kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная композиция, посвящена творчеству А. П.Чехова. Предназначена для ребят основной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…»»

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»

Алтайский край

г. Барнаул













Литературный вечер,

посвященный дню рождения  А.П.Чехова

« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…»















Составитель:

Н.В. Дурницкая,

учитель русского языка и литературы









2022



ЦЕЛИ:


Обучающие:

1. Расширение знаний о творчестве писателя.


Развивающие:

2. Развитие познавательного интереса, творческой активности.

3. Развитие культуры речи.


Воспитывающие:

1. Воспитание бережного отношения к культурному наследию России.


Форма проведения:  литературный вечер.


Оборудование: портрет А.П. Чехова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.


Ход мероприятия


Выходят ведущие, с зажженными свечами. Читают на фоне фортепианного цикла " Времена года" картины "Октябрь" П. И. Чайковского.
Слайд 1
1 ведущий: Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а ее пламя, как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет её беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла. Но пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость. 

2 ведущий: Говорят, что от свечи мало света и использовать её нерационально. То ли дело электрический светильник! Его свет проникает во все уголки. 

1 ведущий: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и затмить собою то, что ещё величественнее и выше. 

2ведущий: А что же ещё выше? 
Слайд 2
1 ведущий: Да сам человек! Человек зажигает свечу! Слушая музыку и стихи, приходя в храм. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром, и тогда...


 (Ведущие ставят свечи на столик около портрета писателя)

2 ведущий: (на фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель") 

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других... » 

1 ведущий: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли..." 
Слайд 3
2 ведущий: Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на портрет А.П. Чехова. Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Именно бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова. 

Выходят учащиеся 10 класса и читают стихи.

1 чтец: 

Вежливый доктор в старинном пенсе и бородкой, 

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, 

Как мне ни странно и как ни печально, увы – 

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы. 

2 чтец: 

Грустная желтая лампа в окне мезонина. 

Чай на веранде, вечерних теней мешанина 

Белые бабочки вьются над желтым огнем 

Дом заколочен, и все позабыли о нем? 

1 чтец: 

Пахнет грозою, в погоде видна перемена. 

Это ружье еще выстрелит— 

О, непременно! 

Съедутся гости, покинутый дом оживет 

Маятник медный качнется, струна запоет... 

2 чтец: 

Дышит в саду запустелом ночная прохлада. 

Мы старомодны, как запах вишневого сада. 

Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом... 

Мы уже были, но мы еще будем потом 

2 ведущий: В январе 2015 года ему исполнилось 155 лет со дня рождения. И этот год в литературе и искусстве отмечают эту дату, потому что все театры мира обращались и обращаются к его творчеству как драматурга и писателя.

Слайды 4,5

1 ведущий: Мы напомним вам краткую биографию Антона Павловича. Он родился 17 января 19860 года в Российском городе Таганроге. Отец писателя Павел Егорович Чехов, из крепостных (как говорили в то время) «выбился в люди» и открыл бакалейную лавочку в Таганроге. Павел Егорович был суровым и деспотичным человеком. Он хотел дать сыновьям религиозное воспитание, заставлял их петь в церковном хоре. Мечтал видеть детей богатыми, требовал, чтобы они приучились к торговле.

Слайд 6

2 ведущий: Павел Егорович был одаренным музыкальным человеком. Позднее Антон Павлович писал про своего отца « Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Мать писателя – Евгения Яковлевна была простой русской женщиной. Мягкая, добрая, чуткая к людям, она оказала большое влияние на своего сына – будущего писателя.

Слайд 7

1 ведущий: Семья Чеховых была очень талантлива: братья и сестры писателя были талантливы каждый в своей области, Александр,- популярный журналист; Николай – превосходный художник; Мария – художница, она была самым близким другом своего брата и до последних дней своей жизни была хранительницей музея Чехова в Ялте; Иван – выдающийся педагог; Михаил – писатель.

2 ведущий: Всем им присуще было чувство юмора. Но особенно отличался Антоша. Он был очень изобретателен на всякого рода шутки, веселые выдумки: то представлял градоначальника в соборе, то одевался нищим, то разыгрывал различные сценки. Позднее, когда он начал писать, то многие из этих сценок вошли в его рассказы. Сегодня на нашем вечере мы представим в лицах рассказы «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Толстый и Тонкий», «Хирургия».

Слайды 8, 9,10,11

1 ведущий: Антон Павлович учился в таганрогской гимназии, затем после ее окончания поступил на медицинский факультет Московского университета. Пять лет упорного труда, изучение естественных наук, медицины, практические занятия в клиниках, в больницах имели большое значение в развитии Чехова. Студент – практикант, а затем врач, Чехов сталкивался со многими людьми, изучал их. Это помогло ему в дальнейшем как писателю создать многие образы, многие произведения: «Хирургия», «Палата №6», «Мертвое тело» и другие.

2 ведущий: Особенно увлекал Чехова еще в гимназические годы театр. В детстве будущему драматургу, его братьям и друзьям часто приходилось посещать театр украдкой, скрываться от гимназического начальства. Любители театра – гимназисты - устраивали домашние спектакли, в которых Чехов принимал самое живое участие. Юноша Чехов играл мастерски (как вспоминают его друзья) и в одной из пьес даже исполнял роль старухи.

Слайды 12,13,14

1 ведущий: Через несколько лет, став писателем, он обратится к драматургии и напишет знаменитые свои пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Эти пьесы сейчас с успехом идут на сценах мировых театров Европы, Америки, Японии.

2 ведущий: Мы открываем наш вечер, посвященный юбилею писателя, инсценированным рассказом «Лошадиная фамилия».

Слайд 15


Инсценировка учащимися 9 класса.

На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие.
Слайды 16,17

1 ведущий: В студенческие годы началась литературная деятельность Чехова. Он начал сотрудничать в московских и петербургских юмористических журналах: «Осколок», «Будильник», «Стрекоза». В этих журналах появлялись шутки, анекдоты, маленькие рассказы молодого писателя, иногда без подписи, иногда под псевдонимом.

Слайд 18

2 ведущий: Псевдонимом называется вымышленное имя или фамилия, под которыми скрывается настоящее имя писателя. Псевдонимы Чехова «Антоша Чехонте», «Брат моего брата», «Врач без практики», «Человек без селезенки».

Слайд 19

1 ведущий: Чехов вкладывал в маленький рассказ, в крохотную сцену большое содержание. Он проникал в самую сущность жизни, изображал характерные ее черты. Чехов высмеивал типичное явление своего времени – хамелеонство. Как пресмыкающийся зверек хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, так и герой рассказа «Хамелеон» Очумелов меняет свое отношение, свои симпатии, свое поведение в зависимости от обстоятельств, от того с кем имеет дело.

2 ведущий: Вашему вниманию представляем инсценированный рассказ «Хамелеон».


Инсценировка учащимися 7 класса.


На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие.
Слайд 20

1 ведущий: Писатель писал в свое время «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа». Он остался верен своему принципу до конца. В начале 1890 года он решил поехать на остров Сахалин. Сахалинское путешествие – подлинный гражданский подвиг Чехова. На Сахалин в царской России попадали часто люди невиновные, попадали в результате судебной ошибки, небрежности судей. Чехов хотел пробудить в обществе возмущение бесчеловечностью, несправедливостью.

2 ведущий: В то время еще не было железной дороги, не было самолетов, и писателю пришлось проехать на лошадях больше четырех тысяч верст. Три месяца добирался он до Сахалина. Разливы рек, холод, невылазная грязь затрудняли его путь.


Слайды 21,22,23

1 ведущий: Три месяца провел Чехов на Сахалине. Чтобы ближе познакомиться с жизнью каторжных и ссыльных, он сделал перепись населения (около десяти тысяч человек), обследовал все тюрьмы, все поселения. Писатель видел тяжелую жизнь детей и женщин на Сахалине, присутствовал при наказании плетьми каторжника, пытавшегося бежать с Сахалина. Обо всем он рассказал в книге «Остров Сахалин».

2 ведущий: В очерках о Сибири и Сахалине Чехов впервые высказал свою мечту о будущей свободной жизни. Слова его были пророческими «» В будущем здесь, на этом берегу, будут жить люди… счастливее, чем мы!… Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Слайд 24

1 ведущий: Тяжкие переживания, напряженная работа, бессонные ночи и трудности сахалинского пути ухудшили состояние здоровья писателя. Он уехал заграницу, лечился во Франции, Италии, он и за границей он чувствовал себя «чужим», рвался в Россию. Другой русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал о Чехове так «Он очень русский». И в самом деле, писатель был целиком поглощен раздумьем о своей стране, о судьбе ее людей.

2 ведущий: Высмеивая чиновников, полицейских, добровольных рабов, Чехов высказывал искренние симпатии к людям из народа. Писатель понимал необходимость коренного переустройства жизни. Он видел, какое огромное зло представляла собой обывательщина, эти «люди в футляре», узкие ограниченные мещане. Такими предстают перед нами герои Чеховского рассказа «Толстый и тонкий».

Слайд 25


Инсценировка учащимися 6 класса.

На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие.

Слайд 26,27,28,29,30

1 ведущий: Лечение за границей не помогло писателю. С 1982 года он поселился в Мелихове, Серпуховского уезда, московской Губернии, где прожил шесть лет, написал такие произведения: повесть «Мужики», пьесу «Чайка». Здесь по его инициативе строились школы. В Мелихове Чехову приходилось каждый день выступать в роли врача. Об этом напоминает дорожная аптечка, каталог медицинской библиотеки. Лечил Антон Павлович и в медицинском пункте, куда ездил за много вёрст, навещал тяжелобольных в деревенских избах; вел приём здесь, в кабинете. 

2 ведущий: Иногда ему приходилось сталкиваться с откровенным невежеством своих коллег -«сельских эскулапов»,-так он назвал их в одном из своих рассказов. 

Слайд 31

Инсценировка рассказа «Хирургия» учащимися 7 класса.

На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие.

Слайд 32

1 ведущий: Обострившаяся болезнь – процесс в легких - заставила переселиться Антона Павловича на юг России, в Ялту, и до конца дней Чехову пришлось жить вдали от литературной среды Москвы и Петербурга. Лишь изредка врачи разрешали ему приезжать в Москву.

Слайды 33,34,35

2 ведущий: В 1898 году был создан Московский Художественный театр. Чехов писал пьесы для этого театра: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Замечательные режиссеры того времени Немирович – Данченко, Станиславский работали над постановкой пьес и были его друзьями. Талантливая артистка этого театра Ольга Леонардовна Книппер стала женой писателя.

1 ведущий: В 1904 году обострилась болезнь Антона Павловича. 7 января в день рождения Чехова, Художественный театр впервые ставил «Вишневый сад». Автора тепло чествовали, но всем было ясно, что это последняя встреча с больным писателем.

Слайды 36,37, 38,39

2 ведущий: Ольга Леонардовна Книппер – Чехова увезла писателя на курорт в Германию в Баденвейлер. Там он и скончался 2 июля 1904 года. Ольга Леонардовна вспоминала, что даже за несколько часов до смерти тяжелобольного Антона Павловича Чехова не покидало творческое воображение и чувство юмора.

Ведущий намеренно тушит свечи.

Слайд 40

1 ведущий: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительный свет которой мы почти и не замечали. А может, мы всё-таки стали хоть чуточку светлей? Кто знает…


Выход всех артистов на фоне фортепианного цикла " Времена года" картины "Октябрь" П. И. Чайковского


1 ведущий: Прошло стоя пятьдесят пять лет со дня рождения Чехова, но из года в год растет число почитателей этого истинно русского писателя. Произведения его переведены на многие языки мира и широко известны среди народа дальнего и ближнего зарубежья.

2 ведущий: Наш литературный вечер – это еще один пример обращения к творчеству великого русского писателя. Вы посмотрели инсценированные рассказы, это только малая часть его творчества. И если у вас появится желание, пойти в библиотеку и взять книгу с произведениями Антона Павловича, то это будет еще одно личное ваше обращение к его творчеству.

1 ведущий: Пером художника Чехов подготавливал то время, когда человек станет свободным, когда в нем будет «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это желание Чехова созвучно и нашему времени, нам, современным людям, живущим в ХХI веке. Читайте и учитесь жизни у этого писателя!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…»

Автор: Дурницкая Наталья Владимировна

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "И одежда должна быть прекрасной "
    ["seo_title"] => string(34) "i-odiezhda-dolzhna-byt-priekrasnoi"
    ["file_id"] => string(6) "160818"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422119909"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Час общения "По одежке встречают" "
    ["seo_title"] => string(43) "chas-obshchieniia-po-odiezhkie-vstriechaiut"
    ["file_id"] => string(6) "153239"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420985141"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Тестовая работа по дисциплине литература. Тема "Вишневый сад". А.П.Чехов""
    ["seo_title"] => string(79) "tiestovaia_rabota_po_distsiplinie_litieratura_tiema_vishnievyi_sad_a_p_chiekhov"
    ["file_id"] => string(6) "345477"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1474644358"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "А. П. Чехов. «Хамелеон». "
    ["seo_title"] => string(24) "a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "227659"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440861079"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Cтатья на тему: " Kультура общения с литературой закладывается в семье" "
    ["seo_title"] => string(79) "ctat-ia-na-tiemu-kul-tura-obshchieniia-s-litieraturoi-zakladyvaietsia-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "211487"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431622536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства