Рабочая программа межпредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебный мир сказки»
Рабочая программа межпредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебный мир сказки»
Программа межпредметного модуля составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (Приказ №1897 от17.12.2010г) и Федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ.
Межпредметный модуль "Волшебный мир сказки" рассчитан на 7 часов для учащихся 5-х классов.
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. Межпредметный модуль «Волшебный мир сказки» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа межпредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебный мир сказки»»
Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО, учителей работающих по ФГОС.
Рук. Хайменова Л.Н.
Протокол № от
Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши
Протокол № от
Введена в действие
приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши
Приказ № от
Рабочая программа
межпредметного образовательного модуля по литературе.
«Волшебный мир сказки»,
5 класс (2-четверть).
Составитель:
Л.Е. Ивлева - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь 2014
1.Пояснительная записка
Программа межпредметного модуля составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (Приказ №1897 от17.12.2010г) и Федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ. Межпредметный модуль "Волшебный мир сказки" рассчитан на 7 часов для учащихся 5-х классов.
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. Межпредметный модуль «Волшебный мир сказки» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания. Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко. Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
Цель:
способствовать формированию умений:
улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задача:
познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Формы проведения занятий
беседа;
практическая работа;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
2.Календарно-тематическое планирование модуля
№
п\п
Раздел
/Тема
Кол-
во
часов
Содержание
темы
Обучение детей с ОВЗ
Вид
контроля
Оборудование
Планируемые
результаты
Дата
План
Факт
1
Литературоведческие основы сказки
Законы "сказочного мира"
1
Познакомить учащихся с законами сказочного мира, дать характеристику литературоведческих основ сказки.
Работа с текстом любимой сказки.
Организация совместной учебной деятельности
Сборник русских народных сказок, компьютер ,мультимедийный проектор.
1.Формирование умений при работе с текстом, находить переломный момент в развитии действия ,дающий возможность проследить изменения героев, умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей.
2
Особенности путешествия героя в “чужой” мир. Миф и сказка. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции
1
Познакомить со сказочной лексикой, провести черту между сказкой и мифом, дать понятие сюжета и композиции.
Аналитическая работа.
Контроль со стороны учителя.
"Легенды и мифы древней Греции",компьютер мультимедийный проектор.
Исследовательская работа 1.Найти отличительные черты сказки от других народных прозаических жанров.2.Определять специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;3. Определять сказочное место и время действия; 4. Находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.
Сборник русских сказок, компьютер, мультимедийный проектор.
Показ и защита проекта "Сказка ложь, да в ней намек" .
Создание иллюстраций к сочиненной сказки.
4
Законы волшебной сказки. Мотивы русской волшебной сказки
1
Сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок; повторить понятие «сказка», группы сказок
Рисунки к любимой сказке
Коллективный диалог о роли сказочных элементов и языке сказок.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Развивать творческое мышление учащихся. Групповая форма : поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли.
5
"Волшебная сказка. Волшебная цифра"
1
Раскрыть волшебную роль цифр в сказках; выявить лучшего знатока сказок; выявить лучшего математика.
Найти в сказках числа,часто повторяющие в сказках.
Организация совместной учебной деятельности
Компьютер, мультимедийный проектор.
Исследовательская работа."Волшебные цифры в сказках"
6
Жанровые особенности былины. Сравнение богатырской сказки и былины Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
1
Выявить черты сходства и различия былины и волшебной сказки.
Письменный ответ на проблемный вопрос
Викторина. Защита ученических исследовательских работ
Компьютер, мультимедийный проектор.
Работа в микрогруппах.
Сопоставительный анализ сказки и былины об Илье Муромце.
Исследование. Сопоставление событий и героев сказок и былинных героев.
7
Сказочники мира так прекрасно разны!
1
Познакомить учащихся с авторами зарубежных сказок.
Чтение статьи.
Организация совместной деятельности.
Портреты известных сказителей и авторов литературных сказок. Презентация.
Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
3.Планируемые результаты.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами являются:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Предметные результаты:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
4.Предпологаемые результаты:
исследовательские работы: (1."Найти отличительные черты сказки от других народных прозаических жанров". 2."Определить специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев" 3. "Определить сказочное место и время действия" 4. "Найти и назвать волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.")
Исследовательская работа."Волшебные цифры в сказках"
Исследование. Сопоставление событий и героев сказок и былинных героев.
краткосрочный проект "Сказка ложь, да в ней намек" .
Проект "Художники-иллюстраторы былин о богатырях"
Создание презентаций, рисунков. ,рукописный сборник сказок собственного сочинения.