kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Певец страны березового ситца" 120 лет со дня рождения С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Это совершенно неповторимое и своеобразное явление не только в русской, но и в мировой поэзии. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Как мало пройдено дорог, так много сделано ошибок» с грустью признавался поэт.Главное место в творчестве Есенина в то время занимали произведения, в которых дается лирическое изображение русской природы. Часто в картинах природы, нарисованных Есениным, много печали, навеянной горькой судьбой русской деревни.Сложная, противоречивая гамма чувств в душе поэта в его стихах отражала драматизм послереволюционной действительности и, в частности, судьбы русских людей, оказавшихся на чужбине. Ведь сколько метущихся русских душ потеряли себя за годы революции…

Сергея Есенина называют «соловьем России, душой русского народа». В Закавказье, где поэт не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 лет человек должен путешествовать, 30 лет человек должен рассказывать людям обо всем, что он увидел, узнал и понял». Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину.».

Просмотр содержимого документа
«"Певец страны березового ситца" 120 лет со дня рождения С.Есенина »











Литературно-музыкальный вечер

для обучающихся 10-11 классов

«Певец страны берёзового ситца»

К 120 – летию С.А. Есенина





























Певец «страны березового ситца»

Я о своем таланте

Много знаю.

Стихи-не очень трудные дела.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила

Мучила и жгла.

С. Есенин


Наша встреча сегодня посвящена жизни и творчеству С. Есенина. Судьба и лира. Советский поэт 70-80 г. Виктор Боков сказал о нем.: «Есенин-природа. Есенин –дух. Есенин – великая любовь, которая собственно и творит все лучшее, что есть на земле.» А смело можем сказать: «Он нес любовь, земную, светлую, немножко грустную, но беззаветную».


Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Это совершенно неповторимое и своеобразное явление не только в русской, но и в мировой поэзии. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Как мало пройдено дорог, так много сделано ошибок» с грустью признавался поэт.


Да, во многом ошибался Есенин, во многом сомневался, но никогда не изменял он одной привязанности – любви к Родине. «Чувство Родины – основное в моем творчестве» - говорил он. Этим огромным чувством проникнуто все творчество поэта. Русская деревня – поэтическая колыбель Есенина, она пестовала талант поэта, питала его соками родной земли.


Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Отец его Александр Никитич и мать Татьяна Федоровна были из крестьянской среды. А с двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и дедушки со стороны матери. Судьба была его трагичной. В книге «Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин.» в главе «Нерассказанная история» близкая подруга Айседоры Дункан вспоминает: «Уже с самого раннего детства, Сергей Есенин был отдан на воспитание деду по материнской линии, у которого было трое взрослых сыновей. Когда ему было три года, они посадили его на лошадь без седла и стегали животное до тех пор, пока оно не помчалось вскачь с ним. Потом они бросали его в воду и дико ржали, когда он пытался выкарабкаться. Правда, он стал превосходным пловцом, а так как ему часто приходилось от них прятаться, то он и отлично лазал по деревьям.»


Низкий дом с голубыми ставнями...


Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.


До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.


Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.


Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.


Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.


Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.


Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

1924

Очень скоро он совсем отбился от рук и стал защитником бесконечных драк и скандалов. На всю жизнь на нем остались шрамы. Никто его не воспитывал, наоборот в этой грубой жизни все поощряли грубые его выходки, кроме любимой бабушки, которая в конце концов решила, что он должен стать сельским учителем. Большое внимание на духовное становление мальчика в этот период оказал сельский священник Иоанн, Сергей Есенин нередко бывал у него. В этой семье была большая библиотека, которой мальчик пользовался. По словам школьных товарищей, к последнему классу он прочитал уже массу книг. Его детство было как у всех сельских мальчишек.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

Писать стихи Сергей начал довольно рано – в 9 лет, но сознательное творчество относил к 16-18 годам. Его первые произведения печатались в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», идр. «Когда я подрос, - вспоминал Есенин,-из меня очень хотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-приходскую школу, окончив которую я должен был поступать в Московский учительский институт, к счастью, этого не случилось.»

Будущий поэт уехал в Москву, но вместо института поступил в книжную лавку к купцу. Ему было 16 лет. Этот период начала жизни Есенина в Москве совпадает с серьезным увлечением литературой. На этой почве у него возникает конфликт с отцом, не считавшим интересы сына к поэзии серьезным делом. Неприветливо встретила Белокаменная Есенина: «Глядишь на жизнь и думаешь: Живешь или нет? Уж очень она протекает – то слишком однообразно, и что новый день, то положение становится невыносимым. Не читаю, не пишу пока, не думаю.»

Но вот Есенин переходит в типографию, где работал помощником корректора, а потом корректором, сближается с революционно-настроенными рабочими, принимает участие в рабочих массовках, распространяет нелегальную литературу, но революционером-марксистом не станет, хотя будет состоять на учете в жандармерии.

«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.


Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.


Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.


И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.


Песня «Заметался пожар голубой»

Однако гражданские мотивы в этот период не получили развития в творчестве С.Есенина. Хотя он жил в большом индустриальном городе, деревенские впечатления оказались значительно сильнее. В 1916 году вышел первый сборник стихотворение «Радуница». В него вошли стихотворения, идущие из жизни, от крестьянского быта – «В хате», «Девичник», «Поминки». В сборнике немало стихов, написанных поэтом по мотивам религиозных легенд, услышанных им еще от деда. Позже поэт писал: «Я просил читателей относится ко всем Иисусам, божьим матерям и Миколам как к сказочному в поэзии…

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.


Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.



Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".


Главное место в творчестве Есенина в то время занимали произведения, в которых дается лирическое изображение русской природы. Часто в картинах природы, нарисованных Есениным, много печали, навеянной горькой судьбой русской деревни.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.


Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.


В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.


Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?


Отгремел Октябрь. Многие из литераторов, которых Есенин знал близко, оказались в стане врагов революции. Сам поэт встретил революцию с горячим сочувствием, но воспринял ее по – своему. Позднее он писал 6 «В годы революции был целиком на стороне Октября.» Но было бы неверно думать, что Есенин без колебаний и сомнений принял идеи Октябрьской революции. «Принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - говорил он про себя. Поэт представлял себе социализм как некий «мужицкий рай», неизвестно, как и кем созданный в нищей и убогой, безграмотной крестьянской России.

По окончании Гражданской войны началась ломка старого уклада деревенской жизни. Есенин увидел в этом страшную угрозу милой его сердцу старой деревни, которую поэт явно идеализировал, находя в ней только патриархальные порядки, чудесную, нетронутую природу, здоровый крестьянский дух, поэтический мир легенд, сказаний и песен. «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, - заявил Есенин в одном из своих писем того времени. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к обвинениям. На основе таких настроений возникает у Есенина целый цикл стихотворений.

Мучительным был для Есенина разрыв со старым. Не сразу понял он то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключается та душевная драма.


РУСЬ УХОДЯЩАЯ


Мы многое еще не сознаем,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поем,

Как нас учили бабушки и деды.


Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.


Я уходящих в грусти не виню,

Ну, где же старикам

За юношами гнаться?

Они несжатой рожью на корню

Остались догнивать и осыпаться.


Свои мрачные мысли, тяжёлые думы, душевный разлад Есенин пытается утопить в вине. «Москва кабацкая» - так назвал он цикл стихов этого периода. Казалось, нет выхода из тупика, но поэт нашел силы подняться. И рядом с «кабацкими» стихами появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, глубоких раздумий о смысле жизни. Большую роль в том, что «Есенин избежал падения с кручи», сыграли его поездки за границу, в деревню и на Кавказ, совершенные в 1922-1924 г.г.


Узнав о предстоящей поездке поэта за рубеж, недруги его радостно потирали руки: «Есенин не вернется в Россию, он с Советами не в ладах. Есенин устроит грандиозный скандал советской власти». А поэт, побывав за границей, сравнивая Америку, Европу с Россией, понял значение технического прогресса в развитии экономики страны. Однако Мариенгофу в июле 1922 г пишет: «После всего, что я здесь видел, мне очень не хочется, чтобы ты покинул Россию». А в ноябре того же года: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва.»


Вскоре после приезда из-за границы поэт читает новые стихи. Среди них – «Москва кабацкая». Стихи написаны за рубежом, где поэт наблюдал жизнь русских эмигрантов, оказавшихся без родины. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Да.Теперь решено, без возврата», «Пой же на проклятой гитаре», «Сыпь гармоника! Скука, скука» - эти четыре стихотворения напечатаны Есениным как маленькая поэма под единым названием «Москва кабацкая» в Берлине в 1923 году.

Сложная, противоречивая гамма чувств в душе поэта в его стихаха отражала драматизм послереволюционной действительности и, в частности, судьбы русских людей, оказавшихся на чужбине. Ведь сколько метущихся русских душ потеряли себя за годы революции…


«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»


Под гармоники желтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.


И я сам, опустясь головою,

Заливаю глаза вином,

Чтоб не видеть в лицо роковое,

Чтоб подумать хоть миг об ином.


Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвячиной

Над пропащею этой гульбой.


Ах, сегодня так весело россам,

Самогонного спирта — река.

Гармонист с провалившимся носом

Им про Волгу поет и про Чека.


Что-то злое во взорах безумных,

Непокорное в громких речах.

Жалко им тех дурашливых, юных,

Что сгубили свою жизнь сгоряча.


Жалко им, что октябрь суровый

Обманул их в своей пурге.

И уж удалью точится новой

Крепко спрятанный нож в сапоге.


Где ж вы те, что ушли далече?

Ярко ль светят вам наши лучи?

Гармонист спиртом сифилис лечит,

Что в киргизских степях получил.


Нет! таких не подмять, не рассеять!

Бесшабашность им гнилью дана.

Ты, Рассея моя... Рас...сея...

Азиатская сторона!


Когда Есенин вернулся из зарубежной поездки, в стране в полном разгаре был НЭП со всеми свойственными ему приобретениями и потерями. Случилось так, что настроение безысходной тоски и разочарования, потеря веры в себя и безоглядное прожигание жизни, столь характерное для героя «Москвы кабацкой» оказалось в годы Нэпа по-своему в чем-то психологически созвучной и близкой тем, кто надеялся на возрождение старых порядков в России.


В 1923 году была создана центральная часть книги «Москва кабацкая» - цикл стихов. «Любовь хулигана, который включает в себя широко известные стихи» «Заметался пожар голубой», «Дорогая сядем рядом», «Ты прохладой меня не мучай! «Пускай ты выпита другим, «Мне грустно на тебя смотреть».


Летом 1924 года поэт едет в Баку и пишет оттуда, что чувствует себя просветленным. Действительно, на юге он оказался в кругу замечательных, внимательных друзей – бакинских журналистов. Здесь Есенин создает цикл удивительных стихов «Персидские мотивы», включающие такие стихотворения «Улеглась моя былая рана», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ», «Никогда я не был на Босфоре», «Руки милой – пара лебедей», «Быть поэтом – это значит то же…»


Вернувшись с Востока, Есенин с новой силой ощущает свою связь с Родиной. И любовь, эта сочетается у него с большой привязанностью к родной природе, к родным и близким. В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Письмо к матери».


Несмотря на творческий подъем, Есенин так и нес мог до конца порвать со своей беспорядочной жизнью. Не хватало сил вырваться из равнодушных рук «друзей» и «приятелей», которые не замечали, что поэт платит за их пьяное веселье не только деньгами, но и своим сердцем. Это чувствуется в стихотворениях «Слышишь – мчаться сани, «Снежная замять крутит бойко».


Снежная замять крутит бойко,

По полю мчится чужая тройка.


Мчится на тройке чужая младость.

Где мое счастье? Где моя радость?


Все укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.


4/5 октября 1925


Трагическая гибель русского поэта С. Есенина до сих пор является загадкой не только для широкого круга читателей, но и для исследователей его жизни и творчества и даже для криминалистов. В 1925 году тридцатилетний поэт наконец добился всенародного признания, заключил договор об издании своих сочинений, с нетерпением ждал выхода в свет первого тома. «Вот в России почти все поэты умирали, не увидев полного издания своих сочинений. А я вот увижу свое собрание. Ведь увижу!» - восклицал он, заранее предвкушая великую радость.


Весть о смерти поэта отозвалась больно в сердцах соотечественников. Несчетное число людей шло за гробом Сергея Есенина.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Незабываемо, неповторимо! И чем крупнее художник, самобытнее его талант, новаторский поиск, тем труднее порой бывает оценить вклад его в духовную жизнь нации, глубоко раскрыть все грани его дарования. К нам Есенин приходит в детстве со своими чудными стихами о природе, о дорогом сердцу крае, все то что вошло в его сердце и осталось в его поэзии навсегда.

Сергея Есенина называют «соловьем России, душой русского народа». В Закавказье, где поэт не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 лет человек должен путешествовать, 30 лет человек должен рассказывать людям обо всем, что он увидел, узнал и понял». Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину.».


И то, что успел дать нам поэт, - это очень много, это целый мир, который живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о своей Родине.

И заплакали рощи и нивы,

Как узнали, что смолк их поэт,

Кто другой так обнимет березы,

Непритворно, не ради словца?

Вот и льются обильные слезы,

И не будет слезам тем конца.

Сколько красок сменилось осенних,

Сколько пало дождей средь равнин,

А всё памятен, дорог Есенин,

Потому что Есенин один…

Этими словами поэта Василия Фёдорова заканчиваем нашу встречу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Певец страны березового ситца" 120 лет со дня рождения С.Есенина

Автор: Тихамирова Екатерина Ивановна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233318

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства