Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого периода соединялись с глубоко личными переживаниями,воспитать у обучающихся любовь и уважение к Родине, развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»
Бинарный урок литература и история
Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цели:
обучающая: Дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого периода соединялись с глубоко личными переживаниями
развивающая: пробуждение творческого потенциала обучающихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями).
воспитательная: воспитать у обучающихся любовь и уважение к Родине, развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания.
Оборудование: Выставка книг о войне разных авторов; записи песен о войне; фонограмма выступления К.Симонова; иллюстрации, репродукции картин, военных сюжетов, видеозаписи художественных фильмов о войне.
Литература:
1. Константин Симонов стихотворение "Жди меня, и я вернусь..»
2. Владимир Агатов слова песни "Темная ночь"
3. Алексей Сурков слова песни "Землянка"
4. В.Я.Коровина. Литература 8 класс вторая часть. Просвещение. 2003.
Ход урока
I. Организационный момент:
Запись числа, темы. Демонстрируются кадры о Великой Отечественной войне (документальные).
На фоне фильма звучит песня В.А. Лебедева-Кумача и Александрова "Священная война".
II. Изучение нового материала:
Преподаватель литературы: Годы уходят, а память по-прежнему возвращает нас к началу сороковых, к молодости наших бабушек и дедушек, к их судьбе - жестокой, беспощадной, но прекрасной. Прекрасна же она для тех, кто остались в живых, самою возможностью жить, еще и еще, в новых условиях, испытать характер, испытать свое человеческое достоинство...
Преподаватель истории: Поздняя осень 1941г. Холодная, ненастная... Атмосфера величайшего нравственного и психологического напряжения. Идет ожесточенный бой на подступах к Москве - столице нашей! Миллионы советских людей встали под ружье, чтобы защитить свой дом, семью, Родину, их настоящее и будущее. Учения, стрельбы, маршевые роты и... песня в строю:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!
Ощущение от этой песни трудно с чем-либо сравнить: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силы и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя...
Прошли годы, десятилетия, выросли дети отважных воинов , стали старше и сильнее тех ребят, впервые услыхавших и певших эту песню в солдатском строю. А для них эта песня осталась священной... и стоит только услышать ее - и снова холодок по спине, воспоминания, неотразимая эмоциональная реакция. Но не только военные, но и нынешнее поколение помнит о событиях сороковых годов по рассказам старших, по большому количеству литературы, кинематографу, который правдиво и честно отразил трагедию и героику войны. Но поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувствовать ответственность за свою страну. Почему же именно поэзия оказалась необходима людям - тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?! Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу.
Война и любовь внешне контрастны, несопоставимы, оказывались двумя гранями одной человеческой жизни. Когда человек любит, а уж тем более он знает, что его любят, - он храбро сражается. Есть великая правда в том, что любовь к женщине оказывается неотделима от солдатской доблести. Любовь для фронтовика - это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.
III. Выступления обучающихся:
Первый обучающийся: Поэты-фронтовики, пришедшие и не пришедшие с войны, но написавшие песни, которые стали популярны по всей стране (обучающиеся называют фамилии поэтов и их портреты прикрепляют к доске).
Алексей Сурков, Константин Симонов, Владимир Агатов, Алексей Фатьянов, Михаил Исаковский.
Второй обучающийся:Наибольшее признание получают песни в форме любовного признания.
Третий обучающийся: Константин Симонов. Имя этого писателя неразрывно связано со стихотворением "Жди меня, и я вернусь:" Прослушивание стихотворения "Жди меня" в авторском исполнении.
Четвертыйобучающийся: Июль 1941 года. Стихи эти, написанные двадцатипятилетним Константином Симоновым, стали и остались пронзительным шедевром его поэзии. Да и вообще - всей советской лирики времен Великой Отечественной войны.
На вопрос читателя относительно истории текста Симонов в 1969 году ответил: "У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением:" (Это стихотворение посвящено жене Константина Симонова Валентине Серовой)
Добавлю: стало стихотворением, а затем - и песней, и листовкой, и частицей многих и многих солдатских писем-треугольников, посланных домой.
Пятый обучающийся: Чтение стихотворения Константина Симонова "Жди меня" учащимися.
IV. Беседа на выявление восприятия:
Преподаватель литературы:
Работа над текстом стихотворения.
- Какие чувства вызывает стихотворение у читателей?
- Какой интонацией окрашено стихотворение?
- Как построено данное стихотворение?
(Понятие об анафоре (жди: жди: жди:)
Анафора - единоначалие, - повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание.
- Какова роль анафоры в тексте?
- Что связывает стихотворение с устным народным творчеством?
В этих стихах Симонова таинственным и уникальным образом сжились две интонации - тут и присяга, и ворожба. Влюбленная душа - самая зрячая и чуткая, она как бы видит вдаль и вширь, и нет предела её познанию мировых чудес. Это - душа кудесника, и влюбленный сам становится кудесником. Вот почему любовь, как высшая тайна, - родная стихия заклинаний; отсюда они появляются, вырастая, как цветы из бездны.
Из подобных заклинаний - симоновское "Жди меня".
- Какие еще поэтические образы древних заклинаний и заговоров встречаются в тексте?
(В небольшом стихотворении дважды возникает "чародейный" образ огня: "у огня" поминают героя друзья, а любимая "среди огня" спасает его своим ожиданием. С поэтикой древних заклинаний и заговоров связаны и важнейшие образы природного круга: дожди, жара, снега:)
С годами необычайно популярное в пору Великой Отечественной войны стихотворение Симонова "Жди меня" ничуть не утратило своей лирической мощи - просто контуры его восприятия еще больше расширились. Любовь, попирающая смерть и забвение. Любовь, одухотворяющая долг. Любовь, противостоящая злу войны.
Первый обучающийся: Алексей Сурков и его песня "Землянка"
Преподаватель истории:
История создания песни.
Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни "Землянка". Песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. "Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, - пишет автор стихов - поэт Сурков. - Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет". Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке".
Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов"...
Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.
Преподаватель литературы:
Чтение текста и прослушивание фонограммы исполнения песни "Землянка".
- Что рассказывает поэт об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат?
Группа исполняет данную песню.
Второй обучающийся:
Владимир Агатов. Песня "Темная ночь"
Преподаватель истории:
История создания.
"Темная ночь" - одна из самых популярных песен военных лет - написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.
"Всё действие в картине должна была сопровождать симфоническая музыка,- рассказывает Никита Богословский. - Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, Луков - режиссер фильма - решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену. Он пришел ко мне и так ярко обрисовал картину, внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу, без единой остановки, написал мелодию будущей "Темной ночи". Она вошла в фильм без изменений".
Теперь дело было за текстом. К счастью, в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта на несколько дней навестить жену и маленького сына поэт Владимир Агатов. Режиссер фильма, встретив его на вокзале, повез в студию, не дав даже повидаться с семьёй. Мелодия, которую на студии наиграл поэту Богословский, и душевное состояние Агатова, рвавшегося увидеть жену и сынишку, сделали свое дело: родились слова, которые и сейчас, спустя десятилетия, не оставляют равнодушными.
По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была "на устах буквально у каждого фронтовика", потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины. Её первым исполнителем был Леонид Утесов.
"Помню, было это в помещении театра имени Ленинского комсомола, - пишет Утесов. - Пою: "Темная ночь, только пули свистят по степи..." - и вижу, как люди плачут. Песня произвела огромное впечатление".
Прослушивание фонограммы песни. Чтение текста обучающимися.
Преподаватель литературы:
- Как любовь родных и близких помогала бойцам на войне?
- О чем вспоминают бойцы на привалах?
Третий обучающийся:
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Исаковскому. Его имя связано с песнями "Дан приказ ему на Запад", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату", но самой популярной песней Исаковского стала "Катюша".
V. Закрепление нового материала:
Творческая работа обучающихся: История создания стихотворения "Катюша". Работа над статьей учебника "Фронтовая судьба "Катюши" (В.Я.Коровина. Литература 8 класс вторая часть. Просвещение.2003. Стр. 217). Чтение статьи, ответы на вопросы к статье.
Прослушивание песни "Катюша", выразительное чтение и исполнение песни учащимися.
VI. Итог урока:
- Какое из стихотворений и история его создания вас поразила, запомнилась? Почему?
VII. Домашнее задание:
Найти стихотворение о войне, подготовить его выразительное чтение и историю создания произведения.