Просмотр содержимого документа
«« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…»»
КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»
Алтайский край
г. Барнаул
Литературный вечер,
посвященный дню рождения А.П.Чехова
« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…»
Составитель:
Н.В. Дурницкая,
учитель русского языка и литературы
2022
ЦЕЛИ:
Обучающие:
1. Расширение знаний о творчестве писателя.
Развивающие:
2. Развитие познавательного интереса, творческой активности.
3. Развитие культуры речи.
Воспитывающие:
1. Воспитание бережного отношения к культурному наследию России.
Форма проведения: литературный вечер.
Оборудование: портрет А.П. Чехова,компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия
Выходят ведущие, с зажженными свечами. Читают на фоне фортепианного цикла " Времена года" картины "Октябрь" П. И. Чайковского. Слайд 1 1 ведущий: Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а ее пламя, как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет её беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла. Но пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.
2 ведущий: Говорят, что от свечи мало света и использовать её нерационально. То ли дело электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
1 ведущий: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и затмить собою то, что ещё величественнее и выше.
2ведущий: А что же ещё выше? Слайд 2 1 ведущий: Да сам человек! Человек зажигает свечу! Слушая музыку и стихи, приходя в храм. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром, и тогда...
(Ведущие ставят свечи на столик около портрета писателя)
2 ведущий: (на фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель")
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других... »
1 ведущий: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли..." Слайд 3 2 ведущий: Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на портрет А.П. Чехова. Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Именно бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова.
Выходят учащиеся 10 класса и читают стихи.
1 чтец:
Вежливый доктор в старинном пенсе и бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
2 чтец:
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем?
1 чтец:
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит—
О, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет
Маятник медный качнется, струна запоет...
2 чтец:
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом...
Мы уже были, но мы еще будем потом
2 ведущий: В январе 2015 года ему исполнилось 155 лет со дня рождения. И этот год в литературе и искусстве отмечают эту дату, потому что все театры мира обращались и обращаются к его творчеству как драматурга и писателя.
Слайды 4,5
1 ведущий: Мы напомним вам краткую биографию Антона Павловича. Он родился 17 января 19860 года в Российском городе Таганроге. Отец писателя Павел Егорович Чехов, из крепостных (как говорили в то время) «выбился в люди» и открыл бакалейную лавочку в Таганроге. Павел Егорович был суровым и деспотичным человеком. Он хотел дать сыновьям религиозное воспитание, заставлял их петь в церковном хоре. Мечтал видеть детей богатыми, требовал, чтобы они приучились к торговле.
Слайд 6
2 ведущий: Павел Егорович был одаренным музыкальным человеком. Позднее Антон Павлович писал про своего отца « Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Мать писателя – Евгения Яковлевна была простой русской женщиной. Мягкая, добрая, чуткая к людям, она оказала большое влияние на своего сына – будущего писателя.
Слайд 7
1 ведущий: Семья Чеховых была очень талантлива: братья и сестры писателя были талантливы каждый в своей области, Александр,- популярный журналист; Николай – превосходный художник; Мария – художница, она была самым близким другом своего брата и до последних дней своей жизни была хранительницей музея Чехова в Ялте; Иван – выдающийся педагог; Михаил – писатель.
2 ведущий: Всем им присуще было чувство юмора. Но особенно отличался Антоша. Он был очень изобретателен на всякого рода шутки, веселые выдумки: то представлял градоначальника в соборе, то одевался нищим, то разыгрывал различные сценки. Позднее, когда он начал писать, то многие из этих сценок вошли в его рассказы. Сегодня на нашем вечере мы представим в лицах рассказы «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Толстый и Тонкий», «Хирургия».
Слайды 8, 9,10,11
1 ведущий: Антон Павлович учился в таганрогской гимназии, затем после ее окончания поступил на медицинский факультет Московского университета. Пять лет упорного труда, изучение естественных наук, медицины, практические занятия в клиниках, в больницах имели большое значение в развитии Чехова. Студент – практикант, а затем врач, Чехов сталкивался со многими людьми, изучал их. Это помогло ему в дальнейшем как писателю создать многие образы, многие произведения: «Хирургия», «Палата №6», «Мертвое тело» и другие.
2 ведущий: Особенно увлекал Чехова еще в гимназические годы театр. В детстве будущему драматургу, его братьям и друзьям часто приходилось посещать театр украдкой, скрываться от гимназического начальства. Любители театра – гимназисты - устраивали домашние спектакли, в которых Чехов принимал самое живое участие. Юноша Чехов играл мастерски (как вспоминают его друзья) и в одной из пьес даже исполнял роль старухи.
Слайды 12,13,14
1 ведущий: Через несколько лет, став писателем, он обратится к драматургии и напишет знаменитые свои пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Эти пьесы сейчас с успехом идут на сценах мировых театров Европы, Америки, Японии.
2 ведущий: Мы открываем наш вечер, посвященный юбилею писателя, инсценированным рассказом «Лошадиная фамилия».
Слайд 15
Инсценировка учащимися 9 класса.
На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие. Слайды 16,17
1 ведущий: В студенческие годы началась литературная деятельность Чехова. Он начал сотрудничать в московских и петербургских юмористических журналах: «Осколок», «Будильник», «Стрекоза». В этих журналах появлялись шутки, анекдоты, маленькие рассказы молодого писателя, иногда без подписи, иногда под псевдонимом.
Слайд 18
2 ведущий: Псевдонимом называется вымышленное имя или фамилия, под которыми скрывается настоящее имя писателя. Псевдонимы Чехова «Антоша Чехонте», «Брат моего брата», «Врач без практики», «Человек без селезенки».
Слайд 19
1 ведущий: Чехов вкладывал в маленький рассказ, в крохотную сцену большое содержание. Он проникал в самую сущность жизни, изображал характерные ее черты. Чехов высмеивал типичное явление своего времени – хамелеонство. Как пресмыкающийся зверек хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, так и герой рассказа «Хамелеон» Очумелов меняет свое отношение, свои симпатии, свое поведение в зависимости от обстоятельств, от того с кем имеет дело.
2 ведущий: Вашему вниманию представляем инсценированный рассказ «Хамелеон».
Инсценировка учащимися 7 класса.
На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие. Слайд 20
1 ведущий: Писатель писал в свое время «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа». Он остался верен своему принципу до конца. В начале 1890 года он решил поехать на остров Сахалин. Сахалинское путешествие – подлинный гражданский подвиг Чехова. На Сахалин в царской России попадали часто люди невиновные, попадали в результате судебной ошибки, небрежности судей. Чехов хотел пробудить в обществе возмущение бесчеловечностью, несправедливостью.
2 ведущий: В то время еще не было железной дороги, не было самолетов, и писателю пришлось проехать на лошадях больше четырех тысяч верст. Три месяца добирался он до Сахалина. Разливы рек, холод, невылазная грязь затрудняли его путь.
Слайды 21,22,23
1 ведущий: Три месяца провел Чехов на Сахалине. Чтобы ближе познакомиться с жизнью каторжных и ссыльных, он сделал перепись населения (около десяти тысяч человек), обследовал все тюрьмы, все поселения. Писатель видел тяжелую жизнь детей и женщин на Сахалине, присутствовал при наказании плетьми каторжника, пытавшегося бежать с Сахалина. Обо всем он рассказал в книге «Остров Сахалин».
2 ведущий: В очерках о Сибири и Сахалине Чехов впервые высказал свою мечту о будущей свободной жизни. Слова его были пророческими «» В будущем здесь, на этом берегу, будут жить люди… счастливее, чем мы!… Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Слайд 24
1 ведущий: Тяжкие переживания, напряженная работа, бессонные ночи и трудности сахалинского пути ухудшили состояние здоровья писателя. Он уехал заграницу, лечился во Франции, Италии, он и за границей он чувствовал себя «чужим», рвался в Россию.Другой русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал о Чехове так «Он очень русский». И в самом деле, писатель был целиком поглощен раздумьем о своей стране, о судьбе ее людей.
2 ведущий: Высмеивая чиновников, полицейских, добровольных рабов, Чехов высказывал искренние симпатии к людям из народа. Писатель понимал необходимость коренного переустройства жизни. Он видел, какое огромное зло представляла собой обывательщина, эти «люди в футляре», узкие ограниченные мещане. Такими предстают перед нами герои Чеховского рассказа «Толстый и тонкий».
Слайд 25
Инсценировка учащимися 6 класса.
На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие.
Слайд 26,27,28,29,30
1 ведущий: Лечение за границей не помогло писателю. С 1982 года он поселился в Мелихове, Серпуховского уезда, московской Губернии, где прожил шесть лет, написал такие произведения: повесть «Мужики», пьесу «Чайка». Здесь по его инициативе строились школы. В Мелихове Чехову приходилось каждый день выступать в роли врача. Об этом напоминает дорожная аптечка, каталог медицинской библиотеки. Лечил Антон Павлович и в медицинском пункте, куда ездил за много вёрст, навещал тяжелобольных в деревенских избах; вел приём здесь, в кабинете.
2 ведущий: Иногда ему приходилось сталкиваться с откровенным невежеством своих коллег -«сельских эскулапов»,-так он назвал их в одном из своих рассказов.
На фоне музыки Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель" выходят ведущие.
Слайд 32
1 ведущий: Обострившаяся болезнь – процесс в легких - заставила переселиться Антона Павловича на юг России, в Ялту, и до конца дней Чехову пришлось жить вдали от литературной среды Москвы и Петербурга. Лишь изредка врачи разрешали ему приезжать в Москву.
Слайды 33,34,35
2 ведущий: В 1898 году был создан Московский Художественный театр. Чехов писал пьесы для этого театра: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Замечательные режиссеры того времени Немирович – Данченко, Станиславский работали над постановкой пьес и были его друзьями. Талантливая артистка этого театра Ольга Леонардовна Книппер стала женой писателя.
1 ведущий: В 1904 году обострилась болезнь Антона Павловича. 7 января в день рождения Чехова, Художественный театр впервые ставил «Вишневый сад». Автора тепло чествовали, но всем было ясно, что это последняя встреча с больным писателем.
Слайды 36,37, 38,39
2 ведущий: Ольга Леонардовна Книппер – Чехова увезла писателя на курорт в Германию в Баденвейлер. Там он и скончался 2 июля 1904 года. Ольга Леонардовна вспоминала, что даже за несколько часов до смерти тяжелобольного Антона Павловича Чехова не покидало творческое воображение и чувство юмора.
Ведущий намеренно тушит свечи.
Слайд 40
1 ведущий: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительный свет которой мы почти и не замечали. А может, мы всё-таки стали хоть чуточку светлей? Кто знает…
Выход всех артистов на фоне фортепианного цикла " Времена года" картины "Октябрь" П. И. Чайковского
1 ведущий: Прошло стоя пятьдесят пять лет со дня рождения Чехова, но из года в год растет число почитателей этого истинно русского писателя. Произведения его переведены на многие языки мира и широко известны среди народа дальнего и ближнего зарубежья.
2 ведущий: Наш литературный вечер – это еще один пример обращения к творчеству великого русского писателя. Вы посмотрели инсценированные рассказы, это только малая часть его творчества. И если у вас появится желание, пойти в библиотеку и взять книгу с произведениями Антона Павловича, то это будет еще одно личное ваше обращение к его творчеству.
1 ведущий: Пером художника Чехов подготавливал то время, когда человек станет свободным, когда в нем будет «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это желание Чехова созвучно и нашему времени, нам, современным людям, живущим в ХХI веке. Читайте и учитесь жизни у этого писателя!