Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Эти дети, по определению, качественно отличаются от своих сверстников, опережают их в развитии.
В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы. У одаренных детей отличная память и раннее языковое развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Принципы организации работы с одаренными детьми »
Томилова Маргарита Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ№94 г.о.Тольятти
Самарской области
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Естественно предположить, что выдающиеся люди получаются из «выдающихся» детей, которых следовало бы считать одаренными. Но ни для кого не секрет, что большая часть людей, достигших определенных высот, обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обыкновенных, массовых школах.
Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено». Это то, что ему «даровано». А уже признав это, мы говорим о «земном» или «божественном» происхождении дара. Хотя в старой истине говорится: неталантливых, а следовательно, неодаренных от природы людей не бывает.
Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Эти дети, по определению, качественно отличаются от своих сверстников, опережают их в развитии.
В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы. У одаренных детей отличная память и раннее языковое развитие.
Их отличает сосредоточенность и большое упорство в решении задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Вместе с тем им может недоставать эмоционального баланса: они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.
Трудности, с которыми приходится сталкиваться одаренным детям:
- односторонность развития (некоторые родители ограничивают общение детей с товарищами);
- отторжение одаренного ребенка коллективом (ребенок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения и идти на компромисс);
- отношение с педагогами (не всегда складываются благополучно, потому что учителя может раздражать проявление их «чрезмерной» умственной активности).
Талант, даже большой, останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уже о скромных поначалу способностях, о склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы.
Дар, имеющийся у каждого, проявляется в различных аспектах палитры одаренности:
общей (умственной);
художественной (в искусстве, литературе, музыке, прикладном искусстве);
социальной (умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения);
= 2 =
спортивной (моторной), которая проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы и др.)
В наше время работа с одаренными детьми насущна, востребована обществом. Система специализированных школ, кружков, студий дополнительного образования не охватывает всего круга одаренных детей.
В 1975 году создан Всемирный Совет по таланту и одаренности детей. В 1988 году разработана программа международного сотрудничества в области выявления, обучения и развития одаренных детей.
Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляется за счет специально разработанных государственных программ.
Для определения способностей и одаренности используются специальные методики.
Имеются противоречивые мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Например, условия раннего обучения благоприятны для юных математиков и музыкантов. Таланты в гуманитарной области проявляются позже.
Психологи рекомендуют для выявления одаренных детей оценить учащихся степень развитости определенных личностных черт:
Самооценки: «Я не буду писать дальше упражнение, так как хорошо знаю правило».
Эгоцентризм: (ребенок смотрит на мир только сквозь призму своего мнения и практически не способен встать на позицию другого, учителя) «Я буду играть на уроке, потому что я так хочу»
Демонстративность: (желание всегда быть в центре внимания) «Посмотрите, что я сделал»
Эмоциональность: (чувствительность) «Как вы не могли полить цветы, ведь они умрут от жажды!»
Произвольность поведения (умение подчинять свои желания требованиям необходимости) «Я не буду шуметь, так как это мешает другим».
Способность к оценке (критичность) «Мне нравятся Ленины стихи, они красиво написаны, лучше, чем…, потому что…»
Психологи предлагают школу, которая поможет оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей. По следующему списку качеств:
Память: ученика можно считать «маленьким компьютером», если он сказал: «Эту мысль о Пушкине я прочёл в прошлом году».
= 3 =
Внимание: «крайне сосредоточенным» можно назвать ребенка, бегавшего на перемене, но вот звенит звонок, и он уже готов долго заниматься, не отвлекаясь.
Способность к анализу, синтезу: «маленький ученый» быстро разложит предложенную информацию на составляющие, сделает вывод.
Продуктивность мышления (это способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество идей) – «генератор идей»
Старательность (перфекционизм): ученик способен довести результаты своей деятельности до соответствия высоким стандартам, например в каллиграфии.
Гибкость мышления: способность быстро изменять, вносить коррективы в деятельность, объединять знания, умения… Это ученик – «ловкий, говорливый менеджер» ( из растекшейся на рисунке краски кляксы превратит в изображение…)
Оригинальность мышления «оригинал»: ученик выдвигает в нестандартные идеи, видит «необычное» в «обычном».
Когда нам предлагают «создать банк одаренных детей», то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведет на очередной олимпиаде или конференции НОУ.
Одни и те же могут быть одаренными детьми по разным предметам.
Что же такое одаренность в отношении русского языка и литературы? Способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность? Особое врожденное стилистическое чутьё, которое случается все реже и реже?
Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое потеряло…
Условия современности мы должны воспринимать как данность, хотя они не способствуют развитию вышеперечисленных талантов. И все же…
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, есть склонные к обобщению, есть прирожденные исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одаренности. Одаренные ребята в школе могут составить НОУ – научное общество – это добровольное творческое объединение.
В НОУ ребята освоят с увлечением простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, смогут подвести итоги проделанной и запланировать дальнейшую работу.
= 4 =
Когда есть проблема, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Тем более, что помощь в работе им может оказываться
профессионалами-учителями школы, вузовскими преподавателями со своими студентами (по своей структуре)
В НОУ могут быть выделены разные секции, например:
литературная;
лингвистическая;
математическая;
историческая;
традиционные народные промыслы и т.д.
Работа в НОУ предусматривает несколько уровней:
младшие школьники через игровую, познавательную творческую деятельность;
средние через знакомство с основами исследования, работу с книгами, литературой;
старшие через научно-исследовательские работы для предоставления на конференциях НОУ или регионального, республиканского, международного уровня.
Работа носит личностный характер. Тематика детских научных работ должна соответствовать научному профилю конкретной секции.
Формами работы НОУ является организация:
Лекториев по темам проектов, по отдельным вопросам науки.
Выставок.
Проведение научных конференций.
Организация круглых столов для обсуждения вопросов учебной и исследовательской деятельности.
Издание «Учебных записок», сборников, летописи общества.
Подготовка учебных пособий.
Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
Кропотлива работа в НОУ. Даже при одном деле, например, издательском – в выпуске ежегодного сборника детских работ участи принимают многие члены НОУ.
В гуманитарной области работа в НОУ не подменяет целостного гуманитарного образования (равно как и в других областях знаний).
На занятиях предполагается научно-исследовательская работа с текстом. Построено занятие должно быть на первоначальном интересе к тексту (т.е. к чтению, как к процессу). Ученик должен понимать смысл прочитанного, владеть русским языком (не грамотностью, а пониманием того, что он говорит), должен иметь определенный культурный уровень.
= 5 =
Внешняя начитанность и фактическая нахватанность мало соотносятся с понятием гуманитарной одаренности.
Важен параметр личности школьника – работоспособность.
Да, это трудоемкий процесс, как для учащегося, так и для учителя. Работу со школьниками по литературе можно разделить на 3 блока: лекции, анализ текста, письменные работы.
Для лекции нужна продуманная схема (подобрать интересный, важный материал, сформулировать проблему, задать неожиданный вопрос, незаметно подвести к ответу, разрушить стереотип, показать неожиданно большое количество подходов к проблеме и … хороший уровень риторики) А учеников нацелить на живой разговор. Важное место, в котором занимают вопросы учеников.
Другая форма научно работы – разбор научной литературы; домашние сочинения, носящие исследовательский характер. Учитель ведет ученика в процессе работы, вырабатывается навык самостоятельного исследования и критерий значимости здесь – степень продвинутости юного исследователя в решении данной проблемы.
Получается, надо учить научности, а не играть в неё.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми в НОУ нужно отметить 3 момента:
ПЕРВОЕ. Проблемы одаренного ребенка – результат богатства и сложности его интеллектуальной жизни, для презентации которой у него не хватает средств выражения.
Главная задача – научить общаться с себе подобными в процессе коллективной творческой работы, проявляя индивидуальность, сохраняя особенность.
ВТОРОЕ. Высокопрофессиональные педагоги в работе с одаренными детьми не должны «бояться» детей, уровень которых выше, чем у учителя. Эту ситуацию надо научиться принимать без внутреннего протеста.
ТРЕТЬЕ. Работа в НОУ с одаренными детьми предполагает тесное сотрудничество с высшей школой, но не подменяет подготовку профессиональных математиков, литераторов или подготовку к поступлению в ВУЗы.
Главная цель работы с одаренными детьми – воспитание честного, образованного, порядочного и здорового человека, не потребителя, а готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и трудиться для их достижения. Думаю,что принципиально можно осуществить работу в НОУ по определенным секциям в тесном сотрудничестве с педагогами лицея искусств.
Одной из первой ступенек к созданию НОУ гуманитарной секции считаю творческую мастерскую. Одаренные в этой области дети – чуткие к слову, к словесному образу. Это юные таланты – поэты и прозаики. Но вообще-то все начинается даже не со слов. Все дело в душеустройстве человека. Душа – исходное, начало и основа стихов. Или чего-нибудь иного, что
= 6 =
тоже подпадает под понятие «поэзия». Можно сочинять стихи, рисовать, вышивать крестиком, со слезами восторга наблюдать за птичкой на обледенелой ветке. Страстное, непреодолимое желание выразить себя, откликнуться на красоту мира и острую красоту жизненных коллизий, любовь к миру и к жизни, с которой не справиться – вот что рождает поэтическую форму участия в жизни.
Поэтами рождаются! Гордиться или горевать? И то, и другое. Или – не то, и не другое. Как повезет, как сложится. Какая эпоха, какой народ, какая общественная и личностная потребность в стихах. В одну эпоху воспевают Прекрасную Даму, в другую зовут в бой за Родину, а в третью пробавляются чтивом и прагматично делают деньги. Не угадать. И это или ломает судьбу рожденного поэтом, или делает его героем и национальным достоянием.
Дети пишут стихи, неумелые, но искренние, точные. Почти по-лермонтовски, «на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова!»
И мысли, порой простые и ординарные, жемчуг – так себе. Но ценностно, что есть эти детские опусы как отклики на серьезные конкурсные темы об экологии, войне, мироустройстве…
А слово и жизнь накрепко связаны:
Не убедят, втоптавши слово в грязь,
Принизив непреклонностью событий.
Судьба и слово – связанность, не связь,
И друг от друга силой не отбить их…
Юные поэты неравнодушны, у них есть страстное желание понять жизнь и поймать её суть на кончик пера. Поэт не должен быть равнодушным. Сытость ему не показана. А сытость – это не результат хорошего обеда, это равнодушное устройство души. Чувства, переживания движут стихи. Тем поэты и отличаются от прочих, что у них очень низкий болевой порог.
Стихи рождаются от боли,
И нет на свете больше тем.
Все остальное – лишь обои,
Которые сорвут со стен.
И в юных душах есть, что сказать миру, и через борьбу со злом равнодушия могут быть видны зачатки подлинного служения поэзии. Избранным назначен этот дар, этот крест. Эта миссия. Это высокое счастье!
Ах, молодость! Какая благодать!
Как просто жить. Как трудно сочинять…
А мастерство? Да это – просто знать:
Как трудно жить, как просто сочинять!
= 7 =
Нехитрое дело, казалось бы – стихи писать. Мы стараемся, ведем одаренных детей по дороге знаний к мастерству. А из скольких самых разнообразных непростых компонентов состоит уже их жизнь!
И в заключении позволю себе проистекающее из жизненного опыта пожелание в работе с одаренными детьми – НЕ НАВРЕДИТЬ.