kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие  по творчеству А.К.Толстого направлено на углубленное изучение жизни и творчества великого русского поэта и писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

учителя русского языка и литературы Ивановой Ольги Викторовны.




В литературной гостиной

« И жизнь, и слезы, и любовь…»

(Творчество А.К.Толстого)


 

Оформление.

1..Портреты А.К.Толстого.

2.Магнитофонные записи стихотворений поэта.

3. Романсы на стихи А.К.Толстого.

4. Высказывания великих людей об А.К.Толстом.

5. Репродукции карти , помогающие увидеть красоту природы.

6.Презентация по биографии А.К.Толстого.



Эпиграфы:

«Но детских лет люблю воспоминания…»

А.С.Пушкин

Это хорошее и спокойное место, где славно пишется.

А.К.Толстой

Какая это была душа, честная и правдивая, доступная

всяким добрым чувствам готовая на жертвы,

преданная до нежности, неизменно верная и живая.

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Добрый день , дорогие ребята и гости. Сегодня вы посетили литературную гостиную, и мы рады приветствовать всех , кто любит свой родной Брянский край, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе : они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.

Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему.

Ведущий 1. Родился Алексей Константинович 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге, но его родители (отец-граф Константин Петрович Толстого , мать- Анна Алексеевна Перовская ) после рождения сына разошлись, и мать увезла 6-недельного Алёшу в Черниговскую губернию. Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и в расположенном поблизости имении Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому. После смерти А.К.Разумовского в апреле 1822 года Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался её брату.

Ведущий 2. Красный Рог именует Толстой «родным краем» в письме к Б.Маркевичу (в декабре 1871 года) и в письме А.Губернатису: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

Ведущий 3. Мать и дядя заботились о воспитании и обучении Алёши. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи». Занятия поэзией поощрял Перовский.

Ведущий 4. В 1826 году Алёша Толстой был выбран товарищем для игр с наследником престола, будущим Александром Вторым. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году мать определяет сына «студентом» на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, а уже через год он сдаёт экзамены в Московском университете на право служить чиновником первого разряда.

Ведущий 5. После смерти в 1836 году А.А.Перовского, заменявшего ему отца, Толстой становится наследником его имений . Весну и осень следующего года он с матерью прожил в Красном Рогу. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей. После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступает на военную службу и отправляется в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр Второй , вступивший на русский престол, назначает его флигель-адъютантом, но Толстой добивается «бессрочного отпуска» и на время поселяется в Погорельцах.

Ведущий 1. В 1861 году Толстой несколько месяцев живёт в Красном Роге. Сам читает крестьянам Манифест об отмене крепостного права. С лета 1868 года Толстой постоянно живёт в Красном Роге, выезжает оттуда лишь для лечения или по делам Давайте представим себе Толстого, слушая стихотворение А.Якушенко «Вечер».

Чтение стихотворения

Ведущий2. Давайте теперь совершим заочное путешествие по дому А.К.Толстого. (Работаем со слайдами)

«С трепетным волнением входим в переднюю, из неё попадаем в диванную, затем в восьмиугольный зал. А вот и гостиная, направо от неё спальня и кабинет Софьи Андреевны, налево- спальня и кабинет Алексея Константиновича. Большие стеклянные двери гостиной ведут на балкон-террасу. Живо представляем отдыхающих здесь хозяев и их гостей. И по-особому воспринимаем слова графа: « Долго ещё мы сидели на террасе, глядя на эту благословенную ночь и слушая лягушек, выпь, соловья… Всё поёт, всё трепещет, всё звучит, а то , что не может петь,-нарциссы, сирень, простые берёзки-всё это наполняет ночь самым красноречивым благоуханием».

Ведущий 3. Неподалёку от главного здания помещался небольшой дом, в котором было по четыре комнаты слева и справа от входа. Здесь гостили целые семьи, иногда месяцами. Мимо четвёртого флигеля шла дорога к гумну и далее- в лес. Не от него ли шагал поэт, писавший, что любит «прогулки к мельнице иль к полному гумну, блеяние стадов, лесную тишину»?

Ведущий 4. Метрах в четырёх от стен между кабинетом и спальней графа росла ель; немного дальше, в сторону погреба, стояла берёза. Пространство между ними занимали кусты сирени и жасмина. Наискосок от торца дома возвышался серебристый тополь, а ближе к кухне- две-три липы. Можно было увидеть куст барбариса. За ним возвышались три огромных туи. На этой же линии красовалась старая раскидистая липа с обручем на стволе. За липой, ближе к концу дорожки, завершали линию две берёзы. Между туями и липой пейзаж украшала стройная лиственница. Второй план между липой и берёзой занимал куст барбариса, а за берёзами- ещё один.

На третьем плане между двумя кустами барбариса, отступив от них вглубь, раскинулся дуб в три обхвата. Напротив туй…одиноко возвышался редкий в этих краях сибирский гость - старый кедр…»

А.К.Толстой о Красном Роге говорил: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется».

Ведущий 5. Приглашая Я.Полонского в Красный Рог, Толстой писал: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, лога и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью… не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».

Письмо Маркевичу в сентябре- октябре 1871 года начинается словами: «Шесть часов утра. Я только что опять выходил на балкон, вернее- на террасу. Петухи поют так, как будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Всё это- хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь».

Ведущий 1. А.К.Толстой- автор многих лирических стихотворений, романа «Князь Серебряный», драматической поэмы «Дон Жуан», трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», и других замечательных произведений. (Слайд 11, 12 , 13)Вместе с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Ведущий 2. А.К.Толстой- выдающийся поэт-пейзажист. Лирические картины природы , созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира.

Звуки, краски, запахи природы словно оживают под пером А.К.Толстого, создавшего такие шедевры, как «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Дождя отшумевшего капли», «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», и многие другие. Послушаем и мы замечательные стихи.

(Чтение учащимися стихотворений «Осень», «Острою секирой ранена берёза2, «Край ты мой, родимый край», «Вот уж снег последний в поле тает».)

Ведущий 3. Сопоставление человека и природы станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В последнем стихотворении проглянули сочные, беспримесные тона красок: «кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам- синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости. (Прослушивание магнитофонной записи стихотворения «Колокольчики мои…».)

Ведущий4. Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины. Затем даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, державшего речь к подводному царю.

(зачитываем фрагмент из баллады)

Ведущий 1.Стихи А.К.Толстого- золотой фонд русской литературы. Они отличаются глубоким патриотизмом, гуманизмом. Его поэтические произведения утверждают любовь к Родине, показывают роль поэта и поэзии в общественной жизни.

В балладах А.К.Толстого талантливо воссоздаётся картина жизни Киевской Руси.

(Чтение учащимися стихотворений «Где гнутся над омутом лозы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо».)

Ведущий 2. А.К.Толстым создал своеобразный и волнующий лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет и облагораживает душу человека. Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер, ставшей его женой в 1863 году. В одном из писем к Софье Андреевне А.К.Толстой признался, что всю свою жизнь его преследовало чувство творческого одиночества, что ему всегда не хватало «артистического эха». «Теперь я его нашёл, - писал Алексей Константинович, - это ТЫ».

Шедевром русской любовной лирики стало его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором поэт удивительно тонко смог показать пробуждающееся чувство. П.И.Чайковский создал на текст этого стихотворения замечательный романс.

(Прослушивание романса «Средь шумного бала, случайно…».)

Ведущий 3. Лирический дневник поэта отличается многообразием оттенков и красок человеческих чувств, помогает понять не только душу человека, но и окружающий его мир. Стихотворения Толстого «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» поражают ясностью и точностью чувств, гармонией мыслей и чувств. (Чтение стихотворений «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку».)

Ведущий 4. Известно, что граф А.К.Толстой обладал в молодости и в зрелые годы цветущим здоровьем и богатырской силой.

Он мог одной рукой поднять над головой человека, перебросить двухпудовую гирю одной рукой через флигель, вогнать большим пальцем руки в дерево пятак, согнуть двумя пальцами ложку и завязать в узел стальную кочергу. Он убил 50 медведей, побывал в пасти одного из них, чудом спасся, помогла шапка и подоспевшие охотники. Шкура этого медведя до сих пор хранится в Ленинградском музее. Купался он до поздней осени, пока корка льда не покрывала реку. Он был один из тех богатырей русских, о которых писал в своих произведениях. (Чтение былины «Илья Муромец».)

Ведущий 5. Поистине многогранен талант А.К.Толстого- поэта, драматурга, прозаика.

Непосредственность и глубина чувства, задушевный тон, поразительная безыскусственность и напевность составляют силу и обаяние поэзии А.К.Толстого. Более 130 стихотворений поэта положено на музыку.

Ведущий 1. К текстам Толстого обращались такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов и многие другие.

Ведущий 2. Высоко оценивали композиторы стихи А.К.Толстого. П.И.Чайковский сказал: «Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Кюи в одном из писем сообщил: «Читал я много эти дни А.Толстого, крупный оригинальный поэт… Никак я не предполагал, чтобы у него было такое множество стихотворений, пригодных для музыки».

Заключительное слово учителя.

А.К.Толстой- гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

Состоялась и наша встреча с автором, человеком яркого дарования, необыкновенной чистоты души и редкого благородства.

И.С.Тургенев вспоминал о нём: «Какая это была душа, честная и правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и живая. «Рыцарская натура» …Натура гуманная, глубоко гуманная!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассная работа

Автор: Иванова Ольга Викторовна

Дата: 11.09.2019

Номер свидетельства: 519531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внеклассная работа по математике. "
    ["seo_title"] => string(36) "vnieklassnaia-rabota-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "172340"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423809635"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Внеклассная работа по географии "
    ["seo_title"] => string(36) "vnieklassnaia-rabota-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "206731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430244596"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Внеклассная работа - способ повышения интереса к изучению ИЯ "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnaia-rabota-sposob-povyshieniia-intieriesa-k-izuchieniiu-iia"
    ["file_id"] => string(6) "115132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411844692"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)» "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-vnieklassnoi-rabotie-po-uchiebnoi-distsiplinie-iestiestvoznaniie-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173808"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424025407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства