывается более двух тысяч языков, и любой национальный язык обладает определенными , присущими ему достоинствами.
Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действуют и развиваются языки многих народов , населяющих нашу Республику , но Государственным языком является казахский язык. В Основном Законе государства – Конституции Республики Казахстан записано: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».
Прекрасные слова о русском языке , взятые мной в качестве эпиграфа , сказал в 1882 году И.С.Тургенев –великий писатель , мастер русского слова. Высоко оценивал русский язык . И.С.Тургенев завещал нам беречь его. Но что значит беречь?
(Учащиеся отвечают на этот вопрос).
Правильно , ребята , беречь язык – это , прежде всего . грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост русский язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас , ребята, в овладении непростым , но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдет в форме Интеллектуальной игре, которая называется «Ассорти».
Почему « Ассорти »? Потому что разных интеллектуальных игр взято понемногу.
Сегодня в игре встречаются представители 9 класса знатоки русского языка.
Наша игра будет проходить под девизом :
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Очки, полученные в игре, определять жюри.
VI. Представление команд
Начнем с «Визитки» команд (регламент 1 минута)
Мы услышали и увидели визитки команд .
Большое спасибо.
Ну, а сейчас приступим к основному, Оценивается по 1 баллу за правильный ответ.
VII.Лингвистическое мастерство
Команде 1:
Поставить слово «мастер» в И.п. мн.ч. (Мастера)
Как правильно: кулинария или кулинария ? ( Оба варианта являются правильными)
Поставь слово «чулок» в форме Р.п. мн. числа. (Чулков)
Употребите глагол «звонить» форме в 1 лица мн. числа настоящего времени. (Звоним)
Закончите предложение: Он красивый, а его сестра еще …. (красивее)
Команде 2 :
Поставь слово «торт» в И.п. мн.числа. (Торты)
Как правильно: творог или творог? (Оба варианта являются правильными)
Употребите слово «носок» в Р.п. мн. числа ? (Носков)
Поставь глагол «звонить» в форму 3 лица ед. числа настоящего времени. (Звонит)
Закончите предложение : Печенье сладкое , а конфета … (слаще)
Стилистическое мастерство
Найдите речевые и грамматические ошибке и исправь их.
Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые ошибки или грамматические ошибки. На подготовку дается 3 минута. Оценивается по 2 балла за правильный ответ.
Карточка для 1 команды:
Уважаемые покупатели ! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. Слово «памятные» является лишним.
Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис. Должно быть «Чибиса» , так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.
Карточка для 2 команды:
На улице прохладно. Я одену пальто. Вместо слово «одену» нужно употребить слово «надену».
Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту. При указании даты название месяца ставится в форме Р.п. – «марта»
Вопросы болельщикам:
Пока команды готовятся , давайте вспомним героев сказок. В газете напечатали объявления. Отгадайте , кто их написал?
Отнесу пирожок вашей бабушке Волк
Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение . Золушка
Сплю и вижу принца. Спящая красавица
Лексическое мастерство
За правильный ответ 5 баллов.
Определи лексическое значение следующих слов.
Команде 1: Послание – письменное обращение государственного деятеля к другому по какому-нибудь важному государственному политическому вопросу.
Команде 2 : Независимость – политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности , суверенитет.
X. Логическое мастерство
Команде 1:
1.Какую строчку не может прочитать ни один ученый ? Строчку , прошитую на машине.
2. У каких башмаков не бывает каблуков? У башмаков, приспособленных для торможения вагонов.
3. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? Броненосец.
4. Какой город называет себя спортивной одеждой ? Ямайка
5. Какую часть слова можно найти в земле? Корень
Команде 2:
Как большой дом превратить в маленький ? Прибавить к слову дом уменьшительно- ласкательный суффикс –ик; домик
Как можно превратить слово «семя» в слово «семья»? Нужно перед буквой Я вставить Ь знак.
Назовите слова , которые читаются одинаково слова направо и справа налево.
Шалаш , боб , Анна, Алла, тот, тут, кок, кабак .
Как правильно сказать : У рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? Или У рыбей нет зубей? У рыб нет зубов.
Что вы делаете , когда доедете на автобусе до нужной остановке : выходите, сходите или встаете? Выходите.
XI. Рефлексия
Игра прошла в теплой , дружеской обстановке. Этому способствовало весеннее настроение , копилка знаний и солнечный, светлый день. Лучики солнца попали и к нам на игру и зарядили всех энергией.
Ребята, выберите себе тот лучик, который помог вам в игре.
Коллективность , дружба, взаимопонимание , настроение, бодрое настроение, доброжелательность , знание , культура соревнования .
XII. Заключительное слово учителя.
Ребята! Завершилась игра. Вернемся к нашему эпиграфу. Это слова мастера художественного слова ,который своими прекрасными произведениями совершенствовал русский язык . Так давайте и мы будем беречь , ценить и любить русский язык!
Обогащайте свой словарный запас , свою память , ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.