Литературная гостиная – это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, это своего рода этапный итог работы, желание поделиться достижениями, сотворить праздник себе, ученикам, гостям.
Гостиная представляет не только творчество писателя, но и его литературноисторическую эпоху.
Литературная гостиная – это создание сценария, это поиск материала, оформление сценария, это поиск истины, это труд, творчество зрителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В стране березового ситца" »
Литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина "В стране березового ситца"
Добрый вечер, дорогие друзья! Приглашаем вас в нашу литературную гостиную.
Звучит романс “Отговорила роща золотая”
1-й ведущий:
Поэты родины моей... Какие судьбы роковые, Какие души золотые, Какая искренность очей. Подобно бойким удальцам, Они в созвучья не играли, Другие думы не давали Спокойно биться их сердцам. То грянул гром, то взвился смерч, Но жили гордо, хоть и горько, Не берегли себя нисколько И не взывали их беречь.
2-й ведущий: Нам близко и понятно желание поэта быть нужным людям. Быть нужным своими стихами, то грустными, то нежными, то бесшабашно удалыми.
Наш литературно-музыкальный вечер посвящен великому российскому поэту – Сергею Александровичу Есенину. Сергей Есенин предвидел своё всемирное признание:
Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт.
2-йведущий: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года. Сегодня в этом зале будут звучать стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, и песни на стихи Есенина.
1-й чтец: Из воспоминаний сестры поэта Александры Есениной:
“Родина наша – село Константиново Рыбновского района Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнёзд служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина... Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком. На горе, как на ладони, видны протянувшиеся на многие километры сёла и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса.”
2-й чтец читает стихотворение “Русь”.
Звучит романс “Клён ты мой опавший...”
1-й ведущий:
Листопад… Взволнованные листья, Как речные омуты, кипят. Заблудились на тропинках лисьих Огоньки нетронутых опят. Вот сейчас придет сюда Есенин, Под калиной сядет на траву. Журавли грустят в дали осенней, Душу в небо чистое зовут. Не грустите, журавли. Не надо! Опуститесь на родные мхи. Слышите: Сергей под листопадом Вам читает новые стихи...
2-й ведущий:
Он, как будто чародей, Превращал зарю в котенка, Руки милой – в лебедей, Светлый месяц – в жеребенка. Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света. И слились их голоса С чистым голосом поэта.
3-й чтец читает стихотворение“Синий май. Заревая теплынь...”.
4-й чтец: Всеволод Рождественский вспоминал о своей первой встрече с Есениным в редакции “толстого” журнала: “Я отыскал свободный стул и сел в стороне. Прошло полчаса, а может быть, и больше. Входили и выходили посетители. Число ожидающих почти не убывало. Скрипнула дверь. Посередине комнаты остановилась странная фигура.
Это был паренек лет девятнадцати, в деревенском тулупчике, в тяжелых смазных сапогах...
Он стоял в недоумении. Сесть было некуда... Паренек заметил мою потертую студенческую тужурку и решительно направился ко мне через всю комнату.
- Не помешаю? – спросил он просто. Может, вдвоём поместимся? А?
Я подвинулся, и мы уселись рядом на одном стуле. Мой сосед неторопливо разметал пестрый домотканый шарф и покосился на меня. Широкая приветливая улыбка раздвинула его губы, сузила в веселые щелочки чему-то смеющиеся, чуть лукавые глаза.
- Стихи? – спросил он шепотом и ткнул пальцем в рукопись, оттопыривавшую мой карман.
- Стихи, – ответил я, тоже почему-то шепотом, и не мог удержать ответной улыбки.
- Ну и я того же поля ягода. С суконным рылом да в калашный ряд.
И он подмигнул в сторону ожидающих”.
5-й чтец: Из воспоминаний И.Розанова: “Меня удивляло, что о женщинах Есенин отзывался большею частью несколько пренебрежительно.
- Обратите внимание, – сказал он мне, – что у меня почти совсем нет любовных мотивов. “Маковые побаски” можно не считать, да я и выкинул большинство из них во втором издании “Радуницы”. Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.
Это говорилось в 1921 году. В последние годы любовные мотивы нашли довольно заметное место в его лирике, но общее определение “основного” оставалось, конечно, верным”.
1-й ведущий: Женщины Есенина... Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая...
6-й чтец: 1916 год... Есенину – 21, он автор нашумевшего сборника стихов “Радуница”, восходящая звезда русской поэзии.
Лидии Ивановне Кашиной – 30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н.П.Кашиным. Творческие успехи крестьянского сына привлекают внимание владелицы константиновского усадебного дома, и молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое впечатление на обоих... Каждый последующий приезд Есенина в родное село непременно сопровождался посещением особняка Кашиной. Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей от насмешек домашних.
Лидия Ивановна, сама того не подозревая, сыграла особую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной. Кульминацией таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта.
7-й чтец читает стихотворение “Зеленая прическа”.
2-й ведущий: Весной 1917 года Сергей Есенин пришел по делам в редакцию газеты “Дело народа” и в ожидании редактора познакомился с секретарем-машинисткой. Этой машинисткой была Зинаида Николаевна Райх. 22- летняя красавица отличалась жизнерадостностью и чувством юмора.
Со дня знакомства до дня венчания Есенина и Райх прошло всего 3 месяца. Взаимное узнавание сопровождалось потрясениями. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что в конце концов привело к разводу. Это случилось в 1921 году, когда у них уже было двое детей: Таня и Костя.
1-й ведущий: Дети Сергея Есенина – Юрий от первого брака и Татьяна и Константин Есенины – были дружны так же, как и их матери. О знакомстве вспоминает Татьяна Есенина.
8-й чтец: “На бульваре мы нежданно-негаданно познакомились со своим сводным братом – Юрой Есениным. Он был старше меня на 4 года. Его как-то тоже привели на бульвар, и, видно, не найдя себе другой компании, он принялся катать нас на санках. Мать его, Анна Романовна Изряднова, разговорилась на лавочке с нянькой, узнала, чьи дети, и ахнула: “Брат сестру повёз”. Она тут же пожелала познакомиться с нашей матерью”.
9-й чтец: Несмотря на то, что брак с Зинаидой Райх был расторгнут, Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую “легко отдал другому”.
Противоречивые отношения поэта с Зинаидой Райх нашли отражение в стихотворение “Письмо к женщине”.
1-й чтец читает стихотворение “Письмо к женщине”.
Дети танцуют вальс
1-й ведущий: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли “царицей жеста”. Её жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из лёгких. В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Сергеем Есениным, который был моложе её на 18 лет...
Сергей Есенин произвёл на Айседору незабываемое впечатление, перевернул всю её душу, заставил забыть обет безбрачия: в мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. Она стала Вергилием поэта, провезла его по всему миру, открыла перед ним шедевры мирового искусства. Она понимала, что ему тяжело, хотела помочь и не могла. Она обладала не только большим талантом, но и человечностью, нежностью, тактом; но он был бродячим цыганом, пуще всего его пугала сердечная оседлость. В августе 1923 года Сергей Есенин расстается со знаменитой танцовщицей и возвращается в Россию...
А 14 ноября 1925 года, незадолго до своей кончины, он напишет поэму “Чёрный человек”. “Чёрный человек” Есенина испытывает угрызения совести, он помнит Айседору Дункан.
2-й чтец:
Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами... И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.
3-й чтец (в роли поэта):
“Чёрный человек! Ты прескверный гость. Эта слава давно Про тебя разносится ”. Я взбешён, разъярён, И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу... Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою, Никого со мною нет. Я один... И разбитое зеркало...
1-й ведущий: Софья Андреевна Толстая-Есенина познакомилась с Есениным в марте 1925 года и вскоре стала его женой.
Софья Андреевна была истинной внучкой своего деда и напоминала Льва Николаевича даже внешним обликом. Человек вдумчивый, серьёзный, иногда противоречивый. В его любви к Есенину ощущалось проявление нежной заботы, присутствовало благородное намерение стать помощником, другом и опорой поэта. Встреча с Софьей Андреевной не стала для Есенина “проходным” явлением. Эта любовь была для него чем-то иным, по словам своего поэта: “С Соней... совсем не то, что прежде, когда повесничал и хулиганил...” Впечатления от встречи с С.А. Толстой вылились в строки стихотворения “Видно, так заведено навеки”.
4-й чтец: Кольцо, о котором говорится в этом стихотворении, действительно Сергею на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Шутя, Сергей подарил это кольцо ей. Это было простое медное кольцо очень большого размера, и носить такое кольцо было трудно. Но Софья Андреевна сжала его и надела между своими двумя кольцами. Красоты в нём не было никакой, однако проносила она его много лет.
5-й чтец читает стихотворение “Видно, так заведено навеки”.
2-йведущий: Самым преданным другом Сергея Есенина была Галина Артуровна Бениславская. С невиданной самоотверженностью, с редким самопожертвованием она посвящала себя ему. Без устали, без упрёка, забыв о себе, несла она тяжкую ношу забот о поэте – от печатания его стихов до охраны его от “назойливых кабацких друзей”. 3 декабря 1926 года на могиле горячо любимого ею поэта Галина Бениславская покончила с собой.
Звучит романс “До свиданья, друг мой, до свиданья”
1-й ведущий: Сергей Есенин жил в годы великих перемен, больших потрясений. Поэт понимает, что убогая, бедная Русь не может больше “волочиться с сохой по лугам”. Но ему трудно сделать выбор между старой и новой Русью.
6-й чтец:
Певец бревенчатой избы, Твоя любовь не знала чванства, Хрипя, вставал ты на дыбы В защиту русского крестьянства. Деревня старая последний Переживала “ренессанс” – И колокольный звон к обедне Звенел под городской романс. Дорог железных метастазы Опутывали целину – Стальная конница не сразу, А исподволь брала страну.
7-й чтец читает стихотворение “Сорокоуст”.
Звучит романс “Не жалею, не зову, не плачу...”
2-йведущий: Е. Устинова вспоминает: “28-го я пошла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошёл Эрлих – и мы вместе стучались. Я попросила, наконец, коменданта открыть отмычкой. Комендант открыл и ушёл”.
10-й чтец:
В маленькой мертвецкой у окна Золотая голова на плахе; Полоса на шее не видна – Только кровь чернеет на рубахе. Вкруг, на лавках, в полутемноте, Простынями свежими белея, – Девятнадцать неподвижных тел – Ледяных товарищей Сергея. Я присел на чей-то грубый гроб И гляжу туманными глазами, Подавляя слёзы и озноб, Застывая и давясь слезами.
1-й чтец:
Не ушёл – Такие не уходят В мутные загробные края. Вон он, вон В осенней чаще бродит, Чуб волнистый По ветру струя! Без Руси Ему бы стало тесно, Без людей, Без луга и зари... Не ушёл – А растворился в песнях, Чтобы с нами быть и говорить...
1-й ведущий:
Колокольчик в зарослях весенних Снова растревожится, звеня, Снова слышно тихое – Есенин, Это дышит русская земля. Вижу наяву, как утром ранним Где-то в беспредельной глубине, Где-то среди облаков румяных Скачет он на розовом коне.
2-й ведущий:
Сергей Есенин! Это имя – В лесах родной моей России, В берёзах нежных и осинах, В серёжках желтовато-синих, В лугах из зелени весенней, В твоих стихах, Сергей Есенин!